СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование звуковой аналитико- синтетической активности обучающихся с ОВЗ посредством дидактических игр.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал пригодится педагогам при подготовке к педсоветам

Просмотр содержимого документа
«Формирование звуковой аналитико- синтетической активности обучающихся с ОВЗ посредством дидактических игр.»

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности обучающихся с ОВЗ, посредством дидактических игр.


Современные дети живут в мощном потоке информации. На смену добрым, живым бабушкиным сказкам  пришли аудио сказки и диски с видеофильмами. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютерами, планшетами и телефонами чем друг с другом.   Всё это по - разному сказывается на дошкольниках: одни  справляются, а у других огромный поток информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Увеличивается количество детей с нарушением речи, с задержкой речевого развития. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас, не умеют строить высказывания.

Из-за недостаточности сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Таким образом, от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения и качество подготовки детей к обучению грамоте.

Звуковая аналитико-синтетическая активность – это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний.

Анализ и синтез неразрывно связаны между собой.

Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Звуковой синтез - соединение звуков в слова.

Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.

Значение  формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника в том, что:

  • Формирует умение ориентироваться в звуковой системе языка.

  • Целенаправленно  готовит детей к овладению навыками чтения и письма.

  • Обеспечивает умственное развитие через систему аналитико - синтетических упражнений.

  • Развивает речь (анализ речи происходит на  материале стихов, загадок, скороговорок).

  • Формирует элементарные знания о речи, повышают уровень её произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие.

  • Развивает самостоятельность и инициативность, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения.

Прежде, чем приступить к обучению ребенка чтению и письму, т.е. грамоте, у него должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза. Для этого нужно сформировать стремление (активность) у дошкольников к аналитико-синтетической деятельности.

Работа по формированию аналитико-синтетической активности начинается с младшей группы.  Детей учим  правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.

Вначале  с помощью игр знакомим  с неречевыми  звуками.

Например:  «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: барабан,  дудка, металлофон.  Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы, закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

         «Чей голос?»   Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет, кому принадлежат голоса.

 «Найди пару»   Для игры нужны одинаковые коробочки с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки, не открывая их; по звучанию.

 «Узнай по голосу».

 Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто  его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ.

 «Волшебная палочка»   Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры по какому предмету стучала палочка.

В результате  этих игр развиваются навыки  слухового восприятия на материале неречевых звуков.  Дети учатся  узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности.

Потом  предлагаем игры на  различение высоты, силы, тембра голоса.

Такие как:

«Ветер».   Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, сильный или слабый ветер дует и показывает соответствующую картинку.

«Повтори ритм»   Взрослый  хлопает какой-нибудь  ритм, ребенок повторяет его.

«Три медведя»  Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал.

 «Медведь»    Ребенок - водящий встает спиной к остальным.

 Дети говорят фразу: «Медведь, Медведь, мы к тебе пришли, меда принесли». Затем по очереди произносят: «Мишка, я здесь!» Водящий должен угадать говорящего,  не поворачиваясь.

Цель: учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале, развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности.

В средней группе  знакомим детей  с терминами  «слово», «звук», использованием их в речи;  даём  представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравниваем  слов по протяженности.  Дети  осваивают начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносят слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; называют слова на заданный звук.

Играем с детьми в такие игры, например:

 «Зоопарк».

Цель: познакомить детей с термином слово. Совершенствовать отчетливое произношение слов

Ход: Ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их.

 Оборудование: карточка с предметными картинками на тему «животные».

«Детский мир».

Цель:  продолжить знакомство детей со звучащим словом. Расширять представления детей о многообразии слов.  Совершенствовать отчетливое произношение слов.

Ход: Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками. Оборудование: фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»  

«Назови слова»

Взрослый предлагает назвать слова с каким-нибудь звуком, например, «р», и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку - игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и определить победителя.

«Какое слово задумала?»

Наглядный материал: предметные картинки

Педагог  показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это ...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р.: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что - то пропускаю? - Да. Вы пропускаете звук Р.
Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.

«Назови картинку и найди первый звук», «Доскажи звук»,  «Доскажи слово»

«Цепочка слов».

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.

Обеспечение: карточки с предметными картинками.

Ход игры. На столах у детей лежат карточки (одна на другой), а у меня карточка с изображением яблоко. Предлагаю детям выложить цепочку из картинок, которая начинается со слова Яблоко.  Следующее слово должно начинаться  на последний звук (звук (О).  Дети находят картинку на этот звук и ставят её рядом

«Бусы»

Цель: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход: после слов ведущего: - Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку. И слово найдем.  — Участники игры по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук (без повторов), например: на звук [Р.] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ...

 «Собираемся в путешествие»

Цель: развивать внимание, учить подбирать картинки на звук.

Ход: дети подбирают картинки на  определённый звук.

Затем в  старшей группе  дети  будут   осваивать термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова; делить  на слоги двух-трехслоговые слова; осуществляют звуковой анализ простых трехзвуковых слов, составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.

Работа по формированию звуковой аналитико-синтетической активности имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!