«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»
8 класс
учитель русского языка
и литературы
МОУ «Кондратьевская
школа» Савенкова И. С.
2021 г.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
Образовательные: развивать умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений, определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, углубить знания учащихся о нормах пунктуации.
Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы на основе наблюдений, содействовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: повышать уровень мотивации на уроках, способствовать развитию навыков доброжелательного общения в процессе работа, воспитывать бережное отношение к русскому языку, чувства патриотизма.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию, потребность к самосовершенствованию и самореализации.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебных задач, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры в качестве доказательств;
регулятивные: определять и формулировать цели деятельности, составлять план действий, действовать по плану, корректировать свою деятельность, анализировать и адекватно оценивать собственную деятельность и работу своих товарищей;
коммуникативные: уметь сотрудничать в группах и парах, учитывать разные мнения, сравнивать и анализировать, отстаивать свою точку зрения, уметь договариваться, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Предметные: знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Методы обучения: проблемный, поисковый, практический.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: Учебник под редакцией Л. М. Рыбченковой, раздаточный материал, оценочные листы.
Тип урока: актуализация знаний и умений (урок повторения).
Ход урока: I. Организационный момент, готовность учащихся к уроку.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
1.Словарный диктант (весь класс работает в тетрадях, двое-трое учащихся по очереди на доске):
Карнавал, репетиция, сверстник, режиссер, традиция, преданность, диплом, благодарность (чувство признательности за добро), взаимовыручка ( умение ответить добром на добро и помочь товарищам в трудную минуту), диплом, аттестат, большинство, комитет, конгресс, биография, маршрут, легендарный. (Проверяем.)
2.А теперь устно, используя слова из нашей разминки, придумайте такие предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Репетиция – важная ступень к успешному концерту.
Преданность – важное качество человека. (верность).
Красный диплом – моя гордость.
Карнавал – замечательный праздник для тех, кто любит повеселиться.
Режиссер – главный человек при постановке спектакля.
(Здесь везде ставится тире, т.к. подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.П.)
Так получилось, что мы составили предложения, которые соответствуют одной и той же графической схеме. КАКОЙ? (Ученик записывает схему.)
3.Следующее задание, которое я хочу вам предложить, - это как раз графический диктант. (Один ученик записывает схемы на доске).
1.Знание – сила.
2.Наша задача – хорошо учиться.
3.Поздороваться первым – очень важное проявление вежливости.
4.Протяженность трассы – тысяча двести километров.
5.Двадцать лет – срок немалый.
6.Пятью пять – двадцать пять.
7.Жить – Родине служить.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Давайте вспомним, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Ученики отвечают.
А ещё когда тире ставится? (Перед словами: это, вот, значит). Приведите, пожалуйста, примеры.
Чтение – вот лучшее средство от скуки.
Знание – это сила.
Для меня жить – значит трудиться.
А ЕЩЁ КОГДА ТИРЕ СТАВИТСЯ? (Рязань – один из красивейших городов России). (Казанский собор – одно из лучших строений в Петербурге).
Давайте теперь вспомним, когда тире обычно не ставится. (Пока один ученик рассказывает, дети должны записать примеры, где тире НЕ ставится. Ученики рассказывают правило с примерами.) (Если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами, например: Наш школьный двор как сад.) (Если подлежащее выражено личным местоимением. Я ученица.) Если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ. Людская кровь не водица. Работа не волк. (Перед словом «есть». Простота есть достоинство любого человека… /Примеры приводят дети/. Математика есть гимнастика ума. Печать есть активный пропагандист. Это глагол-связка, этот глагол-связка пришел к нам из немецкого языка. Ломоносов есть очень требовательный ученый. (Прочитать с акцентом.) Жизнь прекрасна и удивительна.
Ну, хорошо, а какие примеры вы записали, пока один человек отвечал у доски?
Повторили, теперь посмотрим, как на практике вы усвоили это правило.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Работа у доски. Вызвать ученика. Усложняем задание: подчеркнуть грамматические основы и определить тип сказуемого.
Тиха украинская ночь.
Полог не единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.
Осенний день светел и ясен.
Твои глаза как ясные звезды. (Сравнение выступает в роли сказуемого).
Гроза не причина для волнений .
Девочка приветлива и весела.
Курить – здоровью вредить.
Хотеть – значит добиваться.
Ваня не ученик нашего класса.
Эта скала словно медведь. (Сравнение выступает в роли сказуемого).
Пруд как зеркало.
Он ученик восьмого класса.
Согласование – один из видов подчинительной связи.(Можно заменить.)
Сказуемое – один из главных членов предложения.
2. А теперь работа по карточкам. Подпишите фамилии. Поставьте тире там, где нужно его поставить. Подчеркните грамматические основы. (Поменялись листочками, проверили друг у друга, поставили оценки, написали свою фамилию, с задних столов передайте на проверку.)
3. Теперь мы рассмотрим на ознакомительном уровне более сложные вещи. (Ученик работает у доски).
Два сапога пара. Дело дрянь. Грош цена этому человеку.
Чай пить – не дрова рубить. (Перед глаголом тире ставится.)
Самое главное – быть доброжелательным (Перед глаголом тире ставится, составное именное сказуемое.)
Самое главное – не быть трусом.
V. Обобщение и систематизация знаний.
1. Фронтальный опрос.
Дополнительная информация:
- Тире может ставиться и в других случаях, если между подлежащим и сказуемым есть пауза и на подлежащее падает ударение.
Я - ваш новый учитель.
Одно из последних достижений науки и техники – интернет. (Можно заменить «последнее достижение»).
(Придумайте и запишите одно-два предложения по последнему образцу.)
- Ещё будет для вас интересным узнать, что существуют варианты знаков в зависимости от смысла. Давайте посмотрим на такое интересное явление.
Отец – мой учитель. Сравним: Отец мой – учитель.
Синтаксис – наука тонкая, она базируется на интонации.
- Как вы думаете, в каком стиле речи чаще всего встречается тире?
Тире часто встречается в научном стиле.
Жизнь – особая форма движения материи.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки.
VI. Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Выполнение упражнения 97 (стр. 63).
VII. Информация о домашнем задании.
Из учебников географии, русского языка, математики выпишите 7 – 8 примеров постановки тире между подлежащим и сказуемым.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
До конца остается немного времени. Давайте подведем итоги.
Что нам удалось закрепить?
Что вы узнали нового?
Что вас особенно поразило?
Что показалось трудным?
(Мы отработали, в каких случаях тире ставится и в каких не ставится.)
Оценки за урок. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас выставил себе оценку за работу в оценочный лист. Во-вторых, отметьте, пожалуйста, в каждой оценочной графе по одному-два человека, заслуживающих, на ваш взгляд, эти баллы за работу на уроке.
Спасибо за работу!
Оценочный лист.
Ф.И. уч-ся ______________________________________
Оценка собственной работы на уроке «_______»