СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме "Источники ФЕ"

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.»

Фразеологизмы. Дайте определение фразеологизма.

Фразеологизмы.

Дайте определение

фразеологизма.

Проверка домашнего задания . ФЕ со словами: нос, руки, язык, глаза, ухо, рот, ноги Водить за нос, крутить носом, нос воротить, клевать носом, задирать нос, оставить кого-либо с носом. Работать спустя рукава, заламывать руки, золотые руки, рукам волю не давать, набить руку, сидеть сложа руки, работать не покладая рук, наложить на себя руки, рукой подать. Язык до Киева доведёт, язык без костей, длинный язык, найти общий язык, как корова языком слизала. Пускать пыль в глаза, мозолить глаза, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, смотреть чужими глазами. Вешать лапшу на уши, краем уха, уши вянут, уши режет, не видать как своих ушей, развесить уши. Ноги в руки, потерять почву под ногами, сбиться с ног, унести ноги, одна нога здесь, другая там, путаться под ногами.

Проверка домашнего задания .

ФЕ со словами: нос, руки, язык, глаза, ухо, рот, ноги

Водить за нос, крутить носом, нос воротить, клевать носом, задирать нос, оставить кого-либо с носом.

Работать спустя рукава, заламывать руки, золотые руки, рукам волю не давать, набить руку, сидеть сложа руки, работать не покладая рук, наложить на себя руки, рукой подать.

Язык до Киева доведёт, язык без костей, длинный язык, найти общий язык, как корова языком слизала.

Пускать пыль в глаза, мозолить глаза, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, смотреть чужими глазами.

Вешать лапшу на уши, краем уха, уши вянут, уши режет, не видать как своих ушей, развесить уши.

Ноги в руки, потерять почву под ногами, сбиться с ног, унести ноги, одна нога здесь, другая там, путаться под ногами.

Задание: найдите ошибки в ФЕ, запишите верные варианты произношения. Если ошибки нет, то запишите верный вариант. Беречь как зеницу глаза, вставать не стой ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос, собаке пятая рука, мандарину негде упасть, за четырнадцать земель, китайская стена, филькина грамота.

Задание: найдите ошибки в ФЕ, запишите верные варианты произношения. Если ошибки нет, то запишите верный вариант.

Беречь как зеницу глаза, вставать не стой ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос, собаке пятая рука, мандарину негде упасть, за четырнадцать земель, китайская стена, филькина грамота.

Угадайте, какой ФЕ здесь зашифрован .

Угадайте, какой ФЕ здесь зашифрован .

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие. а) устать  б) перекусить   в) мешать   г) победить, превзойти 1) заткнуть за пояс  2) заморить червячка  3) волочить ноги  4) вставлять палки в колёса

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

а) устать б) перекусить  в) мешать  г) победить, превзойти

1) заткнуть за пояс 2) заморить червячка 3) волочить ноги 4) вставлять палки в колёса

Найдите фразеологизмы-синонимы. Бить баклуши –   Водить за нос –   Зарубить на носу –   С гулькин нос – Слова для справок : лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал. Найдите фразеологизмы-антонимы. Заварить кашу –  Во весь дух –   Душа в душу – Слова для справок : расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Найдите фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши –  Водить за нос –  Зарубить на носу –  С гулькин нос –

Слова для справок : лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Найдите фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу – Во весь дух –  Душа в душу –

Слова для справок : расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Отгадайте, какой ФЕ здесь зашифрован Бить баклуши

Отгадайте, какой ФЕ здесь зашифрован

Бить баклуши

Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы). 1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову. 2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах, 3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы. I группа 1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом. Подсказки:   а ) не договоришься, дела не сделаешь;  б ) очень медленно;  в ) добиваться полного взаимопонимания; г ) очень вкусный, аппетитный;  д ) очень мало;  е ) ловко, хитро обмануть. II группа 1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока. Подсказки:   а ) бессвязно, непоследовательно;  б ) хорошенько запоминать;  в ) все нипочем, ничто не страшно;  г ) отстаивать всеми силами;  д ) очень быстро, вмиг;  е ) обманывать, запутывать. III группа 1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на пожар. Подсказки:   а ) ничего не делая;  б ) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо;  в ) быстро, поспешно, торопливо;  г ) совсем близко;  д ) сразу видно, ясно по внешнему виду человека;  е ) хитрить, лукавить.

Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы.

I группа

1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.

Подсказки:   а ) не договоришься, дела не сделаешь;  б ) очень медленно;  в ) добиваться полного взаимопонимания; г ) очень вкусный, аппетитный;  д ) очень мало;  е ) ловко, хитро обмануть.

II группа

1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.

Подсказки:   а ) бессвязно, непоследовательно;  б ) хорошенько запоминать;  в ) все нипочем, ничто не страшно;  г ) отстаивать всеми силами;  д ) очень быстро, вмиг;  е ) обманывать, запутывать.

III группа

1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на пожар.

Подсказки:   а ) ничего не делая;  б ) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо;  в ) быстро, поспешно, торопливо;  г ) совсем близко;  д ) сразу видно, ясно по внешнему виду человека;  е ) хитрить, лукавить.

Замени выделенные фразеологизмы одним словом. 1. Все бежали  как на пожар . 2. Туристы берегли спички  как зеницу ока . 3. Рыбы в нашем озере  пруд пруди . 4. Для Сережиного друга починить велосипед –  раз плюнуть . 5. Из похода мы возвращались  черепашьим шагом . 6. Маслята попадались грибникам на  каждом шагу . 7. Услышав в кустах треск, ребята  показали пятки . 8. Для спасения урожая колхозники трудились  не покладая рук. 9. Бабушка встречала нас всегда с  распростертыми объятиями . 10. Пуговица на куртке держалась  на честном слове .

Замени выделенные фразеологизмы одним словом.

1. Все бежали  как на пожар .

2. Туристы берегли спички  как зеницу ока .

3. Рыбы в нашем озере  пруд пруди .

4. Для Сережиного друга починить велосипед –  раз плюнуть .

5. Из похода мы возвращались  черепашьим шагом .

6. Маслята попадались грибникам на  каждом шагу .

7. Услышав в кустах треск, ребята  показали пятки .

8. Для спасения урожая колхозники трудились  не покладая рук.

9. Бабушка встречала нас всегда с  распростертыми объятиями .

10. Пуговица на куртке держалась  на честном слове .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя