СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные изменения в биосфере. Ноосфера

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированная презентация для изучения и отработки  контрольно-измерительных заданий по теме: "Глобальные изменения в биосфере. Ноосфера" 

Просмотр содержимого документа
«Глобальные изменения в биосфере. Ноосфера»

Глобальные изменения в биосфере

Глобальные изменения в биосфере

Положительное влияние человека на биосферу Отрицательное влияние человека на биосферу   горнодобывающие разработки Развитие сельского хозяйства Развитие лесного хозяйства Заселение Индустриализация Развитие транспорта Загрязнение почвы Загрязнение воздуха Деградация и разрушение растительного мира Деградация и разрушение животного мира В следствии этого: Образование озоновых дыр Парниковый эффект Кислотные осадки Глобальные проблемы

Положительное влияние человека на биосферу

Отрицательное влияние человека на биосферу

  горнодобывающие разработки

Развитие сельского хозяйства

Развитие лесного хозяйства

Заселение

Индустриализация

Развитие транспорта

Загрязнение почвы

Загрязнение воздуха

Деградация и разрушение растительного мира

Деградация и разрушение животного мира

В следствии этого:

Образование озоновых дыр

Парниковый эффект

Кислотные осадки

Глобальные проблемы

К возобновимым ресурсам относят 1) нефть 2) каменный уголь 3) природный газ 4) торф Пояснение. Возобновляемые ресурсы   — природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет. Невозобновимыми числятся ресурсы земных недр. Строго говоря, многие из них могут возобновляться в ходе геологических циклов, но длительность этих циклов, определяемая сотнями миллионов лет, несоизмерима с этапами развития общества и скоростью расходования минеральных ресурсов. К невозобновимым ресурсам относится: полезные ископаемые, топливо, металлическое минеральное сырье, неметаллическое минеральное сырье. Невозобновимые энергоресурсы: Нефть, Природный газ, Уголь, Реакция ядерного деления и т. д. Торф – возобновляемый органический природный ресурс, образовавшийся и непрерывно образующийся за счет растений, живущих на поверхности болот и низин, и отмирая, разлагающихся в водной среде при недостатке кислорода

К возобновимым ресурсам относят

1) нефть

2) каменный уголь

3) природный газ

4) торф

Пояснение.

Возобновляемые ресурсы   — природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет.

Невозобновимыми числятся ресурсы земных недр. Строго говоря, многие из них могут возобновляться в ходе геологических циклов, но длительность этих циклов, определяемая сотнями миллионов лет, несоизмерима с этапами развития общества и скоростью расходования минеральных ресурсов. К невозобновимым ресурсам относится: полезные ископаемые, топливо, металлическое минеральное сырье, неметаллическое минеральное сырье.

Невозобновимые энергоресурсы: Нефть, Природный газ, Уголь, Реакция ядерного деления и т. д.

Торф – возобновляемый органический природный ресурс, образовавшийся и непрерывно

образующийся за счет растений, живущих на поверхности болот и низин, и отмирая,

разлагающихся в водной среде при недостатке кислорода

  Установите соответствие между примерами и типами ресурсов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А)  энергия приливов Б)  нефть В)  биогаз Г)  древесина Д)  почва Е)  каменный уголь ТИПЫ РЕСУРСОВ 1)  неисчерпаемые 2)  исчерпаемые возобновляемые 3)  исчерпаемые невозобновляемые Пояснение. 1.  Неисчерпаемые: А) энергия приливов. 2.  Исчерпаемые возобновляемые: В) биогаз; Г) древесина; Д) почва. 3.  Исчерпаемые невозобновляемые: Б) нефть; Е) каменный уголь.   Ответ: 132223.

 

Установите соответствие между примерами и типами ресурсов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)  энергия приливов

Б)  нефть

В)  биогаз

Г)  древесина

Д)  почва

Е)  каменный уголь

ТИПЫ РЕСУРСОВ

1)  неисчерпаемые

2)  исчерпаемые возобновляемые

3)  исчерпаемые невозобновляемые

Пояснение.

1.  Неисчерпаемые: А) энергия приливов.

2.  Исчерпаемые возобновляемые: В) биогаз; Г) древесина; Д) почва.

3.  Исчерпаемые невозобновляемые: Б) нефть; Е) каменный уголь.

  Ответ: 132223.

Докажите, что влияние человека на природные экосистемы при переходе от собирательства к земледелию и скотоводству увеличилось (приведите не менее ТРЕХ примеров).

Пояснение.

Когда человек вел собирательскую деятельность, он оказывал небольшое влияние на среду вокруг себя.

1)  При переходе от собирательства к земледелию человеку нужно больше ресурсов, и он начал активно изменять окружающий мир в своих целях, вырубая леса для полей, распахивая земли. При неумелом пользовании землей это приводило к эрозии почв, уменьшению их плодородности. Для ведения животноводства также необходимы пастбища, которые часто вытаптываются скотом, и растительность там скуднеет. Создавая агроценозы, человек вмешивается в природу и подрывает стабильность природных экосистем, нарушает естественный круговорот веществ.

2)  Для увеличения продуктивности животных и растений человек начал вести одомашивание диких животных и искуственный отбор. А для защиты своих животных человек убивал хищников, нападавших на его скот. Тем самым разрушая пищевые цепи в экосистемах и ставил некоторые виды на грани вымирания или полностью их уничтожал.

3)  При переходе происходило увеличение численности людей и их расселение по Земле. Переселенцы вели такую же деятельность и влияние человека на природные экосистемы только росло.

 Почему антропогенное влияние на биосферу вызывает серьёзные опасения у учёных и общественных деятелей? Приведите не менее трёх аргументов.  Пояснение. 1.   Промышленные отходы загрязняют воздушную и водную среды. 2.   Неэффективное земледелие разрушает почвенный покров, увеличивает посевные площади. 3.   Хозяйственная деятельность, браконьерство ведут к уменьшению биологического разнообразия растительного и животного мира Укажите примеры губительного влияние человека на флору, поясните в чём выражается вред влияния. Укажите не менее 4 х пунктов. Пояснение. 1)  Черезмерное внесение удобрений вызывает засалевание почв  — затрудняет всасывание воды растениями. 2)  Черезмерный выпас скота  — вытаптывание растений. 3)  Вырубка лесов  — гибель тенелюбивых растений, гибель лесных грибов. 4)  Деятельность заводов, фабрик  — вредные выбросы и тяжёлые металлы накапливаются в почве и растениях 5)  Строительство городов и дорог  — уничтожение растений и их мест обитания.

Почему антропогенное влияние на биосферу вызывает серьёзные опасения у учёных и общественных деятелей? Приведите не менее трёх аргументов.

Пояснение.

1.   Промышленные отходы загрязняют воздушную и водную среды.

2.   Неэффективное земледелие разрушает почвенный покров, увеличивает посевные площади.

3.   Хозяйственная деятельность, браконьерство ведут к уменьшению биологического разнообразия растительного и животного мира

Укажите примеры губительного влияние человека на флору, поясните в чём выражается вред влияния. Укажите не менее 4 х пунктов.

Пояснение.

1)  Черезмерное внесение удобрений вызывает засалевание почв  — затрудняет всасывание воды растениями.

2)  Черезмерный выпас скота  — вытаптывание растений.

3)  Вырубка лесов  — гибель тенелюбивых растений, гибель лесных грибов.

4)  Деятельность заводов, фабрик  — вредные выбросы и тяжёлые металлы накапливаются в почве и растениях

5)  Строительство городов и дорог  — уничтожение растений и их мест обитания.

Какие действия человека приводят к снижению биологического разнообразия растений? Пояснение. 1)  Истребление многих видов (растений, занесенных в красную книгу) способствует снижению биологического разнообразия. 2)  Осушение болот; вследствие чего гибнут многие растения, обитающие в данном биогеоценозе. 3)  Использование гербицидов приводит к уничтожению сорняков, что в свою очередь ведет к заболеваниям других растений (так как нет конкуренции) 4)  Массовая вырубка лесов приводит к уничтожению естественного биогеоценоза, то есть вместе с растительностью погибают другие организмы (животные, грибы, обитающие на данной территории.  или, Главные угрозы биологическому разнообразию, вытекающие из деятельности человека, заключаются в — разрушении мест обитания, их фрагментации и деградации (включая загрязнение), — в глобальном изменении климата, — чрезмерной эксплуатации видов человеком, — вторжении экзотических видов и увеличивающемся распространении болезней.

Какие действия человека приводят к снижению биологического разнообразия растений?

Пояснение.

1)  Истребление многих видов (растений, занесенных в красную книгу) способствует снижению биологического разнообразия.

2)  Осушение болот; вследствие чего гибнут многие растения, обитающие в данном биогеоценозе.

3)  Использование гербицидов приводит к уничтожению сорняков, что в свою очередь ведет к заболеваниям других растений (так как нет конкуренции)

4)  Массовая вырубка лесов приводит к уничтожению естественного биогеоценоза, то есть вместе с растительностью погибают другие организмы (животные, грибы, обитающие на данной территории.

или,

Главные угрозы биологическому разнообразию, вытекающие из деятельности человека, заключаются в

— разрушении мест обитания, их фрагментации и деградации (включая загрязнение),

— в глобальном изменении климата,

— чрезмерной эксплуатации видов человеком,

— вторжении экзотических видов и увеличивающемся распространении болезней.

Экологические кризисы Причины Примеры

Экологические кризисы

Причины

Примеры

фильм Янна-Артюса Бертрана и Люка Бессона

фильм Янна-Артюса Бертрана и Люка Бессона

Парниковый эффект-  это постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере антропогенного углекислого и других газов (метана, фтор- и хлоруглеводородов

Парниковый эффект-

это постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере антропогенного углекислого и других газов (метана, фтор- и хлоруглеводородов

«Парниковый эффект» создаётся в атмосфере Земли в результате накопления в ней

1) углекислого газа

2) пылевых частиц

3) азота

4) ядовитых веществ

Парниковый эффект» атмосферы Земли создаётся в результате накопления в ней

1)  молекулярного азота

2)  углекислого газа

3)  канцерогенных веществ

4)  оксидов серы

Пояснение.

Парниковый эффект  — повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

Механизм парникового эффекта заключается в следующем. Солнечные лучи, достигая Земли, поглощаются поверхностью почвы, растительностью, водной поверхностью и др. Нагретые поверхности отдают тепловую энергию снова в атмосферу, но уже в виде длинноволнового излучения.

Атмосферные газы (кислород, азот, аргон) не поглощают тепловое излучение с земной поверхности, а рассеивают его.

Однако в результате сжигания горючих ископаемых и других производственных процессов в атмосфере накапливаются: углекислый газ, угарный газ, различные углеводороды (метан, этан, пропан и др. ), которые не рассеивают, а поглощают тепловое излучение, идущее от поверхности Земли. Возникающий таким образом экран и приводит к появлению парникового эффекта  — глобального потепления.

За последние десятилетия многие южные инфекции, переносимые насекомыми и клещами, продвинулись в северные регионы, где раньше они не встречались.  Ученые предполагают, что это явление связано с увеличением в атмосфере концентрации парниковых газов.  Дайте объяснение наблюдаемой закономерности. Почему у людей, живущих в новых для инфекции ареалах, течение болезни происходит тяжелее, а распространение  — быстрее ,чем у жителей южных регионов, откуда началось распространение болезни? Пояснение. 1.  Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к потеплению климата на планете. 2.  Температура в северных регионах становится подходящей для распространения переносчиков инфекций (насекомых и клещей). 3.  Увеличивается срок сезонной активности у переносчиков инфекций. 4.  У жителей северных регионов отсутствует иммунитет к новой для этих регионов инфекции.

За последние десятилетия многие южные инфекции, переносимые насекомыми и клещами, продвинулись в северные регионы, где раньше они не встречались.

Ученые предполагают, что это явление связано с увеличением в атмосфере концентрации парниковых газов.

Дайте объяснение наблюдаемой закономерности.

Почему у людей, живущих в новых для инфекции ареалах, течение болезни происходит тяжелее, а распространение  — быстрее ,чем у жителей южных регионов, откуда началось распространение болезни?

Пояснение.

1.  Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к потеплению климата на планете.

2.  Температура в северных регионах становится подходящей для распространения переносчиков инфекций (насекомых и клещей).

3.  Увеличивается срок сезонной активности у переносчиков инфекций.

4.  У жителей северных регионов отсутствует иммунитет к новой для этих регионов инфекции.

Нарушение озонового слоя  Озоновый слой – слой атмосферы на высоте 20-25 км над поверхностью Земли с наибольшей концентрацией озона.  Роль – поглощение ультрафиолетового излучения

Нарушение озонового слоя

Озоновый слой – слой атмосферы на высоте 20-25 км над поверхностью Земли с наибольшей концентрацией озона.

Роль – поглощение ультрафиолетового излучения

Озоновые дыры

Озоновые дыры

Появление озоновых дыр приводит к 1) усилению парникового эффекта 2) повышению температуры воздуха 3) уменьшению прозрачности атмосферы 4) повышению ультрафиолетового облучения Пояснение. Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения. Т. К. озоновый экран защищает от жесткого космического излучения. Уровень мутаций организмов, населяющих Землю, может повыситься в результате 1)  изменения течений рек 2)  осушения болот 3)  расширения озоновых дыр 4)  понижения температуры Пояснение. Уровень мутаций организмов, населяющих Землю, может повыситься в результате расширения озоновых дыр, т. к. озоновый экран защищает Землю от проникновения жесткого излучения.

Появление озоновых дыр приводит к

1) усилению парникового эффекта

2) повышению температуры воздуха

3) уменьшению прозрачности атмосферы

4) повышению ультрафиолетового облучения

Пояснение.

Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения. Т. К. озоновый экран защищает от жесткого космического излучения.

Уровень мутаций организмов, населяющих Землю, может повыситься в результате

1)  изменения течений рек

2)  осушения болот

3)  расширения озоновых дыр

4)  понижения температуры

Пояснение.

Уровень мутаций организмов, населяющих Землю, может повыситься в результате расширения озоновых дыр, т. к. озоновый экран защищает Землю от проникновения жесткого излучения.

Кислотные дожди -  это дожди, которые имеют рН менее 5,6   Их выпадение связано с антропогенным загрязнением атмосферы выбросами диоксида серы (SO 2 ) и оксидов азота, которые в мире ежегодно достигают более 255 млн. т

Кислотные дожди -

это дожди, которые имеют рН менее 5,6

Их выпадение связано с антропогенным загрязнением атмосферы выбросами диоксида серы (SO 2 ) и оксидов азота, которые в мире ежегодно достигают более 255 млн. т

Кислотные дожди приводят к ряду негативных экологических последствий:     — ухудшению видимости атмосферы;   — закислению почв и уменьшению их плодородия;   — закислению пресноводных водоёмов и, как результат, сокращению запасов ценных видов рыбы;   — повреждению и гибели лесных формаций ;  — уничтожению и гибели некоторых видов животных;   — ускорению коррозии мостов, плотин, зданий, металлических конструкций и др.;   — ущербу памятникам мировой архитектуры;    — вреду здоровью  людей.

Кислотные дожди приводят к ряду негативных экологических последствий:

 — ухудшению видимости атмосферы;

  — закислению почв и уменьшению их плодородия;

 — закислению пресноводных водоёмов и, как результат, сокращению запасов ценных видов рыбы;

 — повреждению и гибели лесных формаций ;

 — уничтожению и гибели некоторых видов животных;

 — ускорению коррозии мостов, плотин, зданий, металлических конструкций и др.;

  — ущербу памятникам мировой архитектуры;

  — вреду здоровью людей.

При загрязнении водоёмов отходами производства в воду поступают соединения тяжёлых металлов, которые накапливаются в живых организмах. Объясните, в какой части представленной пищевой цепи и почему концентрация этих веществ достигнет максимального уровня. Фитопланктон → зоопланктон → плотва → окунь → щука → рыбоядная птица. Пояснение. Элементы ответа: 1)  наибольшее накопление будет в теле рыбоядной птицы; 2)  рыбоядная птица  — последнее звено в цепи питания.

При загрязнении водоёмов отходами производства в воду поступают соединения тяжёлых металлов, которые накапливаются в живых организмах.

Объясните, в какой части представленной пищевой цепи и почему концентрация этих веществ достигнет максимального уровня.

Фитопланктон → зоопланктон → плотва → окунь → щука → рыбоядная птица.

Пояснение.

Элементы ответа:

1)  наибольшее накопление будет в теле рыбоядной птицы;

2)  рыбоядная птица  — последнее звено в цепи питания.

Опустынивание Опустыниваются ежегодно в среднем 6 млн. гектар обрабатываемых земель, а свыше 20 млн. гектаров теряют продуктивность.  Опустынивание – процесс деградации экосистем, вызванный изменением климата и хоз. деятельностью человека

Опустынивание

Опустыниваются ежегодно в среднем 6 млн. гектар обрабатываемых земель, а свыше 20 млн. гектаров теряют продуктивность.

  • Опустынивание – процесс деградации экосистем, вызванный изменением климата и хоз. деятельностью человека

Какой антропогенный фактор приводит к уменьшению содержания кислорода в атмосфере?

1) создание новых агроценозов

2) осушение болот

3) увеличение численности животных

4) массовое уничтожение лесов

Пояснение.

Вследствие антропогенной нагрузки на биосферу возникли экологические проблемы, в том числе:

происходит интенсивное опустынивание и обезлесение планеты Земля.

В Азии и Африке процесс опустынивания идет со скоростью 6 млн га в год. Главной причиной опустынивания является неоправданный рост поголовья скота, вытаптывающего растительный покров. В России это происходит в Калмыкии и Нижнем Поволжье. Интенсивно вырубаются леса в Бразилии и России. Сведение лесов приводит к снижению продукции кислорода, сопровождающей процесс фотосинтеза.

Главным продуцентом кислорода на Земле служат зеленые водоросли поверхности океана (60%) и тропические леса суши (30%). Тропические леса Амазонки называют легкими планеты Земля. Ранее в литературе высказывались опасения, что возможно уменьшение количества кислорода на Земле вследствие увеличения объема сжигаемого ископаемого топлива. Но расчеты показывают, что использование всех доступных человеку залежей угля, нефти и природного газа уменьшит содержание кислорода в воздухе не более чем на 0,15% (с 20,95 до 20,80%). Другая проблема – вырубка лесов, приводящая к возникновению кислородных «паразитов» – стран, которые живут за счет чужого кислорода. Например, США за счет своих растений имеет только 45% кислорода, Швейцария – 25%.

Смог (англ. smog ← smoke «дым» + fog «туман» — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях. Помутнение воздуха природными частицами пыли, снега или дыма от природных пожаров называется мглой.  Первоначально под смогом подразумевался дым, образованный сжиганием большого количества угля (смешение дыма и диоксида серы SO 2)   В 1950-х годах в Калифорнии Хаген-Смит впервые описал новый тип смога — фотохимический, который является результатом смешения в воздухе следующих загрязняющих веществ:  оксиды азота, например, диоксид азота (продукты горения ископаемого топлива); тропосферный (приземный) озон; летучие органические вещества (пары́ бензина, растворителей, пестицидов и других химикатов); перекиси нитратов. Все перечисленные химикаты обычно обладают высокой химической активностью и легко окисляются, поэтому фотохимический смог считается одной из основных проблем современной цивилизации.
  • Смог (англ. smog ← smoke «дым» + fog «туман» — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях.
  • Помутнение воздуха природными частицами пыли, снега или дыма от природных пожаров называется мглой.
  • Первоначально под смогом подразумевался дым, образованный сжиганием большого количества угля (смешение дыма и диоксида серы SO 2)
  • В 1950-х годах в Калифорнии Хаген-Смит впервые описал новый тип смога — фотохимический, который является результатом смешения в воздухе следующих загрязняющих веществ:
  • оксиды азота, например, диоксид азота (продукты горения ископаемого топлива);
  • тропосферный (приземный) озон;
  • летучие органические вещества (пары́ бензина, растворителей, пестицидов и других химикатов);
  • перекиси нитратов.
  • Все перечисленные химикаты обычно обладают высокой химической активностью и легко окисляются, поэтому фотохимический смог считается одной из основных проблем современной цивилизации.
ПРИЧИНЫ: специальные атмосферные условия – туман и безветренная погода, а также загрязнения воздуха, непосредственно связанные с деятельностью людей. Фотохимический смог в Мехико

ПРИЧИНЫ: специальные атмосферные условия – туман и безветренная погода, а также загрязнения воздуха, непосредственно связанные с деятельностью людей.

Фотохимический смог в Мехико

От сохранности почвы и климата зависят продовольственная безопасность человечества, биологическое разнообразие популяций экосистем Земли. Перечислите антропогенные факторы, ведущие к разрушению почвенного покрова. Ответ поясните. Пояснение. 1)  Вырубка лесов, приводящая к иссушению почв и ветровой эрозии. 2)  Перевыпас скота (или использование тяжёлой техники)  — к уплотнению, вытаптыванию гумуса и деградации почвы. 3)  Загрязнение почвы пестицидами, используемыми для борьбы с сорняками, насекомыми-вредителями и грибковыми заболеваниями. 4)  Неправильное орошение, приводящее к засолению почв, что делает их непригодными для дальнейшего использования.

От сохранности почвы и климата зависят продовольственная безопасность человечества, биологическое разнообразие популяций экосистем Земли. Перечислите антропогенные факторы, ведущие к разрушению почвенного покрова. Ответ поясните.

Пояснение.

1)  Вырубка лесов, приводящая к иссушению почв и ветровой эрозии.

2)  Перевыпас скота (или использование тяжёлой техники)  — к уплотнению, вытаптыванию гумуса и деградации почвы.

3)  Загрязнение почвы пестицидами, используемыми для борьбы с сорняками, насекомыми-вредителями и грибковыми заболеваниями.

4)  Неправильное орошение, приводящее к засолению почв, что делает их непригодными для дальнейшего использования.

 На тропинках и рядом с ними в лесах и парках люди вытаптывают землю. Объясните, к каким нарушениям в жизни обитателей почвы приводит интенсивное вытаптывание в местах массового отдыха людей. Пояснение. Элементы ответа: 1)  уплотнение почвы приводит к уменьшению её воздухопроницаемости и водопроницаемости и нарушает жизнедеятельность растений; 2)  из-за уменьшения воздухопроницаемости почвы нарушается дыхание обитающих в ней животных (червей, насекомых)

На тропинках и рядом с ними в лесах и парках люди вытаптывают землю. Объясните, к каким нарушениям в жизни обитателей почвы приводит интенсивное вытаптывание в местах массового отдыха людей.

Пояснение.

Элементы ответа:

1)  уплотнение почвы приводит к уменьшению её воздухопроницаемости и водопроницаемости и нарушает жизнедеятельность растений;

2)  из-за уменьшения воздухопроницаемости почвы нарушается дыхание обитающих в ней животных (червей, насекомых)

Потеря биоразнообразия  Под биологическим разнообразием понимается разнообразие всех форм жизни  — растений, животных, микроорганизмов, составляющих их генов, и экологических систем, в которые они включены как отдельные компоненты. Биологическое разнообразие оскудевает вследствие: Прямого уничтожения экосистем(вырубка лесов, осушение болот, застройка)  Возникают антропосистемы Преобразование исходных систем – обеднение в видовом отношении(создание агробиоценозов)

Потеря биоразнообразия

Под биологическим разнообразием понимается разнообразие всех форм жизни  — растений, животных, микроорганизмов, составляющих их генов, и экологических систем, в которые они включены как отдельные компоненты.

  • Биологическое разнообразие оскудевает вследствие:
  • Прямого уничтожения экосистем(вырубка лесов, осушение болот, застройка)
  • Возникают антропосистемы
  • Преобразование исходных систем – обеднение в видовом отношении(создание агробиоценозов)
Сохранению биологического разнообразия на Земле способствует 1) орошение засушливых земель 2) создание биосферных заповедников 3) создание агроценозов 4) создание искусственных водохранилищ Пояснение. Сохранению биологического разнообразия на Земле способствует создание биосферных заповедников. Примечание. Биосферный заповедник  — охраняемая территория на которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, долговременным мониторингом среды и образованием в области охраны природы.

Сохранению биологического разнообразия на Земле способствует

1) орошение засушливых земель

2) создание биосферных заповедников

3) создание агроценозов

4) создание искусственных водохранилищ

Пояснение.

Сохранению биологического разнообразия на Земле способствует создание биосферных заповедников.

Примечание.

Биосферный заповедник  — охраняемая территория на которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, долговременным мониторингом среды и образованием в области охраны природы.

Видовое разнообразие планеты Человечество Необходимость сохранения всех живых существ Огромная польза всех живых существ для жизнедеятельности человека

Видовое разнообразие планеты

Человечество

Необходимость сохранения всех живых существ

Огромная польза всех живых существ для жизнедеятельности человека

Исчезнувшие виды животных Стеллерова корова    Макраухения  Саблезубые кошки  Странствующий голубь Вересковый тетерев Бескрылая гагарка

Исчезнувшие виды животных

Стеллерова корова  

Макраухения

Саблезубые кошки 

Странствующий голубь

Вересковый тетерев

Бескрылая гагарка

Почему при падении численности вида до критического значения, даже несмотря на охранные меры со стороны человека, вид вымирает? Пояснение. 1.  Снижается генетическое разнообразие в популяции, что снижает эффективность естественного отбора. 2.  При изменяющихся условиях среды выше вероятность гибели всех особей из-за сходства их генотипов. 3.  Происходит близкородственное скрещивание (инбридинг). 4.  Рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние и проявляются в фенотипе.

Почему при падении численности вида до критического значения, даже несмотря на охранные меры со стороны человека, вид вымирает?

Пояснение.

1.  Снижается генетическое разнообразие в популяции, что снижает эффективность естественного отбора.

2.  При изменяющихся условиях среды выше вероятность гибели всех особей из-за сходства их генотипов.

3.  Происходит близкородственное скрещивание (инбридинг).

4.  Рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние и проявляются в фенотипе.

В степях и прериях обитало много травоядных животных  — антилоп, диких лошадей, какие виды деятельности человека и повлияли на сокращение численности, и даже исчезновение некоторых видов степных копытных.  Приведите не менее 4 примеров. Элементы ответа. Факторы антропогенного воздействия на живые организмы обычно делят на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся:  чрезмерная добыча, уничтожение для защиты сельскохозяйственных и промышленных объектов и случайное уничтожение, а к косвенным причинам относятся :  разрушение местообитаний, влияние вселенных видов,  сокращение и ухудшение кормовой базы.

В степях и прериях обитало много травоядных животных  — антилоп, диких лошадей, какие виды деятельности человека и повлияли на сокращение численности, и даже исчезновение некоторых видов степных копытных.

Приведите не менее 4 примеров.

Элементы ответа.

Факторы антропогенного воздействия на живые организмы обычно делят на две группы: прямые и косвенные.

К прямым относятся:

чрезмерная добыча, уничтожение для защиты сельскохозяйственных и промышленных объектов и случайное уничтожение,

а к косвенным причинам относятся :

разрушение местообитаний,

влияние вселенных видов,

сокращение и ухудшение кормовой базы.

Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.

Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему?

Дайте обоснованный ответ.

Пояснение.

Элементы ответа:

1.  Местообитания первого вида практически непригодны для хозяйственного освоения, поскольку расположены на каменистых крутых склонах, поэтому уязвимость первого вида невысокая.

2.  Местообитания второго вида  — суходольные луга  — могут подвергаться интенсивному сенокосу ввиду удобства их использования.

3.  В результате антропогенного воздействия уничтожается кормовая база гусениц бабочек второго вида, что может привести к резкому сокращению его популяций.

Другие глобальные экологические проблемы: Загрязнение водных систем Уничтожение лесов Деградация почв Опустынивание – процесс деградации экосистем, вызванный изменением климата и хоз. деятельностью человека Проблемы энергетики

Другие глобальные экологические проблемы:

  • Загрязнение водных систем
  • Уничтожение лесов
  • Деградация почв
  • Опустынивание – процесс деградации экосистем, вызванный изменением климата и хоз. деятельностью человека
  • Проблемы энергетики
Укажите экологическую проблему, которую считают глобальной для современного человечества. 1) строительство гидроэлектростанций 2) непрерывный рост численности населения Земли 3) акклиматизация растений и животных 4) высыхание мелких водоёмов Пояснение. Численность населения планеты с начала XX в выросла более чем втрое, а площади, занятые растительностью  — источником производства кислорода,  — сократились за это время на треть Эрозия ежегодно разрушает в мире 26 м млрд га плодородных почв  За последние 100 лет содержание углерода в атмосфере увеличилась в 10 раз. Вследствие бурного роста населения планеты возникает немало и других проблем. Ответ: 2

Укажите экологическую проблему, которую считают глобальной для современного человечества.

1) строительство гидроэлектростанций

2) непрерывный рост численности населения Земли

3) акклиматизация растений и животных

4) высыхание мелких водоёмов

Пояснение.

Численность населения планеты с начала XX в выросла более чем втрое, а площади, занятые растительностью  — источником производства кислорода,  — сократились за это время на треть

Эрозия ежегодно разрушает в мире 26 м млрд га плодородных почв

За последние 100 лет содержание углерода в атмосфере увеличилась в 10 раз.

Вследствие бурного роста населения планеты возникает немало и других проблем.

Ответ: 2

Одной из глобальных проблем человечества считаются 1)  новостройки 2)  наводнения 3)  покосы трав 4)  кислотные дожди Одной из главных причин сокращения разнообразия видов животных является 1) употребление их в пищу 2) чрезмерное размножение хищников 3) разрушение мест обитания животных 4) накопление ядохимикатов в окружающей среде Пояснение. Разрушение мест обитания животных  — вырубка лесов, загрязнение и осушение рек, распашка земель  — это главная причина сокращения разнообразия животных. Ответ: 3

Одной из глобальных проблем человечества считаются

1)  новостройки

2)  наводнения

3)  покосы трав

4)  кислотные дожди

Одной из главных причин сокращения разнообразия видов животных является

1) употребление их в пищу

2) чрезмерное размножение хищников

3) разрушение мест обитания животных

4) накопление ядохимикатов в окружающей среде

Пояснение.

Разрушение мест обитания животных  — вырубка лесов, загрязнение и осушение рек, распашка земель  — это главная причина сокращения разнообразия животных.

Ответ: 3

Использование природного сырья  Из сырья, добываемого человеком, используется пока всего 1%, а 99% в искаженном, чуждом природе виде становятся отходами, загрязняющими среду.

Использование природного сырья

Из сырья, добываемого человеком, используется пока всего 1%, а 99% в искаженном, чуждом природе виде становятся отходами, загрязняющими среду.

Группы отходов Все отходы можно разделить на две большие группы: Отходы производства; Отходы потребления.

Группы отходов

Все отходы можно разделить на две большие группы:

  • Отходы производства;
  • Отходы потребления.
Куда девать мусор? Человечество придумало три принципиально разных пути:  Организация свалок;  Сжигание мусора;  Вторичное использование

Куда девать мусор?

Человечество придумало три принципиально разных пути:

  • Организация свалок;
  • Сжигание мусора;
  • Вторичное использование
Заповедные территории России

Заповедные территории России

Установите соответствие между характеристиками и названиями особо охраняемых природных территорий (ООПТ): к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА А)  является эталоном природы Б)  разрешена лицензионная охота В)  запрещена любая хозяйственная деятельность Г)  разрешены сенокос и выпас скота Д)  служит для сбора лекарственных растений Е)  под охраной находится весь природный Комплекс НАЗВАНИЕ ООПТ 1)  заповедник 2)  заказник

Установите соответствие между характеристиками и названиями особо охраняемых природных территорий (ООПТ): к каждой позиции, данной в правом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  является эталоном природы

Б)  разрешена лицензионная охота

В)  запрещена любая хозяйственная

деятельность

Г)  разрешены сенокос и выпас скота

Д)  служит для сбора лекарственных

растений

Е)  под охраной находится весь природный

Комплекс

НАЗВАНИЕ ООПТ

1)  заповедник

2)  заказник

Пояснение. 1.  Заповедник: А) является эталоном природы; В) запрещена любая хозяйственная деятельность; Е) под охраной находится весь природный комплекс 2.  Заказник: Б) разрешена лицензионная охота; Г) разрешены сенокос и выпас скота; Д) служит для сбора лекарственных растений Ответ: 121221 Примечание. Заповедники   — это просторные территории, которые находятся под постоянной охраной. Заказники – это природная территория, под охраной которой находятся определенные участки, где существуют временные запреты или ограничения на пользование природными условиями окружающей среды. Большинство их них специально созданы для сохранности одного редкого вида животных или растений. Чаще всего вводится запрет на действия, которые нарушают единую структуру созданной экосистемы. В заказниках обеспечена неприкосновенность, здесь запрещены определенные виды деятельности.

Пояснение.

1.  Заповедник: А) является эталоном природы; В) запрещена любая хозяйственная деятельность; Е) под охраной находится весь природный комплекс

2.  Заказник: Б) разрешена лицензионная охота; Г) разрешены сенокос и выпас скота; Д) служит для сбора лекарственных растений

Ответ: 121221

Примечание.

Заповедники   — это просторные территории, которые находятся под постоянной охраной.

Заказники – это природная территория, под охраной которой находятся определенные участки, где существуют временные запреты или ограничения на пользование природными условиями окружающей среды. Большинство их них специально созданы для сохранности одного редкого вида животных или растений. Чаще всего вводится запрет на действия, которые нарушают единую структуру созданной экосистемы. В заказниках обеспечена неприкосновенность, здесь запрещены определенные виды деятельности.

Зависимость человека от биосферы Человек Полностью зависит от биосферы Использование воды и кислорода. Добыча первичного сырья для промышленности, продуктов питания.

Зависимость человека от биосферы

Человек

Полностью зависит от биосферы

Использование воды и кислорода. Добыча первичного сырья для промышленности, продуктов питания.

Сфера влияния человека на биосферу называется 1) атмосферой 2) литосферой 3) ноосферой 4) гидросферой Пояснение. Ноосфера   — сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера ). «Разумная оболочка» Земли  — это ноосфера. Ноосфера  — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие введено В. И. Вернадским.

Сфера влияния человека на биосферу называется

1) атмосферой

2) литосферой

3) ноосферой

4) гидросферой

Пояснение.

Ноосфера   — сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера ).

«Разумная оболочка» Земли  — это ноосфера.

Ноосфера  — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие введено В. И. Вернадским.

Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.

Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.

Биосфера  — оболочка Земли, заселённая живыми организмами . Биосфера – «плёнка жизни» представляет собой совокупность более 3.000.000 видов растений, животных . Деятельность человека превосходит многие природные процессы и, «человек становится могучей геологической силой». (В. И. Вернадский ).
  • Биосфера  — оболочка Земли, заселённая живыми организмами . Биосфера – «плёнка жизни» представляет собой совокупность более 3.000.000 видов растений, животных .
  • Деятельность человека превосходит многие природные процессы и, «человек становится могучей геологической силой». (В. И. Вернадский ).
  « Человек... становится могучей геологической силой, все растущей

« Человек... становится могучей геологической силой, все растущей ".(В.И.Вернадский) .

" В XX в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности... Нет ни одного клочка земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно» . ( В.И.Вернадский).

Эта сила складывалась на протяжении веков. К этому добавились и перемены относительно резкие, связанные с небывалым подъемом развития науки и техники .

"Человек есть определенная функция биосферы в определенном ее пространстве -времени". (В.И.Вернадский)

 Биосфера исторически развивается и прошла следующие этапы эволюции.  I этап. Возникновение биосферы с ее биотическим круговоротом.  II этап. Усложнение циклической структуры жизни в результате появления многоклеточных организмов.  III этап. Возникновение человека и общества.  IV этап. Превращение биосферы в сферу разума - ноосферу.    На I и II этапах осуществляется биогенез,  на III и IV совершается переход от биогенеза, управляемого стихийными биологическими факторами, к эволюции, управляемой человеческим сознанием, ноогенезу .

Биосфера исторически развивается и прошла следующие этапы эволюции.

I этап. Возникновение биосферы с ее биотическим круговоротом.

II этап. Усложнение циклической структуры жизни в результате появления многоклеточных организмов.

III этап. Возникновение человека и общества.

IV этап. Превращение биосферы в сферу разума - ноосферу.

На I и II этапах осуществляется биогенез,

на III и IV совершается переход от биогенеза, управляемого стихийными биологическими факторами, к эволюции, управляемой человеческим сознанием,

ноогенезу .

 НООСФЕРА  - это новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится определяющим фактором ее развития.  Понятие

НООСФЕРА - это новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится определяющим фактором ее развития.

Понятие "ноосфера" введено Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом в 1927 г. После знакомства с В.И.Вернадским, который в 1922-23 гг. читал свои лекции в Сорбоне и высказывал мысль о качественно новом состоянии биосферы, связанное с разумной деятельностью человека.

Представления Владимира Ивановича об этом феномене и послужили, после некоторого переосмысления, основой для создания французскими учеными понятия "ноосфера".

Сам В.И.Вернадский стал использовать этот термин лишь к концу жизни, однако вся его научная деятельность была направлена на изучение данного феномена.

Понятие "ноосфера" употребляется В.И.Вернадским как:

а) состояние планеты, когда человек становится преобразующей геологической силой;

б) область активного проявления научной мысли и

в) главный фактор качественной перестройки биосферы.

 Структура ноосферы включает:  человечество,  социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой .

Структура ноосферы включает:

  • человечество,
  • социальные системы,
  • науку, технику и технологии в единстве с биосферой .
Проанализируйте таблицу, в которой отражён экологический след (Количество гектаров Земли, необходимое для поддержание жизни одного человека.  Эта величина включает территорию и акваторию , необходимую для производства продуктов питания, товаров, энергии).  Изучите таблицу и выберите верные утверждения..

Проанализируйте таблицу, в которой отражён экологический след (Количество гектаров Земли, необходимое для поддержание жизни одного человека.

Эта величина включает территорию и акваторию , необходимую для производства продуктов питания, товаров, энергии).

Изучите таблицу и выберите верные утверждения..

1)  Дефицит земли в России составляет 2,3 гектара на человека. 2)  Дефицита земли в Германии нет. 3)  Дефицит земли в Японии объясняется тем, что в Японии большая численность населения и маленькая территория при высокой интенсивности экономики. 4)  В экологический след не входит территория, относящаяся к акватории государства. 5)  Дефицита земли в России нет. Ответ: 13.

1)  Дефицит земли в России составляет 2,3 гектара на человека.

2)  Дефицита земли в Германии нет.

3)  Дефицит земли в Японии объясняется тем, что в Японии большая численность населения и маленькая территория при высокой интенсивности экономики.

4)  В экологический след не входит территория, относящаяся к акватории государства.

5)  Дефицита земли в России нет.

Ответ: 13.

1)  Дефицита земли в Австралии нет. 2)  Наиболее полно земля используется в Норвегии. 3)  Наибольший дефицит земли имеется в Японии. 4)  В экологический след не входит территория, относящаяся к акватории государства. 5)  Земли в России используется с максимальной эффективность. Ответ: 12.

1)  Дефицита земли в Австралии нет.

2)  Наиболее полно земля используется в Норвегии.

3)  Наибольший дефицит земли имеется в Японии.

4)  В экологический след не входит территория, относящаяся к акватории государства.

5)  Земли в России используется с максимальной эффективность.

Ответ: 12.

Проанализируйте графики «Изменение экологического следа и биоёмкости сельскохозяйственных угодий одной из провинций Китая». Экологический след – условная величина, характеризующая размер площади, необходимой для обеспечения одного человека пищей, теплом и т. д. в течение года. Биоёмкость – условная величина, характеризующая площадь биологически продуктивной территории, которая может использоваться для удовлетворения потребностей человека в течение года. Выберите утверждения, сформулированные на основании анализа полученных результатов. 1)  Наблюдается истощение сельскохозяйственных ресурсов в провинции. 2)  Потребление пищи и других ресурсов населением провинции растёт. 3)  Забота об экологической обстановке в провинции постепенно растёт. 4)  Биоёмкость среды в провинции в целом снижается. 5)  Максимальным экологический след был в провинции в 1999 г.

Проанализируйте графики «Изменение экологического следа и биоёмкости

сельскохозяйственных угодий одной из провинций Китая».

Экологический след – условная величина, характеризующая размер площади,

необходимой для обеспечения одного человека пищей, теплом и т. д.

в течение года.

Биоёмкость – условная величина, характеризующая площадь биологически

продуктивной территории, которая может использоваться для

удовлетворения потребностей человека в течение года.

Выберите утверждения, сформулированные на основании анализа

полученных результатов.

1)  Наблюдается истощение сельскохозяйственных ресурсов в провинции.

2)  Потребление пищи и других ресурсов населением провинции растёт.

3)  Забота об экологической обстановке в провинции постепенно растёт.

4)  Биоёмкость среды в провинции в целом снижается.

5)  Максимальным экологический след был в провинции в 1999 г.

Выберите утверждения, сформулированные на основании анализа полученных результатов. 1)  Наблюдается истощение сельскохозяйственных ресурсов в провинции. 2)  Потребление пищи и других ресурсов населением провинции растёт. 3)  Забота об экологической обстановке в провинции постепенно растёт. 4)  Биоёмкость среды в провинции в целом снижается. 5)  Максимальным экологический след был в провинции в 1999 г Ответ: 45 Остальные выводы НЕЛЬЗЯ  сделать на основе этой таблицы

Выберите утверждения, сформулированные на основании анализа

полученных результатов.

1)  Наблюдается истощение сельскохозяйственных ресурсов в провинции.

2)  Потребление пищи и других ресурсов населением провинции растёт.

3)  Забота об экологической обстановке в провинции постепенно растёт.

4)  Биоёмкость среды в провинции в целом снижается.

5)  Максимальным экологический след был в провинции в 1999 г

Ответ: 45

Остальные выводы НЕЛЬЗЯ

сделать на основе этой таблицы

Проанализируйте диаграмму «Изменение площади урбанизированных земель в одном из городов Китая».

Проанализируйте диаграмму «Изменение площади урбанизированных земель в одном из городов Китая».

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. 1)  площадь урбанизированных земель постоянно увеличивается 2)  административная площадь города постоянно увеличивается 3)  с 2004 по 2009 г. скорость роста урбанизированной площади увеличилась 4)  население урбанизированных территорий постоянно увеличивается 5)  нагрузка урбанизированных территорий на окружающую среду постоянно растёт Ответ: 13.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании

анализа полученных результатов.

1)  площадь урбанизированных земель постоянно увеличивается

2)  административная площадь города постоянно увеличивается

3)  с 2004 по 2009 г. скорость роста урбанизированной площади увеличилась

4)  население урбанизированных территорий постоянно увеличивается

5)  нагрузка урбанизированных территорий на окружающую среду постоянно растёт

Ответ: 13.

Проанализируйте диаграмму «Мировые выбросы углекислого газа».

Проанализируйте диаграмму

«Мировые выбросы углекислого газа».

1)  Мировые выбросы углекислого газа стабильно растут. 2)  Парниковый эффект постоянно усиливается. 3)  С 1970 по 1990 год прирост выбросов углекислого газа был меньше, чем с 1990 по 2010 год. 4)  Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере может вызвать затруднение дыхания. 5)  Из-за растущих выбросов углекислого газа усиливается парниковый эффект атмосферы. Ответ: 13 .

1)  Мировые выбросы углекислого газа стабильно растут.

2)  Парниковый эффект постоянно усиливается.

3)  С 1970 по 1990 год прирост выбросов углекислого газа был меньше, чем с 1990 по 2010 год.

4)  Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере может вызвать затруднение дыхания.

5)  Из-за растущих выбросов углекислого газа усиливается парниковый

эффект атмосферы.

Ответ: 13 .

Проанализируйте диаграмму «Уровень загрязнения различными металлами».

Проанализируйте диаграмму

«Уровень загрязнения различными металлами».

Ответ: 35 . 1)  Главный источник свинца и никеля  — примеси в автомобильном топливе. 2)  Свинец представляет бо́льшую опасность для растений, чем никель. 3)  Никель содержится в больших концентрациях, чем свинец, во всех исследованных местах. 4)  Накапливаясь в грунте, свинец и никель приводят к гибели газонной травы. 5)  Свинец сильнее всего накапливается в грунте, а никель  — в дорожной пыли.

Ответ: 35 .

1)  Главный источник свинца и никеля  — примеси в автомобильном топливе.

2)  Свинец представляет бо́льшую опасность для растений, чем никель.

3)  Никель содержится в больших концентрациях, чем свинец, во всех исследованных местах.

4)  Накапливаясь в грунте, свинец и никель приводят к гибели газонной травы.

5)  Свинец сильнее всего накапливается в грунте, а никель  — в дорожной пыли.

Почему в естественных условиях у обитающих длительное время на одном и том же месте популяций животных не возникает проблемы накопления отходов, в отличие от человека? Ответ поясните. Известно, что длительное выращивание одной и той же культуры на полях приводит к истощению почвы. Объясните, каким способом можно восстановить плодородность почвы без использования удобрений. Пояснение. 1.  Животные участвуют в сбалансированном круговороте веществ. 2.  Отходы животных состоят из биоразлагаемых органических веществ, расщепляемых редуцентами. 3.  В отличие от них, человек производит большое количество не биоразлагаемых материалов, которые не перерабатываются редуцентами. Пояснение. 1.  Можно засеять поле бобовыми культурами. 2.  Бобовые культуры имеют клубеньки, в которых живут азотфиксирующие бактерии-симбионты. 3.  Эти бактерии фиксируют атмосферный азот и насыщают им почву.

Почему в естественных условиях у обитающих длительное время на одном и том же месте популяций животных не возникает проблемы накопления отходов, в отличие от человека? Ответ поясните.

Известно, что длительное выращивание одной и той же культуры на полях приводит к истощению почвы. Объясните, каким способом можно восстановить плодородность почвы без использования удобрений.

Пояснение.

1.  Животные участвуют в сбалансированном круговороте веществ.

2.  Отходы животных состоят из биоразлагаемых органических веществ, расщепляемых редуцентами.

3.  В отличие от них, человек производит большое количество не биоразлагаемых материалов, которые не перерабатываются редуцентами.

Пояснение.

1.  Можно засеять поле бобовыми культурами.

2.  Бобовые культуры имеют клубеньки, в которых живут азотфиксирующие бактерии-симбионты.

3.  Эти бактерии фиксируют атмосферный азот и насыщают им почву.

По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии? Пояснение. 1.  Цианобактерии поглощают углекислый газ из воздуха в процессе фотосинтеза. 2.  Создают первичную продукцию для экосистем. 3.  Цианобактерии фиксируют атмосферный азот. 4.  Переводят азот в соединения, доступные для других организмов (микроорганизмов и растений). 5.  Цианобактерий относят к продуцентам. Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью 1) заброшенная лесная дорога 2) лесное пожарище 3) заброшенная пашня 4) недействующий угольный карьер Пояснение. На пашне и в лесной зоне остаются семена растений и корни с почками, поэтому они зарастают быстрее.

По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии?

Пояснение.

1.  Цианобактерии поглощают углекислый газ из воздуха в процессе фотосинтеза.

2.  Создают первичную продукцию для экосистем.

3.  Цианобактерии фиксируют атмосферный азот.

4.  Переводят азот в соединения, доступные для других организмов (микроорганизмов и растений).

5.  Цианобактерий относят к продуцентам.

Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью

1) заброшенная лесная дорога

2) лесное пожарище

3) заброшенная пашня

4) недействующий угольный карьер

Пояснение.

На пашне и в лесной зоне остаются семена растений и корни с почками, поэтому они зарастают быстрее.

Основным источником энергии для агроэкосистем являются 1) минеральные удобрения 2) солнечные лучи 3) органические удобрения 4) почвенные воды Пояснение. Агроэкосистема обязательно содержит продуценты, поэтому основным источником энергии является солнце. Использование инсектицидов в период цветения луговых растений в течение нескольких лет привело к сокращению численности насекомых-опылителей. Как изменится численность других видов организмов в экосистеме луга? Приведите четыре изменения. Пояснение. 1.  Сокращение численности насекомоопыляемых растений (сокращение численности паразитов насекомых и насекомоопыляемых растений). 2.  Сокращение численности растительноядных животных, питающихся этими растениями. 3.  Сокращение численности насекомоядных животных (и животных следующих трофических уровней). 4.  Увеличение численности ветроопыляемых растений.

Основным источником энергии для агроэкосистем являются

1) минеральные удобрения

2) солнечные лучи

3) органические удобрения

4) почвенные воды

Пояснение.

Агроэкосистема обязательно содержит продуценты, поэтому основным источником энергии является солнце.

Использование инсектицидов в период цветения луговых растений в течение нескольких лет привело к сокращению численности насекомых-опылителей. Как изменится численность других видов организмов в экосистеме луга? Приведите четыре изменения.

Пояснение.

1.  Сокращение численности насекомоопыляемых растений (сокращение численности паразитов насекомых и насекомоопыляемых растений).

2.  Сокращение численности растительноядных животных, питающихся этими растениями.

3.  Сокращение численности насекомоядных животных (и животных следующих трофических уровней).

4.  Увеличение численности ветроопыляемых растений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!