СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ПЗЛК учащихся медицинских колледжей в преподавании предмета «Информационные технологии»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Круглом столе «Пути формирования профессионально-значимых личностных качеств  будущих медицинских работников в процессе  обучения и воспитания». Апрель 2023г.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ПЗЛК учащихся медицинских колледжей в преподавании предмета «Информационные технологии»»

6

Формирование ПЗЛК учащихся
в преподавании предмета «Информационные технологии»


(Выступление на Круглом столе «Пути формирования
профессионально-значимых личностных качеств
будущих медицинских работников в процессе
обучения и воспитания». Апрель 2023г.
С.А. Толокнова)


Широкое использование информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении (цифровая трансформация отрасли «Здравоохранение») Республики Беларусь требует от будущих медицинских работников умений и навыков оперирования компьютерными программами на уровне пользователя, а также сформированной компетентности в части владения профессиональными информационными технологиями.

Современные информационные технологии все больше используются в области здравоохранения. Медицина обретает на сегодняшний день абсолютно новые особенности. Во многих медицинских исследованиях просто невозможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему.


Почти все передовые способы диагностики основываются на компьютерных разработках. К примеру, методы обследования – УЗИ, либо компьютерная томография, невообразимы без компьютера. Однако в медицине использование компьютеров не ограничивается на методах диагностики, они применяются и при лечении различных заболеваний – начиная от составления плана лечения и до управления различным медицинским оборудованием во время проведения процедур, а также выступают в роли единой больничной информационной системы.

Использование современных информационных технологий позволяет тщательно наблюдать за состоянием здоровья пациентов. Электронные медкарты помогут сократить время на оформление бланков. Ведь появившееся дополнительное время можно тратить на осмотр пациентов, уделяя все больше внимания деталям, что так важно в профессии медицинского работника. А также ведение электронных записей (EMR) поможет избежать ошибки. Например, назначение не того препарата или же назначение слишком большой или малой его дозы. Электронные медицинские записи (EMR) в сопряжении с системами поддержки принятия клинических решений способны обеспечить автоматические проверки, предотвращающие подобные ошибки. Доступ к базе из любой точки мира позволяет лучше координировать работу различных специалистов, сокращая время на рассмотрение анамнеза и принятие решения. А время, как мы знаем, очень часто является критическим фактором в борьбе за жизнь и здоровье пациента.

Также использование информационных технологий в сфере здравоохранения даёт возможность докторам консультировать пациентов онлайн практически в любое время и в любой точке мира. Это должно повысить доступность медицинских услуг для населения, особенно проживающего в отдаленных районах, где нет специалистов всех областей медицины.

Построение сложных математических моделей позволяет прогнозировать развитие эпидемий и новых вспышек заболеваемости, что так важно в этот непростой период времени во всем мире. Применение информационных технологий в области изучения человеческого генома позволило разработать специальные генетические тесты, которые могут определить предрасположенность человека к различным онкологическим заболеваниям.

При использовании компьютера в лабораторных медицинских исследованиях в программу закладывают определенный алгоритм диагностики. Создается база заболеваний, где каждому заболеванию соответствуют определенные симптомы или синдромы. В процессе тестирования, используя алгоритм, человеку задаются вопросы. На основании ответов пациента подбираются симптомы (синдромы), максимально соответствующей группе заболеваний. В конце теста выдается эта группа заболеваний с обозначением в процентах — насколько это заболевание вероятно у данного больного. Чем выше проценты, тем выше вероятность этого заболевания.

Программное обеспечение (ПО) для цифровых флюорографических установок, разработанное в НПЦ медицинской радиологии, содержит три основных компонента: модуль управления комплексом, модуль регистрации и обработки рентгеновских изображений, включая блок создания формализованного протокола, и модуль хранения информации, содержащей блок передачи информации на расстояние. Подобная структура ПО позволяет с его помощью получать изображение, обрабатывать его, хранить на различных носителях и распечатывать твердые копии. Особенностью данного программного продукта является то, что он максимально полно отвечает требованиям решения задачи профилактических исследований легких у населения.

Таким образом, использование новых информационных технологий в современных медицинских центрах позволяет легко вести полный учет всех предоставляемых услуг, сданных анализов, выписанных рецептов. Также при автоматизации медицинского учреждения заполняются электронные амбулаторные карты и истории болезни, составляются отчёты и ведется медицинская статистика. Использование информационных технологий в работе поликлиник или стационаров значительно упрощает ряд рабочих процессов и повышает их эффективность при оказании медицинской помощи жителям региона.


Информационно-технологическая компетентность медицинского работника – интегративная характеристика специалиста, выражающаяся в готовности принимать обоснованные и эффективные управленческие решения посредством квалифицированного использования медицинских компьютерных систем и технологий в условиях конкретной ситуации профессиональной деятельности (лечебной, диагностической, профилактической, реабилитационной и др.).

Сформированность информационно-технологической компетентности определяется уровнем развития её составляющих:

  • базовые знания по специальности,

  • овладение современными способами работы с информацией;

  • умение применять информационные технологии как средство самосовершенствования и творчества в профессиональной деятельности,

  • личностные качества будущего специалиста.


Таким образом, уже на начальной стадии профессиональной подготовки существует потребность в создании необходимых организационно-педагогических условий для формирования у будущих помощников врачей и медицинских сестёр соответствующих знаний, умений, навыков, клинического мышления в процессе изучения всех учебных предметов учебного плана, в том числе при изучении информационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют усилению учебно-познавательной мотивации будущих медиков, их привлечению в информационно-коммуникационное пространство с ориентацией на дальнейшую профессиональную деятельность, повышению уровня информационной культуры через умение формулировать проблему с помощью терминов компьютерной модели и правильной интерпретации её построения.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе влияет на профессиональную культуру будущих медицинских работников и их владения базовыми технологиями преобразования информации – умения:

- создавать информационную среду на персональном компьютере для организации своей работы;

- создавать и редактировать текстовые документы;

- использовать электронные таблицы для выполнения вычислений;

- использовать системы управления базами данных для накопления, хранения, передачи и поиска информации по локальной сети и в сети Интернет;

- применять прикладное программное обеспечение в процессе обработки текстовой и графической информации;

- использовать мультимедийные возможности персонального компьютера для создания презентационных документов;

- мотивационная направленность на использование информационных технологий;

- доверие к компьютеру;

- установка на соблюдение этикета электронного общения.


На учебных занятиях преподаватели используют:

  • Электронные учебные пособия

  • Мультимедийные учебно-демонстрационные компьютерные программы

  • Учебно-информационные видеофильмы

  • Компьютерное тестирование для контроля знаний и умений

  • Электронные интерактивные образовательные ресурсы Интернет в режиме On-line

  • Дистанционное обучение (веб-конференции, вебинары, тесты в MOODLE на учебном портале)


ПЗЛК преподавателя:

Доминантные (При отсутствии любого из них преподаватель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.):

  • развитие и саморазвитие информационной культуры;

  • хорошая дикция;

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития учащегося);

  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

  • требовательность к себе и к учащимся (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

  • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

  • волевые качества (целеустремленность – выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);

  • интеллигентность (обаяние, духовность);

  • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учащимися);

  • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

  • креативность (творчество).

Периферийные (не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности):

  • приветливость,

  • энтузиазм,

  • серьезность,

  • наличие чувства юмора,

  • артистичность,

  • инициативность,

  • увлечённость чем-либо (хобби),

  • реальный подход к жизни,

  • любознательность.


Негативные личностные качества преподавателя:

  • беспечность

  • нерешительность

  • подозрительность

  • капризность

  • вспыльчивость

  • злопамятность

  • некоммуникабельность

  • эгоизм

  • мнительность

  • несдержанность

  • равнодушие

  • зависимость

  • мстительность

  • высокомерие

  • холодность

  • безалаберность

  • импульсивность

  • легковерие

  • обидчивость

  • нервозность

  • необязательность

  • завистливость

  • рассеянность

  • неуверенность в себе

  • пассивность


Качества-профессиональные противопоказания для преподавателя:

  • наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.);

  • нравственная распущенность;

  • рукоприкладство;

  • грубость и жестокость;

  • беспринципность;

  • безответственность;

  • некомпетентность в области преподаваемого предмета;

  • низкий уровень общительности.


ПЗЛК учащихся в преподавании предмета «Информационные технологии»:

  • мыслить, анализировать и делать выводы;

  • излагать свои мысли, знания полностью и без искажений, чтобы научить другого;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);

  • обладать хорошими знаниями;

  • вырабатывать навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки;

  • информационно-технологической компетентности;

  • мотивационной направленности на использование информационных технологий;

  • доверие к компьютеру;

  • установка на соблюдение этикета электронного общения и другие


Эффективность подготовки будущего медицинского работника по части профессиональной информационно-технологической компетентности напрямую зависит от степени заинтересованности участников образовательного процесса (преподавателя и учащегося) в использовании компьютерных технологий в учебном процессе и профессионально-значимых личностных качеств преподавателя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!