4.2 Разработка урока «Гобелен. Плетение поясов.
Цели для учителя:
1. Формировать любовь к предметам народного быта башкир и других народов.
2. Расширять объем знаний учащихся о ковроткачестве.
3. Совершенствовать навыки ковроткачества.
4.Воспитывать уважение к народным ценностям.
Цели для учащихся:
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Исторические сведения об искусстве ковроткачества. Особенности башкирского национального костюма. | 1. Подбирать нитки гармоничного сочетания. |
2. Техники и приемы выполнения элементов поясов, браслетов, сумочек и др. | 2. Выполнять основные узлы ковроткачества. |
3. Материалы и инструменты для ткачества. | 3. Оформлять готовую работу. |
Оборудование урока:
Инструкционные карты.
Опорный конспект (презентация).
Образцы различных изделий в технике ручного ткачества.
Магнитофон с записью музыки ( игра Курая, Кубыза, звуки природы).
Магнитная доска, магниты.
Ткацкий станок (модель).
Ход урока.
1. Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания.
Наличие материалов, инструментов и тетрадей к уроку.
3. Актуализация имеющихся знаний.
1.Что такое ТКАЧЕСТВО?
2. Как вы думаете, давно ли зародилось это ремесло?
3. Какие изделия можно выполнить в технике ткачества?
4. Кто занимался ткачеством?
4. Исторический очерк.
Гобелен — это тканая картина. Техника гобелена настолько различна, что позволяет максимально точно воспроизвести любой эскиз. В гобелене есть неисчерпаемые пластические возможности, с помощью которых сплетаются в единой гармонии контрасты яркого и тусклого, гладкого и шероховатого, плетеного и ажурного. А ещё — это самовыражение, счастье, восторг оттого, что готовая работа — это рождение частицы автора. И в то же время гобелен даёт успокоение, умиротворение.
Почти всю историю гобелены сопровождают людей. Сначала как ковры для украшения и утепления дома, а постепенно появились изделие только художественного назначения — шпалеры, позже — гобелены, которые стали неотъемлемой частью интерьера. Трудно представить средневековый замок без величественных, огромных гобеленов, которые завораживают своей красотой. Все знают, какой уют и теплоту в доме создают вещи, выполненные своими руками, с любовью.
Создание гобелена — это как открытие самого себя. Каждый человек найдёт в нём что-то новое, своё. К тому же гобелен — это не только предмет интерьера. Он может стать и предметом вашей одежды, и аксессуаром.
Как бы далеко не зашла ваша фантазия — гобелен всегда, поддержит вдохновение, поможет осуществить задуманное.
5. Основа и уток – главные действующие лица.
Основа – составляет каркас гобелена и не видна в готовой работе. Нити должны быть прочными (гарус – 2-3 сложения, швейные №10, 20, в 3-4 сложения). Взяв для основы более толстые нити, вы сэкономите время и уточную нить.
Уток – создает рисунок гобелена. Его прочность не столь важна, главное, чтобы нить утка была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы. Удобным материалом является любая шерсть или полушерсть. Наличие синтетики делает работу более жесткой и прочной. Нередко используют блестящие нити.
Современные художники используют в ткачестве самые неожиданные материалы: полоски ткани, трикотаж, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дерева и т.п.
6. Материалы и инструменты.
Деревянные рамки с гвоздиками, либо рамы с насечками,
Колотушка (расческа, вилка) для плотного прибивания нити утка
Крючок для вязания ворсовых узлов, благодаря ему пальцы меньше страдают.
Ножницы для стрижки ворса.
Челноки облегчают работу с утком.
Разная пряжа, льняные нитки для основы.
7. Вводный инструктаж к практической работе.
1. Техника безопасности: ножницы, иглы, колющиеся инструменты.
2. Демонстрация фрагмента на больших инструментах /учитель/.
3.Знакомство с инструкцией на столах /учащиеся/.
8. Практическая работа.
Время 20-25 минут.
Цель: учить выполнению тканого пояса и развивать аккуратность в выполнении работы.
Как бы далеко не зашла ваша фантазия — гобелен всегда, поддержит вдохновение, поможет осуществить задуманное.
5. Основа и уток – главные действующие лица.
Основа – составляет каркас гобелена и не видна в готовой работе. Нити должны быть прочными (гарус – 2-3 сложения, швейные №10, 20, в 3-4 сложения). Взяв для основы более толстые нити, вы сэкономите время и уточную нить.
Уток – создает рисунок гобелена. Его прочность не столь важна, главное, чтобы нить утка была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы. Удобным материалом является любая шерсть или полушерсть. Наличие синтетики делает работу более жесткой и прочной. Нередко используют блестящие нити.
Современные художники используют в ткачестве самые неожиданные материалы: полоски ткани, трикотаж, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дерева и т.п.
6. Материалы и инструменты.
Деревянные рамки с гвоздиками, либо рамы с насечками,
Колотушка (расческа, вилка) для плотного прибивания нити утка
Крючок для вязания ворсовых узлов, благодаря ему пальцы меньше страдают.
Ножницы для стрижки ворса.
Челноки облегчают работу с утком.
Разная пряжа, льняные нитки для основы.
7. Вводный инструктаж к практической работе.
1. Техника безопасности: ножницы, иглы, колющиеся инструменты.
2. Демонстрация фрагмента на больших инструментах /учитель/.
3.Знакомство с инструкцией на столах /учащиеся/.
8. Практическая работа.
Время 20-25 минут.
9.Домашнее задание.
Доплести пояс.