СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи.»

Глагол как часть речи.

Глагол как часть речи.

Глаго́л — самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие и отвечает на вопросы  что делать?  что сделать? [1] . Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого . Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной… (М. Лермонтов); Так думал мо­лодой повеса, летя в пыли на почтовых… (А. Пушкин) Изменение формы глаголов называется спряжением .

Глаго́л — самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? [1] .

Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого . Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной… (М. Лермонтов); Так думал мо­лодой повеса, летя в пыли на почтовых… (А. Пушкин)

Изменение формы глаголов называется спряжением .

Инфинитив Инфинити́в ( лат.  infinitus — неопределённый) — неопределённая форма глагола , одна из нефинитных (безличных) форм глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого . Например: рисовал — хочет рисовать , смотрит — любит смотреть. Инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Показателем инфинитива являются суффиксы –ть,(написать, сказать). -ти, -чь(беречь), -сть, -сти (вести)

Инфинитив

Инфинити́в ( лат. infinitus — неопределённый) — неопределённая форма глагола , одна из нефинитных (безличных) форм глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого . Например: рисовалхочет рисовать , смотритлюбит смотреть. Инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Показателем инфинитива являются суффиксы –ть,(написать, сказать). -ти, -чь(беречь), -сть, -сти (вести)

Виды глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.  Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.   Прошедшее время:что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?  подбежали, увидела, нашел, взошло.   Будущее простое время:что сделают? что сделаю? что сделает?и т.д.  выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.   Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

Виды глагола.

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?. Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть. Прошедшее время:что сделали? что сделала? что сделал? что сделало? подбежали, увидела, нашел, взошло. Будущее простое время:что сделают? что сделаю? что сделает?и т.д. выйдут, куплю, доплывет, посчитаем. Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.  В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.  Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать .    Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?  бежали, прыгал, искала, заходило.   Настоящее время : что делают? что делаем? что делает?и т.д.  загорают, строим, подтягивается, покупаю.   Будущее сложное время : что будут делать? что буду делать? и т.д.  будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?. Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать

.

Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало? бежали, прыгал, искала, заходило. Настоящее время : что делают? что делаем? что делает?и т.д. загорают, строим, подтягивается, покупаю. Будущее сложное время : что будут делать? что буду делать? и т.д. будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

Совершенный вид   Несовершенный вид   положить  найти  поймать  взять   класть  искать  ловить  брать

Совершенный вид

Несовершенный вид

положить найти поймать взять

класть искать ловить брать

1 . Переходные и непереходные глаголы. Правила Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.  Все остальные глаголы являются непереходными.  Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:   брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)

1 . Переходные и непереходные глаголы. Правила

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. Все остальные глаголы являются непереходными. Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)

При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:   1) при отрицании:  не купил (чего?) хлеба (р.п.), не выпить (чего?) молока (р.п.);   2) при указании на часть предмета:  отрезал (чего?) сыру (р.п.), нарвать (чего?) цветов (р.п.)

При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже: 1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р.п.), не выпить (чего?) молока (р.п.); 2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыру (р.п.), нарвать (чего?) цветов (р.п.)

Возвратные глаголы В русском языке глаголы, имеющие постфикс -ся (сь) называются возвратными. После них никогда не употребляются имена существительные и местоимения в винительном падеже, поэтому все они являются непереходными.   Постфикс присоединяется к глагольным формам после окончаний.  Например:сушит - сушится, удержать - удержаться   Постфикс -ся добавляется после согласных: окружаются, признаются  Постфикс - сь добавляется после гласных: опушилась, поднялось   Среди возвратных глаголов есть непроизводные глаголы,  которые без -ся (-сь) не употребляются  Например: нравиться, смеяться, бороться.

Возвратные глаголы

В русском языке глаголы, имеющие постфикс -ся (сь) называются возвратными. После них никогда не употребляются имена существительные и местоимения в винительном падеже, поэтому все они являются непереходными.

Постфикс присоединяется к глагольным формам после окончаний. Например:сушит - сушится, удержать - удержаться Постфикс -ся добавляется после согласных: окружаются, признаются Постфикс - сь добавляется после гласных: опушилась, поднялось Среди возвратных глаголов есть непроизводные глаголы, которые без -ся (-сь) не употребляются Например: нравиться, смеяться, бороться.

Способы образования возвратных глаголов Суффиксально – постфиксальный Приставочно – постфиксальный толпа  толп + и (ть) + ся   воевать  от + воевать + ся   резвый  резв + и (ть) + ся Постфиксальный читать  на + читать + ся мыть  мыть + ся   колос  колос + и (ть) + ся вылить  вылить + ся думать  в + думать + ся беречь  беречь + ся

Способы образования возвратных глаголов

Суффиксально – постфиксальный

Приставочно – постфиксальный

толпа толп + и (ть) + ся

воевать от + воевать + ся

резвый резв + и (ть) + ся

Постфиксальный

читать на + читать + ся

мыть мыть + ся

колос колос + и (ть) + ся

вылить вылить + ся

думать в + думать + ся

беречь беречь + ся

Изъявительное наклонение В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые реально происходят, происходили или будут происходить:  пишу, писал, написал, буду писать, напишу.    Повелительное наклонение не имеет форм времени.  Формы глагола в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию(просьбу, совет, приказ, призыв, предупреждение, запрет).  Формы 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса - и - или нулевого суффикса:  установят - установи, играют - играй.  Формы 2-го лица мн.ч. повелительного наклонения образуются от форм 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения с помощью окончания - те:  установи - установите, читай- читайте.

Изъявительное наклонение

В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые реально происходят, происходили или будут происходить: пишу, писал, написал, буду писать, напишу.

Повелительное наклонение не имеет форм времени. Формы глагола в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию(просьбу, совет, приказ, призыв, предупреждение, запрет). Формы 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса - и - или нулевого суффикса: установят - установи, играют - играй. Формы 2-го лица мн.ч. повелительного наклонения образуются от форм 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения с помощью окончания - те: установи - установите, читай- читайте.

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласный, то после него пишется мягкий знак:  брось, режь, оставь.   Мягкий знак сохраняется перед -ся и -те:  бросьте, режьте, оставьте.   Исключение: ляг, лягте.

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласный, то после него пишется мягкий знак: брось, режь, оставь. Мягкий знак сохраняется перед -ся и -те: бросьте, режьте, оставьте. Исключение: ляг, лягте.

Различайте!   Формы 2-го лица множественного числа повелительное наклонение   изъявительное наклонение   застелите  посторожите   застелете ( I спр. )  посторожите ( II спр).

Различайте!

Формы 2-го лица множественного числа

повелительное наклонение

изъявительное наклонение

застелите посторожите

застелете ( I спр. ) посторожите ( II спр).

Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Ум нужно тренировать. 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 4.Я спешил скорее видеть вас. 5.Жить-родине служить. 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Определите синтаксическую роль инфинитива

  • 1.Ум нужно тренировать.
  • 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
  • 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
  • 4.Я спешил скорее видеть вас.
  • 5.Жить-родине служить.
  • 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.
 Спряжение глагола   2 спряжение: А ) все на – ИТЬ ,  (кроме брить, стелить, зиждиться); Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В ) 4 на - АТЬ :  гнать, дышать, слышать, держать.

Спряжение глагола

2 спряжение:

А ) все на – ИТЬ ,

(кроме брить, стелить, зиждиться);

Б ) 7 на – ЕТЬ : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:

В ) 4 на - АТЬ :

гнать, дышать, слышать, держать.

 Личные окончания глагола :  А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т) (суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).  2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т). (суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.) Б ) вы летите –лет и те,  вы гоните –гон и те(2спр.) В ) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда – ИТЕ

Личные окончания глагола :

А ) 1спр. –у(ю), - е шь, - е т, - е м, - е те, - у т (- ю т)

(суф. прич. 1 спр. – у щ, - ю щ, - о м, - е м).

2 спр . –у(ю), - и шь, - и т, - и м, - и те, - а т (- я т).

(суф. прич. 2спр. - а щ, - я щ, - и м.)

Б ) вы летите –лет и те,

вы гоните –гон и те(2спр.)

В ) сохраняй вид при образовании инфинитива;

В повелительном наклонении всегда – ИТЕ

 Разноспрягаемые глаголы :  Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет ,  Мн.ч. Хот им , хот ите , хот ят  Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит  Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут  Брезж ишь – но : брезж ут

Разноспрягаемые глаголы :

Ед.ч. Хочу, хоч ешь , хоч ет ,

Мн.ч. Хот им , хот ите , хот ят

Ед.ч. бегу, беж ишь , беж ит

Мн.ч. беж им , беж ите , бег ут

Брезж ишь – но : брезж ут

Правописание суффиксов глагола :  А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):  бесед ова л -бесед ую ,  Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):  разве ива л-разве иваю .  В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.  Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.

Правописание суффиксов глагола :

А ) - ова- , - ева = - ую (- юю ):

бесед ова л -бесед ую ,

Б )- ыва (- ива ) = - ываю (- иваю ):

разве ива л-разве иваю .

В ) одол е ть -одол е вать, одол е ваю.

Г ) Запомни : застр е вать, затм е вать, продл е вать, увещ е вать, обур е вать, недоум е вать.

 Правописание суффиксов  после приставок обез - ( обес-):  1.В переходных - И :  обезлес и ть, обезвод и ть (кого-то), обессил и ть врага  2. В непереходных – Е :  обезлес е ть, обезвод е ть(самому), обессил е ть самому

Правописание суффиксов

после приставок обез - ( обес-):

1.В переходных - И :

обезлес и ть, обезвод и ть (кого-то), обессил и ть врага

2. В непереходных – Е :

обезлес е ть, обезвод е ть(самому), обессил е ть самому

Работа  с деформированным текстом  задание: расположите предложения так, чтобы получился текст А. Между прочим, Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора», желая поразить воображение чиновников и говоря, что ест суп, который под крышкой прибыл из Парижа, имел в виду именно консервы. Б. Наполеон Бонапарт сразу понял, что техническая новинка имеет стратегическое значение, и сделал огромный государственный заказ. В. Ровно 200 лет назад парижский повар Франсуа Аппер открыл способ хранения продуктов в герметических банках. Г. Согласно историческим документам в меню французского солдата входили мясной и овощной супы, пюре из фасоли с шампиньонами и- без десерта никак нельзя- клубничное пюре

Работа с деформированным текстом задание: расположите предложения так, чтобы получился текст

А. Между прочим, Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора», желая поразить воображение чиновников и говоря, что ест суп, который под крышкой прибыл из Парижа, имел в виду именно консервы.

Б. Наполеон Бонапарт сразу понял, что техническая новинка имеет стратегическое значение, и сделал огромный государственный заказ.

В. Ровно 200 лет назад парижский повар Франсуа Аппер открыл способ хранения продуктов в герметических банках.

Г. Согласно историческим документам в меню французского солдата входили мясной и овощной супы, пюре из фасоли с шампиньонами и- без десерта никак нельзя- клубничное пюре

Проверь себя  задание: сделать морфологический разбор выделенных глаголов А .  Ровно 200 лет тому назад парижский повар Франсуа Аппер открыл способ хранения продуктов в герметической банке. Б. Наполеон Бонапарт сразу понял, что техническая новинка имеет стратегическое значение, и сделал огромный государственный заказ. В. Согласно историческим документам в меню французского солдата входили мясной и овощной супы, пюре из фасоли с шампиньонами и – без десерта нельзя – клубничное пюре. Г. Между прочим, Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора», желая поразить воображение чиновников и говоря, что ест суп, который под крышкой прибыл их Парижа, имел в виду именно консервы.

Проверь себя задание: сделать морфологический разбор выделенных глаголов

А . Ровно 200 лет тому назад парижский повар Франсуа Аппер открыл способ хранения продуктов в герметической банке.

Б. Наполеон Бонапарт сразу понял, что техническая новинка имеет стратегическое значение, и сделал огромный государственный заказ.

В. Согласно историческим документам в меню французского солдата входили мясной и овощной супы, пюре из фасоли с шампиньонами и – без десерта нельзя – клубничное пюре.

Г. Между прочим, Хлестаков, герой гоголевского «Ревизора», желая поразить воображение чиновников и говоря, что ест суп, который под крышкой прибыл их Парижа, имел в виду именно консервы.

Варианты выполнения задания Открыл- глагол Поразить- глагол Н.ф.- Н.ф.- Постоянные признаки: Постоянные признаки: - вид - вид -возвр./невозвр. возвр./невозвр. -переходный- непер. - спряжение -переходный- непер. - спряжение Непостоянные признаки: Непостоянные признаки: -наклонение - время -наклонение - лицо - время -число - лицо -род -число В предложении является -род В предложении является

Варианты выполнения задания

Открыл- глагол

Поразить- глагол

Н.ф.-

Н.ф.-

Постоянные признаки:

Постоянные признаки:

- вид

- вид

-возвр./невозвр.

  • возвр./невозвр.
  • -переходный- непер.

- спряжение

-переходный- непер.

- спряжение

Непостоянные признаки:

Непостоянные признаки:

-наклонение

- время

-наклонение

- лицо

- время

-число

- лицо

-род

-число

В предложении является

-род

В предложении является

Варианты выполнения задания Открыл- глагол Поразить- глагол Н.ф.- открыть Н.ф.- поразить Постоянные признаки: Постоянные признаки: -совершенный вид -совершенный вид -невозвратный -невозвратный -переходный -непереходный -1 спряжение -2 спряжение Непостоянные признаки: Непостоянные признаки: -нет -изъявительное наклонение -нет -прошедшее время -нет -3 лицо -нет -ед.ч. -нет -м.р. В предложении является  сказуемым В предложении является сказуемым

Варианты выполнения задания

Открыл- глагол

Поразить- глагол

Н.ф.- открыть

Н.ф.- поразить

Постоянные признаки:

Постоянные признаки:

-совершенный вид

-совершенный вид

-невозвратный

-невозвратный

-переходный

-непереходный

-1 спряжение

-2 спряжение

Непостоянные признаки:

Непостоянные признаки:

-нет

-изъявительное наклонение

-нет

-прошедшее время

-нет

-3 лицо

-нет

-ед.ч.

-нет

-м.р.

В предложении является сказуемым

В предложении является сказуемым


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!