Формирование у обучаемых общих компетенций в области культуры взаимоотношений социального пространства
Неверова Ирина Юрьевна, преподаватель
ГАПОУ СО «Екатеринбургский автодорожный колледж»
Студенческая жизнь – это не только бесконечные лекции, экзамены, зачёты, это ещё и внеклассные мероприятия которые делают жизнь студентов в колледже более разнообразной и интересной.
Основной целью моей работы как классного руководителя является научить студентов самостоятельности и ответственности в решении любых вопросов. А это в свою очередь помогает формированию инициативных, стремящихся к самосовершенствованию специалистов в выбранной профессии. Для этого я поручаю студентам самостоятельно готовить и проводить классные часы, помогая лишь найти необходимый материал.
Целью классных часов является формирование умения:
находить необходимую и интересную информацию, быть активными во внеклассной деятельности группы;
доступно и интересно излагать материал, привлекать внимание слушателя;
активно и дружно работать в коллективе, общаться с сокурсниками без конфликтов (взаимопонимание), толерантное отношение к труду своих товарищей.
С самого первого классного часа я объясняю студентам, что классные часы проходят по расписанию и являются уроком эстетического и культурного развития студентов колледжа. Он позволяет научиться самостоятельно, осуществлять поиск нужной информации, в ходе подготовки к выступлениям, и развивать свою речь. Ведь в будущем, на производстве, специалисты должны уметь культурно и правильно выражать свои мысли, умело организовывать работу среди сотрудников.
По каждому пункту плана внеклассной работы на семестр назначаются ответственные студенты за подготовку и проведение конкретного мероприятия по конкретным датам. При этом учитывается, чтобы каждый студент группы участвовал хотя бы в одном - двух мероприятиях учебного семестра и выполнял общественное поручение. Староста группы и ответственный за подготовку классных часов, напоминают и помогают в подготовке мероприятий.
Но, не смотря на мои разъяснения по поводу необходимости внеклассных мероприятий, на начальном этапе обучения студентов в группе, я постоянно встречаю нежелание в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.
Студентов всегда интересуют романтические свидания, дискотеки, праздники, встречи с интересными людьми, увлекательные путешествия и тому подобные мероприятия, а не скучное чтение и прослушивание лекций, которые надоедают им на занятиях по изучаемым дисциплинам.
Современная молодёжь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе, это живо, трепетно ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скептицизмом.
Как сделать жизнь студентов не только более разнообразной и интересной, но и наполненной глубоким смыслом? Как зажечь в душе каждого студента огонь энтузиазма? Как сделать так, чтобы студенческие годы запомнились на всю жизнь?
Для того чтобы внеклассные мероприятия не были скучными, однообразными и надоевшими в данной работе я предлагаю использовать сочетание информационно–лекционных классных часов с игровыми и конкурсными программами. Когда серьёзность соседствует с игрой, рождаются необыкновенная студенческая романтика, калейдоскоп возможностей и буря страстей, налаживаются и выстраиваются взаимоотношения среди студентов группы, «тихие и замкнутые» студенты раскрываются и узнают свои возможности. Кроме того, студенты в результате сплотившегося в группе коллектива начинают ценить лучшие стороны своих сокурсников и стараются стать лучше, улучшаются и показатели в учёбе.
Цели игровых и конкурсных программ:
воспитание духовно-нравственных и этических качеств личности студентов;
развитие навыков культуры общения и организации коллективной работы;
формирование дружбы и взаимовыручки в коллективной работе;
реализация самоуправления студентов в группе, возможность проявить личностные способности и качества;
активизация форм проведения культурного досуга студентов.
С учётом установившихся традиционных праздников, вкусов и интересов студентов я включаю в воспитательную работу сценарии конкурсов и шоу-программ, проводившихся в моей группе например на такие темы как:
познавательно-игровая программа «Познай себя»;
конкурсно-игровая программа «Снимаем шляпу перед словом Дружба»;
юмористическая конкурсная программа «Джентльмен - шоу»;
фольклорно-интеллектуальная игра «Славянские обычаи и традиции» и другие мероприятия.
Так как подготовка конкурсной программы занимает достаточно много времени у студентов и классного руководителя, рекомендую проводить такие мероприятия не более одного-двух в учебный семестр, этого вполне достаточно, наряду с общими мероприятиями, проводимыми в колледже. Время подготовки и проведения внутригруппового мероприятия в виде игры или конкурса позволяет студентам подружиться, лучше узнать друг друга и, конечно же, делает студенческую жизнь более интересной и яркой. Классный руководитель в это время лучше узнаёт внутренний мир своих подопечных и определяет, как с ними в дальнейшем работать. Так же рекомендую вовлекать в подготовку и проведение таких мероприятий поочередно абсолютно всех студентов группы. Робкие и не смелые постепенно раскрываются и с новой стороны узнают самих себя, начинают верить в себя и свои способности.
Практические советы:
Сочетайте проведение игровых конкурсов с познавательными, что бы было разнообразие. Кроме того, это расширяет кругозор знаний студентов.
Принимайте всегда активное участие в подготовке и проведении мероприятий. Когда студенты видят, что вы проводите мероприятия не для «галочки» и вам не безразличен их досуг, они активнее участвуют в общественных мероприятиях.
Мечта любого классного руководителя в создании единого и дружного коллектива. Эта работа сопряжена с большими трудностями и занимает много времени. Иногда, к сожалению, эта работа сопровождается мало заметными положительными результатами, в отличие от ожидаемого.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если её осуществлять систематически, с применением современных комплексных психолого-диагностических методик и воспитательно-профилактических технологий.
Предлагаю использовать в воспитательной работе следующие виды воспитательно-профилактических технологий:
Технологии знакомства, группового и ролевого структурирования:
обеспечивают принятие студента группой;
способствуют самовосприятию, познанию себя и группы;
создают возможности для поиска и нахождения в процессе группового взаимодействия социально приемлемых ролей, реализация которых обусловливает личностный рост и социальную компетентность, сплочённость группы.
Введение и создание правил, норм жизни группы и традиций:
предполагают на первом этапе знакомство с нормами и правилами жизни образовательного учреждения, его традициями (педагоги, родители, братья и сёстры – бывшие выпускники), а на втором – поддержание собственных, привлечение к их реализации;
обеспечивают стабилизацию отношений, преемственность в сохранении социально-полезных и социально-ценных способов поведения и деятельности.
Формирование актива группы и развитие самоуправления:
способствуют освоению студентами позитивных способов социального взаимодействия в группе;
управление группой сверстников и организация жизнедеятельности в наиболее важных в соответствии с возрастом и интересами сферах;
тренирует навыки принятия решений, ответственности за результат и последствия деятельности группы и своей собственной.
Технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел:
способствует развитию отношений сотрудничества, заботы о группе и колледже;
задаёт социально ценностную направленность активности, инициативы и деятельности студентов;
обеспечивает постепенное в соответствии с возрастными задачами их усложнение и обогащение;
создаёт условия для принятия студента группой и вхождения в неё, для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения в ней;
тренирует социально-приемлемые и социально-ценностные способы их достижения.
Технология анализа педагогами коллективного творческого дела и его анализа группой:
формирует умения подводить итоги, оценивать результат деятельности;
учит делать выводы и анализировать причины успехов и неудач;
прививает навыки доброжелательного, неагрессивного отношения и поддержки друг друга, психологической защиты новичков и слабых;
выявляет трудности и проблемы, особенности поведения, которые необходимо учесть на будущее.
Формирование инициативных групп:
обеспечивает объединение ребят по интересам, по желанию общаться и заниматься совместной деятельностью;
создаёт и поддерживает отношения дружбы, взаимной ответственности (представительство от группы в студенческом совете, на стипендиальной комиссии), ответственности за порученное дело;
развивает навыки организатора, лидера, руководителя, дипломата, коммуникатора;
способствует активизации творческих способностей студентов.
Участие в жизни группы социально успешных взрослых (родителей, выпускников, известных граждан):
обеспечивает участие взрослых в жизнедеятельности группы;
задаёт социально приемлемые, полезные и ценные способы самореализации и самоутверждения;
создаёт условия для идентификации с социально успешными людьми, компенсируя отчасти нарушение этих функций в семье.
Соревнования между группами, участие в общеколледжных мероприятиях:
обеспечивает реализацию творческой активности студентов;
способствует сплочению и формированию чувства «Мы» и гордости за свою команду;
тренирует опыт переживания побед и поражений;
развивает навыки здорового соперничества и продуктивной конкуренции, причастности к ближайшему социуму, малой и большой Родине.
Ведение летописи мероприятий группы:
способствует созданию истории группы, бережному отношению к традициям, их хранению и передаче другому поколению;
углубляет процессы идентификации с группой, сопричастности к её истории;
позволяет найти успешные способы самореализации и самоутверждения не только среди сверстников, но и среди взрослых.
Классное собрание как социально-психологическая технология работы педагога:
формирует навыки сбора, анализа, обобщения и систематизации информации по актуальным для студентов вопросам и проблемам их возрастного развития, функционирования и динамики группы, происходящим жизненно важным событиям в группе, колледже и стране;
развивает умение участвовать в дискуссии, вести её, формулировать и принимать решения, конструировать возможные способы их достижения, осуществлять обратную связь.
Студенческие годы встречаются по-разному. Для одних - это продолжение спокойной жизни под родительской опекой, для других первый шаг в опасную и увлекательную взрослую жизнь, для третьих борьба за выживание в этом мире. Для многих в студенческую пору закладываются основы карьеры, благосостояния, удачного положения, успеха в человеческих отношениях. И классный руководитель в эту пору может стать надёжной опорой и помощником в самосовершенствовании и самореализации студента.
Нужно не быть равнодушным к своему делу, любить своих студентов и жить вместе с ними их студенческой жизнью. Тогда ваши студенты помогут вам оставаться вечно молодыми, активными и жизнерадостными. Их успехи всегда приносят радость и чувство значимости вашей работы.