СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Города Эллады подчиняются Македонии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе. "Города Эллады подчиняются Македонии"  + презентация 

Просмотр содержимого документа
«Города Эллады подчиняются Македонии»

Города Эллады подчиняются Македонии.

Цели: дать представление о причинах покорения Греции армией Македонского царя Филиппа, его реформах и победах.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути Македонского государства; объяснять причины распада в Греции; давать образную характеристику Александра Македонского; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям в современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать Факты и явления; объяснят исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Мотивационно-целевой этап.

Историкам хорошо известна фраза Македонского царя Филиппа, который говорил: "Нет такой крепости, которые не взял бы осел, нагруженный золотом ". Что он имел в виду? Об этом узнаем на нашем уроке. Но прежде вспомним то, о чём мы говорили на прошлом уроке, сыграем в игру "Да-нет".

1. в Афинах в пятом веке до нашей эры любой гражданин - богат он или беден, знатен или не знатен - мог участвовать в управлении государством? (Да)

2. Власть в Афинах принадлежала Демосу, поэтому греки называли управление в своей стране демократией? (да.)

3. В Народном собрании участвовали все жители Афин начиная с 20-летнего возраста? (нет.)

4. 1-ого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачи белых или черных камешек? (нет.)

5. Оратор- это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6. Впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да.)

7. На всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись "Воздвигнуто Периклом на его собственные средства"? (нет.)

8. Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства Афинских граждан, т. е. демосу? (да.)

9.Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да.)

Время пребывания Перикла в должности главного стратега историки считают золотым веком афинской демократии, но уже при его жизни в Греции стали происходить события, которые привели к потере её Независимости. Начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство между этими полисами получила название Пелопоннесской войны. Война закончилась поражением Афин.

- Прочитайте вступление к параграфу 41 и опишите обстановку, которое сложилось в ходе междоусобных войн. ОТВЕТ: (Однако после победы над персами расцвет греческих городов был недолгим. В Греции началась война между полисами за право главенствовать в Элладе.Сначала 30-летняя война между Афинами и Спартой. В этой войне победила Спарта. Затем против Спарты выступили другие греческие полисы. Казалось, войнам не будет конца. Для греков наступили страшные времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустения оливковые рощи и виноградники, разорялись ремесленники и земледельцы, а их имущество скупали богачи) А между тем северный сосед Эллады становился сильным и мощным государством.

II. Вступление:

Хочу продолжить урок со слов поэта Тиртея, которыми он вдохновлял на бой греческих воинов:

(слайд 3) Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

Грудью удары встречать, В сече души не щадя.

Вводный опрос учащихся:

- Что помогло грекам одержать победу над персами?

(Ответ: чувство патриотизма, так как они защищали свою Родину, Афинский союз - Союз 30 полисов, сплоченность, незаурядный талант греческих стратегов.)

Вы, наверное, согласитесь со мной, что только в единстве, в желании защитить свою страну можно одолеть даже самого сильного врага.

Задание: (слайд 4,5) Используя карту «Древняя Греция», назовите это государство, определите его столицу и месторасположение (Ответ: Македония, г. Пелла, север Балканского полуострова).

- Как вы думаете, могла ли Македония в IV в. до н.э. представлять опасность для полисов Эллады? Если да, то какую?

(Ответ: да, Македония могла бы захватить Грецию).


- Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии (записывают в тетради число и тему урока) (слайд 6)

- Как вы думаете, какова наша цель сегодня на уроке? (после короткого обсуждения формулируется цель урока совместно учениками и учителем: «Выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость») (слайд 7)

План урока:

1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией Независимости.

3.Приход к власти Александра.

Проблемный вопрос. Почему в пятом веке до нашей эры Греция сумела отстоять свободу в борьбе с персидской державой, а в четвёртом веке до нашей эры была захвачена небольшой Македонией? (Ученики формулируют гипотезы, которые сводятся к двум важным моментам.) запись на доске.

1. усиление Македонии.

2.Ослабление Греции.


IV. Изучение нового материала:

Рассказ учителя: В середине IV века до н. э. под своей властью все македонские земли сумел объединить царь Филипп (слайд 8). Хотя Филипп, как и другие македонские цари находился под влиянием греческой культуры: строились театры, в Македонию приглашались эллинские поэты и художники, учителем сына Филиппа Александра стал крупнейший ученый Гре­ции Аристотель.

(читаю доп. материал. Личность Филиппа II.стр.305)

- Дайте характеристику личности Филиппа II.?


Задание: (слайд 9) Ребята, подумайте и попробуйте определить, в чем могло заключаться усиление и становление могущества Македонии? Что необходимо было сделать царю Македонии, чтобы государство стало сильным, могущественным, способным завоевать мир? В чем проявляется могущество государства по отношению к другим государствам в IV в. до н.э.? (Ответ: наличие достаточного количества денег, налаживание торговых отношений с соседями и другими странами, наличие армии и флота)

Задание: прочитав пункт параграфа «Македонский царь Филипп стремится покорить соседей», сравните греческую и македонскую армию (слайд 10) – по греческой армии данные выведены на слайде, по македонской – учащиеся определяют самостоятельно:

Греческая армия

Македонская армия

  • Фаланга (6-9 рядов)

  • Копья (длина – до 2 м.)

  • Конница (легкая, небольшая)

  • Фаланга (16 рядов)

  • Копья (до 5 м.)

  • Конница (тяжелая, огромная)

  • Наличие метательных орудий, осадных башен

Проверка.

(Слайд 11) – Филипп приучал македонцев к постоянным упражнениям в мирное время, как на войне. Так, он часто заставлял их маршировать по 300 фарлонгов(60 км.), неся с собой шлемы, щиты, поножи (По́ножи — часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки) и копья, а сверх того, ещё провизию- (пищевые продукты) и прочую утварь. Дисциплину в войсках поддерживал жестко.

Вопросы для обсуждения (слайд 12,13):

  1. Подумайте, в чем сильные / слабые стороны построения македонской пехоты фалангой?

  2. В любой ли местности фаланга могла успешно действовать?

Другими словами сила македонской фаланги заключалась в единстве воинов: длинные копья, которыми были вооружены пехотинцы практически исключали возможность подойти к фаланге близко для рукопашного боя, её невозможно было атаковать с тыла или застать врасплох тактикой окружения.

Слабые стороны проступали в неслаженном действии воинов. Это требовало постоянной тренировки и отточенности каждого движения. Ещё одной слабой стороной являлась гористая территория и рельефная местность боя. Слаженные действия фаланги были возможны только на ровной и открытой местности. Впоследствии вражеские силы стали использовать в свою пользу отсутствие маневренности и гибкости фаланг и наносить основные удары по уязвимым флангам.


  1. Поэтому к чему призывал царь Филипп прибегать на поле боя? (хитрости, слова Филиппа «груженый золотом осёл может взять неприступную крепость»).

Рассказ учителя: В середине IV века до н.э. ранее отсталая, слабая Македония превратилась в самое сильное средиземноморское государство. Создав лучшую в мире армию, Филипп Македонский перешёл к покорению Эллады. Первыми под власть македонского царя попали полисы Северной Греции. Однако на пути дальнейшего продвижения стали Афины. В этом полисе разгорелась борьба между сторонниками и противниками Филиппа, среди которых нужно назвать Исократа и Демосфена, а вот на чьей стороне они были вам сейчас нужно будет узнать.

(Слайд 14,15) Работа по группам (работа в парах). Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания»:

Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ

Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Проверка.

Слад 16 (раздаточный материал)

Рассказ учителя: Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа (Слайд 17)

Задание: Каков же итог? Дидактическая игра «Собери пазлы» (ребята в группах по парам собирают пазл, чтоб узнать итог битвы):

Дата

Место сражения

Участники

Результат

Последствия

338 г. до н. э.

Близ г. Херонея

Македония,

Греческие полисы

Поражение греков

Потеря Грецией независимости

Слайд 18- проверка что получилось

Рассказ учителя: умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов. Однако Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём, который решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию. Каковы же его успехи вы узнаете на следующем уроке.

V. Контроль усвоения материала:

Возвращение к цели.

- Кто помнит, какую цель мы сегодня для себя на уроке поставили? (Ответ: выяснить каковы причины поражения Греции в противостоянии с Македонией за сохранение независимости).

- Скажите, почему Македонии удалось подчинить Элладу? (Ответ: междоусобные войны между полисами Эллады, раздоры между богачами и бедными, упадок хозяйства (гибель рощ и виноградников), сильная македонская армия, дипломатический подход македонского царя Филипа)

- Достигли ли мы с вами цели урока? (ответы учеников: да).


Слайд 19 V. Закрепление полученных знаний:

- Тогда нам остается закрепить полученные на уроке знания:

  • 1. Кто подчинил Элладу?

МАКЕДОНИЯ (ЦАРЬ ФИЛИПП )

  • 2.Когда состоялась решающая битва между греками и македонянами?

338 Г. ДО Н.Э. у г. ХЕРОНЕЯ

  • Почему Македонии удалось подчинить Элладу?

  • 1.Борьба греческих полисов между собой ослабила страну.

  • 2. Филипп создал боеспособную армию.

  • 3. Умелая дипломатия царя Македонии.


VI. Домашнее задание (слайд 20):

Всем: Читать §

Дополнительное задание по выбору:

А) сообщение - презентация об А. Македонском

( не более 10 предложений и 3-4 слайда в презентации)

Б) Рисунок к §

В) Загадка, стихотворение к §

VI. Рефлексия:

- Ребята, вам все было понятно на уроке?

- Что вы узнали нового из нашего урока?

Благодарю вас за урок!


Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ

Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.










Раздаточный материал: стр.192. пункт 2.





Дата

338 г. до н. э.

Место сражения

Близ г. Херонея

Участники

Македония

Греческие полисы

Результат

Поражение греков

Последствия

Потеря Грецией независимости



































Дата


Место сражения


Участники


Результат


Последствия


Дата


Место сражения


Участники


Результат


Последствия


Дата


Место сражения


Участники


Результат


Последствия


Дата


Место сражения


Участники


Результат


Последствия





Дата


Место сражения


Участники


Результат


Последствия


Дата



Место сражения



Участники



Результат



Последствия










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!