Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока математики 6 класса с задачей, направленной на формирование математической грамотности»
Разработка фрагмента урока
Вводная часть:
а) Формулировка задания, направленного на формирование математической грамотности и его решение
Задача «Планирование времени»
Ваня учится со второй смены и решил посещать занятия в спорткомплексе, дорога до которого от его дома занимает 20 минут. Ваня посчитал, что в спорткомплексе он будет тратить два часа своего времени, а дорога от спорткомплекса до школы (вместе с приготовлениями к уроку) занимает 10 минут. В какое самое позднее время необходимо выходить Ване из дома, чтобы посетить спорткомплекс и успеть на учебу, если занятия в школе во вторую смену начинаются в 13.00?
б) Целевая группа (класс): 6 класс
в) Тема урока: Свойства действий с рациональными числами
г) Цель урока:
Образовательные: Способствовать совершенствованию знаний по теме «Свойства действий с рациональными числами»
Развивающие: Способствовать развитию умений учащихся применять полученные знания в нестандартных условиях, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы.
Воспитательные: Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
д) Задачи урока, которые решаются благодаря включению в урок задания, направленного на формирование математической грамотности
- применять свойства действий с рациональными числами при решении задачи
- уметь работать с разными единицами времени
е) планируемые результаты, которые будут достигнуты с помощью включения в урок задания, направленного на формирование математической грамотности)
- находит и извлекает математическую информацию в тексте задачи
- умеет переводить время из одной единицы измерения в другую
- применяет свойства арифметических действия для решения задач с нестандартной формулировкой
- сотрудничают со сверстниками, вступают в диалог, формулируют вывод
ж) Критерии, которые проверяют достижение планируемого результата
- формулировать задачу на математическом языке, представлять данные в виде схемы или иной краткой записи
- выделить существенную и несущественную информацию в задаче
- составить и решить задачу похожего типа с другими данными
з) Тип урока: Урок общеметодологической направленности
и) Этап урока, на котором идет работа с заданием: закрепление
к) Оборудование (если необходимо), место проведения занятия (например, экскурсия): Проектор, классная комната
2. Основная часть (представляется в виде таблицы):
Деятельность педагога | Действия обучающихся |
-Прочитайте текст на экране -Скажите о чем речь в задаче, все ли слова понятны? - Бывают ли у вас ситуации, когда необходимо спланировать свое время, чтобы не опоздать на какое-нибудь мероприятие или учебу? Приведите примеры. - Какие моменты необходимо учесть Ване, чтобы не опоздать на учебу? (Все названные ребятами числа записываем на доску) | -Читают индивидуально -О планировании времени, да. - приводят примеры из жизни - Время, потраченное на дорогу от дома до спорткомплекса (20 мин), время, потраченное на дорогу от спорткомплекса до школы (10 минут), время, потраченное в спорткомплексе (2 часа) и время начала занятий в школе (13.00) |
Попробуйте оформить данные в задаче в виде схемы, можно работать в парах. Один из пары, которая первая справилась с заданием, представьте вашу схему на доску. | Ребята работают в парах над составлением схемы Далее схему чертят на доску |
-Прочитайте вопрос еще раз, что спрашивается в задаче? -Есть ли лишняя информация в задаче? -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? -Можем ли мы найти это время? Каким образом? | Индивидуально читают вопрос -Лишней информации нет - Нет, неизвестно все время, которое Ваня потратит на дорогу и на занятия в спорткомплексе -Да. Сложим время, потраченное им на дорогу и на занятия в спорткомплексе |
Итак, у нас есть потраченное время – 20 минут, 2 часа и 10 минут. В каком порядке удобно складывать и почему? - Запишите первое действие на доске - А каким будет второе действие? Запишите А есть те, кто записал действие по- другому? Что осталось найти в задаче? Как это сделать? Запишите Можно ли было записать иначе? Как записать ответ. | - Сначала сложим минуты, потраченные на дорогу, так как одна и та же единица измерения - записывает один из учеников на доске 10+20 = 30 (минут) – Ваня потратит на дорогу до спорткомплекса и от спорткомплекса до школы Сложение времени на дорогу и спортзал - записывает один из учеников на доске 2 часа + 30 минут = 2,5 (часа) – времени потратит Ваня на занятия в спорткомплексе и дорогу Предлагают варианты. Дети могут считать все в минутах, а могут писать 2 часа 30 минут Самое позднее время выхода из дома - записывает один из учеников на доске 13 – 2,5 = 10,5 (ч) – самое позднее время выхода из дома Обсуждение, запись ответа Ответ: в 10.30 |
Скажите, а могу ли я проверить решение задачи? Каким образом? Выполните проверку у себя в тетрадях Скажите, а зачем нужна фраза «Самое позднее время», Мог ли вопрос звучать так: «В какое время Ваня должен выйти из дома, чтобы не опоздать в школу?» Обсудите это в парах, на это вам пара минут, после обсудим вместе Получается, без уточнения «В какое самое позднее время» задача становится неоднозначной и можно записать множество вариантов ответа. | Да, предположить, что Ваня вышел из дома в 10.30 и убедиться, что к 13.00 он успеет в школу. Индивидуально выполняют проверку Дети работают в парах, далее высказывают ответы |
В самом начале разбора данной задачи, вы привели мне примеры своих ситуаций, когда вам необходимо планировать свое время. Составьте свою задачу похожего типа, оформите ее условие в виде схемы и решите ее. Посмотрим, что у вас получилось, поменяйтесь тетрадью с соседом и оцените работу соседа по парте - задача составлена похожего типа, в решении есть ошибки - задача составлена похожего типа, но в решении встречается 1-2 ошибки - задача составлена верно и решена верно Поменяйтесь тетрадями обратно, оцените себя самостоятельно по такой же схеме | Ребята составляют свои задачи, решают ее. Ребята оценивают задачи друг друга и сами себя |