СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование студенческого коллектива. процессы групповой динамики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При формировании студенческого коллектива необходимо учитывать процессы групповой динамики, которые происходят практически в каждой учебной группе.

Просмотр содержимого документа
««формирование студенческого коллектива. процессы групповой динамики»»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

в пгт Советский









ДОКЛАД

на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

ПРОЦЕССЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ»










Доклад подготовила:

Председатель МККАГ_________З.Ф. Поска






Советский, 2022 год







При формировании студенческого коллектива необходимо учитывать процессы групповой динамики, которые происходят практически в каждой учебной группе.


Рассмотрим фазы развития группы:

1. Фаза ориентации (адаптационная). Это период становления, формирования группы, когда каждый ищет свое место, решает вопросы типа, как мне себя представить, кто эти люди, кто мне нравится, примут ли меня. Поскольку обучающиеся еще друг друга не знают, то опасаются вести себя активно, наступательно, соответственно уровень несогласия в группе высок.

2. Фаза конфликта (активации, активного напряжения). На этой фазе обучающихся волнуют вопросы типа, могу ли я здесь получить то, что желаю, как мне получить это, кто на меня влияет в большей или меньшей степени, как мне оказать влияние. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение, обучающиеся, как правило, открыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на два или больше лагерей. На этой фазе можно управлять конфликтом, не подавляя его и не уходя от него.

3. Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая). После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, фиксации норм определяющих поведение в группе. Вновь появляется неопределенность в высказываниях, как на начальном этапе, но она служит другим целям – изменению формы разногласий.

4. Фаза консенсуса или поддержки: группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советует, принимает решения, характеризуется высокой групповой сплоченностью, но не подавляет отрицательных эмоций, сознательно допускает проявление враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждебные чувства

Если группа не достигает сплоченности, то она может остановиться на первой или второй фазе.

Процесс адаптации сопровождается:

  • Повышенным уровнем тревоги

  • Агрессивным поведением

  • Неуверенным поведением

  • Соперничеством в группе

  • Конфликтным поведением


При работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к студенческой жизни:

  • знание обучающихся о структуре обучения в техникуме, знание своих прав и обязанностей;

  • изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;

  • консультативная помощь психолога;

  • помощь кураторов в организации академической группы в целом;

  • помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной и общественной работы обучающихся.


Показателями социальной адаптации являются:

  • на уровне группы: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры (группа, отделение, техникум);

  • на уровне техникума: знание инфраструктуры (корпуса, общежития, библиотека, профком, др.); знание руководства (зав.отделения, Зав.уч., директор).


Показателями учебной адаптации являются:

  • ориентация в учебном расписании, аудиториях, корпусах;

  • умение пользоваться библиотекой, электронным каталогом, информационными образовательными ресурсами;

  • наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т.д.).


Показателями результативности реализации психолого-образовательного сопровождения обучающихся должны стать следующие критерии.


На уровне группы:

– низкий процент «отсева» обучающихся;

– академическая успеваемость;

– сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы;

– отсутствие конфликтов.

На уровне отдельного обучающегося:

– определенность с выбранной специальностью;

– полная взаимосвязь с куратором;

– участие в делах группы;

– овладение навыками самопрезентации;

–готовность к осознанному и самостоятельному построению образовательной траектории.


Действия куратора во время периода адаптации.

Адаптация первокурсника в техникуме – первая, наиважнейшая задача куратора.


На этом этапе куратору необходимо:

1. Заочное знакомство с группой

Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Ознакомление с личными делами обучающихся позволит выявить потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости обучающихся (согласно школьным оценкам).


2. Провести знакомство с Техникумом

Знакомство и пояснение Устава техникума, прав и обязанностей обучающихся, с правилами внутреннего распорядка;

Представить преподавателей, которые ведут занятия в группе;

Провести знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь обучающимся освоиться в стенах вуза

3. Провести знакомство в группе

Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации обучающихся к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы необходимо провести знакомство обучающихся в группе.

Знакомство группы позволяет, во-первых, обучающимся лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, куратору получить максимальное количество информации о них.


4. Выбор актива группы

Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить обучающихся на серьезное отношение к происходящему, направить их в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не верным).


5. Мероприятия с группой

Кроме кураторского часа преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых в техникуме.

Куратор в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами.

Уровень сплочения внутри группы возрастает при соревнованиях с другими группами.


6.Информирование о процедуре проведения первой сессии

Критическим для обучающихся первого курса является экзаменационный период. Это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределённости.


7. Подведение итогов первого семестра и учебного года.

Подведение итогов проводится на собрании группы в конце учебного семестра.

Адаптация обучающихся к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Успешно сданная первая сессия позволяет предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!