СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форомирование метапредметных компетенций в условиях реализации деятельностного подхода на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен материал из  опыта моей работы   и посвящен формированию метапредметных компетенций в условиях деятельностного подхода на уроках математики. 

Просмотр содержимого документа
«Форомирование метапредметных компетенций в условиях реализации деятельностного подхода на уроках математики»

ФОРОМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Костенко Ирина Ильинична

Учитель математики МБОУ «Гимназия №7» г.Батайск


Аннотация. В данной статье представлен материал из опыта работы учителя математики Костенко И.И. и посвящен формированию метапредметных компетенций в условиях деятельностного подхода на уроках математики. Автором отмечается, что в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта изменяются требования к результатам освоения образовательных программ. В основе их лежит формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся. Автор в своей статье рассказывает, на примере собственного опыта, как он на уроках математики обеспечивает формирование метапредметных умений обучающихся на различных этапах урока. В статье обосновывается мысль о том, что развитие метапредметных компетенций на уроке – это перенос теоретических знаний в практическую жизнедятельность обучающегося, подготовка его к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы.

Ключевые слова: компетентностный подход, метапредметные результаты, деятельностный поход.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ставит главной своей задачей развитие личности каждого ученика, а не формирование у детей системы знаний, умений, навыков, рассчитанную на «усредненного» ученика. Кроме того стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.[1]

Изменение требований к результатам обучения влечет за собой необходимость в изменении содержания обучения, повышение качества образования. Проблема повышения качества образования обозначена и в Концепции модернизации Российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны».

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является компетентностный подход, главная задача которого сформировать профессиональную компетентность специалиста, о которой можно говорить не по объему знаний, которыми он обладает, а по тому, насколько он свои знания и умения сможет применить для решения практических задач, сможет их адаптировать в зависимости от сложившихся жизненных ситуаций. Компетентностный подход в процессе обучения ведет к достижению триединых результатов: личностных, метапредметных, предметных. Предметные результаты – это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана. Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Предметные знания проверяются в тестах ГИА, и поэтому именно им уделялось наибольшее внимание при традиционном образовании до введения ФГОС. К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

С введением Стандартов возникла необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

По мнению А.В.Хуторского «метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними» Необходимо рассматривать «метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью». .

Остановлюсь на том, как я на уроках математики обеспечиваю формирование метапредметных умений обучающихся, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

Учебную деятельность обучающихся можно разделить на два основных вида: учебно-познавательную и контрольно-оценочную. Контрольно-оценочная деятельность подразумевает контроль учебной работы во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы обучающихся, их учет, корректировку учебной деятельности.

Работа по оценке результатов усвоения ведется мною, начиная с уроков объяснения нового материала, с первых минут урока, и закачивается уроками контроля знаний.

При проверке домашнего задания использую работу «консультантов», которые на перемене проверяют наличие выполнения домашнего задания и докладывают о результатах проверки в начале урока. Таким образом, у ребят формируется ответственность за выполнение домашнего задания, а учитель имеет полную картину о выполнении домашнего задания всем классом.

Для проверки самостоятельных работ или тестов использую работу в парах: каждый ученик играет, также и роль «учителя», что повышает его самооценку, развивает зоркость, внимание.

Если ребята отвечают у доски, часто использую такую форму взаимопроверки: ученик, который решал на месте за партой, проверяет того, кто решал у доски, если его оценка совпадает с оценкой учителя, то ученик, который проверял правильность решения на доске, также получает отметку. Ребятам очень нравится такая форма работы, поэтому они стараются выполнить задание быстрее того, кто решает у доски, чтобы получить отметку за проверку, что стимулирует их к активной деятельности.

Приведу еще один пример контрольно-оценочной деятельности, которую использовала на уроке обобщения и систематизации в 9 классе по теме «Функции и графики». На этом уроке использовала две формы оценивания результатов: бальную (за тест), которая потом переводилась в отметку: ребята выполняли взаимопроверку в парах по образцу на экране. Второй формой оценивания результатов была безотметочная система, которая сводилась к заполнению в течение всего урока каждым учеником «Листа самоконтроля»:

Этапы урока

Понимаю плохо

Понимаю, но применяю с трудом

Знаю, понимаю, могу применять

  1. Знание основных понятий и определений




  1. Линейная функция:

а) строить график

б) описывать свойства по графику







  1. Квадратичная функция:

а) строить график;

б) описывать свойства по графику

в) отвечать на вопросы по графику










  1. Применять свои знания при решении задач ГИА.




  1. Применять знания при решении самостоятельной работы




Такой вид деятельности формирует умение адекватно оценивать уровень своих знаний, самостоятельно выявлять пробелы в своих знаниях, работать над коррекцией результатов своей учебной деятельности.

Остановлюсь теперь на том, как я формирую метапредметные компетенции в учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Формирование таких метапредметных умений, как умение работать в группе, распределять функции и роли участников группы, умение слушать собеседника, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, умение отстаивать свою позицию, аргументировать можно развивать, используя такие формы обучения, как групповая работа на уроке. Очень важно понять, какой по составу должна быть группа. На уроках объяснения нового материала, считаю, что в группу должны входить ребята с разным уровнем подготовки. Это позволит развиваться и ученику с высоким уровнем подготовки и даст возможность не потеряться, чувствовать себя комфортно ученику с недостаточным уровнем знаний. По такому принципу был поделен пятый класс на изучении темы «Деление дробей». Ребятам было дано задание в группах: прочитать текст в учебнике и найти ответы на вопросы:

  1. Какие дроби называются взаимно обратными?

  2. Как найти дробь, обратную данной?

  3. Свойство взаимно обратных дробей? Как записать его в буквах?

  4. Можно ли найти обратную дробь числу 3, 3?

Учащиеся самостоятельно смогли изучить новое понятие, ответить на вопросы, применить новые знания при решении задач. Таким образом формируются не только коммуникативные умения, но и умения работать с источниками информации. На уроках же систематизации знаний групповая работа будет эффективной, если группы будут формироваться по уровню подготовки детей, так как такая группа будет мотивировать каждого ребенка на активные действия, тем самым даст толчок к его развитию. При фронтальном опросе учитель и ученик находятся в диалоге, учитель просит пояснить какую-то мысль, вырабатывает культуру поддержания диалога у учеников.

Выбор формы работы подразумевает разнообразие форм учебы и несогласованность выбора ученика и выбора учителя – основная причина не успешности как учителя, так и ученика.

Выбор содержания означает как возможность выбора самих заданий, так и изменение условий этих заданий, т.е. вариативность. На уроках математики очень часто использую дифференцированные задания как индивидуальные, так и для группы детей. Выбор уровня заданий всегда стоит за учеником, формируя в нем умение адекватно себя оценивать, самокритичность, умение принимать решение и нести за него ответственность.

Умение обобщать, систематизировать свои знания, применять их в различных практических ситуациях является одним из метапредметных компетенций, которые необходимо формировать у обучающихся. Своим опытом поделюсь на примере урока обобщающего повторения в 9 классе по теме «Функции и графики». Учащиеся на протяжении всего урока заполняли «Обобщающую таблицу»:

Название функции

Формула

График

Для построения графика необходимо знать…

Как зависит расположение графика в системе координат от

коэффициентов

Свойства

функции








Ребята начали заполнять эту таблицу на уроке, а затем продолжили дома в качестве домашнего задания. Такой вид деятельности не только развивает умение систематизировать накопленные знания, но и выявляет пробелы в собственных знаниях, и необходимость их корректировки.

Развитие метапредметных компетенций на уроке – это перенос теоретических знаний в практическую жизнедятельность обучающегося, подготовка его к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы.

Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие обучающегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений обучающегося об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.



Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2009-№2.

3. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!