СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у обучаемых общих компетенций в области культуры взаимоотношений социального пространства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучаемых общих компетенций в области культуры взаимоотношений социального пространства Неверова Ирина Юрьевна, преподаватель

ГАПОУ СО «Екатеринбургский автодорожный колледж»

 

Студенческая жизнь – это не только бесконечные лекции, экзамены, зачёты, это ещё и внеклассные мероприятия которые делают жизнь студентов в колледже более разнообразной и интересной.

Основной целью моей работы как классного руководителя является научить студентов самостоятельности и ответственности в решении любых вопросов. А это в свою очередь помогает формированию инициативных, стремящихся к самосовершенствованию специалистов в выбранной профессии. Для этого я поручаю студентам самостоятельно готовить и проводить классные часы, помогая лишь найти необходимый материал.

Целью классных часов является формирование умения:

  1. находить необходимую и интересную информацию, быть активными во внеклассной деятельности группы;
  2. доступно и интересно излагать материал, привлекать внимание слушателя;
  3. активно и дружно работать в коллективе, общаться с сокурсниками без конфликтов (взаимопонимание), толерантное отношение к труду своих товарищей.

С самого первого классного часа я объясняю студентам, что классные часы проходят по расписанию и являются уроком эстетического и культурного развития студентов колледжа. Он позволяет научиться самостоятельно, осуществлять поиск нужной информации, в ходе подготовки к выступлениям, и развивать свою речь. Ведь в будущем, на производстве, специалисты должны уметь культурно и правильно выражать свои мысли, умело организовывать работу среди сотрудников.

По каждому пункту плана внеклассной работы на семестр назначаются ответственные студенты за подготовку и проведение конкретного мероприятия по конкретным датам. При этом учитывается, чтобы каждый студент группы участвовал хотя бы в одном - двух мероприятиях учебного семестра и выполнял общественное поручение. Староста группы и ответственный за подготовку классных часов, напоминают и помогают в подготовке мероприятий.

Но, не смотря на мои разъяснения по поводу необходимости внеклассных мероприятий, на начальном этапе обучения студентов в группе, я постоянно встречаю нежелание в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Студентов всегда интересуют романтические свидания, дискотеки, праздники, встречи с интересными людьми, увлекательные путешествия и тому подобные мероприятия, а не скучное чтение и прослушивание лекций, которые надоедают им на занятиях по изучаемым дисциплинам.

Современная молодёжь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе, это живо, трепетно ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скептицизмом.

Как сделать жизнь студентов не только более разнообразной и интересной, но и наполненной глубоким смыслом? Как зажечь в душе каждого студента огонь энтузиазма? Как сделать так, чтобы студенческие годы запомнились на всю жизнь?

Для того чтобы внеклассные мероприятия не были скучными, однообразными и надоевшими в данной работе я предлагаю использовать сочетание информационно–лекционных классных часов с игровыми и конкурсными программами. Когда серьёзность соседствует с игрой, рождаются необыкновенная студенческая романтика, калейдоскоп возможностей и буря страстей, налаживаются и выстраиваются взаимоотношения среди студентов группы, «тихие и замкнутые» студенты раскрываются и узнают свои возможности. Кроме того, студенты в результате сплотившегося в группе коллектива начинают ценить лучшие стороны своих сокурсников и стараются стать лучше, улучшаются и показатели в учёбе.

Цели игровых и конкурсных программ:

  1. воспитание духовно-нравственных и этических качеств личности студентов;
  2. развитие навыков культуры общения и организации коллективной работы;
  3. формирование дружбы и взаимовыручки в коллективной работе;
  4. реализация самоуправления студентов в группе, возможность проявить личностные способности и качества;
  5. активизация форм проведения культурного досуга студентов.

С учётом установившихся традиционных праздников, вкусов и интересов студентов я включаю в воспитательную работу сценарии конкурсов и шоу-программ, проводившихся в моей группе например на такие темы как:

  • познавательно-игровая программа «Познай себя»;
  • конкурсно-игровая программа «Снимаем шляпу перед словом Дружба»;
  • юмористическая конкурсная программа «Джентльмен - шоу»;
  • фольклорно-интеллектуальная игра «Славянские обычаи и традиции» и другие мероприятия.

Так как подготовка конкурсной программы занимает достаточно много времени у студентов и классного руководителя, рекомендую проводить такие мероприятия не более одного-двух в учебный семестр, этого вполне достаточно, наряду с общими мероприятиями, проводимыми в колледже. Время подготовки и проведения внутригруппового мероприятия в виде игры или конкурса позволяет студентам подружиться, лучше узнать друг друга и, конечно же, делает студенческую жизнь более интересной и яркой. Классный руководитель в это время лучше узнаёт внутренний мир своих подопечных и определяет, как с ними в дальнейшем работать. Так же рекомендую вовлекать в подготовку и проведение таких мероприятий поочередно абсолютно всех студентов группы. Робкие и не смелые постепенно раскрываются и с новой стороны узнают самих себя, начинают верить в себя и свои способности.

Практические советы:

  • Сочетайте проведение игровых конкурсов с познавательными, что бы было разнообразие. Кроме того, это расширяет кругозор знаний студентов.
  • Принимайте всегда активное участие в подготовке и проведении мероприятий. Когда студенты видят, что вы проводите мероприятия не для «галочки» и вам не безразличен их досуг, они активнее участвуют в общественных мероприятиях.

Мечта любого классного руководителя в создании единого и дружного коллектива. Эта работа сопряжена с большими трудностями и занимает много времени. Иногда, к сожалению, эта работа сопровождается мало заметными положительными результатами, в отличие от ожидаемого.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если её осуществлять систематически, с применением современных комплексных психолого-диагностических методик и воспитательно-профилактических технологий.

Предлагаю использовать в воспитательной работе следующие виды воспитательно-профилактических технологий:

  1. Технологии знакомства, группового и ролевого структурирования:
    • обеспечивают принятие студента группой;
    • способствуют самовосприятию, познанию себя и группы;
    • создают возможности для поиска и нахождения в процессе группового взаимодействия социально приемлемых ролей, реализация которых обусловливает личностный рост и социальную компетентность, сплочённость группы.
  2. Введение и создание правил, норм жизни группы и традиций:
    • предполагают на первом этапе знакомство с нормами и правилами жизни образовательного учреждения, его традициями (педагоги, родители, братья и сёстры – бывшие выпускники), а на втором – поддержание собственных, привлечение к их реализации;
    • обеспечивают стабилизацию отношений, преемственность в сохранении социально-полезных и социально-ценных способов поведения и деятельности.
  3. Формирование актива группы и развитие самоуправления:
    • способствуют освоению студентами позитивных способов социального взаимодействия в группе;
    • управление группой сверстников и организация жизнедеятельности в наиболее важных в соответствии с возрастом и интересами сферах;
    • тренирует навыки принятия решений, ответственности за результат и последствия деятельности группы и своей собственной.
  4. Технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел:
    • способствует развитию отношений сотрудничества, заботы о группе и колледже;
    • задаёт социально ценностную направленность активности, инициативы и деятельности студентов;
    • обеспечивает постепенное в соответствии с возрастными задачами их усложнение и обогащение;
    • создаёт условия для принятия студента группой и вхождения в неё, для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения в ней;
    • тренирует социально-приемлемые и социально-ценностные способы их достижения.
  1. Технология анализа педагогами коллективного творческого дела и его анализа группой:
    • формирует умения подводить итоги, оценивать результат деятельности;
    • учит делать выводы и анализировать причины успехов и неудач;
    • прививает навыки доброжелательного, неагрессивного отношения и поддержки друг друга, психологической защиты новичков и слабых;
    • выявляет трудности и проблемы, особенности поведения, которые необходимо учесть на будущее.
  2. Формирование инициативных групп:
    • обеспечивает объединение ребят по интересам, по желанию общаться и заниматься совместной деятельностью;
    • создаёт и поддерживает отношения дружбы, взаимной ответственности (представительство от группы в студенческом совете, на стипендиальной комиссии), ответственности за порученное дело;
    • развивает навыки организатора, лидера, руководителя, дипломата, коммуникатора;
    • способствует активизации творческих способностей студентов.
  3. Участие в жизни группы социально успешных взрослых (родителей, выпускников, известных граждан):
    • обеспечивает участие взрослых в жизнедеятельности группы;
    • задаёт социально приемлемые, полезные и ценные способы самореализации и самоутверждения;
    • создаёт условия для идентификации с социально успешными людьми, компенсируя отчасти нарушение этих функций в семье.
  4. Соревнования между группами, участие в общеколледжных мероприятиях:
    • обеспечивает реализацию творческой активности студентов;
    • способствует сплочению и формированию чувства «Мы» и гордости за свою команду;
    • тренирует опыт переживания побед и поражений;
    • развивает навыки здорового соперничества и продуктивной конкуренции, причастности к ближайшему социуму, малой и большой Родине.
  5. Ведение летописи мероприятий группы:
    • способствует созданию истории группы, бережному отношению к традициям, их хранению и передаче другому поколению;
    • углубляет процессы идентификации с группой, сопричастности к её истории;
    • позволяет найти успешные способы самореализации и самоутверждения не только среди сверстников, но и среди взрослых.
  6. Классное собрание как социально-психологическая технология работы педагога:
    • формирует навыки сбора, анализа, обобщения и систематизации информации по актуальным для студентов вопросам и проблемам их возрастного развития, функционирования и динамики группы, происходящим жизненно важным событиям в группе, колледже и стране;
    • развивает умение участвовать в дискуссии, вести её, формулировать и принимать решения, конструировать возможные способы их достижения, осуществлять обратную связь.

Студенческие годы встречаются по-разному. Для одних - это продолжение спокойной жизни под родительской опекой, для других первый шаг в опасную и увлекательную взрослую жизнь, для третьих борьба за выживание в этом мире. Для многих в студенческую пору закладываются основы карьеры, благосостояния, удачного положения, успеха в человеческих отношениях. И классный руководитель в эту пору может стать надёжной опорой и помощником в самосовершенствовании и самореализации студента.

Нужно не быть равнодушным к своему делу, любить своих студентов и жить вместе с ними их студенческой жизнью. Тогда ваши студенты помогут вам оставаться вечно молодыми, активными и жизнерадостными. Их успехи всегда приносят радость и чувство значимости вашей работы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучаемых общих компетенций в области культуры взаимоотношений социального пространства»

Формирование у обучаемых общих компетенций в области культуры взаимоотношений социального пространства
Неверова Ирина Юрьевна, преподаватель

ГАПОУ СО «Екатеринбургский автодорожный колледж»


Студенческая жизнь – это не только бесконечные лекции, экзамены, зачёты, это ещё и внеклассные мероприятия которые делают жизнь студентов в колледже более разнообразной и интересной.

Основной целью моей работы как классного руководителя является научить студентов самостоятельности и ответственности в решении любых вопросов. А это в свою очередь помогает формированию инициативных, стремящихся к самосовершенствованию специалистов в выбранной профессии. Для этого я поручаю студентам самостоятельно готовить и проводить классные часы, помогая лишь найти необходимый материал.

Целью классных часов является формирование умения:

  1. находить необходимую и интересную информацию, быть активными во внеклассной деятельности группы;

  2. доступно и интересно излагать материал, привлекать внимание слушателя;

  3. активно и дружно работать в коллективе, общаться с сокурсниками без конфликтов (взаимопонимание), толерантное отношение к труду своих товарищей.

С самого первого классного часа я объясняю студентам, что классные часы проходят по расписанию и являются уроком эстетического и культурного развития студентов колледжа. Он позволяет научиться самостоятельно, осуществлять поиск нужной информации, в ходе подготовки к выступлениям, и развивать свою речь. Ведь в будущем, на производстве, специалисты должны уметь культурно и правильно выражать свои мысли, умело организовывать работу среди сотрудников.

По каждому пункту плана внеклассной работы на семестр назначаются ответственные студенты за подготовку и проведение конкретного мероприятия по конкретным датам. При этом учитывается, чтобы каждый студент группы участвовал хотя бы в одном - двух мероприятиях учебного семестра и выполнял общественное поручение. Староста группы и ответственный за подготовку классных часов, напоминают и помогают в подготовке мероприятий.

Но, не смотря на мои разъяснения по поводу необходимости внеклассных мероприятий, на начальном этапе обучения студентов в группе, я постоянно встречаю нежелание в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Студентов всегда интересуют романтические свидания, дискотеки, праздники, встречи с интересными людьми, увлекательные путешествия и тому подобные мероприятия, а не скучное чтение и прослушивание лекций, которые надоедают им на занятиях по изучаемым дисциплинам.

Современная молодёжь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе, это живо, трепетно ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скептицизмом.

Как сделать жизнь студентов не только более разнообразной и интересной, но и наполненной глубоким смыслом? Как зажечь в душе каждого студента огонь энтузиазма? Как сделать так, чтобы студенческие годы запомнились на всю жизнь?

Для того чтобы внеклассные мероприятия не были скучными, однообразными и надоевшими в данной работе я предлагаю использовать сочетание информационно–лекционных классных часов с игровыми и конкурсными программами. Когда серьёзность соседствует с игрой, рождаются необыкновенная студенческая романтика, калейдоскоп возможностей и буря страстей, налаживаются и выстраиваются взаимоотношения среди студентов группы, «тихие и замкнутые» студенты раскрываются и узнают свои возможности. Кроме того, студенты в результате сплотившегося в группе коллектива начинают ценить лучшие стороны своих сокурсников и стараются стать лучше, улучшаются и показатели в учёбе.

Цели игровых и конкурсных программ:

  1. воспитание духовно-нравственных и этических качеств личности студентов;

  2. развитие навыков культуры общения и организации коллективной работы;

  3. формирование дружбы и взаимовыручки в коллективной работе;

  4. реализация самоуправления студентов в группе, возможность проявить личностные способности и качества;

  5. активизация форм проведения культурного досуга студентов.

С учётом установившихся традиционных праздников, вкусов и интересов студентов я включаю в воспитательную работу сценарии конкурсов и шоу-программ, проводившихся в моей группе например на такие темы как:

  • познавательно-игровая программа «Познай себя»;

  • конкурсно-игровая программа «Снимаем шляпу перед словом Дружба»;

  • юмористическая конкурсная программа «Джентльмен - шоу»;

  • фольклорно-интеллектуальная игра «Славянские обычаи и традиции» и другие мероприятия.

Так как подготовка конкурсной программы занимает достаточно много времени у студентов и классного руководителя, рекомендую проводить такие мероприятия не более одного-двух в учебный семестр, этого вполне достаточно, наряду с общими мероприятиями, проводимыми в колледже. Время подготовки и проведения внутригруппового мероприятия в виде игры или конкурса позволяет студентам подружиться, лучше узнать друг друга и, конечно же, делает студенческую жизнь более интересной и яркой. Классный руководитель в это время лучше узнаёт внутренний мир своих подопечных и определяет, как с ними в дальнейшем работать. Так же рекомендую вовлекать в подготовку и проведение таких мероприятий поочередно абсолютно всех студентов группы. Робкие и не смелые постепенно раскрываются и с новой стороны узнают самих себя, начинают верить в себя и свои способности.

Практические советы:

  • Сочетайте проведение игровых конкурсов с познавательными, что бы было разнообразие. Кроме того, это расширяет кругозор знаний студентов.

  • Принимайте всегда активное участие в подготовке и проведении мероприятий. Когда студенты видят, что вы проводите мероприятия не для «галочки» и вам не безразличен их досуг, они активнее участвуют в общественных мероприятиях.

Мечта любого классного руководителя в создании единого и дружного коллектива. Эта работа сопряжена с большими трудностями и занимает много времени. Иногда, к сожалению, эта работа сопровождается мало заметными положительными результатами, в отличие от ожидаемого.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если её осуществлять систематически, с применением современных комплексных психолого-диагностических методик и воспитательно-профилактических технологий.

Предлагаю использовать в воспитательной работе следующие виды воспитательно-профилактических технологий:

  1. Технологии знакомства, группового и ролевого структурирования:

    • обеспечивают принятие студента группой;

    • способствуют самовосприятию, познанию себя и группы;

    • создают возможности для поиска и нахождения в процессе группового взаимодействия социально приемлемых ролей, реализация которых обусловливает личностный рост и социальную компетентность, сплочённость группы.

  2. Введение и создание правил, норм жизни группы и традиций:

    • предполагают на первом этапе знакомство с нормами и правилами жизни образовательного учреждения, его традициями (педагоги, родители, братья и сёстры – бывшие выпускники), а на втором – поддержание собственных, привлечение к их реализации;

    • обеспечивают стабилизацию отношений, преемственность в сохранении социально-полезных и социально-ценных способов поведения и деятельности.

  3. Формирование актива группы и развитие самоуправления:

    • способствуют освоению студентами позитивных способов социального взаимодействия в группе;

    • управление группой сверстников и организация жизнедеятельности в наиболее важных в соответствии с возрастом и интересами сферах;

    • тренирует навыки принятия решений, ответственности за результат и последствия деятельности группы и своей собственной.

  4. Технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел:

    • способствует развитию отношений сотрудничества, заботы о группе и колледже;

    • задаёт социально ценностную направленность активности, инициативы и деятельности студентов;

    • обеспечивает постепенное в соответствии с возрастными задачами их усложнение и обогащение;

    • создаёт условия для принятия студента группой и вхождения в неё, для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения в ней;

    • тренирует социально-приемлемые и социально-ценностные способы их достижения.

  1. Технология анализа педагогами коллективного творческого дела и его анализа группой:

    • формирует умения подводить итоги, оценивать результат деятельности;

    • учит делать выводы и анализировать причины успехов и неудач;

    • прививает навыки доброжелательного, неагрессивного отношения и поддержки друг друга, психологической защиты новичков и слабых;

    • выявляет трудности и проблемы, особенности поведения, которые необходимо учесть на будущее.

  2. Формирование инициативных групп:

    • обеспечивает объединение ребят по интересам, по желанию общаться и заниматься совместной деятельностью;

    • создаёт и поддерживает отношения дружбы, взаимной ответственности (представительство от группы в студенческом совете, на стипендиальной комиссии), ответственности за порученное дело;

    • развивает навыки организатора, лидера, руководителя, дипломата, коммуникатора;

    • способствует активизации творческих способностей студентов.

  3. Участие в жизни группы социально успешных взрослых (родителей, выпускников, известных граждан):

    • обеспечивает участие взрослых в жизнедеятельности группы;

    • задаёт социально приемлемые, полезные и ценные способы самореализации и самоутверждения;

    • создаёт условия для идентификации с социально успешными людьми, компенсируя отчасти нарушение этих функций в семье.

  4. Соревнования между группами, участие в общеколледжных мероприятиях:

    • обеспечивает реализацию творческой активности студентов;

    • способствует сплочению и формированию чувства «Мы» и гордости за свою команду;

    • тренирует опыт переживания побед и поражений;

    • развивает навыки здорового соперничества и продуктивной конкуренции, причастности к ближайшему социуму, малой и большой Родине.

  5. Ведение летописи мероприятий группы:

    • способствует созданию истории группы, бережному отношению к традициям, их хранению и передаче другому поколению;

    • углубляет процессы идентификации с группой, сопричастности к её истории;

    • позволяет найти успешные способы самореализации и самоутверждения не только среди сверстников, но и среди взрослых.

  6. Классное собрание как социально-психологическая технология работы педагога:

    • формирует навыки сбора, анализа, обобщения и систематизации информации по актуальным для студентов вопросам и проблемам их возрастного развития, функционирования и динамики группы, происходящим жизненно важным событиям в группе, колледже и стране;

    • развивает умение участвовать в дискуссии, вести её, формулировать и принимать решения, конструировать возможные способы их достижения, осуществлять обратную связь.

Студенческие годы встречаются по-разному. Для одних - это продолжение спокойной жизни под родительской опекой, для других первый шаг в опасную и увлекательную взрослую жизнь, для третьих борьба за выживание в этом мире. Для многих в студенческую пору закладываются основы карьеры, благосостояния, удачного положения, успеха в человеческих отношениях. И классный руководитель в эту пору может стать надёжной опорой и помощником в самосовершенствовании и самореализации студента.

Нужно не быть равнодушным к своему делу, любить своих студентов и жить вместе с ними их студенческой жизнью. Тогда ваши студенты помогут вам оставаться вечно молодыми, активными и жизнерадостными. Их успехи всегда приносят радость и чувство значимости вашей работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!