СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социально-трудовой и эстетической компетенции учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социально-трудовой и эстетической компетенции учащихся

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально-трудовой и эстетической компетенции учащихся»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГБСУСО МО

ДМИТРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ













Формирование социально-трудовой и эстетической компетентности учащихся



Подготовила и провела Бакланова И.В.,

учитель технологии

















г.Дмитров

2017 год

Формирование социально-трудовой и эстетической компетентности учащихся

Общая задача вспомогательной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Однако опыт работы многих вспомогательных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов.
На развитие трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитатель-ной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практики.
В процессе обучения учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются прежде всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школьников в трудовом обучении.
Профессионально-трудовое обучение во вспомогательной школе строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель — подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Эта цель достигается решением целого ряда задач. Рассмотрим главные из них:
1. Исправление недостатков в трудовой деятельности учащихся и повышение на этой основе общего уровня ее развития. Характерные для олигофренического слабоумия особенности психики затрудняют формирование прежде всего умственных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается менее совершенной, чем учащихся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели в планировании работы, в трудностях овладения необходимыми знаниями и сложными двигательными действиями, в особенностях переноса трудового опыта. Таким образом, в целом трудовая деятельность учащихся вспомогательной школы осуществляется на более низком уровне, чем у детей и подростков с нормальным интеллектом.
В то же время из опыта обучения и ряда исследований известно, что этот уровень во многом зависит от организации трудового обучения и производственной практики учащихся вспомогательных школ.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют подготовить большинство выпускников вспомогательной школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллекту работающего. Следовательно, путем специальной организации обучения общий уровень развития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен.
Задача исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся и развития на этой основе ее общего уровня является специфической для вспомогательной школы. Она во многом определяет особенности постановки трудового обучения, т. е. его содержание, методику и организацию.
Рассматриваемая общая задача включает ряд частных задач, каждая из которых направлена на коррекцию и развитие отдельных сторон трудовой деятельности учащихся (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности). Общая задача содержит также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекционную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной школы, установление для учащихся общих правил, помогающих им правильно действовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и в соблюдении организационных требований.
Трудовое обучение во вспомогательной школе, так же как и в массовой, решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся. В целом такие задачи не являются специфическими для обучения детей и подростков с недостатками интеллекта. Однако их решение происходит иначе, чем в массовой общеобразовательной школе. Специфичность здесь проявляется в самом решении названных за-дач (в методике обучения и воспитания) и в уровне их сложности.

2. Нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Необходимое условие решение— развитие у школьников на доступном для них уровне нравственного сознания. В то же время известно, что некоторые нравственные понятия не могут быть усвоены учащимися вспомогательной школы во всей их полноте и сложности, поэтому особое значение приобретает формирование навыков и привычек нравственного поведения, развитие нравственных чувств (чувство долга, ответственности за порученное дело, отзывчивости, уважения к старшим, заботы о младших и слабых) и качеств личности (честность, правдивость, стойкость, умение преодолевать собственные недостатки).
Во вспомогательной школе встречается группа детей с глубоким нарушением эмоционально-волевой сферы, нравственное воспитание которых включает специальные меры коррекции.
Трудовое воспитание школьников предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.
Важнейшие результаты трудового воспитания — внутренняя убежденность учащихся в том, что труд—основа жизни человеческого общества и священная обязанность каждого гражданина.
Необходимо иметь в виду, что воспитание у школьников устойчивого положительного отношения к урокам труда во многом определяет успешность решения указанных выше коррекционных задач трудового обучения.
Физическое воспитание. Трудовое обучение во вспомогательной школе оказывает большое влияние на физическое развитие учащихся. Учебный труд здесь составляет значительную часть учебного времени, а обучением в мастерских охвачены учащиеся, начиная с IV класса. Эти условия предъявляют определенные требования к гигиене труда, при соблюдении которых труд положительно влияет на состояние здоровья и физическое развитие учащихся: совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная сила, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой системе.
Гигиенически правильно организованная трудовая подготовка развивает работоспособность школьников.
Эстетическое воспитание в трудовом обучении заключается в формировании у школьников умения воспринимать (а также воспроизводить в своей деятельности) красоту труда и человеческих взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с оборудования учебной мастерской и установления правил поведения учащихся на уроках труда, во время производственной практики и экскурсий. Требования эстетики должны найти свое отражение как в оформлении помещения мастерской, так и в конструкции оборудования, а также в его внешнем виде.
Необходимое условие эстетического воспитания — высокий уровень общей культуры труда учащихся и, в частности, высокое качество изготовляемой ими продукции.
Рассматривая задачи воспитания, нужно отметить, что воспитывает не только сам труд, но и общественные отношения, в которых осуществляется трудовая деятельность учащихся. В этой связи важная задача — воспитание правильных взаимоотношений между учителями и учащимися, между самими учащимися, а также включение школьников в сферу влияния коллектива взрослых рабочих во время производственной практики.
3. Формирование доступных школьникам технических и технологических знаний. Трудовое обучение во вспомогательной школе по объему и сложности теоретического обучения уступает профессиональным учебным заведениям для подростков с нормальным интеллектом.
Учебные программы по труду во вспомогательной школе предполагают формирование самых необходимых знаний, без которых подготовку по определенной профессии, даже при наличии у школьников соответствующих навыков, нельзя считать завершенной. Практическая работа учащихся в мастерских и теоретическое обучение—это две взаимосвязанные и равноправные части трудовой подготовки. Недопустимо отдавать предпочтение какой-либо одной из них, ослабляя внимание к другой. Недостатки в овладении техническими и технологическими знаниями снижают уровень трудовой самостоятельности учащихся в новой для них ситуации. Низкая способность в приобретении технических знаний отрицательно сказывается на •возможности повышения выпускниками вспомогательной школы своего квалификационного разряда на производстве.
Основное условие успешного формирования знаний 3 включается в непосредственной связи изучаемых теоретических сведений с практической работой школьников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!