СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Господин Великий Новгород.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Господин Великий Новгород", как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств. История Новгорода - это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековой Европы, а во-вторых, история необозримой страны. История Новгорода - это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековой Европы, а во-вторых, история необозримой страны.

Просмотр содержимого документа
«Господин Великий Новгород.»

7 класс Господин Великий Новгород.

Цель: формировать представление о Великом Новгороде, ознакомить с жизнью, занятиями горожан ;

Задачи урока

Образовательные: показать особенности развития Новгородского края; дать сведения о том, что Новгородская земля достигла высокого уровня экономического и культурного развития.

Воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность;

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с исторической картой: научить проводить сравнительный анализ двух княжеств; продолжить работу над умением давать оценочную характеристику исторических личностей.

Коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) .

Методы работы на уроке: Словесные, наглядные и практические. В том числе: объяснение; демонстрация; игра; упражнение; самостоятельная работа; применение технических средств обучения.

Основные термины и понятия: Архиепископ , пошлина, пристань, гусляр.

Оборудование и материалы: Лента времени, картина А. Васнецова «Новгородский торг», CD диск «Садко»,

Тип урока: Комбинированный

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент.

Повторение пройденного материала.

Тестовый контроль

1. На съезде князей в Любече было принято решение:

1) подчиниться власти киевского князя

2) править самостоятельно в землях, доставшихся от отца

3) передать вече часть власти в землях-волостях

4) создать совет князей для решения спорных вопросов

2. Удел - это:

1) наследственное земельное боярское владение

2) территория, признающая власть того или иного князя

3) владение младших членов княжеского рода

4) земельное владение дружинника, предоставляемое на время службы у князя

3. Период политической раздробленности Руси наступил в:

1) конце XI в. 2) середине XII в. 3) начале XIII в. 4) середине XI в.

4. Киевский князь (1113—1125), правление которого стало временем восстановления относительного единства Древнерусского государства:

1) Ярослав Мудрый 2) Владимир Мономах 3) Александр Невский 4) Мстислав Великий

2.Изучение нового материала.

В ходе знакомства с новым материалом по теме "Господин Великий Новгород" постарайтесь выделить отличительные черты Новгородской республики. Подумайте, чем можно объяснить особенности политического устройства Новгородской земли.

- Желаю вам сегодня на уроке активно работать, получить хорошие отметки и не копаться в ушах!

1. Организация работы с картой:

- В какой части Древнерусского государства находится Новгородская земля?

- С какими княжествами граничит Новгородская земля?

2. "Господин Великий Новгород", как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств.

Чтение рассказа для дополнительного чтения «Откуда произошло название Новгород»

История Новгорода - это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековой Европы, а во-вторых, история необозримой страны. Когда впоследствии, при Иване III, Новгородская земля влилась в состав Московского централизованного государства, то сразу удвоила его размеры.

Новгород вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, водь, заволодской чуди, саамы и ненцы, которые платили Новгороду дань.

Сам Новгород был построен на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей. Важных как для Киевской Руси, так и для всей Северной Европы. Почти полтысячелетия он был для Руси своеобразным "окном в Европу".

- Используя учебник и карту, укажите важнейшие торговые пути, которые связывали Новгородскую землю с Русью и европейскими государствами.

(Новгород располагался на знаменитом пути "из варяг в греки". Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию и Норвегию. Через озеро Ильмень и реку Мсту пролегал путь на Волгу, а оттуда в Волжскую Булгарию, Хазарию, страны Востока. По Днепру новгородские купцы доходили до Причерноморья, Балкан, Византии).

Учитель: Обратимся к иллюстрациям.

Найдите на картине иностранных купцов. Как вы думаете, откуда прибыл разгружаемый корабль?

(По одежде и внешнему облику можно определить, что заморские купцы, очевидно, приехали в Новгород из стран Западной Европы).

- Какие товары могли находиться в мешках и бочках, переносимых с корабля на берег?

(В мешках могло быть дорогое сукно, а в бочках заморские вина).

На одной из картин изображен новгородский торг.

- Кто и как торговал на нем? Какие товары и кем продавались? Кто был покупателем?

Эти товары пользовались спросом у новгородцев. А что могли предложить горожане?

Помимо земледелия сельчане занимались скотоводством: выращивали коров, овец, свиней, коз и лошадей, а также промыслами: охотой на пушного зверя и "красную" дичь, рыболовством, бортничеством, собирали ягоды и заготавливали древесину.

Подумайте и объясните, почему героями новгородских былин были мореплаватели Садко и Василий Буслаев, а в Киеве - воин Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.

(Новгород долгое время не имел военных врагов, основное занятие населения была торговля).

Физкультминутка.

3. Звон колокольчика!

Услышав этот звон, вы, ребята, бежите на урок или с урока. Новгородцы тоже бежали, но: совсем по другому поводу.

Высшим органом власти в Новгороде являлось вече.

Рассмотрите иллюстрации. Определите состав веча. Найдите на плане Новгорода место, где происходили изображенные на картинах события.

Кто же управлял городом ежедневно? Тремя главными должностными лицами являлись посадник, тысяцкий и архиепископ.

Посадник контролировал деятельность князя и других должностных лиц, вершил суд, ведал казной. Его правой рукой, помощником во всех делах был тысяцкий. Главной обязанностью тысяцкого был сбор налогов.

Архиепископа - новгородского владыку - избирали сами новгородцы, но утверждал его кандидатуру киевский митрополит. Владыка возглавлял церковный суд, выступал посредником в политических спорах и переговорах. При его дворе в Софийском соборе велись новгородские летописи, там же находился архив Новгорода.

Итак, Новгород управлялся выборными властями, хотя они и представляли малочисленную "верхушку" населения.

Вопросы для закрепления:

1.Какие отрасли хозяйства развивались в Новгороде более успешно? (Торговля и ремесло).

2.Почему Новгород получил название Господин Великий Новгород?

( большой, богатый и могущественный город)

3.Где располагался Великий Новгород? ( на двух холмах по обе стороны реки Волхов)

Рефлексия. Закончите предложения: сегодня я узнал … было трудно … я понял, что …

я научился … я смог …

VII. Домашнее задание с.204-207, читать, пересказывать, отвечать на вопросы




7 класс Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородское вече.

Новгородская земля раскинулась от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, Студёного (Белого) моря на севере до озёр в верховьях Волги на юге.

В центре новгородских земель располагалось большое озеро Ильмень и протекала река Волхов, на которой и расположилась столица новгородской земли город Великий Новгород.

Располагался Новгород на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», поэтому все купцы везли свои товары через него. В Новгороде шла самая большая торговля на Руси. Новгород был одним из крупнейших и богатых городов не только Руси, но и Европы того времени. За это его и называли Господин Великий Новгород.

План Новгорода Схема «Особенности торговли»



7 класс Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородское вече.

Новгородская земля раскинулась от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, Студёного (Белого) моря на севере до озёр в верховьях Волги на юге.

В центре новгородских земель располагалось большое озеро Ильмень и протекала река Волхов, на которой и расположилась столица новгородской земли город Великий Новгород.

Располагался Новгород на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», поэтому все купцы везли свои товары через него. В Новгороде шла самая большая торговля на Руси. Новгород был одним из крупнейших и богатых городов не только Руси, но и Европы того времени. За это его и называли Господин Великий Новгород.

План Новгорода Схема «Особенности торговли»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!