СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока математики 6 класса с задачей, направленной на формирование математической грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока математики 6 класса с задачей, направленной на формирование математической грамотности»

Разработка фрагмента урока


  1. Вводная часть:

а) Формулировка задания, направленного на формирование математической грамотности и его решение

Задача «Планирование времени»

Ваня учится со второй смены и решил посещать занятия в спорткомплексе, дорога до которого от его дома занимает 20 минут. Ваня посчитал, что в спорткомплексе он будет тратить два часа своего времени, а дорога от спорткомплекса до школы (вместе с приготовлениями к уроку) занимает 10 минут. В какое самое позднее время необходимо выходить Ване из дома, чтобы посетить спорткомплекс и успеть на учебу, если занятия в школе во вторую смену начинаются в 13.00?

б) Целевая группа (класс): 6 класс

в) Тема урока: Свойства действий с рациональными числами

г) Цель урока:

Образовательные: Способствовать совершенствованию знаний по теме «Свойства действий с рациональными числами»

Развивающие: Способствовать развитию умений учащихся применять полученные знания в нестандартных условиях, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы.

Воспитательные: Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

д) Задачи урока, которые решаются благодаря включению в урок задания, направленного на формирование математической грамотности

- применять свойства действий с рациональными числами при решении задачи

- уметь работать с разными единицами времени

е) планируемые результаты, которые будут достигнуты с помощью включения в урок задания, направленного на формирование математической грамотности)

- находит и извлекает математическую информацию в тексте задачи

- умеет переводить время из одной единицы измерения в другую

- применяет свойства арифметических действия для решения задач с нестандартной формулировкой

- сотрудничают со сверстниками, вступают в диалог, формулируют вывод

ж) Критерии, которые проверяют достижение планируемого результата

- формулировать задачу на математическом языке, представлять данные в виде схемы или иной краткой записи

- выделить существенную и несущественную информацию в задаче

- составить и решить задачу похожего типа с другими данными

з) Тип урока: Урок общеметодологической направленности

и) Этап урока, на котором идет работа с заданием: закрепление

к) Оборудование (если необходимо), место проведения занятия (например, экскурсия): Проектор, классная комната


2. Основная часть (представляется в виде таблицы):


Деятельность педагога

Действия обучающихся

-Прочитайте текст на экране

-Скажите о чем речь в задаче, все ли слова понятны?

- Бывают ли у вас ситуации, когда необходимо спланировать свое время, чтобы не опоздать на какое-нибудь мероприятие или учебу? Приведите примеры.

- Какие моменты необходимо учесть Ване, чтобы не опоздать на учебу?

(Все названные ребятами числа записываем на доску)

-Читают индивидуально

-О планировании времени, да.


- приводят примеры из жизни






- Время, потраченное на дорогу от дома до спорткомплекса (20 мин), время, потраченное на дорогу от спорткомплекса до школы (10 минут), время, потраченное в спорткомплексе (2 часа) и время начала занятий в школе (13.00)


Попробуйте оформить данные в задаче в виде схемы, можно работать в парах.

Один из пары, которая первая справилась с заданием, представьте вашу схему на доску.

Ребята работают в парах над составлением схемы


Далее схему чертят на доску














-Прочитайте вопрос еще раз, что спрашивается в задаче?

-Есть ли лишняя информация в задаче?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?


-Можем ли мы найти это время? Каким образом?

Индивидуально читают вопрос

-Лишней информации нет



- Нет, неизвестно все время, которое Ваня потратит на дорогу и на занятия в спорткомплексе

-Да. Сложим время, потраченное им на дорогу и на занятия в спорткомплексе


Итак, у нас есть потраченное время – 20 минут, 2 часа и 10 минут. В каком порядке удобно складывать и почему?

- Запишите первое действие на доске







- А каким будет второе действие? Запишите








А есть те, кто записал действие по- другому?



Что осталось найти в задаче? Как это сделать? Запишите




Можно ли было записать иначе? Как записать ответ.


- Сначала сложим минуты, потраченные на дорогу, так как одна и та же единица измерения


- записывает один из учеников на доске

10+20 = 30 (минут) – Ваня потратит на дорогу до спорткомплекса и от спорткомплекса до школы

Сложение времени на дорогу и спортзал

- записывает один из учеников на доске

2 часа + 30 минут = 2,5 (часа) – времени потратит Ваня на занятия в спорткомплексе и дорогу

Предлагают варианты. Дети могут считать все в минутах, а могут писать 2 часа 30 минут


Самое позднее время выхода из дома

- записывает один из учеников на доске

13 – 2,5 = 10,5 (ч) – самое позднее время выхода из дома

Обсуждение, запись ответа

Ответ: в 10.30

Скажите, а могу ли я проверить решение задачи? Каким образом?


Выполните проверку у себя в тетрадях


Скажите, а зачем нужна фраза «Самое позднее время», Мог ли вопрос звучать так: «В какое время Ваня должен выйти из дома, чтобы не опоздать в школу?» Обсудите это в парах, на это вам пара минут, после обсудим вместе


Получается, без уточнения «В какое самое позднее время» задача становится неоднозначной и можно записать множество вариантов ответа.

Да, предположить, что Ваня вышел из дома в 10.30 и убедиться, что к 13.00 он успеет в школу.


Индивидуально выполняют проверку


Дети работают в парах, далее высказывают ответы

В самом начале разбора данной задачи, вы привели мне примеры своих ситуаций, когда вам необходимо планировать свое время. Составьте свою задачу похожего типа, оформите ее условие в виде схемы и решите ее.

Посмотрим, что у вас получилось, поменяйтесь тетрадью с соседом и оцените работу соседа по парте



- задача составлена похожего типа, в решении есть ошибки

- задача составлена похожего типа, но в решении встречается 1-2 ошибки


- задача составлена верно и решена верно


Поменяйтесь тетрадями обратно, оцените себя самостоятельно по такой же схеме

Ребята составляют свои задачи, решают ее.






Ребята оценивают задачи друг друга и сами себя



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!