МБОУ КАРПИЛОВСКАЯ ООШ
РМО учителей естественно - научного цикла
Сообщение- практикум
«Формирование умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию, определять и сравнивать качественные количественные показатели, характеризовать географические объекты, процессы и явления; предоставлять в различных формах географическую информацию (по результатам анализа ВПР)»
Подготовила: Таранова С.Я.
учитель географии
2021-2022 учебный год
В современных условиях развития общества ключевой характеристикой качественного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению в течение всей жизни. Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.
Географические умения и навыки, приемы их формирования.
Умения – практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.
Навыки – практические действия, выполняемые автоматически.
К физико-географическим умениям относятся: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.
В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов.
Этапы формирования умений и навыков:
- показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяется
- ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий
- показ и объяснение учителем образца выполнения действий
- тренировочные упражнения для овладения умением
- самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач.
Программа – это основной государственный документ, по которому работает учитель в процессе обучения курсу географии.
Общеучебные умения и навыки:
1.Учебно-организационные умения и навыки
2.Учебно-логические умения и навыки
3.Учебно-информационные умения и навыки
4.Учебно-коммуникативные умения и навыки
К учебно-организационным умениям и навыкам, в зависимости от уровня обучения относятся:
6 класс: Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
7 класс: Ставить учебную задачу под руководством учителя.
8 класс: Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи
9 класс: Ставить учебные задачи
К учебно-логические умениям и навыкам относятся:
6 класс: Выделять главные, существенные признаки понятий.
7 класс: Выявлять причинно-следственные связи.
8 класс: Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
9 класс: Владеть навыками анализа и синтеза.
Учебно-информационные умения и навыки
6 класс: Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях.
7 класс: Классификация и организация информации.
8 класс: Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах.
9 класс: Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами.
Формирование информационных умений при работе с текстом.
Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Главная роль в процессе обучения на уроках географии отводится формированию у школьников навыков рационального чтения, умения выделять смысловые единицы, устанавливать связь с текстом с нетекстовыми компонентами.
Наиболее распространенные приемы работы с учебником:
а) выделение существенного;
б) смысловая группировка;
в) составление плана, тезисов, конспекта;
г) составление схем, графиков, диаграмм;
д) формулирование выводов;
е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);
ж) составление вопросов к теме;
з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.
Памятка при работе с текстом
1. Прочитав текст параграфа, определить наиболее существенную часть его, выделить главную мысль.
2. Попытаться установить, какие следствия как теоретического, так и практического характера могут вытекать из этой мысли.
3. Определить правомерность новых мыслей или идей, вытекающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.
4. Проверить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения.
Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.
ВПР 7 класс
Нужно знать характеристики природных зон.
Экваториальный лес (экваториальный пояс)
1) Занимает небольшие территории в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
2) На протяжении всего года погода одинаковая (сезоны года не выражены).
3) В растительном покрове преобладают многоярусные лиственные породы.
4) Формируются неплодородные красно-желтые ферралитные почвы.
5) Типичные представители животного мира: приматы, птицы, тукан, ягуар, ленивец.
Пустыня (тропический пояс)
1) Занимает обширные территории в Африке, Юго-Западной Азии и Австралии.
2) На протяжении всего года наблюдается жаркая и засушливая погода.
3) Растительность скудная, местами совсем отсутствует.
4) У растений длинные корни, а вместо листьев — колючки.
5) Типичные представители животного мира: змеи, ящерицы.
Саванна (субтропический пояс)
1) Занимает небольшие территории западных побережий Америки, Африки, Австралии и Евразии.
2) Отличается засушливым летом и влажной зимой.
3) Формируются коричневые почвы.
4) Растительность хорошо приспособилась к сухому лету: имеет колючки и твердую листву.
5) Здесь растут несколько видов пробкового дуба и бука, дикая маслина, карликовые пальмы, земляничное дерево, ливанский кедр.
Тайга (умеренный пояс)
1) Занимает большие территории в Северном полушарии (в Северной Америке и Евразии).
2) Чётко выражены сезоны года.
3) В растительном покрове преобладают хвойные породы деревьев.
4) Формируются подзолистые почвы.
5) Типичные представители животного мира: бурый медведь, лисица, волк, белка.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.
Все предметные географические умения можно объединить в четыре большие группы:
умения работать с географическими картами и моделями Земли;
умения ориентироваться на местности;
умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений.
Таким образом, знание проходит путь
от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию;
применению знаний в знакомых и новых условиях;
оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания.
Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача.
География учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.
Работа с географической картой в процессе обучения географии имеет цель — научить учеников понимать, читать и знать ее.
Понимать карту — значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза. Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.
Знать – это значит ясно представлять полученные знания по карте, т.е. по памяти воспроизводить географические объекты.
Система разноуровневых заданий включает:
задания на составление описаний, характеристик;
задания на знание номенклатуры, в т. ч. на контурной карте;
задания на определение направлений, расстояний, географических координат;
задания для практических работ;
творческие задания, в том числе географические задачи.
Для того чтобы читать карту, необходимо знать ее азбуку – условные знаки, их классификацию.
ВПР 6 класс
ВПР 7 класс
Начиная работать с картой, нужно объяснить ученикам, что одно из самых важных при работе с картой это умение находить географические координаты. Ориентироваться по географической карте и находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сеть – система параллелей и меридианов. Умение работать с меридианами и параллелями является одним из важных разделов географии. Кроме этого с помощью градусной сетки можно найти расстояние между двумя объектами. Освоение математических методов работы на карте вызывает большие трудности у учеников, так как масштаб и координатную сеть на уроках математики они изучаю позже.
ВПР 6 класс
ВПР 7 класс
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описания географических объектов по плану.
Преобразование картографической информации в другие формы — текстовую, табличную, схематичную и т. д.
Объяснение причинно-следственных связей
ВПР 6 класс
Задание по составлению описания особенностей речного бассейна и водного режима реки ( на примере Амазонки и ее притоков). Карта крупного масштаба, с хорошей детализацией позволяет учащимся выполнить это задание качественно, осваивая параллельно такие непростые понятия, как «речной бассейн», «уклон», «исток», «приток 1‑го порядка», «тип устья», «водный режим» и т. д.
ВПР 8 класс
Определение объектов географической номенклатуры на карте
Или приём «Немая карта», «Распредели объекты»
ВПР 7 класс
ВПР 8 класс
Наряду с формированием системы прочных знаний у учащихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у школьников знания и умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности школьной географии.
Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированны на формирование умений:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
-находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
-приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);
-составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;
-определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
-выяснять различные зависимости.
Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Например:
- для ориентирования на местности и проведения съёмок;
- определения поясного времени;
- проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценки последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.
Типология практических работ по географии:
По источникам используемой географической информации
-карта
-текст
-профиль
-диаграмма
-картина,
рисунок -схема,
таблица -аэрокосмические снимки
-компьютер
По форме фиксации результатов
-в тетради в виде схемы, таблицы, описания.
-на контурной карте.
-подготовка реферата, заполнение полевого дневника, во время экскурсии.
-построение плана местности.
Алгоритм работы
1.Чётко заданная цель
2. Использование методических указаний, рекомендаций, карточек для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий.
3. Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные – итоговые – творческие»
4. Постановка перед учащимися проблемы о практическом значении данной работы и применении умений и навыков на практике.
5. Дифференциация заданий по степени сложности
Загадки по карте. Очень эффектны взаимные задания учениками на загадывание объектов. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других:
―Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный (Ответ: Енисей).
«Цепочка» (Кто кому сосед?).
Учитель просит назвать страны, с которыми граничит Россия ―по цепочке (с северо-запада). Например, звучат: ―Норвегия (1-й ученик) – ―Финляндия‖ (2-й ученик!) – Эстония‖ (3-й ученик) – Латвия! (4-й ученик). От детей требуется максимум внимания.
«Географические силуэты»
Вначале ученик по очертаниям только узнаѐт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. Ещѐ больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, стран.
ВПР 8 класс
Формирование картографической грамотности
Задание. Подпишите на карте (рис.1) географические объекты в соответствии с текстом.
В архипелаг Знаний входят 12 островов, омываемых тремя океанами. С севера архипелаг омывает океан Фактов, с юга – океан Идей, с запада – океан Смысла. Острова архипелага омывает межостровное море Логики.
Самый большой остров в архипелаге – остров Географа. С севера этот остров омывается водами океана Фактов, с запада – проливом Доказательства, с востока – проливом Мысли, с юга – морем Логики.
Самый западный остров архипелага – остров Физики, рядом с ним находится остров Химии. Оба острова образуют архипелаг Естественно-научной мысли и омываются с запада — океаном Смысла, с северо-востока — отделены от острова Географа проливом Доказательства. С юго-востока острова архипелага отделены проливом Эксперимента от архипелага Математики.
На юге от острова Географа находится малый архипелаг Математики, который входит в архипелаг Знаний. В архипелаге Математики находятся в порядке с запада на восток острова Алгебра, Тригонометрия, Арифметика, на юге – остров Геометрия. На юге архипелаг Математики омывается океаном Идей, с востока отделен проливом Аксиомы, с севера – омывается морем Логики. Восточнее архипелага Математики через пролив Аксиомы находится остров Истории. С востока его омывает пролив Памяти. Самый восточный остров архипелага Знаний – остров Филология. Между островом Географа и островом Филология находится остров Биология, который с запада омывается проливом Мысли, а с востока – проливом Рассуждения. С востока остров Филология омывается океаном Фактов.
Южнее острова Филология находятся с запада на восток остров Проза и остров Поэзия, разделенных проливом Синтаксис. Остров Филология и остров Поэзии разделяет пролив Морфологии. С востока острова Филология и Поэзии омывает океан Фактов.