СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формируемая социальная ответственность российского малого бизнеса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время снижения темпов роста экономики многие компании ликвидируют социальные программы. Происходит падение интереса общества к развитию бизнеса, равно, как и бизнеса, особенно малого, к формированию социальной ответственности, которая может рассматриваться как значимый вопрос для развития будущего малого бизнеса в нашей стране, определяя возможность гармонизации деловых интересов развиваемого малого предпринимательства, компании во взаимодействии с интересами общества.

Просмотр содержимого документа
«Формируемая социальная ответственность российского малого бизнеса»

Формируемая социальная ответственность российского малого бизнеса


Зайцева Галина Владимировна

Учитель экономики МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»


В настоящее время многие российские компании уделяют особое внимание концепции социальной ответственности бизнеса, публикуют нефинансовые отчеты, принимают активное участие в исследованиях социальных инвестиций, демонстрируя высокий уровень открытости. Однако во время снижения темпов роста экономики многие компании ликвидируют социальные программы. Происходит падение интереса общества к развитию бизнеса, равно, как и бизнеса, особенно малого, к формированию социальной ответственности, которая может рассматриваться как значимый вопрос для развития будущего малого бизнеса в нашей стране, определяя возможность гармонизации деловых интересов развиваемого малого предпринимательства, компании во взаимодействии с интересами общества.

Существуют способы реализации социальной ответственности даже для малого бизнеса в условиях посткризисной экономики. Социальную ответственность бизнеса можно условно разделить на несколько направления. Для одних компаний ― развитие бизнеса осуществляется через выпуск товаров и оказание услуг высокого качества, уплата налогов, включающие благотворительность; для других ― разработка социальных программ, связанных с решением важных социальных проблем, таких как, разработка и проведение стратегических благотворительных и социальных программ для своих работников [1].

Значение деятельности субъекта малого бизнеса для развития общества




Социальные программы для работников фирмы

Развитие бизнеса через выпуск качественной продукции





Создание дополнительных рабочих мест

Уплата налогов в условиях насыщения ранка качественными товарами







Система КСО в действии



Рис.1. Структура деятельности субъектов малого бизнеса в условиях формирования системы корпоративной социальной ответственности

По сути, каждое направление социальной ответственности можно определить, как, инвестирование малого бизнеса или бизнеса вообще, в развитие общества. На рисунке 1 представлена структура деятельности субъектов малого бизнеса в условиях формирования системы корпоративной социальной ответственности. Выпуск качественной продукции не является единственной обязательной составляющей функционирования предприятия. Налоговая система имеет первостепенное значение для развития государства в целом, и это безусловная истина современности. Налоги пополняют бюджет на восемьдесят процентов, и в зависимости от налоговых поступлений, от способов их сбора развивается любое современное государство. [4, с.65].

Система налогообложения малого бизнеса предполагает серьезную функциональную обязанность малых организаций по организации бухгалтерского и налогового учета и подготовки налоговой и бухгалтерской отчетности, для чего нужно выделить определенное время, привлечь внутренние ресурсы для развития неосновного направления учетно-отчетной деятельности. [5, с.148].

Снижение рисков по организации бухгалтерского учета и налогообложения может быть достигнуто серьезной поддержкой предпринимательского корпуса малого бизнеса, поддержка будет организована в части оплаты услуг, предоставленных по договору аутсорсинга в части финансового обслуживания организаций — сопровождения ведения бухгалтерского, налогового учета, подготовки и представления другой, специализированной организацией. Система оказания услуг с применением аутсорсинга при применении в малом бизнесе может существенно снизить финансовые риски субъектов малого бизнеса. [5, с.150].

Предприниматель, в том числе и представитель малого бизнеса, организовавший соответствующим образом деятельность по финансовому обслуживанию предприятия, уже может быть признан социально-ответственным представителем бизнеса. В частности, непосредственно применение аутсорсинга является одним из направлений реализации корпоративной ответственности, направленной, во-первых, на взаимодействие субъектов рынка с предоставлением новых рабочих мест и использованием профессиональных ресурсов фирм-аутсорсеров для исчисления, а во-вторых, уплаты налогов обществу, наполнения государственного бюджета с исполнением основной функции бизнеса.

Корпоративные благотворительные и социальные программы не направлены прямо на получение дополнительной прибыли, однако их реализация приводит к возникновению не только эффекта социального, но и эффекта экономического, который рассматривается как невидимая прибыль, которую именно реализация благотворительных и социальных программ приносит основной деятельности компании. При этом наличие экономического эффекта отнюдь не противоречит сути благотворительности и не умаляет эффекта социального. Более того, возникновение и формирование экономического эффекта свидетельствует о качестве и эффективности благотворительных программ компании.

Любая компания в своем продвижении применяет все направления развития социальной ответственности, но только деятельность компании, связанная с решением значимых социальных проблем, является непосредственным выражением социальной корпоративной ответственности [2]. Есть разница между необходимостью сделать качественными товары и услуги, повысить квалификацию персонала, разработать благотворительные и социальные программы и желанием сделать внедрить их в жизнь, а, значит, только современное предприятие, которое разрабатывает и проводит в жизнь социальные решения, может рассматриваться как социально-ответственная.

На первый взгляд, направление средств компании на социальные и благотворительные цели является отвлечением части инвестиционного ресурса от развития профильных направлений ее деятельности.

Выпуск товаров и оказание услуг высокого качества с целью получения прибыли, может непосредственно сопровождаться благотворительностью, для реализации цели рекламного продвижения предприятия. Развитие бизнеса через выпуск качественной продукции, как следствие приведет к своевременному пополнению бюджета налогами, насыщению рынка качественными товарами и обеспечит рынок дополнительными рабочими местами. Одновременное развитие благотворительных и социальных программ даст возможность формирования имиджа предприятия и привлечет внимание общества.

Благотворительность является в наше время одним из значимых направлений в деятельности бизнеса, поэтому предприятия, в том числе представители малого бизнеса, со своей стороны, постоянно выделяет какую-то часть своих доходов на пожертвования. Например, компания по производству кондитерский изделий, организовывает благотворительную помощь в виде небольших сладких подарков, на новогодние праздники в ближайший детский дом. Одновременно, благотворительная деятельности компании дает возможность увеличения продаж и разработки PR-компании, потому что в целях подготовки подарков выпускается продукция с логотипом: «Покупая коробку конфет, вы жертвуете 10 рублей в фонд детского дома». Логотип формирует мнение покупателей о компании, одновременно сообщает о том, что 10 рублей от покупки уйдут в детский дом. Если бы еще и освещалась компания вручения подарков, то возможно, многие покупателю принимая решение, учли бы факт вручения подарков детдомовцам.

Для соблюдения чистоты города силами общественных объединений, в рамках благотворительных акций, стоит проводить конкурсы «Самая благоустроенная организация», позволит не только облагородить улицу на которой находиться компания, но и улучшить вид города в целом.

Разработка социальных программ, связанных с решением важных социальных проблем, таких как, проведение в жизнь стратегически-значимых, благотворительных и социальных программ для своих работников. В компаниях малого бизнеса зачастую работают работники, которым приходиться выполнять множественные задачи, не связанные с их профильной деятельностью. В компаниях, где на работника накладываются дополнительные обязанности, нужно строго придерживаться ряда определенных правил, для скорейшего достижения поставленных целей.

В малых предприятиях стоит обратить особое внимание на адаптацию персонала в коллективе и на рабочем месте. Главной целью руководителя в данном случае является применение преемственности развития персонала, при котором более опытный работник, делиться своими профессиональными знаниями с менее опытным сотрудником, на протяжении определённого времени. После чего, сотрудник, обладая компетенциями, с абсолютной ответственностью обязуется исполнять возложенные на него поручения. Мониторинг развития преемственности дает возможность общения между работодателем и работниками.

Общение должно выстраиваться двусторонним процессом между руководителем и подчиненными. Работодатель должен предоставлять сотрудникам следующую информацию: инструкции по работе, изменения в условиях, положениях, правилах и процедурах процесса производства, о развитии предприятия [3]. Одновременно с этим руководитель должен анализировать сообщения подчиненных, работающих в коллективе, для чего система предложений работников должна быть разработана и сформирована, что позволит руководителю услышать жалобы и предложения работников.

Руководитель малой компании непосредственно должен интересоваться работой персонала и каждого сотрудника в отдельности, ставя перед ним индивидуальные задачи и цели. Многие работники имеют личные цели или проблемы, связанные с работой, которые часто переходят в конфликты, влияющие на выполнение ими работы. Так как в небольшой компании у руководителя и подчиненных формируются тесные рабочие отношения, то это может помочь определить трудности и проблемы на ранней стадии. Сотрудник должен знать, что он может обратиться за советом и помощью к своему руководителю. Во взаимодействии с персоналом важным аспектом выступает умение управлять конфликтами.

Руководитель малой компании должен сформировать программу по охране здоровья работников и безопасности труда. Учитывая конституционные права работников, на основании трудового законодательства, работодатель не только должен обеспечить работникам безопасность при эксплуатации оборудования, здания, применении материалов и сырья, использование средств коллективной и индивидуальной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда, но и мотивировать работника к выполнению работы в коллективе. Неотъемлемой частью создания сплоченного и дружного коллектива является обязательное соблюдение Трудового законодательства, что обеспечивает социальную защищенность и благополучие работников.

Формируемая система социальной ответственности российского малого бизнеса может иметь долгосрочный потенциал инвестиций в социальной ответственности бизнеса. Представители российского бизнеса на современном этапе не всегда могут оценить социальную ответственность, как инструмент для создания позитивного облика компании, который привлечет не только клиентов, но и партнеров, а также повлияет на позитивное отношение со стороны органов власти. Создание социально-ориентированных условий для развития кадров предприятия в условиях малого или микропредприятия, дает возможность формирования коллектива, тесно связанного общими целями. На базе формируемой корпоративной социальной ответственности, малый бизнес получит новые направления развития и роста.


Список литературы

1. Дохолян, С.Б. Анализ социальной ответственности бизнеса в России //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 4. С. 41-46

2. Бокова А. А. Социальная ответственность предпринимательства в РФ / А. А. Бокова // Современные аспекты экономики. ― 2012 ―№ 7/8. ― С. 95-106: [Электронный ресурс] ― Режим доступа: http://elibrary.ru.:для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.

3.Десслер, Г. Управление персоналом [Электронный ресурс]  ―М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г. ― 799 с.

4. Зайцева, Г.В. Налоговая система России: малый бизнес сельхозпроизводителей в историческом аспекте // Европейский журнал социальных наук, 10/2015, Москва, с.65-73

5. Зайцева, Г.В. Налоговая система России:// Проблемы финансового обслуживания малого бизнеса: Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал, № 4(56), С- Петербург, 2015 с.147-151


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!