Просмотр содержимого документа
«Функциональные блоки мозга и их коррекция»
Функциональные блоки мозга и их коррекция
Автор - составитель :
Щепелина Валерия Геннадьевна,
педагог-психолог
Энергетический блок «Я хочу»
Энергетический блок обрабатывает информацию интероцептивного характера (поступление информации из внутренней среды, то есть непосредственно из органов).
Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, вялость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- аллергии у ребенка;
- часто болеющие дети;
- гипо/гипертонус;
- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
- движение языком во время письма (другие синкинезии);
- дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения
- слабая конвергенция глаз и др.
Операциональный блок «Я могу»
Этот функциональный блок мозга также называют блоком приема, переработки и хранения информации, получаемой извне). Связующим звеном между нами и окружающей средой служат органы чувств.
Признаки нарушений в развитии 2 блока мозга:
- несформированность пространственных представлений (напр. у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);
- несформированность сенсо-моторных координаций (например согласованные действия глаз и рук и т.п.);
- неловкость, однотипность движений .
Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности «Я должен»
Если первый блок носил характер непроизвольно работающей системы, то здесь вся работа осуществляется благодаря четко поставленным замыслам и целям, которые зависят от нашей воли, самоорганизации и саморегуляции.
Признаки недостаточной сформированности у детей
- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
- упрощение любой программы;
- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;
- бедная речь;
- не могут решить смысловую задачу.
1 ФБМ
2 ФБМ
2 ФБМ
3 ФБМ
Нейропсихологическая коррекция
Основная цель - создание вместе с ребенком арсенала компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.
Стабилизация и активация энергетического потенциала организма (1-й ФБМ)
- Дыхательные упражнения
- Массаж и самомассаж
- Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями
- Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий
- (видео «ФБМ 1» в приложении)
Формирование вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ)
- Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы ( «Ощупывание и распознавание предметов» )
- Зрительный гнозис (распознать предметы)
- Пространственные и «квазипространственные» представления (нейропсихологическая игра «Попробуй повтори», задания на пространственное развитие (кубики Коса)) («Зашифрованное послание»)
- Кинетические процессы («рисунки двумя руками одновременно»)
- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы ( «Первый звук, последний звук», «Вы поедите на бал?» )
- Мнестические процессы ( «Вспомни пару» )
- Номинативные процессы ( «Текст с картинками» )
- (видео «ФБМ 2» в приложении)
Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ)
- Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов («Условные сигналы»)
- Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли
- Коммуникативные навыки («Зеркало»)
- Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы (Классификации, «Закончи предложение» и пр.)
- (видео «ФБМ 3» в приложении)
Глозман Жанна Марковна
28 декабря 1940 – 4 марта 2022
Обучение (в том числе и коррекционное) есть процесс созидательный, а не исправительный. Необходимо понять и преодолеть все то, что мешает ребенку жить в гармонии и согласии с его непосредственным окружением.»
Благодарю за внимание!