Здоровьесберегающее образовательное пространство в ООП ОУ
Андреева Е.А.
Педагог-психолог МОУ СОШ имени С.М. Иванова р.п. Турки
В школе:
- формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение;
- формирование базовой характеристики - здоровья.
Цель инновационных процессов
заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Здоровье выпускников школы -
один из важных показателей качественности школьного образования.
Государственная политика в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Основные нормативные документы, регламентирующие вопросы сохранения здоровья обучающихся в ОУ
- ФЗ № 124 (1998) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - ст.ст. 10, 14
- Закон РФ об образовании – ст.ст. 29, 32, 51
- ФГОС начального образования
- ФГОС основного общего образования
- Федеральные государственные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106)
- Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011г.
- Федеральная целевая программа развития образования РФ до 2015 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО)
включает программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, содержащую такие направления , как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни , экологической культуры
Направление «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» в ООП ООО содержит:
- Основные направления ЗСД , отражающие специфику данного ОУ;
- Модель организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включающую в том числе рационализацию образовательного процесса , организацию физкультурно-оздоровительной работы и профилактики употребления ПАВ с обучающимися, организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
- Содержание ЗСД в ОУ;
- Критерии и показатели эффективности деятельности ОУ в части формирования здорового и безопасного образа жизни.
Основные направления программ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Ориентация на формирование:
- ценностей у обучающихся и воспитанников здорового и безопасного образа жизни;
- социальной компетентности;
- безопасное поведение;
- успешную социализацию.
Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:
- Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений.
- Физическое развитие обучающихся.
- Заболеваемость обучающихся.
- Физическая подготовленность обучающихся.
- Комплексная оценка состояния здоровья.
- Здоровый образ жизни.
Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится по показателям:
- распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников;
- информированности школьников в отношении факторов риска;
- сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни.
Образовательные стандарты нового поколения ВКЛЮЧАЮТ
Гигиеническую оценку условий реализации общеобразовательных учреждений
- Скрининг-оценка
- С использованием специальных анкет (по 5 основным блокам)
- В том числе инструмент самоаудита школы.
Федеральные государственные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106)
- Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
- Рациональная организация образовательного процесса;
- Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
Федеральные государственные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106)
- Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
- Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Образовательная среда - это
совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы:
- материальные ресурсы школы;
- организация учебного процесса;
- организация питания;
- медицинское обеспечение;
- психологический климат.
Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях -
совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду:
- материальные ресурсы;
- организация учебного процесса;
- организация питания;
- медицинское обеспечение.
Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие обучающихся в общеобразовательных учреждениях
1.СанПиН 42-125-4216-86
«Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей с шестилетнего возраста».
2. СанПиН 2.4.7.1166-02
«Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования».
Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие обучающихся в общеобразовательных учреждениях
3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие обучающихся в общеобразовательных учреждениях
4.СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
5.СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».
Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие обучающихся в общеобразовательных учреждениях
6. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Принципы формирования новых гигиенических требований
- Системность (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему).
- Дифференцированность (учет возрастных особенностей учащихся начальной, основной и старшей школы).
Принципы формирования новых гигиенических требований
- Учет состояния здоровья современных школьников (акцент на профилактику школьно- обусловленной патологии).
- Учет происходящих перемен в содержании школьного образования.
- Отказ от избыточности требований и регламентов.
Факторы риска школьной среды
- Нерациональное чередование учебы и каникул;
- Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, учебной мебели, ТСО;
- Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки;
- Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу;
- Авторитарная педагогика;
- Снижение возраста начала школьного обучения;
- Гипокинезия школьников.
СанПиН содержит требования к:
- размещению школьного здания;
- участку и зданию школы;
- оборудованию помещений;
- воздушно-тепловому режиму;
- естественному, искусственному освещению и инсоляции;
- водоснабжению и канализации;
- организации образовательного процесса;
- организации медицинского обеспечения;
- санитарному состоянию и содержанию участка и помещений школы.
В чем новизна гигиенических требований?
- Норматив площади участка школы в расчете на 1 учащегося и допустимый предел его снижения.
- Высота учебных помещений (во вновь строящихся зданиях).
В чем новизна гигиенических требований?
- Площадь земельного участка определяют из расчета не менее 35 кв.м на 1-го учащегося.
- Площадь классной комнаты на 1-го учащегося не менее 2,5 кв.м.
В чем новизна гигиенических требований?
- Условия для обучения детей с ограниченными возможностями.
- Площадь учебных кабинетов, игровых и спален в расчете на 1 обучающегося.
- Увеличено количество спортивных залов.
- Требования к тренажерным залам.
В чем новизна гигиенических требований?
- Обновлены требования к учебной мебели (конторки)и учебным доскам.
- Оборудование спальных комнат.
- Оборудование и инструментарий медицинских кабинетов.
В чем новизна гигиенических требований?
- Представлен перечень приоритетных загрязнителей воздуха в учебных помещениях.
- Повышен норматив искусственной освещенности в учебных помещениях.
- Даны нормативы непрерывной инсоляции (степень освещенности солнечным светом) учебных помещений и на участке школы.
В чем новизна гигиенических требований?
- Определена продолжительность учебного года и организация каникул.
- Новые шкалы трудности учебных предметов для составления расписания уроков, устранены запреты для проведения сдвоенных уроков в средних и старших классах.
- Расширены требования к организации двигательной активности и проведению занятий физической культурой.
В чем новизна гигиенических требований?
- Расширены и пересмотрены требования к организации занятий с использованием компьютеров.
Классы
Про-смотр статических изобр. на
досках,экра-нах отраж. свече-ния
1-2
Про-
смотр теле- предач
3-4
10
15
Про-смотр динам.изобр.
на досках,
экра-нах
отраже
нного
свече-
ния
15
5-7
20
15
20
Работа на индив. мониторе
8-11
25
20
Прослу
шива-
ние
аудио
25
15
20
25
15
Прослушива-ние в
науш-
никах
30
20
30
10
20
15
25
25
25
20
25
В чем новизна гигиенических требований?
- Требования к организации общественно-полезного труда и сельскохозяйственных работ обучающихся:
- На занятиях трудом –чередование видов деятельности.
- Все работы в мастерской, домоводстве – в спец. одежде (халат, фартук, берет, косынка).
- Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
В чем новизна гигиенических требований?
- Объем домашних заданий (затраты по времени):
- 2-3 классы -1,5 ч.
- 4-5 классы -2 ч.
- 6-8 классы -2,5 ч.
- 9-11 классы - до 3,5 ч.
В чем новизна гигиенических требований?
- Электронные учебники (ЭОР)
В оформлении ЭОР следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне.
В чем новизна гигиенических требований?
- Электронные учебники (ЭОР)
Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации (кегль шрифта, высота прописной буквы, группа шрифтов) на «страницах» ЭОР для обучающихся нормируются в зависимости от объема текста единовременного прочтения.
В чем новизна гигиенических требований?
- Электронные учебники (ЭОР)
- Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.
- В ЭОР не следует применять:
- более четырех различных цветов на одной электронной странице;
- красный фон;
- «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.
- Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема «страниц» ЭОР (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%.
В чем новизна гигиенических требований?
- Требования к организации ежедневной внеурочной деятельности учащихся.
- Включены требования к новому виду школ - школам полного дня.
- Представлены нормативы веса ранца, учебных комплектов.
Внеурочная деятельность
1. Занятия по выбору.
2. Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки секции, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.).
3. Баланс между занятиями двигательного и статического характера.
В чем новизна гигиенических требований?
- Представлены нормативы веса ранца, учебных комплектов.
Вес комплекта учебников и принадлежностей не должен превышать:
- 1-2 классы – более 1,5 кг.
- 3-4 классы – более 2 кг.
- 5-6 классы – более 2,5 кг.
- 7-8 классы – более 3,5 кг.
- 9-11классы – более 4,0 кг.
В чем новизна гигиенических требований?
- Требования к сменной обуви.
- С учетом современных научных подходов переработаны требования к санитарному состоянию учебных помещений и участка школы.
В чем новизна гигиенических требований?
- Для учащихся 1 ступени основные предметы – на 2-3 уроках;
- Для учащихся 2,3 ступени – на 2,3,4 уроках.
- Наибольший объем на вторник или среду.
- Проведение контрольных работ на 2-4 уроках в середине недели.
- Предметы, требующие больших затрат на домашнее задание, не должны быть в один день.
В чем новизна гигиенических требований?
- После уроков физкультуры, которые рекомендуется проводить в числе последних, не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
- При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник или среду.
В чем новизна гигиенических требований?
Обновление существовавших ранее:
- Требования к медицинскому обеспечению (порядок, стандарты оказания медицинской помощи, оснащение медкабинета).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!