СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование толерантной личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантной личности»

Формирование толерантной личности

(выступление на педсовете)

Автор: Любас Ольга Богдановна

Глобализация современного мира постоянно напоминает человеку о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур, но уже небезопасны как для конкретных социальных субъектов, так и для мира в целом. В связи с этим в настоящее время очень актуально изучение толерантности как основного принципа взаимоотношений людей. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в мире.

Жизнь ребенка, с первых месяцев своего рождения протекает в семье и воспитывается в рамках одной национальной культуры. Затем ребёнок идёт в школу и множество других общественных институтов. С рождения у ребенка формируются определённые личностные качества, характер, моральные ценности.

Школа как общественный институт имеет большие возможности по воспитанию у детей толерантности. Сюда приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.

Проблема воспитания толерантности у школьников актуальна в наше время. Учитель должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать в каждом ученике толерантную личность.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность рассматривается как высшая человеческая ценность для любой личности, тем более если мы говорим о подрастающем поколении. Толерантность предполагает уважение, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: “Терпение и труд всё перетрут”, “Умный смиряется, глупый надувается”, “Терпя, в люди выходят”, “Нетерпение сродни опрометчивости” и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения.

С точки зрения А. Г. Асмолова, толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках.

Как определяет понятие «толерантность» словарь С. И. Ожегова? Заглянув в него, можно найти три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Как известно, для развития личности важны социальная ситуация развития и ведущая деятельность. С этой точки зрения, дополнительное образование обладает огромным потенциалом в развитии подростка, так как в них создается пространство, где ценным и значимым признается самобытность каждого, стремление к самосовершенствованию, развитию. Сегодня существует много форм, способов организации работы с детьми.

Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс формирования у детей толерантности.

Для успешного формирования толерантности у младших школьников я провожу свою деятельность в следующих направлениях:

- работа с личностью;

- работа ближайшим окружением;

- работа с коллективом (группой).

Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это – этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, изучение других культур.

В своей деятельности я довольно часто использую такой метод, как беседа. Этот метод получения информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализую через различные формы, в частности, использую отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формирую в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, бесед и т.д.

На занятиях внеурочной деятельности я часто провожу с детьми игры, читаем стихи, сказки и т.д. по толерантности.

Таким образом, толерантная личность развивается только в доброй среде: будь то семья, школа, класс. Необходимо помнить, нам, педагогам, что формирование у детей основных понятий нравственности, морали – процесс очень сложный, длительный и противоречивый. От педагогов, учителей зависит многое. Их целенаправленная деятельность предполагает изменение самого ребёнка как субъекта общения, учения, деятельности. У ребёнка должны быть выработаны стереотипы толерантного поведения. Дети должны уметь сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия, быть терпимыми друг к другу, к различным национальностям и народностям, к их культуре, религии.



Вывод. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все дети в классах были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.





















Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

“Педагогика сотрудничества” и “толерантность” – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам.

Смысл своей деятельности, как учителя, в формировании толерантных отношений вижу в содействии повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть их готовности и умению вступать в диалог. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности

Главное в работе педагога – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их предрасположенности к контактам в коллективе. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность.

Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности я стараюсь исходить из следующих идей:

  • Ребенок, школьник – это, прежде всего, человек, то есть “живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение”. Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, –личность, то есть, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.

  • Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.

  • Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления помочь другому человеку, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!