СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое использование материалов курса "Функциональная грамотность" в учебном процессе и воспитательной работе в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность в начальной школе.»

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.

Основным навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Основы её закладываются уже в 1 классе. Для этого можно использовать следующие приемы:

 «Читаем и спрашиваем» - формирует умение самостоятельно работать с текстом, составлять вопросы по тексту, работать в паре.

 «Работа с вопросником» - формирует умение самостоятельно находить в тексте ответы на вопросы.

 «Лингвистическая сказка» - использование сказочного героя при решении проблемных ситуаций. Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.

«Чтение с остановками»

"Дерево предсказаний"

" Восстанови текст"

«До – после» - формирует умение прогнозировать события, умение использовать информацию из текста

Проектная деятельность. (На примере сказки " Колобок" - предметом исследования может быть сам колобок. Необходимо выяснить, что такое колобок, какое этот блюдо - праздничное или будничное) и т. д.

Одним из компонентов математической грамотности является  потребность и умение применять  математику в повседневных (житейских) ситуациях:  расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Это мы можем рассмотреть на примере сказки К.И. Чуковского " Муха -Цокотуха". Предлагаются такие задания:

Муха - Цокотуха нашла 10 рублей. Она купила самовар за 3 рубля. На остальные деньги она решила купить угощение для гостей.

1. Помоги Мухе - Цокотухе разобраться, чем отличается цена от стоимости.

2. Определи стоимость покупки (самовара), посчитай , останется ли сдача.

3. Помоги Мухе выбрать угощение для гостей. если торт стоит 4 р., пончики - 1 р.. конфеты - 3 р., шоколад - 2 р.

4. Сможет ли Муха что - либо отложить в сбережения, если сэкономит на угощении?

5. Что такое "сбережения?"

Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира. Задачи на формирование математической грамотности применяются на этапах – изучение нового материала, закрепление полученных знаний. Подбирая задания, необходимо отталкиваться от раздела и темы урока. 

Например, изучая раздел «Умножение и деление», опираемся на понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задач профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценку разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений. При изучении раздела «Числа больше 1000 (сложение и вычитание)», применяем использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы и т.д.).

На этапе актуализации знаний, я предлагаю ребятам решить логические задачки, направленные на формирование математической грамотности. Решение таких задач занимает от минуты до трех минут, но я считаю, такое использование времени урока вполне рациональным, так как при этом активизируется внимание учащихся, все ребята вовлекаются в учебный процесс, они знакомятся с различными видами логических задач, тем самым пополняется запас знаний по математической грамотности.

Для развития естественно-научной грамотности на уроках окружающего мира использую такие формы и методы:

Групповая форма работы

Игровая форма работы

Творческие задания

Тестовые задания

Практическая работа

Ролевые и деловые игры

Исследовательская деятельность

Некоторые из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности:

Приём “Лови ошибку”.

Предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, дают правильный ответ.

Прием «Инсерт». 

Инсерт —использую при работе с текстом, с новой информацией.

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Приём « Слова - помощники»

- Восстановление текста по опорным словам.

Финансовая грамотность –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и  тратами. Развитием финансовой грамотности занимаемся на уроках математики при решении задач (выучить памятку - как найти цену, количество, стоимость; потренироваться в описании монет, подумать над вопросом: степень защиты банкнот от подделок и т.д.); на уроках окружающего мира при изучении раздела "Моя семья".

В 4-х классах предлагаем использовать материалы занятий функциональной грамотности для глубокой интеграции. Возьмем предметы из расписания одного дня. На уроках русского языка можно использовать материал при планировании словарной работы, составлении предложений и работы с ними. Например: картофель). На уроках математики предлагается творческая работа над задачей связанная с сортами картофеля. Для урока литературного чтения в качестве разминки подойдут загадки о картофеле. На уроке изобразительного искусства можно предложить рассмотреть картофелину необычной формы и на этой основе создать композицию (прием работы с пятном)

Во внеклассной работе можно предложить мероприятие «Путешествие в страну Картофляндию», где познакомить ребят с историей возникновения картофеля на Руси, пищевой ценностью. Предложить приготовить блюда из картофеля.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!