Работа учителя математики
МОАУ «СОШ № 18 г. Новотроицка»
Бахаревой К.М.
Приобрести вычислительные навыки – значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Пример : 435 + 357
357 = 300 + 50 + 7
Получим: 435 + 300 + 50 + 7 = 735 + 50 + 7 = 785 + 7 = 792.
Пример : 524 + 263.
Разложим на слагаемые: 524 = 500 + 20 + 4
263 = 200 + 60 + 3
Прибавляем соответствующие разряды:
(500 + 200)+ (20 + 60) + (4 + 3) =
700 + 80 + 7 = 787.
Пример: 42 + 25 + 8 + 5 + 13 + 17=
(42 + 8) + ( 25 + 5) + (13 + 17) =
= 50 + 30 + 30 = 110.
Пример: 863 + ( 346 + 137)=
= 863 + 346 + 137 =
= 863 + 137 + 346 =
= 1000 + 346 = 1346.
Пример: 549 + 94
94 = 100 – 6.
549 + 94 = 549 + ( 100 – 6 )
= 549 + 100 – 6 = 643
Пример: 504 + 497
(500 + 4)+ (500- 3)=
500 + 500 + 4 – 3 = 1001.
Пример:
678 – 564 = (600 - 500) + (70 – 60 )+ (8 - 4)= = 100 + 10 + 4 = 114.
Пример:
684 – 458 =
= 684 – ( 400 + 50 + 8)=
= 684 – 400 – 50 – 8 = 226
Пример: 953 – 197 =
= 953 – (200 – 3 )=953 – 200 + 3 = 756.
Пример: 395 - 98 =
= ( 400 - 5)- (100 - 2)=
= 400 – 100 – 5 + 2 = 297.
Если один сомножитель увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, то произведение не изменится.
43 ∙ 16 = 86∙ 8 = 172∙ 4 = 344∙ 2 =
688 ∙ 1 = 688
23 ∙ 27 = 69 ∙ 9 = 207 ∙ 3 = 621
125 ∙ 24 = 1000 ∙ 3 = 3000
Пример:
89 ∙ 27.
Преобразуем число 27 =20 + 5 + 2, тогда 89∙ 27 =89 ∙ (20 + 5 + 2)= 1780 + 445 + 178 =2403
Пример:
53∙ 89 = 53∙ (100 – 10 - 1) = 5300 – 530 – 53 = 4770 – 53 = 4717
Чтобы умножить двузначное число на 101, надо мысленно приписать к данному числу (справа или слева) еще раз само это число.
58 ∙ 101 = 5858 , так как 58 ∙ 101 = 58 ∙ 100 + 58 ∙ 1 = 5800 + 58 = =5858
25 ∙ 11
При умножении:
первая цифра множителя будет первой цифрой произведения (2);
вторая цифра множителя будет последней цифрой произведения (5);
средняя цифра произведения равна сумме цифр множителя (2 + 5 = 7),
тогда 25 ∙ 11 = 275
354 ∙ 11
Крайние цифры множителя будут крайними цифрами произведения,
первая средняя цифра произведения равняется сумме первой и второй цифр множителя (3 + 5 = 8),
вторая средняя цифра произведения равна сумме второй и третьей цифр множителя (5 + 4 = 9),
тогда 354 ∙ 11 = 3894
357 ∙ 11
Крайние цифры множителя будут крайними цифрами произведения.
В разряде десятков произведения цифра равна второй цифре суммы второй и третьей цифр множителя (5 + 7 = 1 2 ).
В разряде сотен произведения цифра равняется сумме первой и второй цифр множителя, а также прибавляется 1 из предыдущей суммы (3 + 5 +1 = 9).
357 ∙ 11 = 3927
Пример:
68 ∙ 11 =
6*100 +(6+8)*10+8=600+140+8=748
Пример: 587 ∙ 11 =
5 *1000+ (5+8)*100+(8+7)*10+7=
5000+1300+150+7=6457
Умножить данное число сначала на а, потом на 11
Примеры:
24∙22=24∙2∙11=48∙11=528
23∙33=23∙3∙11=69∙11=759
- Чтобы устно умножить число на 1,5, нужно прибавить к множителю его половину.
Например: 34·1,5=34+17=51, 23·1,5=23+11,5=34,5.
- Чтобы устно умножить число на 1,25, нужно прибавить к множителю его четверть.
Например: 48·1,25=48+12=60, 58·1,25=58+14,5=72,5.
- Чтобы устно умножить число на 2,5, нужно к удвоенному числу прибавить половину множителя.
Например: 18·2,5=36+9=45, 39·2,5=78+19,5=97,5. Другой способ состоит в умножении на 5 и делении пополам: 18·2,5=90:2=45.
Чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся на цифру 5,нужно число десятков умножить на следующее за ним натуральное число и справа приписать 25, например:
35² = (3*4)25=1225
Для этого необходимо разделить число соответственно на 2, 4, 8 и результат умножить на 10, 100, 1000.
Примеры:
213∙5=213:2∙10=1065
48∙25=48:4∙100=1200
32∙125=32:8∙1000=4000
Для этого необходимо у множить число соответственно на 2, 4, 8 и разделить на 10, 100, 1000.
Примеры.
37:5=37∙2:10=7,4
1300:25=1300∙4:100=52
9250:125=9250∙8:1000=74
Иногда удобно менять порядок действий, выполняя сначала деление на 10, 100, 1000, а потом умножение.
К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель.
286∙9=2860-286=2574
23∙99=2300-23=2277
18∙999=18000-18=17982
… выполнение заданий части 1 … свидетельствует о наличии общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе. Задания этой части проверяют вычислительные и логические умения и навыки…
Удобный и очень точный способ, употребляемый землемерами для проведения на местности перпендикулярных линий, состоит в следующем. Пусть через точку А требуется к прямой MN провести перпендикуляр. Откладывают от А по направлению AM три раза какое-нибудь расстояние а. Затем завязывают на шнуре три узла, расстояния между которыми равны 4а и 5а. Приложив крайние узлы к точкам А и В, натягивают шнур за средний узел. Шнур расположится треугольником, в котором угол А - прямой.
a
b
4
c
3
12
5
5
8
a
24
15
13
7
b
20
16
17
25
63
40
48
c
21
55
9
29
65
80
12
112
60
35
39
73
41
15
11
37
36
28
89
72
77
113
56
61
45
65
33
84
53
85
144
65
97
20
13
17
99
145
60
85
101
140
91
51
109
180
149
19
181
В прямоугольном треугольнике катеты равны
5 и 12. Найти длину медианы , проведенной к гипотенузе.
В прямоугольном треугольнике сумма катетов равна 17, длина гипотенузы 13.
Могут ли катеты иметь следующие значения?
а) 11 и 6
в) 10 и 7
с) 9 и 8
д) 12 и 5
е) 13 и 4
Выясните, является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами:
- 6, 8, 10
- 5, 6, 7
- 9, 12, 15
- 10, 24, 26
- 3, 4, 6
- 11, 9, 13
- На поверхности шара даны три точки. Прямолинейные расстояния между ними 6,8,10. Радиус шара 13. Найти расстояние от центра шара до плоскости, проходящей через эти точки.
- В шаре с радиусом 41см на расстоянии 9 см от центра проведено сечение. Найти площадь этого сечения.
- Длина радиуса основания конуса 3м, высота 4 м. Определить образующую конуса.
- Диаметр основания цилиндра 4 см, высота 3 см. Определить диагональ осевого сечения цилиндра
- Основанием пирамиды является прямоугольник, диагональ которого равна 12 см. Каждое боковое ребро пирамиды равно 10 см. Найти высоту пирамиды.
Задача о тросе:
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Систематическое использование технологии совершенствования вычислительных навыков через организацию устного счета на всех уровнях общего образования способствует развитию математической культуры и повышению качества математического образования.