СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерный тренинг

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью гендерного тренинга является формирование культуры взаимоотношений девушек и юношей.

Просмотр содержимого документа
«Гендерный тренинг»

Гендерный тренинг


Участники тренинга: предлагаемая программа гендерного тренинга рассчитана на учащихся 9-11 классов (14-17 лет). Размер группы 12-16 человек.

Цель: совершенствование семейного воспитания через гендерное воспитание подростков и формирование культуры взаимоотношений мужчин и женщин, развитие навыков конструктивного общения, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.

Задачи:

  • Создать условия для открытого, прямого диалога учащихся по теме семьи, взаимоотношения полов, супружеских отношений;

  • Совершенствовать представление подростков о психологических особенностях представителей противоположного пола;

  • Содействовать формированию представления подростков о полоролевых отношениях;

  • Содействовать полноценному семейному воспитанию, формированию гендерной культуры.

По окончании проведения гендерного тренинга ожидаются следующие результаты:

- подростки должны знать: основные функции семьи, понятие о социально-психологическом тренинге, гендерные различия, методы конструктивного общения;

- учащиеся должны уметь: описывать свои переживания, выстраивать взаимоотношения в коллективе, а также с лицами противоположного пола, уметь осознавать свои потребности и ожидания по отношению к партнёру;

- учащиеся должны иметь представления о гендерном поведении мужчины и женщины, о гармоничной семье, о правилах безопасного сексуального поведения.


Занятие 1. Давайте знакомиться!

Задачи занятия: знакомство участников друг другом, с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению занятий тренинга, сплочение группы, формирование чувства команды у подростков. Формирование правил тренинговой группы самими участниками тренинга.

Ход занятия:

Подростки собрались и расселись в традиционный круг. Небольшой монолог ведущего, краткий рассказ о том, чем им предстоит заниматься на этих встречах и для чего это нужно. Необходимо расспросить самих участников, что они уже знают о тренинге и чего ждут от него. Ведущий обращает внимание на значение общения в жизни, в частности общения между мужчинами и женщинами, о важности знаний психологии противоположного пола и умения конструктивно строить взаимоотношения. Если у участников возникают вопросы, нужно постараться кратко, но вразумительно ответить на них.

Или аргументировать первую встречу притчей «О ветре и цветке».
«Ветер встретил прекрасный цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал цветок, тот отвечал ему еще большей любовью. Но ветру показалось этого мало, и он решил: «Если я дам цветку всю свою мощь и силу, то он одарит меня еще чем-то большим». И он дохнул на цветок мощным дыханием своей любви. Но цветок не выдержал бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда ветер: «Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно не было в тебе любви, значит, ты не любил! Но цветок ничего не ответил, он умер. Тот, кто любит должен помнить, что не силой и страстью измеряют любовь, а нежностью и трепетным отношением». Обсуждение притчи: О чем эта притча? Какие чувства вы испытываете после прослушивания притчи?

Резюме ведущего: Притча о зарождающихся взаимоотношениях, о чувствах. Любовь бывает очень разной, она обнаруживает себя в различных проявлениях. Но главное, что позволяет назвать возникающее чувство любовью – это стремление отдавать всего себя на благо других людей, а не получать собственные удовольствия и блага. Важно думать об объекте своей любви, а не о себе самом.

И мы свами будем учиться выстраивать отношения с противоположным полом бережные, основанные на взаимопонимании и доверии.

Процедура знакомства.

Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если участники уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам:

  • Познакомиться с группой необходимо самому ведущему;

  • В ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге;

  • Знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают дополнительную информацию друг о друге.

«Имя-движение».

Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. (или участники передают мячик по кругу, по очереди называя свое имя и заканчивая фразу «Я хотел бы узнать…».)

«Взаимное представление».

Участники разбиваются на пары и поочередно рассказывают партнеру о себе. Желательно, чтобы пары состояла из юноши и девушки. План рассказа предлагает ведущий:

  • Как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге?

  • Что я ожидаю от наших встреч?

  • Мои любимые и нелюбимые качества в людях.

  • Мои увлечения.

  • Мои любимые способы проведения свободного времени.

  • Моя мечта.

После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа.

Анализ упражнения.

Вопросы тому, кого представляли:

  • Что ты чувствовал(а), когда другой человек говорит от твоего имени?

  • Всё ли верно отвечал твой партнёр?

  • Хочешь что-то добавить или рассказать?

Вопросы тому, кто представлял:

  • Сложно ли «быть другим человеком»?

  • Насколько удалось вжиться в другого человека и отвечать за него на вопросы?

  • Получилось ли у тебя полностью представить человека?

Кажется, после этого упражнения все знают друг друга не только по именам. Чем лучше мы будем знать друг друга, тем эффективнее и интереснее будет работа в нашей группе.

Правила нашей группы.

Ведущий предлагает участникам группы на данном занятии сформулировать свои собственные правила, которые будут соблюдаться в данной группе. Желательно, чтобы участники группы предлагали правила самостоятельно, а ведущий следил за корректностью правил и записывал на бумаге. Если группа затрудняется, ведущий рассказывает о возможных правилах: доверительный стиль общения, общение по принципу «здесь и теперь», персонификация высказываний, искренность в общении, конфиденциальность всего происходящего в группе, недопустимость непосредственных оценок человека, активное участие в происходящем, уважение говорящего. Во время обсуждения правил дается возможность высказаться желающим, выслушиваются все предложения и замечания, и проводится их обсуждение. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.

Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или начинать следующее занятие с того же места, где закончилось занятие.

Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

Упражнение «Рыба» 

Ведущий обращает внимание на ожидания учащихся, которые они высказали, и предлагает ближе познакомиться с мнением каждого на различные гендерные темы. Для этого он предлагает коробочку с карточками — незаконченными предложениями, которую участники передают по кругу, вытягивая карточки и заканчивая вслух фразу, написанную на карточке.

Примеры карточек незаконченных предложений

Мне кажется, что лица противоположного пола…

Я считаю, что настоящий мужчина — это тот, кто…

Я не люблю, когда юноши (девушки)…

Я считаю, что любовь и секс…

Ревность — это…

Любовь — это…

Я не понимаю, почему юноши (девушки)…

С лицами противоположного пола у нас много общего, например…

Главное для девушки — это…

В своей будущей семье я…

Я мечтаю…

- Я думаю, что сегодня ….

Поблагодарить участников встречи за откровенные ответы, за умение высказывать своё мнение, ответы школьников не оценивать. Мне кажется, мы немного засиделись, давайте встанем, поиграем.

Упражнение «Дракон ловит свой хвост».

Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – это «голова», а конец – «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно игру повторить несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.

Ваши ощущения, чувства, какой опыт получили в игре?

Рефлексия. В конце этого и всех последующих занятий происходит короткий обмен впечатлениями. Участникам, сидящим в круге, предлагается высказаться по следующим темам:

  1. Что запомнилось на занятии, что показалось важным и интересным?

  2. Что понравилось, а что не понравилось?

  3. Какие чувства вы испытываете в данный момент?

  4. Какие пожелания на следующее занятие появились?

Или использовать рефлексивный экспресс-метод – большой палец руки, куда он указывает вверх, вбок, вниз.

Вывод. Сегодня было очень важное занятие: ведь оно первое! Мы познакомились, многое узнали друг о друге и о том, чем мы будем заниматься дальше и каким образом. Хочу сказать, что мне сегодня было очень интересно, я давно не встречал(а) такого количества ярких личностей, собравшихся в одной месте. С сегодняшнего дня мы с вами - одна команда. Каждый из нас очень важен. Без каждого из нас группа будет уже не та. Будьте здоровы и приходите на следующее занятие! Вас ждет новая тема нашего тренинга. Какая? Приходите - узнаете! (по предложению тренера группа может принять решение о традиционном приветствии и прощании, и использовать их в тренинге).



Занятие 2. Два материка, два полюса или союз разных

Задачи занятия: дать понять участникам тренинга о сходствах и различиях между мужчиной и женщиной на основании своего опыта и коллективного обсуждения. Настроить участников на искренность, формировать умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими. Развитие культуры взаимоотношений между девушками и юношами. Обмен мнениями между участниками о привлекательности и непривлекательности девушек и юношей.

Упражнение разминка «Построение круга»

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы. По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Фиксируется форма получившейся фигуры и время её построения. Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников.

Обсуждение упражнения, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

Вспомним, что было на прошлом занятии (обсуждение).


Упражнение «Поиск различий»

Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перебрасывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т.п.), и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего различия с противоположным полом, и мяч кидается следующему участнику. Начинать необходимо со слов «Юноши или мальчики отличаются от девушек (девочек) …..» На первом этапе различия могут быть чисто внешними, потом – различие интересов, различие свойств личности и т. д.

Обсуждение сформулированных различий, попытка их обобщения. Попытаться подвести участников к мысли, что данные различия необходимо учитывать при взаимодействии с противоположным полом.

Упражнение «Поиск сходств»

Данное упражнение аналогично предыдущему, но здесь необходимо называть уже сходства с противоположным полом. Обсуждение и обобщение результатов. Также постараться участников приблизить к мысли, что хотя они достаточно разные, все же есть некоторые сходства между мужчиной и женщиной, например, во взглядах на происходящие события, ценности и т. д.

По окончании упражнения происходит обмен впечатлениями.


Упражнение «Мальчики — налево, девочки — направо» 

Девочкам и мальчикам предлагается разделиться на две команды. Команде девочек и команде мальчиков ведущий выдает ручки или карандаши и по коробочке с чистыми листочками, на которых они записывают свои самые разные вопросы, обращенные к другой команде (мальчики — девочкам и наоборот) (5–7 мин.). Во время этой работы звучит музыка.

Упражнение «Горячий стул»

В центре круга устанавливается «горячий» стул (можно два стула, если учащимся сложно решиться на «одинокое» выступление), и приглашается доброволец. Лицом он поворачивается к «противоположному лагерю» и берет коробочку с их вопросами, например: девочка на «горячем» стуле вытягивает из коробочки мальчиков какой-то их вопрос и отвечает на него. К ответу сидящего на стуле могут подключаться и дискутировать или дополнять и остальные участники круга. После того как даны ответы на 2–3 вопроса, на стул приглашается следующий участник и так же отвечает на 2–3 вопроса, затем следующий и т.д. Можно приглашать на стул поочередно то мальчика, то девочку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы. Далее обмен своими впечатлениями по результатам этого упражнения.


Упражнение «Мальчики – направо, девочки – налево»

Как и ранее, участники делятся на две команды –мальчиков и девочек. Каждой команде предлагается список заданий.


Список заданий для мальчиков

Список заданий для девочек

  1. Назовите пять причин, почему девушки могут не вызвать симпатии (т.е могут не нравиться).

  2. Назовите пять причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.

  3. Назовите основные причины, по которым как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравятся или не нравятся девушкам.

  4. Девушки правы, когда думают…

  5. Мы никогда не согласимся на … ( с тем, что…)

  6. Мы бы хотели пожелать девушкам…


  1. Назовите пять причин, почему юноши могут не вызвать симпатии (т.е могут не нравиться).

  2. Назовите пять причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.

  3. Назовите основные причины, по которым как вам кажется, девушки (т.е. вы) нравятся или не нравятся юношам.

  4. Юноши правы, когда думают…

  5. Мы никогда не согласимся на … ( с тем, что…)

  6. Мы бы хотели пожелать юношам…


Участники высказывают своё мнение, обсуждают, записывают коллективные ответы на задания. Во время выполнения этого упражнения звучит музыка.

«Горячий стул: почувствуй разницу! А нам нравится, что …». В центр круга на «горячий» стул приглашается доброволец. Если на горячем стуле девушка, то юноши задают ей вопросы из своего списка, она отвечает (возможны помощь и поддержка, дополнения других девушек). Когда от девушек получены ответы на все пункты из списка, юноши зачитывают собственные, коллективно составленные в группе ответы на те же вопросы. Результаты сравниваются, идет дискуссия, обсуждение. Затем же та же процедура проводиться с участниками другой команды. (можно и так провести обсуждение результатов работы групп: после составления списков каждая из групп зачитывает его, и получившиеся характеристики обсуждаются всеми участниками тренинга).

Анализ. Сложно ли было составлять списки? Что для вас оказалось неожиданным? Как можно использовать информацию, полученную в этом упражнении, в обычной жизни? Комментарий тренера - скорее всего, участники самостоятельно затронут вопрос о красоте. Отметят, что им нравится, когда мальчики/девочки симпатичные и хорошо выглядят. Если участники не затронут эту тему, ведущий должен сам предложить «внешнюю привлекательность» как одну из важных позитивных характеристик. Теперь мы знаем, что нравится в нас противоположному полу. Как поется в одной старой песне

«Я гляжу ей вслед –

Ничего в ней нет,

А я все гляжу,

Глаз не отвожу».

Но мы-то с вами теперь знаем, что за словами «ничего в ней нет» таится очень многое: да, нет ничего такого особенного, но на самом деле есть все то, о чем сейчас написала наша мужская половина. Есть все для того, чтобы влюбиться.

Рефлексия. Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Что сегодня на занятии больше всего понравилось? Что не понравилось?» Происходит обмен впечатлениями и обобщение результатов занятия

Вывод. Вы только что увидели на собственном примере, как бывает трудно услышать и понять другого человека, как по-разному порой смотрят мальчики и девочки на одну и ту же вещь, проблему, одно и то же событие. А способность принимать, понимать и уважать другую личность и его мнение очень важно для хороших взаимоотношений, в том числе и для тех, кто окажется вашим спутником в будущем. Ведь повод влюбиться есть – это красота человека. До встречи!


Занятие 3. Юноша и девушка, мужчина и женщина

Задачи занятия: в процессе тренинга формировать навыки общения с противоположным полом, познакомить старшеклассников с правилами безопасного сексуального поведения и обосновать их связь с сохранением репродуктивного здоровья, научить осознавать свои потребности и ожидания по отношению к своему(ей) другу (подруге), партнёру.

Упражнение разминка «Апельсин»

Участники встают в круг поочерёдно: девушка, юноша, девушка и т.д. Сначала апельсин передаём руками, приветствуя друг друга, потом при помощи локтевого сгиба, далее прижимается головой к плечу, главное – без использования рук, аккуратно, чтобы апельсин не упал и быстро. (В этом упражнении происходит телесный контакт участников, поэтому тренер должен понять, готова ли группа к такому заданию, важно чувствовать группу в ходе упражнения! Можно использовать другой энергизатор, главное группу «разогреть» и объединить разминкой.)

Вспомним, что было на прошлом занятии (обсуждение).


А сейчас мы выполним первое необычное задание.

Упражнение «Звезда Голливуда»

Группа сидит в кругу. Ведущий показывает несколько фотографий актеров или известных людей, которые считаются красивыми.

Инструкция: у меня есть одна знакомая ведьмочка, которая считает, что сейчас открывается очень много «салонов красоты», но нет ни одного «салона непривлекательности», а то вдруг кто-то захочет стать некрасивым, чтобы с ним люди общались как можно меньше, а совет ему дать некому. Да и сама ведьмочка очень хочет быть непривлекательной (так уж им, ведьмам, положено), но совсем не знает, как это сделать. Давайте ей поможем. Смотрите, вот перед вами фотографии нескольких людей, которые считаются очень привлекательными. Давайте подумаем, а что нужно сделать, чтобы они стали «некрасивыми»?

Ответы участников желательно записывать на доске. Если участники не называют этих моментов, то ведущий должен помочь им: задавать наводящие вопросы и приводить примеры из жизни. Желательно, чтобы ведущий только направлял дискуссию, а основные ответы все же исходили от участников тренинга.

Анализ упражнения: А теперь, как вы думаете, что же на самом деле за список мы написали на доске? Отвечают участники. Правильно! Это то, что не нужно делать, если мы хотим быть привлекательными для других. Давайте обсудим, как стать привлекательными. В ходе обсуждения ведущий обращает особенное внимание участников на следующие моменты:

  • важно соблюдать гигиену (если не принимать душ, не чистить зубы, не следить за ногтями и не причесываться – люди будут от вас шарахаться);

  • разумно использовать косметику (если «переборщить» с косметикой, вас могут принять за девушку легкого поведения или же вы «состарите» себя лет на 10);

  • быть красивым внутренне (если вы – мастер исключительно нецензурных выражений, то вас никто не назовет привлекательным, даже если внешне вы сказочно красивы, и наоборот, умение общаться на разнообразные темы делает любого человека привлекательным и интересным). Помните, на предыдущем занятии мы говорили, что в человеке противоположного пола нам нравится красота. Это действительно так! Кому не нравятся красивые люди? Поэтому, я уверен(-а), что каждый раз, когда вы выходите из дома, вы стараетесь выглядеть как можно более привлекательными. Но вот беда! Иногда, стараясь быть красивыми, мы начинаем злоупотреблять косметикой, надеваем не сочетающиеся между собой вещи, вызывающе красим волосы, делаем тату и пирсинг. И забываем, что основа настоящей красоты – это гигиена: вымытое тело, чистое белье, опрятная одежда, здоровые ногти и зубы, причесанные ухоженные волосы. Очень приятно общаться с человеком, от которого хорошо пахнет, у которого нет запаха изо рта, который одет, может, и не супермодно, но в чистые вещи. Поэтому, покупая очередную модную «шмотку» и накладывая очередной слой косметики, давайте подумаем: может, моя красота вовсе не в этом? Как мы с вами выяснили, внутренняя красота человека очень важна. Конечно, нужно уметь общаться. Но прежде чем начать общаться, нам необходимо познакомиться с человеком. Правда? Давайте посмотрим, как это можно сделать. Ведь особенно сложно нам бывает познакомиться с человеком противоположного пола.


Упражнение «Знакомство»

Часто нам бывает сложно подойти к человеку и заговорить с ним. Мы не знаем, что сказать. Предлагаю сейчас устроить мозговой штурм и постараться придумать как можно больше фраз, с которыми можно подойти к незнакомому человеку. А, кроме того, подумайте о том, с какой фразой, вы бы хотели, чтобы подошли к вам. Давайте её тоже озвучим. Я буду записывать ваши идеи. Ведущий записывает предложенные фразы. После того как запас идей иссякнет, предлагается порассуждать о том, в каких ситуациях уместны фразы, которые записаны на доске или ватмане. Ситуации также записываются второй колонкой. Надеюсь, эта информация поможет вам знакомиться с людьми противоположного пола и не бояться этого. Но пока это, действительно, просто информация. Давайте потренируемся пользоваться сейчас этой информацией.

Далее группа образует 2 круга - внешний и внутренний. Участники внешнего и внутреннего кругов стоят лицом друг к другу. «Теперь вы знаете много фраз, которые помогают нам знакомиться, и ситуаций, в которых их можно использовать. Сейчас вы стоите в кругу лицом друг к другу, образуя пары. Представьте, что вы не знакомы и попробуйте познакомиться, используя одну из фраз, которые, например, записаны на доске. Поговорите с партнером пару минут. Итак, вам все понятно. У вас на знакомство есть 2 мин. Как только время прошло, внутренний круг сдвигается на одного человека вправо. У вас образовались новые пары. Повторите это задание в новых парах».

Далее смена партнеров происходит около 5-6 раз (тренер смотрит за динамикой работы группы).

Анализ упражнения:

Сложно ли было придумывать фразы?

Какие фразы «работали», а какие - нет?

Использовали ли вы какие-нибудь из них в жизни?

Сложно ли вам было знакомиться с другим человеком?

Что испытывали девушки, когда им нужно было заговаривать с юношами первыми?

Что испытывали юноши, когда с ними хотели познакомиться девушки?

Как вы думаете, сохранилось ли в наши дни «негласное» правило: инициатива в знакомстве должна исходить от мужчин?

Эти фразы не панацея, а просто подсказка. Хочу вам дать еще одну подсказку: внимание – интерес – желание – действие. Формула была выведена рекламистами и используется именно в этой области. Но – честное слово! - при знакомстве она тоже работает. Допустим, вы – молодой человек, который решил познакомиться с понравившейся ему девушкой. Смотрите сами: сначала вам нужно привлечь к себе внимание - уверенно подойти и сказать «Привет!». Затем - вызвать к себе интерес первой фразой, которая должна быть не избитой и не банальной. Затем вам нужно вызвать желание познакомиться с вами. Здесь вы должны проявить искреннюю заинтересованность в человеке. Теперь уже можно перейти к действию, например, попросить номер телефона или предложить прогуляться. И последний совет: когда вы реально будете знакомиться с человеком, действуйте по ситуации, чувствуйте обстановку, слушайте свою интуицию.

Теперь мы умеем знакомиться, но одного этого недостаточно, если люди понравились друг другу. Когда возникает взаимная симпатия, мы хотим продолжать отношения. Все мы знаем, что существует такая вещь, как свидание.


Упражнение «Идеальное свидание»

Участники делятся на 2 группы - юношей и девушек. Сейчас каждая подгруппа обдумает и напишет письмо другу или подруге на тему «Идеальное свидание». Речь в нем будет не об абстрактном свидании, а об идеальном (ну, или, во всяком случае, очень удачном) свидании, с точки зрения вас, юноши, и вас, девушки. Итак, мужская половина нашей группы пишет письмо от лица юноши своему другу. Женская половина – от лица девушки своей подруге. Начать можно так: «Привет, … Вчера у меня было классное свидание! …». На обсуждение и написание писем вам дается 10-15 минут, а потом мы их послушаем и обсудим. Когда группы готовы, они по очереди зачитывают письма. После этого участники снова садятся в круг, и идет обсуждение.

Анализ упражнения:

Понравились ли вам описанные свидания?

Были ли у вас такие идеальные свидания?

Что нужно сделать, чтобы свидание удалось?

Чего юноши ждут от девушек?

А чего - девушки от юношей?

Важно ли, чтобы свидание понравилось не только вам, но и другому человеку?

Почему часто наши взаимоотношения не соответствуют идеальным, и партнер не делает того, чего бы нам хотелось?

Очень часто мы ждем, что партнер угадает все наши желания, поймет, чего мы хотим, без слов. И когда этого не происходит, мы разочаровываемся. Как выйти из этой ситуации? Помните, что ваш партнер – не телепат, он не умеет читать мысли. Поэтому очень важно говорить друг другу о своих желаниях и ожиданиях, а также о том, что нам не нравится. «Любовь – это когда тебя понимают…». Чтобы понимать любимого человека, нужно слушать и слышать его, строить диалог, обсуждать с ним ваши интересы, желания и потребности.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Группа делится на пары, в каждой паре выбираются «слепой» и «поводырь». «Слепому» завязывают глаза повязкой (или плотным платком, шарфом), «поводырь» встает сзади и придерживает «слепого» за руку, за плечи или спину (как удобнее «слепому»). Выберите в парах, кто будет первым, а кто - вторым. Отлично! Теперь пусть первые номера завяжут себе глаза повязками – вы будете «слепыми», а вторые номера становятся вашими «поводырями». Задача «поводыря» - дать «слепому» почувствовать и узнать как можно больше о предметах окружающего пространства, как в этой комнате, так и за ее пределами. «Поводырь» должен помогать «слепому» изучать мир, а не водить тупо его за руку за собой. Понятно? На это у вас 10 минут. После отведенного времени вы поменяетесь ролями и повторите упражнение.

Ведущий должен проконтролировать, чтобы все пары успели побыть в двух ролях и вернуться в назначенное время в помещение.

Анализ упражнения:

Доверял ли «слепой» своему «поводырю»?

Что делал «поводырь», чтобы этого добиться?

Удалось ли «слепому» взглянуть на мир с новой стороны и каковы впечатления от этого? Проведите параллели с нашей жизнью. Очень важно во взаимоотношениях доверять друг другу, и не менее важно поддерживать доверие друг в друге.

Что было бы, если бы у каждого «поводыря» было несколько «слепых»? Выслушайте ответы ребят. Скорее всего, он не смог бы уделять каждому столько времени, сколько это необходимо и «слепые» бы попали в опасность. Но, как сказал Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому даже если ваши чувства к человеку охладели, не рвите отношения так, как будто это он в чем-то виноват. Будьте терпеливы, чутки. Постарайтесь не причинить много боли. Помогите ему. Когда у нас начинаются отношения, мы несем за них ответственность, несем ответственность за другого человека (нашего партнера). Мы должны уважать его, пока мы с ним.

Что еще важно для вас лично, кроме уважения? Дождитесь, когда кто-то скажет про верность. Да, конечно же, верность. Верность – это основа доверия. Верность - от слова «верю». Я верю каждому твоему слову, каждому поступку. В моей душе нет места сомнению. Наверное, это и есть счастье? Все мы знаем, что в отношениях между влюбленными возникает и физическое влечение. В следующем упражнении мы разберем одну непростую, но очень жизненную ситуацию.

Упражнение «Помогите принять решение»

Группа (любым способом) делится на 2 подгруппы, которые обсуждают одну и ту же ситуацию, но обдумывают, как помочь принять правильное решение 2-м разным участникам этой ситуации –Саше и Маше. После этого каждая подгруппа зачитывает ответ всей группе, и идет общее обсуждение. В конце упражнения ведущий делает выводы и корректирует ответы подгрупп.

Сейчас мы с вами познакомимся с одной ситуацией, в которой есть 2 действующих лица –Саша и Маша. Первая группа, обсудив эту ситуацию, должна будет сформулировать совет Саше, вторая – Маше. У вас будет 3-5 минут, чтобы обсудить ситуацию и сформулировать совет. Потом вы представите свой совет на суд всей группы.

«Саша и Маша встречаются уже несколько месяцев. Они нравятся друг другу и много времени проводят вместе. Но когда Саша завел разговор о сексе, Маша сказала, что к этому она пока не готова. Саша не знает, почему она отказывается заниматься сексом и что он должен делать. Маша боится потерять Сашу, это первые в ее жизни серьезные отношения. Подружки убеждают ее, что если она не согласится, Саша бросит ее».

Обсуждение: выслушайте «советы» каждой из подгрупп. Во время общего обсуждения старайтесь, чтобы прозвучали и те важные моменты, которые не были названы. Направляйте обсуждение с помощью своих вопросов и дополнений. Ответы и выводы, к которым нужно направлять участников.

Совет Саше. Нельзя манипулировать другим человеком, особенно дорогим для тебя. Ты пытаешься заставить твою девушку сделать выбор против ее собственной воли. Это психологическое насилие. Отнесись к ее решению с уважением и пониманием. Подожди. Сексуальный контакт – не единственный способ выразить свою любовь. Кроме того, партнеры могут доставить друг другу удовольствие с помощью безопасных сексуальных контактов, таких как объятия, поцелуи, взаимные ласки.

Совет Маше. Часто бывает, что молодой человек убеждает девушку вступить в сексуальный контакт, к которому та не готова. В этот момент он ею манипулирует: заставляет почувствовать себя неловко, принуждает к сексу. Девушки часто начинают сомневаться и думать: «Если я скажу «нет», то могу его потерять», «Я люблю его, но я не готова к сексу. Поэтому я не знаю, что делать», «Я не знаю, как сказать ему «нет» так, чтобы не разозлить или не задеть его».

НО! У тебя всегда есть право выбора. И если парень по-настоящему любит тебя, то он будет уважать твое мнение. Это твоя жизнь и твой выбор. Ты имеешь право сказать «нет!». Занимайся сексом, только если ты этого хочешь и чувствуешь себя готовой к нему. В заключение этого упражнения давайте обсудим, с помощью каких фраз чаще всего оказывается давление в подобных ситуациях и как противостоять такому давлению. Сначала ведущий записывает на доске или ватмане предложенные «Способы давления», участники группы предлагают варианты ответов – «как отвечать». Ведущий помогает группе и корректирует ответы участников. Например, такие варианты ответов -

Способы давления:

Докажи, что ты действительно меня любишь.

Мне тяжело ждать, пока ты решишь, что готова/готов.

Мы ведь уже не дети, можем вести себя по-взрослому.

Сдерживать себя опасно для здоровья (может привести к импотенции и т.д.).

Как отвечать:

Секс – не доказательство любви.

Любовь – это забота о человеке, понимание, умение ждать.

Время не имеет значения, главное – осознанное решение и защита.

Взрослость - это способность считаться с чужим мнением и принимать ответственные решения. Все это мифы, не имеющие никакого отношения к реальности.

Обсуждение высказывания

«Влечения души порождает дружбу. Влечения разума – уважение. Влечение тела порождает желания. Соединение трех влечений порождает любовь».

Так ли это? Возможна ли любовь без одного из этих компонентов? Можно ли сказать, что какой-то из компонентов важнее других? Размышления и ответы участников тренинга, их обсуждение.


Сексуальные отношения – это естественная часть отношений между любящими людьми, поэтому очень важно, чтобы юноша и девушка были готовы к этим отношением, доросли до них и физически, и психологически, научились со всей ответственностью относиться и к своему здоровью, и к здоровью своего партнера. Особенно важно, чтобы сексуальные отношения не обернулись разочарованием, психологическими проблемами, а самое главное – болезнями, передаваемыми половым путем, и ВИЧ-инфекцией.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не заразиться болезнями, передаваемыми половым путем, и ВИЧ-инфекцией? (ответы участников тренинга). Давайте теперь все, что мы сейчас назвали, переформулируем в правила. Это будут правила безопасного сексуального поведения. Давайте посмотрим, что мы назвали, а что упустили.

Правила можно заранее написать на листе ватмана.

1. Воздержание

Воздерживаться от сексуальных контактов - это не «детство», не «патология» и не «глупость». Это разумное, взрослое желание взять время на размышление. Существует достаточно возможностей получать удовольствие и доставлять его любимому человеку, не занимаясь сексом. Это поцелуи, взаимные объятия, забота друг о друге.

2. Верность

Необходимо хранить верность своему партнеру. Это не означает, что одну неделю или месяц человек «верен» одному партнеру, а следующую неделю или месяц - другому. Чем реже мы меняем половых партнеров или совсем их не меняем, а верны одному любимому человеку, тем ниже риск заражения ВИЧ и другими ИППП (инфекциями, передающимися половым путем)

3. Использование презерватива

Необходимо использовать презерватив при каждом сексуальном контакте - от начала и до конца полового акта. Даже будучи уверенным в любимом человеке и его верности на все сто процентов, нельзя пренебрегать правилами безопасного секса – партнер может быть заражен ВИЧ и даже не знать об этом.

4. Забота о своём здоровье

Прежде чем вступать в сексуальные отношения, партнерам следует пройти медицинское обследование, включая тесты на ВИЧ и другие ИППП, и в дальнейшем повторять его регулярно.


Если у вас есть вопросы и сомнения, не стесняйтесь обращаться за консультацией к специалисту, только он может ответить на ваши вопросы и разрешить сомнения, а при необходимости поставить диагноз и назначить лечение. Это надежнее, чем пользоваться слухами или доверяться советам друзей.

Сейчас во многих городах России создаются Центры охраны репродуктивного здоровья подростков, где оказываются все виды медицинской и психологической помощи в области репродуктивного здоровья. (Рекомендация тренеру: узнайте, есть ли подобный центр в вашей местности. Если он существует, найдите и имейте при себе контактную информацию (визитки, буклеты и др.), которую вы могли бы предоставить участникам).

Рефлексия всего занятия

Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? Если осталось мало времени от занятия или группа устала, можно провести экспресс-рефлексию.

В качестве рефлексии можно использовать следующее упражнение.

«Вертушка впечатления» 

Каждому участнику выдается небольшой (А4) лист бумаги и ручка. Внизу листа нужно написать свою фамилию и имя. В центре круга участников ведущий устанавливает табличку с надписью: «Какое впечатление производит этот человек, что в нем есть привлекательного, приятного?» Далее он объясняет, что сейчас свои листики все будут передавать по кругу и тот, кто получил чей-то лист (снизу подписанный), в верхней его части отвечает на предложенный на табличке вопрос и записывает свое впечатление о том человеке, листок которого к нему пришел. Написав, он загибает сверху листок, закрывая свою надпись, и передает его дальше. Следующий участник записывает свое впечатление о человеке ниже и тоже загибает лист и передает его. И так, пока лист не вернется к хозяину. Ведущий несколько раз обращает внимание на вопрос и напоминает: писать следует только хорошее, приятное. Таким образом, каждый от всей группы получает положительную рефлексию


Вывод: Тема, которую мы с вами обсуждали на сегодняшнем занятии, очень сложная и очень интересная и важная. Давайте еще раз вспомним главные выводы нашего занятия:

  • Учитесь уважать себя и партнера. Помните, что мы в ответственности за тех, кого приручили.

  • «Любовь – это когда тебя понимают…». Чтобы понимать любимого человека, нужно слушать и слышать его, строить диалог, обсуждать с ним ваши интересы, желания и потребности.

  • Любовь не начинается с секса и не сводится к нему. Есть множество способов проявить свою любовь.

  • Никогда не соглашайтесь переходить к интимным отношениям, если вы к этому не готовы или не хотите этого. Не настаивайте на сексе, если этого не хочет ваш партнер.

  • Если вы решили вступить в сексуальные отношения, ВСЕГДА помните о правилах безопасного сексуального поведения.

  • Даже если вам кажется, что вы на 100% доверяете партеру, не пренебрегайте правилами безопасного сексуального поведения. Многие инфекции, в том числе ВИЧ, могут не иметь никаких внешних симптомов, а ваш партнер может просто не знать о своем заболевании.

  • Репродуктивное здоровье – очень важный аспект здоровья. От него зависит и ваше личное здоровье, и здоровье вашего партнера, и здоровье ваших будущих детей. Ваша беспечность ставит всё это под угрозу.

  • Если у вас есть вопросы и сомнения, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ обращаться за консультацией к специалисту, только он может ответить на ваши вопросы и разрешить сомнения, а при необходимости поставить диагноз и назначить лечение. Это надежнее, чем пользоваться слухами или доверяться советам друзей.


Прощание. Благодарю всех за работу на занятиях и желаю взаимопонимания в общении, оптимизма в делах, улыбок при встречах!



Литература


  1. Всё, что тебя касается, методическое пособие по программе формирования навыков ЗОЖ у подростков от фонда «Здоровая Россия» на 2014-2018г.г.

  2. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками. – СПБ: Питер, 2008.

  3. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

  4. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога. М.: ВЛАДОС, 2003.

  5. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: ЭКСМО – Пресс, 2001.

  6. Психология подростка, под редакцией ч-к РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.

  7. Школьная программа по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классов, проект «Здоровая Россия 2020», пособие «Полезная прививка», хрестоматия «14 полезных уроков», рабочая тетрадь для учащихся. – М.:2004.






Работа «Гендерный тренинг»

выполнена психологом МКОУ СОШ с. Преображенка

Верхотуровой Н.И., 2019-20 уч. г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!