СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование семейных ценностей на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование семейных ценностей на уроках обществознания»





















ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ





























Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы формирования семейных ценностей на

уроках обществознания…………………………...............................................5

1.1. Сущность понятия «семейные ценности»…….…………………....… 5

1.2. Работа педагога по формированию семейных ценностей у учащихся на уроках обществознания……...............................................................................7

Глава 2. Практическая работа по формированию семейных ценностей у учащихся на уроках обществознания……………………………………………10

2.1. Анализ результатов анкетирования учащихся 5 классов на предмет сформированности семейных ценностей. …………………….…………….10

2.2. Методические рекомендации по формированию семейных ценностей у учащихся на уроках обществознания в 5 классе…………………………….17

Заключение…..………………………………………………………………...26

Список литературы……………………………………………………………27

Приложения……………………………………………………………………29













Введение

С ранних лет у детей необходимо формировать представления о хорошей, дружной семье; учить тому, что создать крепкую семью - это ежедневный труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом - умение каждого уступать, не провоцировать конфликты. Работа любой школы строится в сотрудничестве с семьёй: воспитатели знакомят родителей с традициями воспитания детей в семье, рекомендуют родителям круг домашнего чтения. Отдельные занятия посвящены таким нравственным качествам как послушание, покаяние и раскаяние, прощение, милосердие. На таких занятиях часто использую проблемные жизненные ситуации, которые ставят ребёнка перед выбором действий: пройти мимо чужой беды или помочь; забыть обиду или нет; послушаться родителей или сделать тихонько по-своему; рассказы Л.Толстого, К. Ушинского[8].

Проблема формирования семейных ценностей же у подростков является сегодня одной из самых актуальных в нашей стране и мире.

Ценными для формирования семейных ценностей у подростков являются уроки обществознания. Почти на каждом уроке учащиеся знакомятся с разными сторонами общественной жизни, приводят различные примеры, в том числе и из личного опыта. Это помогает учителю направлять мысли ребят, выявлять проблемы, формировать правильные суждения.

Изучая на уроках тему «Семья», учащиеся знакомятся с представлением о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека. Они узнают, какими бывают семьи, о взаимоотношении в семье. На этих занятиях, ребята могут сыграть разные семейные роли, почувствовать ответственность за принятое решение, убедиться в необходимости взаимопомощи и общения в семье.

На уроках целесообразно использовать проблемные задания и ситуации на тему взаимоотношений в семье. Они дают учащимся возможность сравнить предложенные варианты решения со своим жизненным опытом, задуматься над вопросом: «А как бы я поступил в этой ситуации? Правильно ли я действовал раньше?»

Сегодня на предметы гуманитарного цикла возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

Данная тема была актуальна всегда, так как семья – ячейка общества, и в зависимости от того, как живут семьи, зависит состояние общества. Сейчас о семье как величайшей ценности и семейных ценностях говорится на самом высоком уровне. Проблема утраты семейных ценностей поднимается и Президентом, и Парламентом нашей страны.

Цель исследования работы: рассмотреть теоретические основы формирования семейных ценностей на уроках обществознания в 5 классе, составить методические рекомендации для проведения уроков обществознания по формированию семейных ценностей в 5 классе.

Задачи исследования:

- определить основные понятия формирования семейных ценностей;

- составить анкетирование для школьников с целью выявления семейных отношений для определения приоритетных заданий при составлении технологических карт урока.

- разработать методические рекомендации к проведению уроков по формированию семейных ценностей на уроках обществознания в 5 классе.

- разработать конспект урока «Семья и семейные отношения» для учащихся 5 класса.

Объектом исследования является воспитательная работа на уроках обществознания. Предмет – изучение семейных ценностей на уроках обществознания.

Исследование состоит из оглавления, введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретические основы формирования

семейных ценностей на уроках обществознания

1.1 Сущность понятия «семейные ценности»

При изучении материала по проведению исследований курсовой работе одно из главных понятий - «семейные ценности». Также в тесте часто встречаются понятия «старшие школьники» и «обществознание», поэтому рассмотрим подробнее каждое из них.

Понятие «семья» по словарю С.И. Ожегова: «Семья —группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения, семья —это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью [7].

Так же понятие существует понятие семьи как социального института – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих

Любая семья не обходится без ценностей и традиций. Семейные ценности -культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают нуклеарной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества [1].

В исследованиях по формированию семейных ценностей будет рассматриваться для старших школьников. Чтобы понимать категорию школьников, по учебной программе которой выдается методическая рекомендация, рассмотрим это понятие подробнее.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет) [3].

Подростковый возраст полон противоречий. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать [13].

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:

1. В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;

2. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;

3. Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки

4. Развитие абстрактного мышления;

5. Формирование системы ценностей и жизненной философии;

6. Самоопределение в области образования и профессии;

7. Подготовка к семейной жизни.








1.2. Работа педагога по формированию семейных ценностей на уроках обществознания в школе

На современном этапе развития образования пристального внимания требует проблема формирования и развития системы ценностей школьников. В разные времена философы, педагоги и мыслители исследовали проблему формирования системы ценностных ориентаций личности. Эти ученые в своих работах особое внимание уделяют духовным ценностям, которые позволят воспитывать подрастающее поколение на основе морали и духовности.

Работы А. Макаренко, Ю. Азарова, Ш. Амонашвили, А. Мудрика, А. Бойко, И. Марченко, В. Сухомлинского, С. Акутиной, и других ученых раскрывают педагогический опыт формирования семейных духовно-нравственных ценностей школьников в разные годы [13].

В Законе Российской Федерации 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 66 указаны основные направления различных ступеней образования. Хочется обратить особое внимание на то, что каждая ступень образования в первую очередь направлена на стадии формирования личности [14].

«1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей…

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося…» .

Таким образом, при формировании семейных ценностей у школьников на уроках обществознания учитель должен осознать, что современное общество в своих требованиях к образованию смещает акценты. Современный ученик должен не только обладать обязательным набором предметных знаний, умений и навыков, владеть метапредметными умениями, но главное, должен уметь использовать свой образовательный потенциал для личностного развития. Он должен быть готов к сотрудничеству с окружающей действительностью, должен быть творческой личностью.

Как показывает анализ источников, в реалиях современного общества ученые выделяют несколько основных аспектов семейного воспитания:

‒ Воспитание ребенка здорового не только физически, но и духовно, что достигается созданием социально-экономических условий, способствующих развитию ребенка.

‒ Воспитательное воздействие должно иметь непрерывный, разнообразный характер продолжительного действия.

‒ Для дальнейшей самореализации ребенка, его чувств и восприятий необходимо создать атмосферу любви, эмоциональной защищенности [16].

Одной из граней творческого восприятия мира является креативность. Понятие «креативность» имеет огромное количество определений. И российские, и зарубежные ученые на протяжении многих лет пытаются сформулировать это комплексное определение. Чтобы не углубляться в серьезные теоретические выкладки (поскольку цель моей статьи – практические рекомендации), но при этом определиться с толкованием термина «креативность», я коротко остановлюсь на теории Джоя Пола Гилфорда (1897 - 1987), американского психолога, специалиста в области психологии образования. Гилфорд выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Некоторые из них можно формировать уже на ступени начального общего образования:

· любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);

· беглость (количество идей, возникающих за единицу времени);

· оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);

· гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую).

В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности как способности отказываться от стереотипных способов мышления [2].

Чаще всего педагоги обращаются к понятию «креативность» в аспекте достижения предметных и метапредметных образовательных результатов. В разговоре о формировании духовно-нравственной личности неотъемлемую, а может быть, главенствующую роль играет семья. Задача учителя – подобрать способы взаимодействия с семьей в рамках урочной и внеурочной деятельности используя «креативные» и традиционные методы, которые будут поддержаны семейными творческими традициями. Задания креативного характера объединяют семью вокруг общей цели или общей проблемы, они позволяют родителям и детям найти дополнительные точки соприкосновения, осмыслить свои взаимоотношения, осознать семейные ценности.











Глава 2. Практическая работа по формированию семейных ценностей на уроках обществознания

2.1. Анализ результатов анкетирования учащихся 5 классов на предмет сформированности семейных ценностей

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет, безусловно, классный руководитель, задачей которого является объединить позитивные факторы семейного школьного воспитания. Именно поэтому при составлении уроков по формированию семейных ценностей необходима тесна связь с классным руководителем учащихся, что позволит понять зону, на которую необходимо сделать акценты при составлении технологической карты урока.

Обоснованием к проведению урока или внеклассного мероприятия помимо школьной программы или плана является анкетирование. Провести анкетирование среди школьников можно различными вариантами. В данной работе мы рассмотрим опрос-анкетирование «Взаимоотношения в семье» [20].

Данный вариант анкетирования на предмет формирования семейных ценностей поможет определить взаимоотношения в семье, наличие семейных традиций, а также выявить причину конфликтов между родителями и детьми. В тесте 9 вопросов с несколькими вариантами ответов с закрытыми и открытыми вопросами. Школьнику предлагается следующий лист с вопросами, в котором нужно выделить вариант, который на его взгляд отражает ситуация в его семье. Методика проводится в стандартных условиях, возможна групповая или индивидуальная форма проведения. Обработка результатов исследования помогает выявить «проблемное поле» семьи и оказать необходимую помощь.

  1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

а) очень хорошими;

б) хорошими;

в) не очень хорошими;

г) плохими;

д) очень плохими.

Ответ на данный вопрос позволит узнать мнение о взаимоотношениях в семье глазами школьника, то есть насколько ему комфортно дома в целом. На данный вопрос ответ «а» ответили 7 из 16 учеников, ответ «б» - 5 учеников из 16, ответ «в» - 3 ученика, ответ «г» - 1 ученик, ответ «д» выбран не был. В целом по статистике показатель в пределах нормы.

  1. Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?

а) да;

б) не совсем;

в) нет.

По ответам на второй вопрос можно понять, насколько близки отношения школьника с родителями. По статистике на данный вопрос ответ «а» выбрали 8 из 16 учеников, ответ «б» - 4 ученика из 16, ответ «в» - 4 ученика. В данном вопросе достаточно высокий показатель того, что школьники не всегда доверяют своим родителям, и не считают свою семью дружной.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (перечислите эти традиции)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Традиции – один из важнейших показателей того, насколько родители в семье уделяют время воспитанию детей. Именно поэтому вопрос о традициях в семье оставлен открытым, чтобы школьник мог описать совместное времяпровождения семьи. Данный вопрос не засчитывается в подсчете, но индивидуально при проверке анкетирования на него следует обратить отдельное внимание. В тестировании школьники в основном отметили такие традиции: «ходим гулять», «ездим на природу», «смотрим ТВ», «играем в настольные игры», «ездим в поездку раз в год». Однако, были и такие, кто указал «у нас нет традиций», или «мы мало бываем вместе». Такого рода ответы часто указывают на конфликты и проблемы в семье, поэтому при составлении урока необходимо выделить время для обсуждения семейных традиций.

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

а) ежедневно;

б) по выходным дням;

в) редко.

Четвертый вопрос отображает насколько много времени родители уделяют семье. Ребенку важно часто видеть родителей, а особенно видеть родителей вместе, так как это закладывает «фундамент» будущей модели семьи для ребенка. По статистике на данный вопрос ответ «а» выбрали 9 из 16 учеников, ответ «б» - 4 ученика из 16, ответ «в» - 3 ученика. В целом, статистика по классу в норме, семьи школьников часто собираются вместе, однако, есть ребята, которые видятся всей семьей редко, поэтому при составлении урока по обществознанию стоит уделить особое внимание тому, насколько важно собираться и общаться с семьей.

  1. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

а) решаете сообща жизненные проблемы;

б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

в) работаете на приусадебном участке;

г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

д) обсуждаете вопросы учебы детей;

е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

ж) каждый занимается своим делом;

з) допишите, что ещё ______________________________________

Пятый вопрос отображает как именно распределено время при совместном времяпровождении родителей и детей: распределяются ли обязанности, интересуются ли в семье успехами или проблемами школьника, и т.д. В данном вопросе есть также поле для открытого ответа на вопрос, что позволяет проанализировать воспитательный момент в семье более детально. По статистике на данный вопрос ответ «а» выбрали 2 из 16 учеников, ответ «б» - 4 ученика из 16, ответ «в» - 2 ученика, ответ «г» - 3 ученика, ответ «д» - 1 ученика, ответ «е» - 2 ученика, ответ «ж» не выбрал никто. Один из учеников указал в пункте «з», что «мы практически не собираемся вместе». Большинство ребят указали, что часто проводят время вместе, и трудовые обязанности, как и обсуждение дня, в семье является нормой. Однако были ответы, которые указывают на то, что в семье нет распределения обязанностей, а также проблемами у членов семьи интересуются редко, на что следует обратить особое внимание при составлении урока по обществознанию.

  1. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

а) да;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

д) не бывают.

  1. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

а) непониманием членами семьи друг друга;

б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)

в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

г) разногласиями в вопросах воспитания детей;

д) злоупотреблением алкоголем;

е) другими обстоятельствами (укажите) __________________________________________________________________________________________________________

8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

Отметьте символом «✓».

а) примирение;

б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

в) прекращение конфликта на некоторое время;

г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

Шестой, седьмой и восьмой вопросы связаны между собой, и отображают, является ли школьник свидетелями конфликта, каковы причины возникновения конфликта и способы его разрешения в семье. Как правило, это сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Также ребенок, заимствуя модель поведения родителей при том или ином конфликте, в своей будущей жизни самостоятельно будет решать конфликт аналогичным способом. По статистике на 6й вопрос ответ «а» выбрал 1 из 16 учеников, ответ «б» - 5 учеников из 16, ответ «в» - 5 учеников, ответ «г» - 4 ученика, ответ «д» - 1 ученик. На 7й вопрос ответ «а» выбрал 1 из 16 учеников, ответ «б» - 1 ученик из 16, ответ «в» - 6 учеников, ответ «г» - 3 ученика, ответ «д» - 1 ученик, в ответ «е» были включены следующие варианты: «папа поздно вернулся», «я получил плохую оценку», «мы редко ругаемся» или «мы не ругаемся». На 8й вопрос чаще всего были использованы ответы «а» (в 10 случаях) и «б»(в 7 случаях), реже встречались «в»(4 раза), «д» (1 раз), и «г» не отметил ни один из школьников. При анализе ответов на данный вопрос было выявлено большое кол-во учеников, которые достаточно часто являются свидетелями конфликтов, а также некоторые из ребят указывают на нарушение этики и злоупотребление алкоголем, причем конфликты имеют затяжной характер. Это указывает на необходимость обсуждения с детьми в ходе урока способов их разрешения.

  1. Как вы реагируете на семейные конфликты?

а) переживаю, плачу;

б) становлюсь на сторону одного из родителей;

в) пытаюсь помирить родителей;

г) ухожу из дома;

д) замыкаюсь в себе;

е) отношусь безразлично;

ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

з) пытаюсь найти поддержку в других людях.

В девятом вопросе отражено личное отношение школьника к конфликтам в семье. Ответ на этот вопрос позволит выявить, насколько школьники могут выходить из конфликтных ситуаций. По статистике на данный вопрос ответ «а» выбрали 5 из 16 учеников, ответ «б» - 4 ученика из 16, ответ «в» - 3 ученика, ответ «г» - 1 ученика, ответ «д» - 1 ученика, ответ «з» - 2 ученика, ответ «ж» не выбрал никто. Из ответов по данному вопросу следует, что достаточно большой процент ребят при семейных конфликтах плачут или же встают на сторону одного из родителей.

По результатам опроса для составления статистики составлена следующая расшифровка по балловой системе:

  1. а) 5, б) 4, в) 3, г) 2, д) 1

  2. а) 3, б) 2, в) 1

  3. Открытый вопрос.

  4. а) 3, б) 2, в) 1

  5. а) 5, б) 5, в) 4, г) 4, д) 3, е)3, ж)2, з)0

  6. а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5

  7. а) 5, б) 2, в) 3, г) 4, д) 1, е)0

  8. а) 5, б) 4, в) 3, г) 2, д) 1,

  9. а) 3, б) 2, в) 1

  10. а) 3, б) 5, в) 4, г) 2, д) 1, е)3, ж)2, з)1

По данным подсчетам у учеников результат колеблется от 36 до 8 баллов. За ответ на открытый вопрос, где ученик самостоятельно указывает ответ, баллы не учитываются. На данные вопросы при проверке обращает внимание учитель для дальнейшей индивидуальной работы в случае необходимости. Чем выше результат по пройденному анкетированию, тем стабильнее ситуация в семье ребенка.

Выделена следующая классификация для выявления нестабильного положения в семье:

36-30 – отлично (отношения в семье теплые и дружеские, учащийся чувствует себя комфортно и свободно делится со взрослыми возникающими трудностями)

29-23 – хорошо (учащийся чувствует себя в семье комфортно, но есть случаи непонимания между родителями и ребенком, однако, общий уровень стабильности в семье в норме)

22-16 – удовлетворительно (данный показатель считается тревожным сигналом, в семье есть недопонимания, которые отражаются на состоянии ребенка, необходимо провести беседу с родителями);

15 и ниже – плохо (при выявлении данного показателя необходима беседа школьного психолога с учащимся, а также беседа с родителями, так как данный результат свидетельствует о нестабильном положении в семье).

Анкетирование «Взаимоотношения в семье» был проведен в МБОУ «Разинской СОШ» с учениками 5 «а» класса. По итогам тестирования выявлены следующие результаты:

Из 16 учеников восемь человек указали на отличный уровень взаимоотношений, шесть на хороший, один человек сослался на удовлетворительные отношения и один на полное непонимание в семье.













Исходя из результатов данного тестирования было принято решение разработать методические рекомендации по формированию семейных ценностей на уроках по обществознанию в 5 классе.


2.2. Методические рекомендации по формированию семейных ценностей у учащихся на уроках обществознания в 5 классе

Перед началом формирования методических рекомендаций к проведению уроков обществознания на тему «Семья и семейные ценности» в 5 классе, рассмотрим основания для формирования ценности семьи у подростков [19].

Ценностное отношение к семье, безусловно, относится к категориям нравственного воспитания. Исследователи (И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.) отмечают значимость и сложность нравственного воспитания и указывают, что нравственная сфера личности включает в себя три компонента:

  • мотивационно-побудительный;

  • эмоционально-чувственный;

  • рациональный, или умственный.

Мотивационно-побудительный компонент содержит мотивы поступ­ков, нравственные потребности и убеждения. Воспитание ценности семьи и семейных отношений только тогда будет эффективным, когда в основу его будет положено побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном раз­витии, то есть, когда он сам хочет иметь здоровую семью быть хорошим семьянином. Этот компонент наи­более важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред [19].

Эмоционально-чувственный компонент включает нравственные чувства и эмоции. Эмоции бывают положительными: радость, благо­дарность, нежность, любовь, восхищение и т. п. и отрицательными: гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Преобладание тех или иных эмоций оказывают существенное влияние на становление нравственных чувств, поэтому эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, воспитывать [19].

Рациональный, или умственный, компонент содержит моральные зна­ния – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся так­же принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки [19].

Поэтому «Уроки семьи и семейных ценностей» должны быть построены так, чтобы развивались все три компонента нравственной сферы подростков.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.

Место семейных ценностей подростков различается в зависимости от возраста. В возрасте школьников 13 – 16 лет приоритетными понятиями являются «родные и близкие», «здоровье», «друзья», и на начальном этапе происходит формирование понятий «любовь» и «брак».

«Уроки семьи и семейных ценностей» в 5 классе рекомендуемо ориентировать на воспитание у школьников чувства ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций, осознании истории семьи, как части истории своего народа [15].

К числу наиболее эффективных форм проведения «Уроков семьи и семейных ценностей» на основной ступени школы можно отнести следующие:

Для формирования рационального (умственного, когнитивного и т.п.) компонента применимы такие методы как лекция, рассказ, объяснение (т.е. монолог педагога); беседа и диспут – методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников; поучение примером - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности.

Для формирования эмоционально-чувственного и мотивационно-побудительного компонентов применима группа методов по организации деятельности и формированию опыта поведения.  Положительный опыт поведения здесь создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации:

  • деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет «личностный смысл»;

  • позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов;

  • руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

Наиболее эффективны для формирования ценностного отношения к семье так называемые воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта, выбора правильного решения и пр. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений [9].

Для старшего подростка наиболее эффективными в плане формирования нравственных ценностей, в том числе и ценности семьи оказываются такие виды деятельности как общение со сверстниками, общение с младшими, утверждающее контраст подростковой взрослости, общение со «значимыми взрослыми» и социально-значимая деятельность, осуществляемая в процессе этого общения. Особенно эффективны такие формы воспитания для подростков с девиантным поведением, поскольку позволяют преодолеть отклонения от социальных норм.

Данные методические рекомендации были применены на уроках обществознания в 5 классе в МБОУ «Разинская СОШ». Согласно тематическому планированию на 2017 – 2018 год по обществознанию (Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (ФГОС) Боголюбов Л., Виноградова Н., Городецкая Н.), выделено 35 часов, из которых 7 часов отведено главе под названием «Семья».

При проведении уроков согласно рекомендаций необходимо использовать задания, которые воспитывают личностный смысл создания семьи и ответственное отношение к ней. Уроки ориентированы на воспитание у школьников чувства ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций, осознании истории семьи, как части истории своего народа, что отображено в заданиях уроков.


Тематическое планирование учебного материала по главе II. Семья (7 ч)


№ урока

Тема урока

Методические

рекомендации

8, 9

Семья и семейные отношения

Для развития рационального компонента школьникам рекомендованы задания с анализом какого-либо источника (например, притчи, сказки или мультфильма), после чего детям предлагается ответить на вопросы, связанные с предметом анализа. По итогам анализа у детей должно сформироваться четкое представление об ответственности за свои поступки по отношению к членам семьи на конкретном ярком примере.

По эмоционально-чувствительному компоненту классу рекомендованы задания по рассмотрению семейных ценностей (например, «Ромашка» (в нем обобщены главные понятия и ценности семьи), задание на составление портрета благополучной и неблагополучной семьи (позволяет составить правильный эмоциональный портрет семьи у школьников)).

Для создания мотивационно-побудительного компонента преподаватель обозначает проблемные вопросы. Это позволит удержать внимание школьников в ходе двух занятий и заложить в основу его воспитания побуждение к развитию, так как школьник проявляет при поиске ответов на проблемные вопросы активное участие в своём нравственном раз­витии.

10, 11

Семейное хозяйство

Для развития рационального компонента школьникам предусмотрено задание с предусмотренным анализом какого-либо источника, связанного с нецелесообразным ведением хозяйства (например, мультфильм "Федорино Горе"), после чего им предлагается ответить на вопросы, связанные с источником. По итогам анализа у детей необходимо сформировать четкое представление о том, что бывает в случае неправильного отношения к семейному хозяйству, и как данной ситуации можно избежать.

По эмоционально-чувствительному компоненту классу рекомендовано задание с рассмотрением картины, или рисунка (например А.А. Пластова "Ужин тракториста") где четко просматривается распределение обязанностей в семье. Также эмоционально-чувствительный компонент формируют задания самостоятельного включения в процесс семейного планирования (например, "Смоделируйте семейный бюджет" (где необходимо составить бюджет на месяц в тетради) и "Черты расточительного хозяина" (где предлагается заполнить схему совместно с учителем), которые позволяют составить эмоциональный портрет хорошего хозяина (хозяйки) в доме)

Для создания мотивационно-побудительного компонента преподаватель обозначает проблемные вопросы, а так же предлагает сформулировать тему самостоятельно, что позволяет детям быстро включится в процесс и поддерживать интерес в ходе урока.

12, 13

Свободное время

Для развития рационального компонента школьникам предусмотрено задание с анализом источника по теме свободного времени (например, статьи известного психолога Л.М. Гайсина о феномене времени), после чего школьникам предлагается ответить на вопросы, связанные текстом, который был прочитан. По итогам анализа у детей необходимо формировать понимание того, как можно организовать свой досуг. При этом в вопросах рекомендовано сделать акцент на том, как можно провести свободное время с семьей. Это позволит ребятам поразмышлять на тему совместного досуга и предположить идеи.

По эмоционально-чувствительному компоненту классу рекомендованы задания, в которых можно определить, какое время препровождения приносит пользу, а какое нет (например, анализ статьи детского журнала с выдержками из детских писем о том, что делают читатели в свободное время). Также рекомендованы задания в группах на самостоятельный анализ предоставленной информации, по которой необходимо дать развернутый аргументированный ответ (например, "Польза или вред?" где школьники предлагают все "за" и "против" того или иного вида отдыха – пикник с семьей, просмотр телевизора, игра на компьютере и т.д.).

Для создания мотивационно-побудительного компонента школьникам рекомендованы игры с установлением логической связи, которые помогают поддерживать интерес к уроку (например, "Угадай" - игра на выстраивание логического ряда картинок в одно определение).

14

Семья (урок обобщения и систематизации знаний)

Для систематизации полученных ранее знаний рекомендованная форма проведения урока – систематизация полученных знаний. Здесь рекомендованы задания с фронтальной формой проведения (например, назвать термины по пройденной теме с карточек), групповые (в группах разобрать предложенные учителем конфликтные ситуации с последующим разбором), или же индивидуальные (самостоятельная работа, тест)

В качестве подробного примера проведения уроков на формирование семейных ценностей в 5 классе в Приложении 1 приведена Технологическая карта уроков №8, 9 на тему «Семья и семейные отношения».









Заключение

Семейное воспитание − это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определённых качеств и умений у детей. Чем лучше будут родители понимать, кого они хотят воспитать и как это сделать, тем успешнее будет их воспитательная деятельность. Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в собственной, затем, возможно, в семье своих детей.

Целью исследования было рассмотреть теоретические основы формирования семейных ценностей на уроках обществознания в 5 классе, составить методические рекомендации для проведения уроков обществознания по формированию семейных ценностей. В исследовании стояли задачи определить основные понятия формирования семейных ценностей, составить анкетирования для школьников с целью выявления семейных отношений для определения приоритетных заданий при составлении технологических карт урока, разработка методических рекомендаций к проведению уроков, а также отобразить применяемую методику при разработке конспекта урока «Семья и семейные отношения» для учащихся 5 класса.

В ходе выполнения данного исследования с помощью указанного списка используемой литературы были выполнены все поставленные цели и задачи.

Жизнь семьи − это лакмусовая бумажка, которая проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребёнку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи - всё это и создаёт аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Роль школы, которая также является институтом первичной социализации помочь в этом учащимся.


Список использованной литературы

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

  2. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. – М.: Народное образование, 2002. – 112 с.

  3. Воробей Н.Ю. Обществознание. Обязательные понятия, термины школьного курса. – М.: Эксмо, 2018. – 48 с.

  4. Караковский В.А., Григорьев Д.В. «Школа нравственного воспитания» журнал «Завуч», № 6, 2007 г. – с.15

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты 2 поколения. Просвещение. 2014 г. – с.5

  6. Куликова О.С., Сиротина Н.А. «Программа нравственно-эстетического воспитания», Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 7, 2012 г. – с.10

  7. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. «Отечество: гражданское и нравственное воспитание», Москва, ВАКО, 2009 г.- с.40

  8. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.Ж., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей. М.: Изд. центр «Академия», 2007. -115с.

  9. Под редакцией Джоан Дж. Зильбах. Дети в семейной психотерапии: Практическая работа и профессиональное обучение. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 208 с.

  10. Семейный кодекс Российской Федерации - Омега-Л, 2019 г. – 49 с.

  11. Обществознание. 5 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой — 3-е изд. 2013. — 127 с.

  12. Семья и семейное воспитание. Кросс-культурный анализ на материале России и США. – М.: РГСУ, 2009. – 420 с.

  13. Станкевич О. В., Кущенко С. В., Прокудина Е. П., Боева О. В., Куляев Н. А., Козловский С. Н., Мищенко А. В., Станкевич А. В. Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных ценностей // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 103-106

  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации"» № 273-ФЗ – М., Норматика, 2019 г. - с.144

  15. Хуторской А.В. «Педагогика. Учебник для вузов», - Санкт-Петербург, Питер, 2019 г. – с.603.

  16. Шевченко, Н. И. Педагогические технологии. Социализация школьников на уроках обществознания / Н.И. Шевченко. - Москва: ИЛ, 2012. - 208 c.

  17. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. – 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 320 с.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. Филатова Е.В. – Урок обществознания на тему «Семья и семейные отношения в 5 классе в 2х частях, методические рекомендации - https://infourok.ru/otkritiy-urok-tema-semya-i-semeynie-otnosheniya-klass-chast-3776774.html

  2. Ленинградская К. - Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в дошкольных общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях – Барнаул, 2012 г. - https://pandia.ru/text/78/606/91007.php

  3. Писаренко В.В. – Тесты дети и родители - https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/03/17/testy-deti-i-roditeli

  4. Сысоева О.О., - Диагностические методики изучения семьи учащихся - https://multiurok.ru/files/diaghnostichieskiie-mietodiki-izuchieniia-siem-i-u.html.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!