Формирование толерантной личности
(выступление на педсовете)
Автор: Любас Ольга Богдановна
Глобализация современного мира постоянно напоминает человеку о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур, но уже небезопасны как для конкретных социальных субъектов, так и для мира в целом. В связи с этим в настоящее время очень актуально изучение толерантности как основного принципа взаимоотношений людей. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в мире.
Жизнь ребенка, с первых месяцев своего рождения протекает в семье и воспитывается в рамках одной национальной культуры. Затем ребёнок идёт в школу и множество других общественных институтов. С рождения у ребенка формируются определённые личностные качества, характер, моральные ценности.
Школа как общественный институт имеет большие возможности по воспитанию у детей толерантности. Сюда приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
Проблема воспитания толерантности у школьников актуальна в наше время. Учитель должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать в каждом ученике толерантную личность.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантность рассматривается как высшая человеческая ценность для любой личности, тем более если мы говорим о подрастающем поколении. Толерантность предполагает уважение, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: “Терпение и труд всё перетрут”, “Умный смиряется, глупый надувается”, “Терпя, в люди выходят”, “Нетерпение сродни опрометчивости” и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения.
С точки зрения А. Г. Асмолова, толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках.
Как определяет понятие «толерантность» словарь С. И. Ожегова? Заглянув в него, можно найти три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Как известно, для развития личности важны социальная ситуация развития и ведущая деятельность. С этой точки зрения, дополнительное образование обладает огромным потенциалом в развитии подростка, так как в них создается пространство, где ценным и значимым признается самобытность каждого, стремление к самосовершенствованию, развитию. Сегодня существует много форм, способов организации работы с детьми.
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс формирования у детей толерантности.
Для успешного формирования толерантности у младших школьников я провожу свою деятельность в следующих направлениях:
- работа с личностью;
- работа ближайшим окружением;
- работа с коллективом (группой).
Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это – этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, изучение других культур.
В своей деятельности я довольно часто использую такой метод, как беседа. Этот метод получения информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализую через различные формы, в частности, использую отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формирую в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, бесед и т.д.
На занятиях внеурочной деятельности я часто провожу с детьми игры, читаем стихи, сказки и т.д. по толерантности.
Таким образом, толерантная личность развивается только в доброй среде: будь то семья, школа, класс. Необходимо помнить, нам, педагогам, что формирование у детей основных понятий нравственности, морали – процесс очень сложный, длительный и противоречивый. От педагогов, учителей зависит многое. Их целенаправленная деятельность предполагает изменение самого ребёнка как субъекта общения, учения, деятельности. У ребёнка должны быть выработаны стереотипы толерантного поведения. Дети должны уметь сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия, быть терпимыми друг к другу, к различным национальностям и народностям, к их культуре, религии.
Вывод. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все дети в классах были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.
Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
“Педагогика сотрудничества” и “толерантность” – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам.
Смысл своей деятельности, как учителя, в формировании толерантных отношений вижу в содействии повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть их готовности и умению вступать в диалог. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности
Главное в работе педагога – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их предрасположенности к контактам в коллективе. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность.
Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности я стараюсь исходить из следующих идей:
Ребенок, школьник – это, прежде всего, человек, то есть “живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение”. Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, –личность, то есть, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.
Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.
Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления помочь другому человеку, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.