СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование пространственного мышления учащихся 5 – 6 классов посредством применения моделей геометрических тел и их конструирования.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственного мышления учащихся 5 – 6 классов посредством применения моделей геометрических тел и их конструирования.»

«Расскажи ребёнку – услышит,

покажи - увидит,

дай потрогать – поймёт..»

Тема проекта: Формирование пространственного мышления учащихся 5 – 6 классов посредством применения моделей геометрических тел и их конструирования.  

Целью работы является разработка системы практических занятий для учащихся 5-6 классов по формированию пространственного мышления.

Задачи проекта:

  • Формирование у учащихся основных геометрических понятий;

  • Создание условий для подготовки учащихся к изучению систематического курса геометрии;

  • Развитие конструктивных умений и навыков посредством: развития мыслительных операций, развития чертежных навыков, конструирования;

  • Развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики, необходимой для успешного обучения;

  • Развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

Объектом исследования является пространственное мышление учащихся.

Предмет исследования – процесс формирования пространственного мышления в 5 – 6 классах.

Методы:

  • Изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по теме работы;

  • Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование учащихся;

  • Экспериментальные методы: организация и проведение опытного обучения; проведение контрольных срезов с целью выявления уровня развития пространственного мышления учащихся; анализ результатов педагогического эксперимента.









Известно, что основные трудности при изучении математики в школе возникают в ходе изучения геометрии. Связано это с тем, что недостаточно развито пространственное воображение, что затрудняет выполнение чертежа.

Для развития пространственного воображения на уроках геометрии я использую различные модели геометрических тел.

Работа с моделями не только помогает ученику представить форму, но развить пространственное мышление. После работы с моделями учащиеся лучше строят и конструируют на плоскости. 

Модели изготавливают дети самостоятельно, под моим руководством на дополнительных занятиях или дома. Изготовление и применение моделей геометрических тел позволяет повысить познавательный интерес, доступность изложения и усвоения нового материала, способствует укреплению сотрудничества учителя с учениками. За каждую модель выставляется оценка в журнал. Таким образом, для кабинета математики, силами учеников, изготовлено много различных моделей, как каркасных, так и поверхностных из картона.

Изготовленные модели применяются на уроках геометрии в старших классах и для изучения наглядной геометрии в 5-6 классах.

Они позволяют определить площадь поверхности, объем, выполнить измерения длин, углов и его элементов.

Применяются модели при объяснении нового материала, проверке домашнего задания; при проведении лабораторных и практических работ на нахождение площадей и объемов геометрических тел в старших классах, а также при изучении наглядной геометрии в 5-6 классах.

Сегодня хочу вам показать применение различных моделей при изучении математики в 5-6 классах в виде практических работ.


  1. Место темы в системе знаний по предмету

Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию. На изучение наглядной геометрии в курсе:

- 5 класса отводится 31ч., в том числе тема «Фигуры в пространстве» 9ч.;

- 6 класса – 28ч., в том числе тема «Фигуры в пространстве» 7ч.

Содержание обучения.

5 класс. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.

6 класс. Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов). Понятие объёма, единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 5 класса

Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба.

Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.

К концу 6 класса

Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка.

Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед.

Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма;

Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.


  1. Практические работы

5 класс

Практическая работа № 1

Тема «Многогранники. Изображение многогранников. Модели пространственных тел»

Тип урока. Изучение нового материала.

Материалы к уроку: модели многогранников (параллелепипед, куб, тетраэдр, октаэдр).

  1. Подсчитайте количества вершин, ребер и граней у простейших тел – параллелепипеда, куба, тетраэдра и октаэдра. Внесите в таблицу данные.

  2. Примените формулу Эйлера для данных многогранников.

    Многогранник

    Г

    Р

    В

    Формула Эйлера

    В+Г=2+Р

    Параллелепипед





    Куб





    Тетраэдр





    Октаэдр





  3. Ответьте на вопросы:

- Что можете сказать о количествах граней, вершин и ребер параллелепипеда и куба?

- Как вы думаете, формула Эйлера выполняется для всех многогранников?


Практическая работа № 2

Тема «Объём куба, прямоугольного параллелепипеда»

Тип урока. Закрепление пройденного материала.

Материалы к уроку: модели параллелепипеда (заранее детям можно дать домашнее задание – принести коробку, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда), карандаш, линейка, ручка.

  1. Измерьте ширину, длину и высоту прямоугольного параллелепипеда и занесите в таблицу.

    Ширина, мм

    Длина, мм

    Высота, мм

    V=?

    Рисунок













  2. Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда.

  3. Изобразите прямоугольный параллелепипед.

Практическая работа № 3
«Прямоугольный параллелепипед»
(выполняется на клетчатой бумаге)

Рассмотрите рисунок и выполните задания:

1. Выпишите все невидимые грани параллелепипеда.

2. Известны длины ребер: АВ = 3 см, АD = 6 см, AK = 4 см. Запишите длины ребер MN, NL, DL.

3. Начертите грань АВМK в натуральную величину.

Практическая работа № 4
«Многогранники»

Материал к уроку: пластилин, нож для пластилина, карандаш, ручка, линейка.

  1. Слепите из пластилина куб. Разрежьте его на две части, выбирая разные направления Нарисуйте куб и покажите для каждого случая, как проходит по кубу линия разреза.

  2. Какие многогранники могут получиться при разрезании куба плоскостью?

Практическая работа №5

Тема "Развёртка куба"

Материал к уроку: пластилин, зубочистки, карандаш, ручка, линейка, бумага А4, ножницы, клей.

  1. Из пластилина и зубочисток составь куб.

  2. Измерь ребра куба.

  3. Изобрази развертку своего куба на бумаге, вырежи и склей из нее куб.

Практическая работа №6

Тема «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Материал к уроку: 2 емкости прямоугольной формы, вода.

  1. Влейте в одну емкость воду.

  2. Перелейте из данной емкости воду в другую емкость.

  3. Какой вывод сделаете по отношению к объемам емкостей?

  4. Вычислите объём первой и второй емкостей.


6 класс

Практическая работа №1

Тема «Изображение пространственных фигур. Призма»

Материалы к уроку: модель призмы, линейка, карандаш, ручка.

  1. Изобразите данную модель призмы.

  2. Обозначьте вершины призмы.

  3. Заполните таблицу.

Рисунок

Названия

Обозначение на чертеже


Основания


Боковые грани


Боковая поверхность


Полная поверхность


Боковые ребра


Высота


Диагональ




Практическая работа №2

Тема «Изображение пространственных фигур. Пирамида»

Материалы к уроку: модель пирамиды, линейка, карандаш, ручка

  1. Изобразите данную модель пирамиды.

  2. Обозначьте вершины пирамиды.

  3. Заполните таблицу.

Рисунок

Названия

Обозначение на чертеже


Основание


Боковые грани


Боковая поверхность


Полная поверхность


Боковые ребра


Ребра основания


Высота


Практическая работа №1. Параллелепипед

Работа 1. Изобразите в тетради данный параллелепипед. И выполните следующие задания:

А) Назовите все вершины параллелепипеда

Б) Назовите все ребра параллелепипеда

В) Известны длины ребер: АВ = 3 см, АD = 6 см, AK = 4 см. Запишите длины ребер MN, NL, DL.

Г) Выпишите с вашего рисунка все невидимые грани параллелепипеда

Д) Вычислите площадь основания

Е) Вычислите площадь боковой поверхности

Ж) Вычислите площадь полной поверхности параллелепипеда

З) Вычислите объем параллелепипеда

Р абота 2. На рисунке изображен параллелепипед и заданы его измерения. Какое утверждение является неверным?

1) Ребра АВ и KL параллельны.

2) Расстояние от вершины А до ребра LD равно 4 см.

3) Расстояние от вершины В до грани KNML равно 6 см.

4) Диагональ параллелепипеда BL больше диагонали грани KNML.

5. Для каждого рисунка укажите соответствующее ему неравенство.

Практическая работа №2. Шестиугольная призма

Изобразите в тетради данную шестиугольную призму и выполните следующие задания:

А) Закрасьте основания призмы.

Б) Выпишите видимые боковые ребра призмы.

В) Длины ребер оснований призмы равны 10 см, боковые ребра — 15 см. Найдите длину проволоки, необходимой для изготовления каркаса призмы.

Практическая работа №3. Цилиндр

Работа 1. Мичил решил покрасить бочку без крышки изнутри. Размеры бочки составляют: высота – 80 см, диаметр основания бочки – 54 см. Сколько потребуется краски, если на 1 кв.м. расходуется 120 гр краски.

Работа 2. Выполнив необходимые измерения по данной модели цилиндра, вычислите:

А) Площадь основания

Б) Площадь боковой поверхности

В) Вычислите площадь полной поверхности цилиндра.

Практическая работа №4. Конус

Работа 1. По заданной модели конусы выполните следующие задания:

А) Измерьте длину окружности

Б) Вычислите радиус окружности

Работа 2. Изобразите заданный конус в тетради.

А) Постройте осевую симметрию конуса

Б) Отметьте произвольную точку А на боковой поверхности конуса. Постройте точку В, симметричную точке А относительно оси конуса.


Изучение геометрического материала с помощью моделей тел, дает им первые геометрические идеи, развивает у детей визуальное и наглядно-образное мышление и пространственное воображение, развивает у них конструктивные навыки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя