Тезаурус «Организация и управление»
Анализ SWOT (аббревиатура от англ. слов: Strengths, Weakness, Opportunities, Threats — сила, слабость, возможности, опасности) — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных опасностей. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-тоновое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.д. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: несанкционированное копирование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.
Вертикальная интеграция — стратегия интегрированного роста, когда положение фирмы внутри отрасли изменяется за счет расширения путем добавления новых структур. Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция «назад») направлена на рост фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над поставщиками. Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») выражается в росте фирмы за счет усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем (над системами распределения и продажи).
Вертикальное разделение управленческого труда — основано на выделении уровней управления: высший, средний, низовой.
Власть — возможность влиять на поведение людей.
Власть в организации — право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение конкретных задач.
Власть, основанная на вознаграждении — влияние, основанное на ожидании подчиненным вознаграждения от руководителя.
Власть, основанная на принуждении — влияние, основанное на страхе наказания.
Горизонтальное разделение труда — разделение труда по функциям. Оно проявляется в создании функциональных служб и подразделений в организации.
Демократический стиль управления — руководство, основанное на доверни к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе, с тем чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.
Должностная инструкция — краткое изложение основных задач, полномочий и квалифицированных требований, адресованных исполнителю конкретной должности.
Должность — звено предприятия, выделенное по критериям функций, полномочий и ответственности отдельного лица.
Закономерности управления — объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.
Издержки обращения — показатель, характеризующий все затраты, связанные с основной деятельностью торговой организации.
Информационное обеспечение менеджмента — создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Информация — отражение в сознании человека окружающей его действительности. Совокупность сведений о состоянии управляемой системы и среды ее функционирования.
Качество управления — комплекс характеристик управления, отражающих потребность и возможность высокой социально-экономической эффективности управления.
Конкуренция — соперничество лиц, групп, организаций или экономических образований (фирм, предприятий и пр.) в стремлении достижения определенных целей.
Культура — система ценностей, господствующих в обществе, корпорации или коллективе. Совокупность отношений, определяемых ценностями, традициями, социальными нормами поведения, коллективными привычками и установками.
Культура организации — способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. На культуру организации влияют ее происхождение, форма собственности, технология, яркие события в ее жизни. Организационная культура — важный фактор в достижении эффективности организации.
Линейная структура управления — система организации аппарата управления, предполагающая, что во главе каждого подразделения стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий управление подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Эта структура управления базируется на вертикальном разделении труда и предполагает осуществление связей между уровнями управления только через руководителя.
Маркетинг — важнейшая функция управления фирмой на основе учета и анализа внешних факторов, определяющая, что производить; формирующая цели производства, на достижение которых направлен менеджмент как система управления внутренними факторами фирмы.
Матричная система управления — временная организация структуры управления, создаваемая на время реализации проекта.
Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Метод управления — способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различаются экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.
Методология менеджмента — учение о методах познания в менеджменте. Общими основами методологии менеджмента являются диалектика, абстрагирование, системный подход и принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
Механизм управления — совокупность рычагов воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия выступают те характеристики человека, которые определяют саму возможность и эффективность его деятельности (интересы, мотивы, стимулы, установки, ценности, опасения и пр.).
Миссия (стратегические установки, предназначение) — основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования, ее предназначение.
Мотивация — побуждение человека или группы к активной и эффективной деятельности, использование мотивов поведения человека в управлении его деятельностью. Мотивация является одной из важнейших функций менеджмента.
Организация — 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; 2) одна из основных функций управления, заключающаяся в упорядочении деятельности людей путем установления регламентов, нормативов, дисциплинарных требований и ответственности. В основе организации управления — разделение труда, распределение функций и полномочий.
Организационная культура — выдержавшая испытание временем система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих в данной организации.
Проектирование организационных структур — формирование количества уровней управления и структурных подразделений, а также расчет численности аппарата управления одним из имеющихся в арсенале проектировщика методов. К методам проектирования можно отнести: метод структуризации целей, метод структуризации задач, метод организационного моделирования и др.
Производственная структура предприятия — совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечивающих осуществление производственного процесса по выпуску готового продукта.
Риск — вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой решения.
Риск-менеджмент (управление риском) — одна из функций современного менеджмента, связанная с анализом возможного риска при осуществлении коммерческих операций и разработкой мер по его снижению и компенсации.
Руководство — функция управления, состоящая в принятии решений, разработке целей и стратегии управления, координации всех уровней организации, общем контроле и подборе кадров.
Система — основополагающая категория общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого — «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система трактуется как правильность расположения частей, определенный порядок, связанное целое.
Система управления — 1) совокупность взаимосвязанных действий, составляющих воздействие управляющей системы на управляемую; 2) совокупность звеньев, в которых сгруппированы функции и полномочия управления и связей, необходимых для осуществления воздействия.
Современный менеджмент — характеризуется интеграцией производства и управления, отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; производство и окружающая среда и др.), а также требование сохранения окружающей природы как фактора устойчивого развития экономики и эффективного использования важнейшего фактора производства — человеческих ресурсов.
Социальная ответственность — действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Социальная ответственность определяется общественной значимостью предприятия и характеризуется следующими основными составляющими: ответственное общественное поведение, стабильное коммуникационное и инновационное поведение. Стремление к интеграционному взаимодействию между ориентацией на социальную ответственность (на общественное доверие) и ориентацией на прибыль характеризует предприятие как стабильного крепкого субъекта рынка.
Стиль управления — привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побуждающего к достижению целей организации.
Стратегический менеджмент — одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.
Стратегическое планирование — система действий и решений, направленных на оптимальное достижение целей организации.
Теория управления — комплексная наука (научное направление), опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания, исследующая социально-экономические, социально-психологические и организационно технические категории, которые отражают свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.
Технологии разработки управленческого решения — искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. В состав технологий разработки управленческого решения входят целевые технологии и процессорные.
Технология — средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный результат. Влияние этой переменной на управление определяется четырьмя крупными переворотами в технологии — промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных линий и компьютеризацией.
Технология управления — последовательность выполнения взаимосвязанных операций по преобразованию предмета управленческого труда (информации) в продукт — управленческое решение.
Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Управление — 1) процесс, направленный на достижение целей фирмы; 2) целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей.
Управление маркетингом — анализ, планирование, исполнение и контроль за проведением маркетинговых операций.
Управление факторами производства — соединение факторов производства (земля, труд, капитал, информация) и обеспечение их функционирования с целью производства товаров (услуг).
Управление человеческими ресурсами — системный, комплексный непрерывный процесс работы организации с ее работниками.
Учет — управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с заданного (начального) до текущего (конкретного) момента времени, а также контроль за выполнением производственной программы, за наличием материальных и финансовых ресурсов и т.д.
Факторы эффективности управления — потенциал сотрудников, средства производства, социальные аспекты деятельности предприятия, культура организации и др. Все эти факторы действуют в интеграционном единстве.
Функции управления общие — планирование, организация, мотивация, контроль, координация — образуют управленческий цикл и отражают содержание управленческого труда.
Функция управления — однородный вид управленческой деятельности, объективно необходимый для достижения поставленных целей; составная часть процесса управления.
Харизма — влияние, основанное на свойствах личности руководителя.
Харизматический руководитель — человек, наделенный в глазах его подчиненных авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
Эффективность управления — относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики.
Эффективность управления «в узком смысле» — это отражение результативности собственно управленческой деятельности.
Эффективность управления «в широком смысле» — эффективность функционирования системы в целом.
Эффективность управленческого решения — ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др.