СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), наряду с определением «грамотность», возникло понятие «функциональная грамотность». «Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [c 116].

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности [c 118].

Цель современного образования в начальной школе – формирование функциональной грамотности. Именно в начальных классах должны сформироваться познавательная мотивация и интересы учащихся, способность и стремление к взаимодействию учащегося с учителем и одноклассниками, основы поведения, соответствующего нормам морали, и поведения, которое определяет, как взаимодействует личность с социумом.

Главной задачей педагога является помощь в становлении личности ребенка, создание для этого благоприятной среды, для успешного формирования функциональной грамотности. Правильно организованный учебный процесс, приносящий удовлетворение и обучающимся, и учителю, обеспечивает успешную работу в этом направлении [c 120].

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

1. Обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

2. Деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

3. Предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; используются продуктивные формы групповой работы;

4. Обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры [ c124].

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1) добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3) оценивать свое знание-незнание;

4) стремиться к саморазвитию.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

1. Групповая форма работы;

2. Игровая форма работы;

3. Творческие задания;

4. Тестовые задания;

5. Практическая работа;

6. Ролевые и деловые игры;

7. Исследовательская деятельность.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании [c 42-43].

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

· читательскую грамотность;

· математическую грамотность;

· естественнонаучную грамотность;

· финансовую грамотность;

· сформированность навыков решения проблем, креативного мышления.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию [ c 44-46].

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Во внеурочной деятельности существует ряд образовательных педагогических технологий, способствующих достижению целей Федерального государственного образовательного стандарта, среди которых:

1. проблемное обучение;

2. проектное обучение;

3. игровые технологии;

4. групповые технологии;

5. здоровьесберегающие технологии;

6. информационно-коммуникативные технологии;

7. проектно-исследовательская деятельность.

Внеурочная деятельность предоставляет возможность для большей вариативности (по сравнению с уроками) организационных форм занятий. Эти формы можно классифицировать в зависимости от их цели. Например, углубление и расширение знаний, совершенствование умений, полученных на уроках при изучении учебного предмета, определяют такие формы организации, как экскурсии, кружки, секции, “круглые столы”, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Установление уровня осознанности знаний, динамики их формирования, констатация трудностей применения в необычных учебных ситуациях происходит в процессе форм организации, основанных на соревновательных элементах: дискуссии, конкурсы, лингвистические, литературные, математические и другие «бои», викторины и так далее. Интерес у детей вызывают формы занятий, имитирующие публичные формы общения: аукционы, дискуссии, телепередачи, телемосты, диалоги, «живые газеты», устные журналы.

С учётом психологических особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста целесообразны игровые формы занятий: дидактические и ролевые игры, воображаемые ситуации, творческие импровизации и инсценировки. Отсутствие жёсткого регламента в выборе форм проведения обучения создаёт более благоприятные условия для мотивации деятельности, как учащихся, так и самого учителя. К специфике внеурочной деятельности относится и большая возможность проявления индивидуальных интересов и способностей детей, которые свободны в определении своего вклада в общее дело, в реализации творческого подхода при решении поставленных задач. Внеурочные занятия создают возможность в течение длительного времени, а значит, более углублённо, детально и сосредоточенно изучать одну и ту же тему, что положительно влияет на успешность результатов.

Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, кейс-метод, квесты.

На примере квест-игры «Мой первый заработок» разнообразные виды деятельности помогают учащимся обобщить знания по финансовой грамотности. Ребята учатся зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Три команды совершили путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан путь, название станций. На станциях учащиеся получали различные задания и выполняли. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получала деньги, настоящие монеты номиналом в 1, 2, 5 рублей. На заключительной станции команды встретились, подсчитали количество заработанных денег и потратили их, правильно используя свой доход.

Когда мы говорим про функциональную грамотность, мы имеем в виду умение применять предметные знания в жизненных ситуациях. Но, по сути, это умение мыслить и анализировать, которое в школе дети тренируют непрерывно. Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

· наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

· реализация творческих заданий, как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

· объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

· творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание функциональной грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи развития функциональной грамотности, эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития учащегося, проблемы нравственно-этического воспитания. Внеурочная деятельность — это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

















Список использованных источников

1. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск: 2020. - 116-125 с. Текст: непосредственный.

2. Семенова, И. В. Адаптивно–инновационные педагогические технологии в формировании функциональной грамотности школьников / И. В. Семенова, О. А. Казарова; научный редактор Н. О. Берая // Избранные вопросы науки XXI века: сборник научных статей. – Москва: 2019. - 42–46 с. Текст: непосредственный.

3. Крылова, Е.А. Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности младших школьников: сайт/ Е.А. Крылова – 2023. - №1. – URL: https://cpkimr.ru/associations/fizicheskaya_kultura/materials/doc/1900323 (дата обращения: 10.02.2024). – Текст – электронный.

4. Лузинов С.И. Пути формирования функциональной грамотности младших школьников: сайт/ С.И. Лузинов – 2024. - №1 – URL: https://педпроект.рф/conf-07-2023-pb-5829/ (дата обращения: 11.02.2024). – Текст – электронный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!