СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 23.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 23.»

Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе. Задание 23.



Ход урока

.Основная часть.

- Что такое повествование, рассуждение, описание?

- Какие типы речи вы должны знать?

- Как вы их различаете? По каким признакам?

Прочитайте тексты и определите их типы.



Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или еще что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии.


Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа.


Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого.


- По каким признакам вы определили типы речи?




- Давайте попробуем составить таблицу-подсказку

- Обратимся к теме урока. Как вы ее понимаете? (Текст выполняет определенную функцию). Тексты создаются с определенной целью. Это 1 признак.

- Чем еще тексты отличаются?

- Представьте себя на месте фотографа. Сколько кадров вы сделаете в каждом случае? Что будет представлять собой повествование? Описание? Рассуждение?


В итоге получится такая таблица

Отличительные признаки.

Повествование

Описание

Рассуждение

Цель создания текста

Рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. 

Наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Обосновать взаимосвязь явлений.

Отвечает на вопрос

Что происходит?

Какой?

Зачем? Почему?

С какой целью?

Содержание и форма текста

Последовательность событий. Хронология. Завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

Представление о предмете в целом, его деталях. Сравнение с другими, аналогии, противопоставления.

Тезис – аргументы – выводы.

Типичные грамматические средства оформления

Видо-временные формы глаголов. Простые и сложные предложения с прямым порядком слов.

Определения, выраженные разными частями речи. Средства выразительности.

Распространенные предложения с причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, обстоятельственными придаточными.

Прием фотографии

Последовательный ряд кадров. Череда картинок.

Один кадр (портрет, пейзаж, интерьер). 1 картинка.

_



4. Практикум.

- Давайте попробуем применить на практике наши знания. Определите тип текста.


Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последние сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Дядь Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»


По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было: его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)


- Могут встретиться и комбинированные тексты. (Задание повышенного уровня сложности)


Повествование с элементами описания:

Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало, и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)


5. Использование различных типов речи в художественных текстах.

- Последовательность расположения различных типов текста помогают автору донести главную идею своего произведения до читателя. Выбор типа текста определяет и выбор языковых средств. Рассмотрим на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева


И.С. Тургенев. "Последнее свидание"


Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.

Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною.

Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.

Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!

Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы...

Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.

Да... Смерть нас примирила.


Апрель 1878


Какими вы представляете участников последнего свидания?

Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей?

Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей?

Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым.

- Как автор доносит идею произведения до читателя?

- Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства?

Каково типологическое строение данного текста? (Определите, где здесь описание, рассуждение, повествование).

Разбейте текст по типам речи. Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи?

Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?


Запишите ответы на вопросы, чтобы получился анализ текста.


Домашнее задание.

§ 112-116 по учебнику. Тесты по заданию 23 https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=145&tag_id=19







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!