Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
Коррекционная работа |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоление речевого негативизма. | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе. |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2. Обследование общего развития детей, состояние их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы. |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. | 3. Заполнение таблицы обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы. |
4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом. |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей благодаря использованию экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, предметно-практической деятельности, просмотру диафильмов, мультфильмов и спектаклей, чтению художественной литературы, проведению игр. |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий. | 7. Уточнение имеющего словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико- тематическим циклам. |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 8. развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание). |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей. |
10. Развитие фонематического восприятия детей. | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. |
11. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях; использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни. |
12. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова. | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида. |
13. формирование навыков словообразования и словоизменения (начинает логопед) | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни. |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картинке и по ситуации. | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок. |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения. | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно- печатных игр, сюжетно-ролевых и игр- драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей. |
16. Развитие умений объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинке, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы. | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении. |
Организация жизни и деятельности детей |
1. Распределение детей на подгруппы для занятий. | 1. Четкое соблюдение режима дня, смена труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий. |
2. Составление рационального расписания занятий. | 2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей. |
3. Использование подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач. | 3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной еѐ функции. |
Создание необходимых условий |
1. Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему. | 1. Оснащение группы наглядным , дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания и коррекционного обучения детей. |
2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку |
3. Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показ для них открытых занятий, практических приемов и упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду. |
4. Направление детей на медицинские консультации (по необходимости) | 4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе программы. |
1.Шесть приёмов для развития связной речи.
2.Девять идей для пальчиковой гимнастики.
3.Игры для закрепления поставленного звука.
4.Несколько советов, как помочь ребенку в развитии речи.
5.Мимическая гимнастика для детей.
6.Рекомендации для воспитателей "Логопедические игры и упражнения".
7.Памятка для родителей по развитию речи детей.
8.Консультация для воспитателей "Изучаем правила дорожного движения с детьми".
9.Активная гимнастика для развития мелкой моторики.
10.Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.
11.Роль пальчиковых игр в развитии речи.
12.Игры на развитие речевого дыхания.
13.Развитие речи детей. Советы логопеда на лето.
План по взаимодействию с родителями.
Логопедический массаж. 9 игровых приёмов.
Физиотерапия при речевых нарушениях.
Как заниматься с непоседой.
7 развивающих игр с пуговицами.
О пользе логоритмики.
Развитие фонематического восприятия.
Как проверить фонематический слух.
Чем полезна лепка для ребёнка.
Учим предлоги играя.
Что нужно знать о речевом негативизме.
Семь развивающих игр с пуговицами.
Речь родителей - образец для ребёнка.
Играем - фонематический слух развиваем.