СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока Тема: «Род имён существительных» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: «Школа 2000»

Класс: 3 класс

Дисциплина: Русский язык

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: «Род имён существительных»

Цель: Научить учащихся определять род имен существительных

Задачи:

Обучающая: Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивающая: Развивать логическое мышление и умение определять род имен существительных;

Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 часть; рабочая тетрадь; Таблица «Род имен существительных»; карточка с заданием.

Планируемые результаты:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Методы: 1. Метод реконструкции, 2. Метод конструирования, 3. Метод самостоятельной работы. 4. Метод решения орфографических задач.

Форма: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Контроль: Устный, письменный.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Актуализация (3 мин)
  3. Подготовка к изучению новой темы (2 мин)
  4. Изучение новой темы (15 мин)
  5. Физкультминутка (3 мин)
  6. Закрепление изученного материала (15 мин)
  7. Итог урока (3 мин)
  8. Рефлексия (1 мин)
  9. Задание на дом (1 мин)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент. Цель: в вести учащихся в учебную ситуацию.

- Здравствуйте, садитесь! Начинаем урок русского язык. В русском языке очень много разных тайн. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок исследование. А вы будете в роли исследователей.

- Кто такие исследователи?

- Как вы думаете, что мы будем исследовать?

- Посмотрите на доске, написан наш девиз на урок «С малой удачи начинается большой успех»

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Свяжите ее с нашим сегодняшним урокам?

-Нужна ли человеку удача, успех? Зачем?

- Нужна ли она вам?

- От чего зависит успех человека?

- Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы.

- Пожелайте и вы друг другу удачи.

 

- Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

 

 

 

 

- высказывают свое мнение

- что-то новое, неизвестное нам.

 

 

 

 

- высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- желают друг другу удачи на уроке.

Л.:- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

К.:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Актуализация. Цель: проверить, как учащиеся усвоили предыдущий материал урока.

- Проверим, что вы знаете об имени существительном.

Поиграем в игру «Да и Нет». Перед вами карточки, на них записаны вопросы. Если вы согласны, то ставите рядом знак «+», если не согласны то знак «-», а если не знаете ответа то ставите знак «?».

1.Имя существительное – это часть речи?

2. Имена существительные отвечают на вопросы: Кто? Что?

3. Имена существительные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое?

4. У имен существительных 2 рода?

5. Имена существительные обозначают предмет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

-

?

 

+

 

П.:-классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

Подготовка к изучению новой темы. Цель: подготовить учащихся к изучению новой темы.

- Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

- где вы затруднились?

- Почему вы не смогли ответить?

- Кто попробует назвать тему нашего урока?

- Что нам надо сделать?

- Какую цель вы поставили перед собой на урок?

- проверяли знания об имени существительном.

 

- Нет

- У имен существительных 2 рода?

- Незнаем, что такое род

- род имен существительных.

 

- поставить цель на урок.

-Узнать что такое род имени существительного, научиться определять род у имени существительного.

П.: -разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Изучение новой: темы. Цель: создать условия для изучения новой темы.

Стр. 19. Упр. 229.

-Прочитай имена существительные

- В русском языке имена существительные бывают женского рода и мужского рода.

- Как ты думаешь, какими словами называют мужчин, а какими женщин?

- выпишите слова в 2 столбика.

- поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- эти имена существительные одушевлённые или неодушевлённые?

Стр. 19. Упр. 230.

- Прочитайте слова.

 

- эти имена существительные одушевлённые или неодушевлённые?

- определите, какие из них муж. род. а какие жен. рода. Работайте в паре.

-Запишите слова в 2 столбика.

 

- Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя

 

 

 

Жен. Р. – мама

Муж. Р. – папа.

- выполняют упражнение.

 

 

 

- Одушевлённые

 

- колокольчик, польза, рассвет, алфавит, язык, суббота, коллекция, живопись.

- неодушевлённые 

- выполняют упражнение работая в паре.

Р.:- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Физкультминутка. Цель: снять физическое и умственное напряжения учащихся.

- Я вам буду называть слово, если она жен. рода – руки поднимаете в верх, муж. рода. – выполняете наклон вперед.

Сирень, сосед, туман, рамка, ель, дуб, мама, папа, карандаш, ручка.

- выполняют физкультминутку.

К.:-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Закрепление изученного материала. Цель: создать условия для закрепления нового материала.

Стр. 20. Упр. 231

- определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам. Если нашли ошибку то исправьте ее.

- спиши, обозначь в словах орфограммы.

Сам. Раб. Упр.231 стр.20.

- Прочитайте слова. Выпиши 1 столбик сущ. Муж.р. во 2-й сущ. Жен.р. Будьте внимательны, если вы не можете определить род то запишите это слово в 3-й столбик.

- Давайте проверим. ( 3 ученика выходят к доске и записывают слова.)

1 ученик – Жен.р.

2 ученик – Муж.р.

3 ученик – 3 столбик.

 

- Проверьте правильно ли вы выполнили упражнение. (Оцените себя)

- В 3-й столбик мы записали имена существительные Среднего рода.

-Давайте прочитаем правило на стр.21 «Работа по таблице»

 Упр. 233 стр.20.

- Составьте словосочетания имен существительных со словами «Мой, моя, моё».

- Укажите род имен существительных. Понаблюдай одушевлённые или неодушевлённые существительные среднего рода.

- Какой вывод ты можешь сделать? 

М.Р.- носорог, звездопад, иней, участник.

Ж.Р. – Анна, кукла, шишка, игрушка.

 

 

- выполняют задание.

 

 

 

 

- Выполняют самостоятельно работу.

 

Лестница

Сторож

Колесо

Удочка

Хоккей

Солнце

Повозка

Рассказ

Пение

повесть

 

Сочинение

 

 

Стихотворение

 

 

 

 

 

- проверяют и ставят себе оценку.

 

 

- Читают правило, работают с таблицей.

 

- выполняют самостоятельно упражнение в рабочей тетради письменно.

 

 

 

 

- Слова Ср.р. неодушевлённые

Л.: -проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

К.:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Итог урока. Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.

 - Выполните задание на карточке.

Впишите пропущенные слова в пословицы и определите у этих слов род.

1.Волков бояться в  ____ не ходить.

2.Труд человека кормит, а ___ портит.

3.Вся____в месте, так и душа на месте.

4.Язык болтает, а ____ не знает.

- Проверьте себя по слайду.

- Оцените себя.

- выполняют задание

 

 

 

- лес (Муж.р.)

- лень (Жен.р.)

- семья (Жен.р)

- голова (Жен.р.)

- проверяют себя

-оценивают себя

П.:- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Рефлексия. Цель: проверить эмоциональный настрой учащихся.

- В роли кого вы сегодня выступали?

- Что исследовали на уроке?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Вы ее достигли?

- Вернемся к нашему девизу урока «С малой удачи начинается большой успех»

-Кому сегодня на уроке улыбнулась удача?

- Я думаю что сегодня испытав малую удачу вас ждет большой успех в будущем. Ведь тайны русского языка еще не все раскрыты.

Оценивание детей за работу на уроке.

- исследователей.

- род имен сущ.

- высказывают свое мнение.

Л.:-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Задание на дом. Цель: дать материал для самостоятельного закрепления темы урока дома.

- Записать по 4 имени существительных каждого рода к каждой группе:

· Одежда

· Школа

· Фрукты и овощи

- Записывают домашнее задание.

П.:-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

 

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока Тема: «Род имён существительных» 3 класс»

Ф.И.О: Румянская Елизавета Андреевна

Дата проведение:

УМК: «Школа 2000»

Класс: 3 класс

Дисциплина: Русский язык

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: «Род имён существительных»

Цель: Научить учащихся определять род имен существительных

Задачи:

Обучающая: Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивающая: Развивать логическое мышление и умение определять род имен существительных;

Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 часть; рабочая тетрадь; Таблица «Род имен существительных»; карточка с заданием.

Планируемые результаты:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Методы: 1. Метод реконструкции, 2. Метод конструирования, 3. Метод самостоятельной работы. 4. Метод решения орфографических задач.

Форма: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Контроль: Устный, письменный.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Актуализация (3 мин)

  3. Подготовка к изучению новой темы (2 мин)

  4. Изучение новой темы (15 мин)

  5. Физкультминутка (3 мин)

  6. Закрепление изученного материала (15 мин)

  7. Итог урока (3 мин)

  8. Рефлексия (1 мин)

  9. Задание на дом (1 мин)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент. Цель: в вести учащихся в учебную ситуацию.

- Здравствуйте, садитесь! Начинаем урок русского язык. В русском языке очень много разных тайн. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок исследование. А вы будете в роли исследователей.

- Кто такие исследователи?

- Как вы думаете, что мы будем исследовать?

- Посмотрите на доске, написан наш девиз на урок «С малой удачи начинается большой успех»

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Свяжите ее с нашим сегодняшним урокам?

-Нужна ли человеку удача, успех? Зачем?

- Нужна ли она вам?

- От чего зависит успех человека?

- Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы.

- Пожелайте и вы друг другу удачи.


- Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.





- высказывают свое мнение

- что-то новое, неизвестное нам.





- высказывают свое мнение.











- желают друг другу удачи на уроке.

Л.:- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

К.:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Актуализация. Цель: проверить, как учащиеся усвоили предыдущий материал урока.

- Проверим, что вы знаете об имени существительном.

Поиграем в игру «Да и Нет». Перед вами карточки, на них записаны вопросы. Если вы согласны, то ставите рядом знак «+», если не согласны то знак «-», а если не знаете ответа то ставите знак «?».

1.Имя существительное – это часть речи?

2. Имена существительные отвечают на вопросы: Кто? Что?

3. Имена существительные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое?

4. У имен существительных 2 рода?

5. Имена существительные обозначают предмет?










+



+


-

?


+

П.:-классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

Подготовка к изучению новой темы. Цель: подготовить учащихся к изучению новой темы.

- Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

- где вы затруднились?

- Почему вы не смогли ответить?

- Кто попробует назвать тему нашего урока?

- Что нам надо сделать?

- Какую цель вы поставили перед собой на урок?

- проверяли знания об имени существительном.


- Нет

- У имен существительных 2 рода?

- Незнаем, что такое род

- род имен существительных.


- поставить цель на урок.

-Узнать что такое род имени существительного, научиться определять род у имени существительного.

П.: -разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Изучение новой: темы. Цель: создать условия для изучения новой темы.

Стр. 19. Упр. 229.

-Прочитай имена существительные

- В русском языке имена существительные бывают женского рода и мужского рода.

- Как ты думаешь, какими словами называют мужчин, а какими женщин?

- выпишите слова в 2 столбика.

- поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- эти имена существительные одушевлённые или неодушевлённые?

Стр. 19. Упр. 230.

- Прочитайте слова.


- эти имена существительные одушевлённые или неодушевлённые?

- определите, какие из них муж. род. а какие жен. рода. Работайте в паре.

-Запишите слова в 2 столбика.

- Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя




Жен. Р. – мама

Муж. Р. – папа.

- выполняют упражнение.




- Одушевлённые


- колокольчик, польза, рассвет, алфавит, язык, суббота, коллекция, живопись.

- неодушевлённые

- выполняют упражнение работая в паре.

Р.:- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Физкультминутка. Цель: снять физическое и умственное напряжения учащихся.

- Я вам буду называть слово, если она жен. рода – руки поднимаете в верх, муж. рода. – выполняете наклон вперед.

Сирень, сосед, туман, рамка, ель, дуб, мама, папа, карандаш, ручка.

- выполняют физкультминутку.

К.:-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Закрепление изученного материала. Цель: создать условия для закрепления нового материала.

Стр. 20. Упр. 231

- определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам. Если нашли ошибку то исправьте ее.

- спиши, обозначь в словах орфограммы.

Сам. Раб. Упр.231 стр.20.

- Прочитайте слова. Выпиши 1 столбик сущ. Муж.р. во 2-й сущ. Жен.р. Будьте внимательны, если вы не можете определить род то запишите это слово в 3-й столбик.

- Давайте проверим. ( 3 ученика выходят к доске и записывают слова.)

1 ученик – Жен.р.

2 ученик – Муж.р.

3 ученик – 3 столбик.


- Проверьте правильно ли вы выполнили упражнение. (Оцените себя)

- В 3-й столбик мы записали имена существительные Среднего рода.

-Давайте прочитаем правило на стр.21 «Работа по таблице»

Упр. 233 стр.20.

- Составьте словосочетания имен существительных со словами «Мой, моя, моё».

- Укажите род имен существительных. Понаблюдай одушевлённые или неодушевлённые существительные среднего рода.

- Какой вывод ты можешь сделать?

М.Р.- носорог, звездопад, иней, участник.

Ж.Р. – Анна, кукла, шишка, игрушка.



- выполняют задание.





- Выполняют самостоятельно работу.


Лестница

Сторож

Колесо

Удочка

Хоккей

Солнце

Повозка

Рассказ

Пение

повесть


Сочинение



Стихотворение






- проверяют и ставят себе оценку.



- Читают правило, работают с таблицей.


- выполняют самостоятельно упражнение в рабочей тетради письменно.





- Слова Ср.р. неодушевлённые

Л.: -проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

К.:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Итог урока. Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.

- Выполните задание на карточке.

Впишите пропущенные слова в пословицы и определите у этих слов род.

1.Волков бояться в ____ не ходить.

2.Труд человека кормит, а ___ портит.

3.Вся____в месте, так и душа на месте.

4.Язык болтает, а ____ не знает.

- Проверьте себя по слайду.

- Оцените себя.

- выполняют задание




- лес (Муж.р.)

- лень (Жен.р.)

- семья (Жен.р)

- голова (Жен.р.)

- проверяют себя

-оценивают себя

П.:- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Рефлексия. Цель: проверить эмоциональный настрой учащихся.

- В роли кого вы сегодня выступали?

- Что исследовали на уроке?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Вы ее достигли?

- Вернемся к нашему девизу урока «С малой удачи начинается большой успех»

-Кому сегодня на уроке улыбнулась удача?

- Я думаю что сегодня испытав малую удачу вас ждет большой успех в будущем. Ведь тайны русского языка еще не все раскрыты.

Оценивание детей за работу на уроке.

- исследователей.

- род имен сущ.

- высказывают свое мнение.

Л.:-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Задание на дом. Цель: дать материал для самостоятельного закрепления темы урока дома.

- Записать по 4 имени существительных каждого рода к каждой группе:

  • Одежда

  • Школа

  • Фрукты и овощи

- Записывают домашнее задание.

П.:-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!