«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, то преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (Василий Ключевский)
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотного человека.
У детей, когда они начинают читать тексты, мы обнаруживаем, что их чтение происходит чисто механически. О чём или о ком текст дети не понимают, не говоря о главной мысли текста. Это подтверждает потребность в формировании функциональной грамотности.
Ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко.
Практические дела всегда говорят громче, чем слова. И самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом, а «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты.
Существует большое количество приемов, которые направлены на развитие функциональной грамотности. Это и составление интеллект – карт, метод «Кластер», «Толстые» и «Тонкие» вопросы.
Многие игры и приемы вам известны. Давайте рассмотрим задания, которые я применяю на уроках.
Мастер класс.
Прочитайте часть текста.
Образуйте группы. (объединение по теме текста)
Исходный вариант текста. Заполнение кластера.
Презентация
Найдите в тексте числительные, выделите. Выберите одно.
Создайте математическую задачу. Чтобы в ответе получилось выбранное вами число. Придумайте и на листе с заданиями изобразите любой знак, вашей группы.
Обменяйтесь заданиями с другими группами.
Решите задачу. Изобразите знак вашей группы.
Обменяйтесь назад заданиями.
Оцените задание.(По критериям)
Какие направления Функциональная грамотности использовались в задании.
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность
Математическая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное и критическое мышление
В своей работе я чаще всего пользуюсь методом «Пометки на полях» ли «Инсерт». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере работы ставить их карандашом на полях тетрадей или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие:
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Так как современный ребенок купается в море информации, педагог обязан научить ее отбирать. Поэтому на уроках, где ученикам приходится работать с большим количеством информации, я применяю приемы технологий критического мышления. Одной из таких приёмов является составление кластера.
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
На уроках применяю самооценку и взаимооценку.
Кроме самооценки в конце урока ребята проводят рецензию на ответы своих одноклассников, что позволяет обучающимся выразить своё мнение, оценить деятельность товарища на уроке.
Вам предлагаю пройти по ссылке в ватсап и оставить отзыв.
https://jamboard.google.com/d/1FGQb4p1G5Ztj0Hha5YSBql9hVo1CKcsinDYK3SfqsrA/edit?usp=sharing
На данном этапе своей работы могу сказать: "У меня это хорошо получается...", так как я ежедневно вижу детей, для которых уроки — это не просто занятия, а возможность открыть для себя что-то новое и интересное. Благодарю за внимание!