Систематизация знаний по разделу «Части речи» | - Части речи Определение принадлежности к части речи омонимичных словоформ; различия между самостоятельными и служебными частями речи. - Определение частей речи Роль слов разных частей речи в тексте; дифференциация слов одной части речи и однокоренных слов. - Определение частей речи. Проверочная работа Проверка уровня первоначальных знаний детей о частях речи - Роль слов разных частей речи в тексте | 4 ч | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | - правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; - писать под диктовку слова, предложения, текст из 60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; - писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; - писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; - находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; - обращать внимание на особенности употребления слов; - ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; - составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; - предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; - составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. | - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
Изменение имён существительных по падежам (склонение) | - Изменение имён существительных по падежам Понятия склонения и падежа; названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам; слова-«помощники» при определении падежей. - Изменение имён существительных по падежам Предлоги, употребляемые с определенными падежами. - Именительный падеж имён существительных Роль имени существительного в именительном падеже в предложении - Родительный падеж имён существительных Нахождение в предложении имен существительных в родительном падеже по вопросам; окончания существительных в родительном падеже. Родительный падеж имён существительных Окончания существительных в родительном падеже - Дательный падеж Нахождение имен существительных в дательном падеже по вопросам; значение имен существительных в дательном падеже - Винительный падеж Различие имен существительных в именительном падеже и в винительном падеже; главные члены предложения. - Творительный падеж Определение творительного падежа имен существительных по вопросам и предлогам; окончания имен существительных в творительном падеже; использование сравнений в художественной речи. - Предложный падеж Пропедевтическое наблюдение за окончаниями имен существительных в предложном падеже. - Изменение имён существительных по падежам (склонение) Выбор нужных предлогов и верных вариантов окончаний - Изменение имён существительных по падежам (склонение) Образование падежных форм имен существительных. - Как разобрать имя существительное Систематизация знаний учащихся о роде, числе и падеже имени существительного; устный и письменный разбор имени существительного как части речи. - Как разобрать имя существительное. Проверочный тест по теме «Имя существительное» (20 мин). | 13 ч |
Глагол | - Глагол как часть речи. Значение глагола. - Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению; роль глаголов в речи; этимология термина «глагол». - Изменение глаголов по временам. Определение времени глагола по вопросу. - Глаголы настоящего времени. Образование фор-мы глаголов настоящего времени по образцу; зависимость употребления глагола в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает - Глаголы прошедшего времени. Поиск глагола в прошедшем времени по вопросу; суффиксы глаголов в прошедшем времени; изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам; родовые окончания глаголов в прошедшем времени. - Глаголы будущего времени Особенности образования форм глаголов в будущем времени: будущее простое время и будущее сложное время; определение времени действия, обозначаемого глаголом в будущем времени - Глаголы будущего времени. Сложность написания безударных окончаний глаголов в будущем времени. - Неопределённая форма глагола. Определение термина «неопределенная форма глагола»; суффиксы глаголов в неопределенной форме; нахождение глаголов в неопределенной форме в предложениях. - Краткое изложение по рассказу Л.Толстого «Птичка» (40 мин). - Изменение глаголов по числам. Наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам; - Изменение глаголов по числам. Наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам; развитие речи учащихся при изменении текстов - Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Письмо родовых окончаний глаголов в прошедшем времени - Изменение по родам глаголов прошедшего времени Письмо родовых окончаний глаголов в прошедшем времени - НЕ с глаголами. Значение частицы НЕ и правила ее написания с глаголами; изменение текстов - Разбор глагола как части речи Систематизация знаний детей о времени, числе и роде глагола; разбор глагола как ча-сти речи. | 16 ч |
Имя прилагательное | - Имя прилагательное как часть речи. Актуализация знаний детей об имени прилагательном как части речи; классификация имен прилагательных по значению; роль имен прилагательных в речи. - Имя прилагательное как часть речи. Классификация имен прилагательных по значению; роль имен прилагательных в речи. - Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» . - Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного; нахождение в предложении имени существительного, от которого зависит имя прилагательное - Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Постановка вопроса от существительного к прилагательному; изменение имен прилагательных по родам и числам. - Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам Постановка вопроса от существительного к прилагательному; изменение имен прилагательных по родам и числам. - Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам Постановка вопроса от существительного к прилагательному; изменение имен прилагательных по родам и числам. - Разбор прилагательного как части речи Алгоритм разбора прилагательного как части речи, разбор прилагательных как части речи. | 10 ч |