СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование умения ориентироваться в источниках географической информации (по результатам анализа ВПР)»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Разработка раскрывает основные направления формирования таких способностей

Просмотр содержимого документа
««Формирование умения ориентироваться в источниках географической информации (по результатам анализа ВПР)»»

МБОУ КАРПИЛОВСКАЯ ООШ







РМО учителей естественно - научного цикла



Сообщение- практикум


«Формирование умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию, определять и сравнивать качественные количественные показатели, характеризовать географические объекты, процессы и явления; предоставлять в различных формах географическую информацию (по результатам анализа ВПР)»












Подготовила: Таранова С.Я.

учитель географии








2021-2022 учебный год


В современных условиях развития общества ключевой характеристикой качественного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению в течение всей жизни. Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.

Географические умения и навыки, приемы их формирования.


Умения – практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.

Навыки – практические действия, выполняемые автоматически.


К физико-географическим умениям относятся: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.

В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов.

Этапы формирования умений и навыков:

- показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяется

- ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий

- показ и объяснение учителем образца выполнения действий

- тренировочные упражнения для овладения умением

- самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач.


Программа – это основной государственный документ, по которому работает учитель в процессе обучения курсу географии.


Общеучебные умения и навыки:

1.Учебно-организационные умения и навыки

2.Учебно-логические умения и навыки

3.Учебно-информационные умения и навыки

4.Учебно-коммуникативные умения и навыки

К учебно-организационным умениям и навыкам, в зависимости от уровня обучения относятся:

6 класс: Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

7 класс: Ставить учебную задачу под руководством учителя.

8 класс: Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи

9 класс: Ставить учебные задачи


К учебно-логические умениям и навыкам относятся:

6 класс: Выделять главные, существенные признаки понятий.

7 класс: Выявлять причинно-следственные связи.

8 класс: Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

9 класс: Владеть навыками анализа и синтеза.


Учебно-информационные умения и навыки

6 класс: Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях.

7 класс: Классификация и организация информации.

8 класс:  Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах.

9 класс: Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами.


Формирование информационных умений при работе с текстом.

Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьни­ков. Главная роль в процессе обучения на уроках географии отводится формированию у школьников навыков рационального чтения, умения выделять смысловые единицы, устанавливать связь с текстом с нетекстовыми компонентами.

Наиболее распространенные приемы работы с учебником:

а) выделение существенного;

б) смысловая группировка;

в) составление плана, тезисов, конспекта;

г) составление схем, графиков, диаграмм;

д) формулирование выводов;

е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);

ж) составление вопросов к теме;

з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.


Памятка при работе с текстом

1. Прочитав текст параграфа, определить наиболее сущест­венную часть его, выделить главную мысль.

2. Попытаться установить, какие следствия как теорети­ческого, так и практического характера могут вытекать из этой мысли.

3. Определить правомерность новых мыслей или идей, выте­кающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.

4. Проверить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения.

Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.

ВПР 7 класс



Нужно знать характеристики природных зон.
Экваториальный лес (экваториальный пояс)
1) Занимает небольшие территории в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
2) На протяжении всего года погода одинаковая (сезоны года не выражены).
3) В растительном покрове преобладают многоярусные лиственные породы.
4) Формируются неплодородные красно-желтые ферралитные почвы.
5) Типичные представители животного мира: приматы, птицы, тукан, ягуар, ленивец.
 Пустыня (тропический пояс)
1) Занимает обширные территории в Африке, Юго-Западной Азии и Австралии.
2) На протяжении всего года наблюдается жаркая и засушливая погода.
3) Растительность скудная, местами совсем отсутствует.
4) У растений длинные корни, а вместо листьев — колючки.
5) Типичные представители животного мира: змеи, ящерицы.
Саванна (субтропический пояс)
1) Занимает небольшие территории западных побережий Америки, Африки, Австралии и Евразии.
2) Отличается засушливым летом и влажной зимой.
3) Формируются коричневые почвы.
4) Растительность хорошо приспособилась к сухому лету: имеет колючки и твердую листву.
5) Здесь растут несколько видов пробкового дуба и бука, дикая маслина, карликовые пальмы, земляничное дерево, ливанский кедр.


Тайга (умеренный пояс)
1) Занимает большие территории в Северном полушарии (в Северной Америке и Евразии).
2) Чётко выражены сезоны года.
3) В растительном покрове преобладают хвойные породы деревьев.
4) Формируются подзолистые почвы.
5) Типичные представители животного мира: бурый медведь, лисица, волк, белка.

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.


Все предметные географические умения можно объединить в четыре  большие группы:

  1. умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;

  2. умения  ориентироваться  на     местности;

  3. умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);

  4. умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений.


Таким образом, знание проходит путь

  • от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию;

  • применению знаний в знакомых и новых условиях;

  • оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания.


Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. 


География учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.

Работа с географической картой в процессе обучения географии имеет цель — научить учеников понимать, читать и знать ее.

Понимать карту — значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза. Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.

Знать – это значит ясно представлять полученные знания по карте, т.е. по памяти воспроизводить географические объекты.

Система разноуровневых заданий включает:

  • задания на составление описаний, характеристик;

  • задания на знание номенклатуры, в т. ч. на контурной карте;

  • задания на определение направлений, расстояний, географических координат;

  • задания для практических работ;

  • творческие задания, в том числе географические задачи.



Для того чтобы читать карту, необходимо знать ее азбуку – условные знаки, их классификацию.

















ВПР 6 класс



ВПР 7 класс

Начиная работать с картой, нужно объяснить ученикам, что одно из самых важных при работе с картой это умение находить географические координаты. Ориентироваться по географической карте и находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сеть – система параллелей и меридианов. Умение работать с меридианами и параллелями является одним из важных разделов географии. Кроме этого с помощью градусной сетки можно найти расстояние между двумя объектами. Освоение математических методов работы на карте вызывает большие трудности у учеников, так как масштаб и координатную сеть на уроках математики они изучаю позже.

ВПР 6 класс

ВПР 7 класс

Один из важнейших приемов чтения карты – составление описания географических объектов по плану.

Преобразование картографической информации в другие формы — текстовую, табличную, схематичную и т. д.


Объяснение причинно-следственных связей



ВПР 6 класс

Задание по составлению описания особенностей речного бассейна и водного режима реки ( на примере Амазонки и ее притоков). Карта крупного масштаба, с хорошей детализацией позволяет учащимся выполнить это задание качественно, осваивая параллельно такие непростые понятия, как «речной бассейн», «уклон», «исток», «приток 1‑го порядка», «тип устья», «вод­ный режим» и т. д.










ВПР 8 класс










Определение объектов географической номенклатуры на карте



Или приём «Немая карта», «Распредели объекты»





ВПР 7 класс




ВПР 8 класс





Наряду с формированием системы прочных знаний у учащихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у школьников знания и умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности школьной географии.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированны на формирование умений:

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

-находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

-приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);

-составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;

-определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

-выяснять различные зависимости.

Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Например:

- для ориентирования на местности и проведения съёмок;

- определения поясного времени;

- проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценки последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.



Типология практических работ по географии:

По источникам используемой географической информации

-карта

-текст

-профиль

-диаграмма

-картина,

рисунок -схема,

таблица -аэрокосмические снимки

-компьютер

По форме фиксации результатов

-в тетради в виде схемы, таблицы, описания.

-на контурной карте.

-подготовка реферата, заполнение полевого дневника, во время экскурсии.

-построение плана местности.

Алгоритм работы

1.Чётко заданная цель

2. Использование методических указаний, рекомендаций, карточек для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий.

3. Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные – итоговые – творческие»

4. Постановка перед учащимися проблемы о практическом значении данной работы и применении умений и навыков на практике.

5. Дифференциация заданий по степени сложности









Загадки по карте. Очень эффектны взаимные задания учениками на загадывание объектов. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других:

―Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный (Ответ: Енисей).

«Цепочка» (Кто кому сосед?).

Учитель просит назвать страны, с которыми граничит Россия ―по цепочке (с северо-запада). Например, звучат: ―Норвегия (1-й ученик) – ―Финляндия‖ (2-й ученик!) – Эстония‖ (3-й ученик) – Латвия! (4-й ученик). От детей требуется максимум внимания.

«Географические силуэты»

Вначале ученик по очертаниям только узнаѐт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. Ещѐ больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, стран.

ВПР 8 класс







Формирование картографической грамотности

Задание. Подпишите на карте (рис.1) географические объекты в соответствии с текстом.

В архипелаг Знаний входят 12 островов, омываемых тремя океанами. С севера архипелаг омывает океан Фактов, с юга – океан Идей, с запада – океан Смысла. Острова архипелага омывает межостровное море Логики.

Самый большой остров в архипелаге – остров Географа. С севера этот остров омывается водами океана Фактов, с запада – проливом Доказательства, с востока – проливом Мысли, с юга – морем Логики.

Самый западный остров архипелага – остров Физики, рядом с ним находится остров Химии. Оба острова образуют архипелаг Естественно-научной мысли и омываются с запада — океаном Смысла, с северо-востока — отделены от острова Географа проливом Доказательства. С юго-востока острова архипелага отделены проливом Эксперимента от архипелага Математики.

На юге от острова Географа находится малый архипелаг Математики, который входит в архипелаг Знаний. В архипелаге Математики находятся в порядке с запада на восток острова Алгебра, Тригонометрия, Арифметика, на юге – остров Геометрия. На юге архипелаг Математики омывается океаном Идей, с востока отделен проливом Аксиомы, с севера – омывается морем Логики. Восточнее архипелага Математики через пролив Аксиомы находится остров Истории. С востока его омывает пролив Памяти. Самый восточный остров архипелага Знаний – остров Филология. Между островом Географа и островом Филология находится остров Биология, который с запада омывается проливом Мысли, а с востока – проливом Рассуждения. С востока остров Филология омывается океаном Фактов.

Южнее острова Филология находятся с запада на восток остров Проза и остров Поэзия, разделенных проливом Синтаксис. Остров Филология и остров Поэзии разделяет пролив Морфологии. С востока острова Филология и Поэзии омывает океан Фактов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!