СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГАУ КО ПОО КСТ 2021 Проект .Стрыгина М. СТ20-1 «Виды прыжков в легкой атлетике»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. В моей работе я рассматриваю современные методы подготовки прыгунов в длину с учетом их прыгучести и скоростно-силовых способностей, так как в возрасте 15-17 лет они начинают ярко проявляться. Моя работа продолжалась в течение месяца с 1 февраля по 1 мартая 2021 года. Вся тренировочная программа проводилась на тренировках по лёгкой атлетике.

Просмотр содержимого документа
«ГАУ КО ПОО КСТ 2021 Проект .Стрыгина М. СТ20-1 «Виды прыжков в легкой атлетике»»

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПО КСТ)









Индивидуальный проект

«Виды прыжков в легкой атлетике»



Автор проекта: Стрыгина М.

студентка группы СТ20-1

Руководитель: Логунова Н.Г.,

преподаватель физической культуры






Калининград 2021








Методический паспорт индивидуального проекта


Название проекта

«Виды прыжков в лёгкой атлетике »

Автор проекта

Стрыгина Мария Витальевна

Характеристика проекта

Виды прыжков

Срок реализации проекта

1.09.2020-30.05.2021

Краткая аннотация

Основная идея проекта состоит в разработке комплекса упражнение для развития прыгучести

Актуальность проекта

Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей.

Гипотеза

На высокий спортивный результат влияют скорость разбега и уровень развития физического качества- прыгучесть.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Подростки 15-17 лет

Основная цель проекта

Улучшить собственный результат прыжка в длину с разбега, разработав комплекс скоростно-силовых упражнений и упражнений развивающих прыгучесть.

Задачи проекта

1) изучить методический материал и составить комплекс упражнений, способствующих повышению результата при выполнении прыжка в длину с разбега.

2) Провести тренировочную работу 2021 на базе спортивного комплекса «Юность»

3) Сравнить различные методики подготовки прыгунов с учётом показанных результатов.

4) Проанализировать влияние выбранных упражнений на результат в прыжка в длину с разбега.

Методы реализации проекта

Анализ научной литературы, ресурсов интернета, проведение практической работы



Календарный план реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Количественные
показатели реализации

1

Обзор литературных источников по выбранной теме проекта

2.10.18

Подготовка теоретической части проекта

2

Разработка упражнений

27.12.18

Подготовка комплекса упражнений

4

Подготовка презентационной части проекта

2.05.19

Представление результатов проекта и подведение итогов


Форма продукта проектной деятельности

Презентация проекта, проектная документация и комплекс упражнений.

«Партнеры» проекта

Студенты, преподаватель, тренер.




Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5

Глава 1. Виды прыжков в Л/А……………………..……………………...……..6

1.1 Современное состояние техники прыжков в длину…………..……...…..6-7

1.2 От чего зависит дальность прыжка ………………………….……...…….7-8

1.3 Разбег…………………………………….……………………………........8-10

1.4 Отталкивание………………………………………….………………….10-11

1.5 Сохранение равновесия в полете ………………………………….……11-12

1.6 Приземление …………………………..…………………………………12-13

Глава 2. Литературный обзор……………………………………………......….13

2.1 Упражнения для развития прыгучести…………………………………13-14

2.2 Описание скоростно-силовых способностей………………………..……..14

2.3 Особенности воспитания скоростно-силовых способностей…….…...14-16

2.4 Средства скоростно-силовой подготовки……………………………....17-18

2.5 Методы развития скоростно-силовой способности……………..……..18-19

2.6 Тестовые упражнения для оценки скоростно-силовых способностей…………………………………………………………………….19

Глава 3. Описание тренировочных программ……………………………..…..19

Глава 4. Результаты и обсуждение…………………………………….……20-21

Выводы………………………………………………………………….…......…21

Заключение…………………………………………………….……………..21-22

Список литературы………………………………………………………………22









Введение

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. В моей работе я рассматриваю современные методы подготовки прыгунов в длину с учетом их прыгучести и скоростно-силовых способностей, так как в возрасте 15-17 лет они начинают ярко проявляться. Моя работа продолжалась в течение месяца с 1 февраля по 1 мартая 2021 года. Вся тренировочная программа проводилась на тренировках по лёгкой атлетике.

Легкая атлетика состоит из естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков и метаний. Систематические занятия этими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, ловкость и другие качества, необходимые человеку в его повседневной деятельности. Но, несмотря на естественность видов легкой атлетики, достижение высоких спортивных результатов в ней возможно лишь при высоком уровне физической подготовленности атлетов и при совершенном владении ими рациональной техникой. Только тот сумеет достичь высокого спортивного мастерства, кто овладеет правильными основами техники. У нас сотни тысяч начинающих легкоатлетов. Рост их спортивного мастерства во многом зависит от того, насколько правильно и успешно будут обучать их технике видов легкой атлетики. Перед преподавателями и тренерами стоит трудная задача. Они должны в совершенстве знать современную технику ходьбы, бега, прыжков, метаний, особенно основы этой техники, а также владеть передовой методикой обучения технике видов легкой атлетики. Достичь спортивных вершин можно лишь при условии, что на первом этапе обучения усвоены правильные навыки в основах техники того или иного вида легкой атлетики. К сожалению, некоторые наставники начинающих легкоатлетов не владеют еще достаточным педагогическим опытом, и особенно передовой методикой обучения. Поэтому часто легкоатлетам прививают неправильные технические навыки, задерживающие рост их спортивного мастерства. И нередко даже выдающимся спортсменам не удается избавиться от неправильных навыков, приобретенных на первых порах обучения. Успешно обучать других могут только те педагоги, которые систематически повышают свои знания в области техники легкоатлетических упражнений методики обучению. И прежде всего с поиском возможностей повышения скорости бега, построения такого ритма разбега, при котором наибольшая скорость достигается на последних шагах и превышает среднюю спринтерскую, без заметной подготовки к толчку. Потребуется дальнейшая специализация скоростно-силовой подготовки с учетом индивидуальных способностей атлетов. Возрастут тренировочные нагрузки в спринтерской подготовке и прыжках с большого разбега. Будут способствовать более четкая организация и планирование тренировки, использование средств срочной информации и более широкое проведение восстановительных мероприятий. Цель данной курсовой работы проанализировать технику и методику обучения прыжкам в длину различными способами.

Цель: Улучшить собственный результат прыжка в длину с разбега, разработав комплекс скоростно-силовых упражнений и упражнений развивающих прыгучести.

Задачи:

1) изучить методический материал и составить комплекс упражнений, способствующих повышению результата при выполнении прыжка в длину с разбега.

2) Провести тренировочную работу 2021 на базе спортивного комплекса «Юность»

3) Сравнить различные методики подготовки прыгунов с учётом показанных результатов.

4) Проанализировать влияние выбранных упражнений на результат в прыжка в длину с разбега.

Гипотеза: на высокий спортивный результат влияют уровень прыгучести и начальной скоростно-силовой подготовки, развитая кардио-респираторная система.

Методы и материалы

В работе применялись следующие методы: общепедагогические (словесные и наглядные), практические (строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой). Были использованы материалы Интернет - источника (методики подготовки прыгуна), специальной литературы.

В ходе работы были использованы: ноутбук, флешка, мобильный телефон, тумбы.
















Глава 1. Виды прыжков в Л/А

Прыжки в длину - двигательное действие, относящееся к горизонтальным прыжкам. Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств.

Прыжок в длину с разбега является скоростно-силовым упражнением легкой атлетики. При описании техники прыжка условно выделяют четыре фазы: разбег, отталкивание, полет и приземле­ние

Прыжок в высоту с разбега —дисциплина легкой атлетике, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка — разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.

Прыжки в высоту требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года.

Прыжок с шестом — дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы.

Прыжки с шестом – это один из самых технически сложных олимпийских видов спорта. В ходе выполнения прыжка с шестом спортсмен держит длинный шест у бедра, разбегается по дорожке, направляет конец шеста в ящик для упора, и с его помощью отталкивается, двигаясь вверх, а когда шест выправляется вертикально, перелетает через планку. 1.

.


1.1 Современное состояние техники прыжков в длину

К обучению технике прыжка в длину желательно приступать после некоторой подготовки в спринте, которая обеспечивает стабильность длины шагов и умение развивать достаточно высокую скорость в разбеге.

Выполнение движений в прыжке в длину при условии небольшой скорости разбега несложно. Отталкивание же на высокой скорости представляет большую трудность. Поэтому обучение технике прыжка должно быть тесно связано со специальной тренировкой, направленной на развитие необходимых физических качеств. Специальные упражнения в первую очередь должны быть направлены на развитие высокой скорости в разбеге и выполнение сильного и быстрого толчка.


1.2 От чего зависит дальность прыжка

В прыжках в длину с разбега теоретическая дальность полета тела прыгуна зависит от величины начальной скорости полета, угла и высоты вылета общего центра тяжести тела. Сопротивление воздуха незначительно снижает дальность полета. В полете спортсмен уже не может воздействовать на траекторию, полученную в результате разбега и отталкивания.

Движения в полете помогают лишь сохранить равновесие и принять наиболее выгодное положение перед приземлением, чтобы как можно дальше оставить следы в яме. Для этого ступни ног нужно выносить высоко и далеко вперед.

Исследования техники прыжков показывают, что начальная скорость полета, которая у лучших прыгунов достигает 9,2-9,6 м/сек, определяется в основном скоростью разбега на последнем шаге-10,0-10,7 м/сек. При отталкивании прыгун изменяет направление движения, создает угол вылета (19-24°), обеспечивающий необходимые высоту прыжка (50-75 см) и дальность полета.

При отталкивании прыгун изменяет направление движения. С увеличением результатов время отталкивания сокращается. Объясняется это увеличением скорости движения в разбеге, увеличением угла постановки ноги, угла отталкивания и снижением амплитуды амортизации опорной ноги. Изменение направления движения тела на большой скорости в условиях сокращения времени взаимодействия с опорной требует от прыгуна значительно больших усилий в отталкивании и связано с частичным снижением поступательного движения. Причем снижение прогрессирует с увеличением угла вылета о.ц.т. тела и высоты прыжка.

В разбеге - возможностью набрать наивысшую скорость на последних 2-4 шагах и умением сохранить способность к отталкиванию.

В отталкивании - способностью изменить движение тела на определенный (в пределах 20-22°) угол с сохранением начальной скорости полета близкой к скорости разбега.

В полете - необходимостью продолжать беговые движения и подготовиться к приземлению.

В приземлении - умением вынести возможно дальше вперед и удержать возможно выше ступни ног.

Характер движений - амплитуда и свобода движений, распределение величины и направления усилий и их соотношение в этих фазах - составляет основу общего ритма прыжка в длину.

Поиск наилучшего ритма прыжка - самая ответственная часть совместной работы тренера и спортсмена. При совершенствовании техники прыжка следует ориентироваться на средние значения угла вылета (20- 22°). При превышении средних значений угла вылета возрастает роль начальной скорости полета, а вместе с этим и скорости разбега (каждая 0,1 м/сек на последнем шаге разбега дает 8-10 см в дальности прыжка). И, наоборот, роль усилий при отталкивании возрастает, когда угол вылета в прыжках ниже средних значений. бы разбегающийся и взлетающий реактивный самолету.


1.3 Разбег

Цель разбега - это достижение наивысшей скорости без потери контроля за своими движениями и излишнего напряжения. Длина разбега определяется количеством шагов (беговых и в ходьбе), изменением их длины и темпа, скоростью бега и общей длиной Точность разбега зависит от многих факторов: и прежде всего от своевременной оценки прыгуном меняющихся внешних условий; от эмоционального состояния и уверенности, четкого начала, стабильного ритма всего разбега и особенно от последних шагов. Скорость разбега, длина и частота шагов. Развитие скорости в разбеге зависит от увеличения длины и частоты шагов. Прыгун должен распределять свои силы так, чтобы с наибольшей скоростью и готовностью к толчку пробегать последние 2-4 шага. Прыгуны небольшого роста, спринтерского склада начинают разбег быстро, короткими шагами. Уже к 6-8-му шагу их темп возрастает до максимального. Длинноногие, свободные в движениях спортсмены начинают разбег сравнительно медленно, с быстрым нарастанием длины шагов, с постеленным повышением их темпа. В первой половине разбега длина и темп шагов у различных прыгунов не одинаковы. Для общего ритма разбега и нарастания стремительности темпа движений большое значение имеет согласованность в работе рук и ног. Нога ставится на дорожку с передней части стопы активным движением сверху вниз к себе по отношению к телу, пятка держится невысоко, колено несколько согнуто. Разгибание начинается после небольшой амортизации в коленном и голеностопном (без опускания на пятку) суставах, когда о. ц. т. тела проходит вертикальную плоскость опоры. Завершается отталкивание энергичным разгибанием во всех суставах, и особенно в голеностопном. Прыгун выполняет единое энергичное отталкивание от дорожки. Чувство упругости стопы и ее разгибания обеспечивает в заключительный момент отталкивания приложение усилий под острым углом для большего продвижения тела вперед. Последние 6-8 шагов самые длинные. Но умение развить и поддержать наивысшую скорость перед толчком зависит не только от длины шагов, но и от высокого темпа бега. Нарушение ритма разбега, излишняя подготовка к отталкиванию снижают скорость бега и, как правило, ухудшают результат. Таким образом, разбег является основной фазой прыжка в длину и определяет его результативность. Эффективность действий прыгунов в разбеге заключается в развитии наибольшей скорости бега на последних 2-4 шагах при сохранении способности к отталкиванию. По своему характеру разбег лучших прыгунов напоминает как бы разбегающийся и взлетающий реактивный самолету.


1.4 Отталкивание

Отталкивание Уверенный разбег с чувством упругости в ногах и контакта с дорожкой на быстром сближении с доской предшествует лучшему отталкиванию. Большинством прыгунов постановка ноги на отталкивание осуществляется с пятки или со всей стопы с, акцептом на се внешнем своде. Последний шаг выполняется быстрее, колено толчковой ноги уже не поднимается так высоко, как и в предыдущих шагах. Характер вынесения и постановки ноги на доску не отличается от бегового движения, только в последнем шаге оно выполняется с меньшей амплитудой, более собрано и быстро. Техника движений при отталкивании. Угол наклона толчковой ноги и степень ее амортизации в суставах определяют продолжительность и направление развиваемых усилий при отталкивании при одной и той же скорости разбега. Далекая постановка толчковой ноги (малый угол наклона) при небольшой амортизации вызывает возрастание величины и времени действия усилий, направленных против движения тела вперед.

При этом, как правило, прыгун слишком рано начинает разгибание (момент, когда тело находится еще заметно сзади точки опоры). Он создает большой угол вылета, большую высоту полета, но со значительными потерями поступательного движения. Слишком близкая постановка (большой угол наклона), равно как и глубокая амортизация (более 10° в тазобедренном и 40° в коленном суставах), приводит к позднему разгибанию, снижает время действия, усилий, что значительно сокращает длину полетов из-за их недостаточной высоты. Задача тренера и спортсмена найти оптимальный вариант постановки ноги и степень ее амортизации для создания необходимой высоты полетов с наименьшими потерями продвижения вперед. Для сообщения скорости движения всему телу необходима концентрация напряжения всех групп мышц. Это создает упругую систему всего тела, связь частей тела и их относительную неподвижность при отталкивании. Большое значение приобретает работа мышц тазобедренных суставов и позвоночника. Эффективность техники отталкивания лучших прыгунов заключается в умении создавать большее давление на дорожку при меньшем выставлении ноги, чтобы обеспечить необходимую высоту прыжка и сохранить горизонтальное движение тела.


1.5 Сохранение равновесия в полете

Сохранение равновесия в полете Все движения в полетной фазе прыжка в длину подчинены общей задаче - сохранить или поддержать равновесие и занять исходное положение «группировки» для последующего далекого выбрасывания ног. Различные движения в полете имеют свои преимущества и недостатки. Выбор способа движений в полете должен быть обоснован в каждом конкретном случае. Например, для новичков полет «в шаге» поможет скорее овладеть равновесием, выбрасыванием ног и будет способствовать закреплению правильных навыков при отталкивании. Способ полета «прогнувшись» можно рекомендовать прыгунам со слабым толчком. Для этого способа характерно опускание маховой ноги с паузой в средней части полета. При способе «прогнувшись» хорошо растягиваются мышцы передней поверхности туловища, что облегчает выбрасывание ног вперед. Однако ранняя группировка с «падением» ног при приземлении является типичным недостатком у прыгунов, применяющих этот способ движений в полете. С повышением скорости разбега и увеличением дальности прыжка способ «прогнувшись» теряет свои преимущества. В этих условиях целесообразно овладевать способом «бег по воздуху». Способ «ножницы» заключается в продолжении нескольких беговых движений в полете, составляющих в основном 2,5 шага. Этот способ прост в обучении и способствует сохранению естественности при подготовке к отталкиванию. При продолжении беговых движений в полете подготовка к отталкиванию проходит для прыгуна естественно, без заметного нарушения структуры последних беговых шагов.


1.6 Приземление

Правильное выполнение приземления имеет большое значение для дальности прыжка. Немало прыгунов не достигают своих лучших результатов только из-за плохого приземления. Во всех способах полета прыжка группировка, подготовка к приземлению начинается не раньше пересечения хорды с траекторией полета, когда ОЦМТ достигает своего начального уровня полета, т. е. той высоты, которая была в момент окончания отталкивания. Подготовка к приземлению в первую очередь обеспечивается подниманием бедер, высоким подъемом коленей к груди с наибольшим наклоном туловища вперед. Голени при этом свободно опушены вниз, руки находятся в положении вверху-впереди. Это характерное положение непосредственно перед выполнением приземления. Разгибание ног и их удержание от падения вниз происходит перед самым касанием песка. Туловище при этом не должно чрезмерно наклоняться, так как это затруднит активное поднимание ног вверх. Руки, слегка согнутые в локтевом суставе, опускаются сверху вперед и далее вниз и слегка назад. После касания стопой песка начинается сгибание ног в коленных суставах. Это движение смягчает удар и способствует передвижению ОЦМТ вниз-вперед для перехода через опору. В варианте приземления «сидя» при подготовке к приземлению прыгун слегка наклоняет туловище вперед, но активнее подпирает ноги вверх. Рис, 1 Приземление в прыжках в длину с разбега Рис. 2 Схема приземления способом садя (а) и в группировке (б) Выполняя приземление, прыгун подает таз и ноги несколько вперед, разгибаясь в тазобедренных суставах. Выполняя такое приземление, прыгун может коснуться песка ближе к точке пересечения траектории ОЦМТ с грунтом. В другом варианте приземления - «в группировке» - прыгун, поднимая ноги вверх, одновременно наклоняет туловище вперед. Чем больше наклонено тело прыгуна перед приземлением, тем больше отодвигается тазобедренная область назад и тем труднее удерживать ноги в горизонтальном положении. Таким образом, приземляясь в группировке, прыгун не может приблизиться к теоретически возможной точке приземления. Выходу вперед после приземления во всех случаях способствует очень глубокое приседание (после касания песка) с энергичным движением рук вперед, или приземление на ноги, расставленные на ширине плеч, что позволяет глубже опустить ОЦМТ за счет большего сгибания и поворота туловища направо или налево. Следующий способ выхода - аналогичный первому, но с последующим переходом через опору посредством выведения таза вперед-вниз и падением в сторону.

1.7 Тройной прыжок

Дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к горизонтальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы.

В тройном прыжке «скачок», «шаг» и «прыжок» выполняются один за другим. Перед прыгуном стоит задача так соединить все три прыжка, чтобы в процессе выполнения отдельных опорных фаз горизонтальная скорость терялась возможно меньше.

Поскольку длина тройного прыжка зависит в значительной степени от скорости разбега и выполнения отдельных прыжков, важную роль играют тренировка в беге, уровень развития прыжковой силы и владение правильной техникой.

1.8 Прыжки в высоту

Прыжок в высоту с разбега - дисциплина легкой атлетике, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов.

Составляющие прыжка - разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление.

1.9 Прыжки с шестом

Прыжок с шестом - дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы.

Глава 2. Литературный обзор

2.1Упражнения для развития прыгучести

Современные высокие спортивные результаты в прыжках в длину и в высоту способны показывать только спортсмены, отлично подготовленные, обладающие высоким уровнем прыгучести. Развитие прыгучести должно идти в специальном направлении в соответствии со структурой и характером усилий в каждом виде прыжка.

Упражнения прыгуна можно разделить на общие и специальные. Те и другие выполняются с отягощениями и без них. Используя отягощения, следует учитывать уровень двигательной подготовленности спортсмена. Например, для новичков они не должны превышать 3–4% собственного веса, а для спортсменовразрядников – 4–5%. Не рекомендуется использовать отягощения при прыжках через планку. Упражнения с ними дают в таком количестве, чтобы при прыжках не искажалась основная структура движения (они должны составлять не более 20–25% общего времени занятия).

Здесь приведены лишь некоторые упражнения для развития прыгучести – в зависимости от поставленной задачи их можно усложнить или облегчить. Количество этих упражнений во время тренировок увеличивается, а во время непосредственной подготовки к соревнованиям уменьшается.


2.2 Описание скоростно-силовых способностей

Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияют на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п.


2.3 Особенности воспитания скоростно-силовых способностей

Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей, трудности её решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Особенно строгое нормирование необходимо, когда они применяются для усиления требования к скоростно-силовым способностям в скоростных движениях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них. Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качество действий.

Другой методический подход основан на использовании тонизирующего следового аффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь служит, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение предшествующим интенсивным напряжением. Этот эффект не постоянен, он достигает лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха. Исходя из этого, и нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинаются замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторение. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнить их в каждом занятии серийно, используя несколько повторений в каждой серии. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки, отсюда вытекает правило использования скоростно-силовых упражнений - «лучше заниматься чаще, но немного». В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и нетравмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально- подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движения.

Согласно опытным данным их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии 5-10 движений, число серий в рамках отдельного занятия 2-4.

Интервалы активного отдыха между сериями 10-15 мин, число занятий, включающих также нагрузки в недельном цикле 1-2. Существует несколько вариантов развития скоростной силы.

1. Вес отягощения 30-70 %: от максимума. Движения выполняются 6-8 раз в спокойном темпе, позволяющем сконцентрироваться на высокоскоростном начале каждого повторения, с предельной скоростью. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии 2-4 серии повторений с активным отдыхом между сериями в 5-7 мин.

2. В качестве основы применяется упражнение статодинамического характера, в котором после 2-3-х изометрических напряжений в пределах 60-80 % от максимального следует быстрое движение с преодолением отягощения, равного 30 % от максимального. Для выполнения изометрического напряжения используется груз, который удерживается блочным устройством со специальным упором. В одном подходе- 4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятии от 2-х до 4-х серий с паузами для отдыха 5-7 мин.

3. Упражнения направленно на развитие преимущественно стартовой скорости, в частности стартовой силы мышц. Отягощение 60-65 % от максимального. Выполняется короткое сконцентрированное взрывное усилие, сообщающее только стартовое движение отягощению и только на начальном отрезке его пути. В одном подходе-4-6 движений с произвольным отдыхом. В серии выполняются 2-4 подхода с отдыхом 3-4 мин. В одном занятия от 2-х до 4-х серий с паузами для отдыха 5-7 мин.

При развитии скоростной силы важным, условием успехом является максимально возможное расслабление мышц перед каждым повторением упражнения. В более длительных паузах между сериями рекомендуется выполнять упражнения махового характера, расслабляющие и растягивающие мышцы.

Прыжки – наиболее простое и распространенной средство развития скоростной силы. В процессе их применения необходимо делать акцент на быстроту отталкивания и не стремиться к развитию мощности движения.


2.4 Средства скоростно-силовой подготовки

Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, амортизаторами, и т.п.), мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям.

При использовании технических средств силовой подготовки необходимо учитывать следующее:

  • тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого этим средством;

  • применяемые средства должны обеспечить оптимальный по силе тренирующий эффект по отношению к текущему состоянию организма спортсмена.

В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно- силовыми». Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, использованием менее значительных отягощений. Есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений.

Состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, в него входят различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные удары с утяжелителями, и др., скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение), и т.д. К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия.

Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц. Это прыжки в глубину, запрыгивания на тумбу, выпрыгивания вверх мгновенным рывком преодоления отягощения, эти упражнения позволяют проявлять наибольшую «взрывную силу».

2.5 Методы развития скоростно-силовой способности

Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.

Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:

а) в прыжковых упражнениях - выполнение разбега под уклон;

б) бег под уклон.

Также необходимо учитывать, что на прирост силы спортсмена влияют и педагогические факторы:

  • объем нагрузки;

  • быстрота выполнения силовых упражнений;

  • величина и характер отдыха;

  • количество упражнений в подходе;

  • количество подходов;

  • организованность и трудолюбие спортсмена;

  • волевая подготовка спортсмена;

  • мотивация;

  • количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном).


2.6 Тестовые упражнения для оценки скоростно-силовых способностей

В число тестов для измерения скоростно-силовых способностей для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности вошли общепринятые тесты:

1) прыжок в длину с места,

2) пятерной прыжок,

3) челночный бег 10 х 5м,


Глава 3. Описание тренировочных программ


Вся тренировочная исследовательская работа проводилась на базе СШОР №4 по лёгкой атлетике. Основная работа проходила в спортивном комплексе «Юность», имеющем круг 200м. В начале месяца (1февраля) был проведён тестовый замер прыжка в длину с разбега , чтобы через месяца сравнить показанный результат, после включения в тренировку программу с уклоном в скоростно-силовую подготовку и комплекс упражнений развивающий прыгучесть.





Части занятия


Упражнения


Дозировка


Методические

указания

 


Вводная 5 мин.



1. Построение

 



Следить за соблюдением тишины в строю.

 

2. Сообщение целей и задач тренировки

5 мин.

Следить за соблюдением тишины в строю.

Подготовительная 27 мин.

1. Бег по залу

6 мин.

Обратить внимание на положение стоп и рук, в перемещениях, приставным шагом, скрестным шагом. Следить за правильностью выполнения упражнений.

 

2.Скрестным шагом

2 мин.

 

 

3. Приставными шагами

 

2 мин.

 

 

4.С вращением через правое, левое плечо

2 мин.

 

 

5.С высоким подниманием колен, захлёстыванием голени

2мин.

 

 

6. Шагом, восстановление дыхания

30 сек.

 

 

7. Разобраться по залу

30 сек.

 

 

8. Вращение головой

1 мин.

 

 

9. Вращение руками

1 мин.

 

 

10. Вращение туловищем

1 мин.

 

 

11. Вращение тазом

1 мин.

 

 

12. Вращение коленями

1 мин.

 

 

13. Наклоны вперёд, назад, в стороны

1 мин.

 

 

14. Прыжки на правой, левой ноге

2 мин.

 

 

15. Наклоны к прямым ногам

2 мин.

 

 

16. Накаты на переднем, заднем 2 мин, мосту

 

 

Основная 48 мин.

Круговая тренировка:

48 мин. 7 серий

Смена станций по сигналу тренера.
Отдых-1 минута после каждой серии.

 

1. станция - Лазание по канату; 

1 мин.

Правильный захват каната руками.

 

2. станция - Сгибание, разгибание туловища из положения лежа;

1 мин.

Руки за головой, спина прямая.

 

 3 станция - Поднимание туловища из положения лежа;

1 мин.

Лежа на животе, ноги зафиксированы руки за головой, спина прямая.

 

4. станция - Приседание;

1 мин.

Стоя, руки за головой, спина прямая.

 

5. станция - Сгибание, разгибание рук в упоре лежа;

1 мин.

И. п.-Упор лежа, спина прямая. Угол сгиба рук 90 градусов.

 

6. станция - Бег с отягощением. 

1 мин.

Спина прямая, упражнение выполняется с помощью партнера.

Заключительная 10 мин. 

1. Восстановление дыхания

3 мин.

 

 

2. Упражнения на растягивание

5 мин.

Растягивание на поперечный шпагат. Растягивание на продольный шпагат.

 

3. Построение

2 мин.

Подведение итогов тренировки.

 

 

 

 


Глава 4. Результаты и обсуждение


В ходе работы (с 1 февраля по 1 марта) проводился тренировочный процесс. Тренировочные занятия корректировались в зависимости от состояния здоровья.

Комплекс упражнений был согласован с тренером и проводился во время моих тренировках (по легкой атлетике)

В таблице показана динамика роста показателей. Результаты за данный период эксперимента хоть и незначительно, но выросли. Это связано с постоянной работой, направленной на развитие скоростно-силового компонента.
Так же были произведены замеры прыжка с места, что бы выяснить насколько увеличилась чистая прыгучесть.



Прыжок с места
(в песок)

Прыжок с разбега
(в песок)

1 февраля

2,15

4,28

15 февраля

2,22

4,37

1 марта

2,31

4,50


Выводы

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В период с 1 февраля по 1 марта 2021 года проходили тренировки, индивидуально разработанные моим тренером для меня.

2. С учётом итоговых результатов в прыжке в длину с разбега (и с места) было проведено сравнение эффективности обычных тренировок и специально разработанного комплекса тренировок. Наиболее эффективной оказалась тренировка разработанная специально для развития дальности прыжка (тренером Балашовым С.Г)

3. Выявлено, что скоростно-силовые упражнения и упражнений развивающие прыгучесть положительно влияют на результативность на улучшения дальности и техники прыжка.


Заключение

Исходя из вышеперечисленного эксперимента, мы получили результаты, которые показали улучшение с исходным уровнем. Соответственно, можно с уверенностью утверждать, что наша гипотеза о том, что мой комплекс упражнений положительно влияет на результат в легкоатлетических дисциплинах, прыжок в длину с разбега.

Исследовательские рекомендации:

1.Включить ряд упражнений скоростно-силового характера и упражнений развивающий прыгучесть в тренировочную программу группы моего тренера по лёгкой атлетике

2.Приобрести дополнительные специальные средства для бега и прыжков.

Результаты превзошёл ожидания наши ожидания, так как сложно настолько увеличить результат за такой короткий срок.


Список литература

1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 480 с.

2. Рябинин С. П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин.- Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.

3. Федоров В.И., Шумилин А.П., Чикуров А.И. Физическая культура: учеб. пособие / ГУЦМиЗ. - Красноярск, 2005. - 148с.

4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

5. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

6. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов.- М.: Академия, 2000. - 288 с.

7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорта, 1988. - 331 с.

8. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева - М.: Лептос, 1994. - 368 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!