СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы обучения на современном учебном занятии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии»



















«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»

8 класс





учитель русского языка

и литературы

МОУ «Кондратьевская

школа» Савенкова И. С.















2021 г.



Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели:

Образовательные: развивать умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений, определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, углубить знания учащихся о нормах пунктуации.

Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы на основе наблюдений, содействовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные: повышать уровень мотивации на уроках, способствовать развитию навыков доброжелательного общения в процессе работа, воспитывать бережное отношение к русскому языку, чувства патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию, потребность к самосовершенствованию и самореализации.

Метапредметные УУД:

познавательные: развивать умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебных задач, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры в качестве доказательств;

регулятивные: определять и формулировать цели деятельности, составлять план действий, действовать по плану, корректировать свою деятельность, анализировать и адекватно оценивать собственную деятельность и работу своих товарищей;

коммуникативные: уметь сотрудничать в группах и парах, учитывать разные мнения, сравнивать и анализировать, отстаивать свою точку зрения, уметь договариваться, задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Предметные: знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Методы обучения: проблемный, поисковый, практический.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: Учебник под редакцией Л. М. Рыбченковой, раздаточный материал, оценочные листы.

Тип урока: актуализация знаний и умений (урок повторения).

Ход урока: I. Организационный момент, готовность учащихся к уроку.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

1.Словарный диктант (весь класс работает в тетрадях, двое-трое учащихся по очереди на доске):

Карнавал, репетиция, сверстник, режиссер, традиция, преданность, диплом, благодарность (чувство признательности за добро), взаимовыручка ( умение ответить добром на добро и помочь товарищам в трудную минуту), диплом, аттестат, большинство, комитет, конгресс, биография, маршрут, легендарный. (Проверяем.)

2.А теперь устно, используя слова из нашей разминки, придумайте такие предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Репетиция – важная ступень к успешному концерту.

Преданность – важное качество человека. (верность).

Красный диплом – моя гордость.

Карнавал – замечательный праздник для тех, кто любит повеселиться.

Режиссер – главный человек при постановке спектакля.

(Здесь везде ставится тире, т.к. подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.П.)

Так получилось, что мы составили предложения, которые соответствуют одной и той же графической схеме. КАКОЙ? (Ученик записывает схему.)

3.Следующее задание, которое я хочу вам предложить, - это как раз графический диктант. (Один ученик записывает схемы на доске).

1.Знание – сила.

2.Наша задача – хорошо учиться.

3.Поздороваться первым – очень важное проявление вежливости.

4.Протяженность трассы – тысяча двести километров.

5.Двадцать лет – срок немалый.

6.Пятью пять – двадцать пять.

7.Жить – Родине служить.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Давайте вспомним, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Ученики отвечают.

А ещё когда тире ставится? (Перед словами: это, вот, значит). Приведите, пожалуйста, примеры.

  1. Чтение – вот лучшее средство от скуки.

  2. Знание – это сила.

  3. Для меня жить – значит трудиться.

А ЕЩЁ КОГДА ТИРЕ СТАВИТСЯ? (Рязань – один из красивейших городов России). (Казанский собор – одно из лучших строений в Петербурге).

Давайте теперь вспомним, когда тире обычно не ставится. (Пока один ученик рассказывает, дети должны записать примеры, где тире НЕ ставится. Ученики рассказывают правило с примерами.) (Если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами, например: Наш школьный двор как сад.) (Если подлежащее выражено личным местоимением. Я ученица.) Если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ. Людская кровь не водица. Работа не волк. (Перед словом «есть». Простота есть достоинство любого человека… /Примеры приводят дети/. Математика есть гимнастика ума. Печать есть активный пропагандист. Это глагол-связка, этот глагол-связка пришел к нам из немецкого языка. Ломоносов есть очень требовательный ученый. (Прочитать с акцентом.) Жизнь прекрасна и удивительна.

Ну, хорошо, а какие примеры вы записали, пока один человек отвечал у доски?

Повторили, теперь посмотрим, как на практике вы усвоили это правило.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Работа у доски. Вызвать ученика. Усложняем задание: подчеркнуть грамматические основы и определить тип сказуемого.

Тиха украинская ночь.

Полог не единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.

Осенний день светел и ясен.

Твои глаза как ясные звезды. (Сравнение выступает в роли сказуемого).

Гроза не причина для волнений .

Девочка приветлива и весела.

Курить – здоровью вредить.

Хотеть – значит добиваться.

Ваня не ученик нашего класса.

Эта скала словно медведь. (Сравнение выступает в роли сказуемого).

Пруд как зеркало.

Он ученик восьмого класса.

Согласование – один из видов подчинительной связи.(Можно заменить.)

Сказуемое – один из главных членов предложения.

2. А теперь работа по карточкам. Подпишите фамилии. Поставьте тире там, где нужно его поставить. Подчеркните грамматические основы. (Поменялись листочками, проверили друг у друга, поставили оценки, написали свою фамилию, с задних столов передайте на проверку.)

3. Теперь мы рассмотрим на ознакомительном уровне более сложные вещи. (Ученик работает у доски).

Два сапога пара. Дело дрянь. Грош цена этому человеку.

Чай пить – не дрова рубить. (Перед глаголом тире ставится.)

Самое главное – быть доброжелательным (Перед глаголом тире ставится, составное именное сказуемое.)

Самое главное – не быть трусом.

V. Обобщение и систематизация знаний.

1. Фронтальный опрос.

Дополнительная информация:

- Тире может ставиться и в других случаях, если между подлежащим и сказуемым есть пауза и на подлежащее падает ударение.

Я - ваш новый учитель.

Одно из последних достижений науки и техники – интернет. (Можно заменить «последнее достижение»).

(Придумайте и запишите одно-два предложения по последнему образцу.)

- Ещё будет для вас интересным узнать, что существуют варианты знаков в зависимости от смысла. Давайте посмотрим на такое интересное явление.

Отец – мой учитель. Сравним: Отец мой – учитель.

Синтаксис – наука тонкая, она базируется на интонации.


- Как вы думаете, в каком стиле речи чаще всего встречается тире?

Тире часто встречается в научном стиле.

Жизнь – особая форма движения материи.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки.

VI. Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Выполнение упражнения 97 (стр. 63).

VII. Информация о домашнем задании.

Из учебников географии, русского языка, математики выпишите 7 – 8 примеров постановки тире между подлежащим и сказуемым.


VIII. Рефлексия учебной деятельности.

До конца остается немного времени. Давайте подведем итоги.

Что нам удалось закрепить?

Что вы узнали нового?

Что вас особенно поразило?

Что показалось трудным?

(Мы отработали, в каких случаях тире ставится и в каких не ставится.)


Оценки за урок. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас выставил себе оценку за работу в оценочный лист. Во-вторых, отметьте, пожалуйста, в каждой оценочной графе по одному-два человека, заслуживающих, на ваш взгляд, эти баллы за работу на уроке.

Спасибо за работу!

Оценочный лист.

Ф.И. уч-ся ______________________________________

Оценка собственной работы на уроке «_______»


«5»

«4»

«3»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!