СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственная власть в демократических странах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Государственная власть в демократических странах»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Одно из условий свободы - по очереди быть управляемым и править. Власть над свободными людьми более прекрасна, чем господство над рабами. Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н. э.)

Одно из условий свободы - по очереди быть управляемым и править.

Власть над свободными людьми более прекрасна, чем господство над рабами.

Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н. э.)

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга» (Шарль Монтескье «О духе законов», 1748) Политико-правовая теория «разделения властей» – предложена Джоном Локком, термин введён Шарлем-Луи де Монтескье

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

«Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга» (Шарль Монтескье «О духе законов», 1748)

Политико-правовая теория «разделения властей» – предложена Джоном Локком, термин введён Шарлем-Луи де Монтескье

Органы государственной власти Законодательные Судебные Исполнительные

Органы государственной власти

Законодательные

Судебные

Исполнительные

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Законодательными органами являются парламенты, их верхние и нижние палаты. Парламенты разрабатывают и принимают законы, в которых определяется государственная политика. Польша — Сейм, Сербия и Черногория – Скупщина, Туркмения – Меджлис, Украина – Верховна Рада, Израиль – Кнессет, Монголия – Хурал, Швеция – Риксдаг, Германия – Бундестаг и т.д.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Законодательными органами являются парламенты, их верхние и нижние палаты. Парламенты разрабатывают и принимают законы, в которых определяется государственная политика.

  • Польша — Сейм,
  • Сербия и Черногория – Скупщина,
  • Туркмения – Меджлис,
  • Украина – Верховна Рада,
  • Израиль – Кнессет,
  • Монголия – Хурал,
  • Швеция – Риксдаг,
  • Германия – Бундестаг и т.д.
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Исполнение законов – задача исполнительных органов власти: правительств (кабинетом министров). Именно правительства занимаются постоянной работой по непосредственному управлению страной через систему министерств и ведомств с многочисленным штатом чиновников. Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Федеральное правительство (Германия) и др.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Исполнение законов – задача исполнительных органов власти: правительств (кабинетом министров). Именно правительства занимаются постоянной работой по непосредственному управлению страной через систему

министерств и ведомств с многочисленным штатом чиновников.

  • Правительство (Россия),
  • Кабинет министров (Украина),
  • Кабинет (Великобритания),
  • Государственный совет (Китай),
  • Федеральное правительство (Германия) и др.
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении правонарушения, разрешают правовые споры. Здание Верховного суда Индия Здание Верховного суда Аргентина

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении правонарушения, разрешают правовые споры.

Здание Верховного суда Индия

Здание Верховного суда Аргентина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Президент Российской Федерации. Федеральное собрание (состоящее из двух палат – «Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, Суды РФ (например, Конституционный суд, Верховный суд).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ).

  • Президент Российской Федерации.
  • Федеральное собрание (состоящее из двух палат – «Совета Федерации и

Государственной Думы),

  • Правительство РФ,
  • Суды РФ (например,

Конституционный суд,

Верховный суд).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Президент РФ является главой государства. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти.  Функции: выступает в качестве гаранта КРФ, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президент РФ является главой государства. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти.

Функции:

  • выступает в качестве гаранта КРФ, прав и

свобод человека и гражданина,

  • определяет основные направления внутренней и внешней политики,
  • обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совет Федерации (верхняя) состоит из представителей субъектов РФ (170 – по 2 от каждого субъекта ) Государственная Дума (нижняя)состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Здание Государственной Думы Здание Совета Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат:

  • Совет Федерации (верхняя) состоит из представителей субъектов РФ (170 – по 2 от каждого субъекта )
  • Государственная Дума (нижняя)состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Здание Государственной Думы

Здание Совета Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ведению СФ отнесены следующие вопросы: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о использования ВС РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генпрокурора РФ и др.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К ведению СФ отнесены следующие вопросы:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о использования ВС РФ за ее пределами;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генпрокурора РФ и др.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Полномочия Государственной Думы: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятые законы направляются в СФ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полномочия Государственной Думы:

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение и освобождение от должности

Уполномоченного по правам человека;

  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
  • принятые законы направляются в СФ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ , в состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры. Функции исполнительной власти: подзаконное регулирование; осуществление управленческой деятельности; административный контроль за соблюдением правовых норм; охрана правопорядка. Здание Правительства РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ , в состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры.

Функции исполнительной власти:

  • подзаконное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм;
  • охрана правопорядка.

Здание Правительства РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции (федеральные суды, мировые судьи, военные суды); арбитражные суды. Конституционный суд РФ Санкт-Петербург

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

  • Конституционный суд РФ;
  • суды общей

юрисдикции

(федеральные

суды, мировые

судьи,

военные суды);

  • арбитражные

суды.

Конституционный суд РФ Санкт-Петербург

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В демократическом государстве формирование органов власти возможно только на основе законодательства при широком участии всех граждан. выборы (Государственная Дума ФС РФ, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации); назначение путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формирование на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства).

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В демократическом государстве формирование органов власти возможно только на основе законодательства при широком участии всех граждан.

  • выборы (Государственная Дума ФС РФ, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
  • назначение путем избрания (Счетная палата РФ,

Уполномоченный по правам

человека);

  • формирование на основании

законодательства о

государственной службе и

трудового законодательства

(министерства, ведомства).

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы. Активное право – право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах Пассивное право – право гражданина быть выбранным депутатом или главой государства. В РФ действуют цензы (ограничения): избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста, быть избранным с 21 года – депутатом Государственной Думы, с 35 – президентом страны.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы.

Активное право – право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах

Пассивное право – право гражданина быть выбранным депутатом или главой государства.

В РФ действуют цензы (ограничения): избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста, быть избранным с 21 года – депутатом Государственной Думы, с 35 – президентом страны.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ За многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем: Мажоритарная (фр. majorité – большинство) – избранным считается кандидат, набравший большее число голосов. абсолютного большинства (50% + 1 голос); относительного большинства (может быть меньше 50% от всех голосов); квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 голосов). Пропорциональная – политические партии выдвигают списки своих кандидатов, избиратель голосует за один из этих списков. Смешанная избирательная система.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

За многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем:

  • Мажоритарная (фр. majorité – большинство) – избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.
  • абсолютного большинства (50% + 1 голос);
  • относительного большинства (может быть меньше 50% от всех голосов);
  • квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 голосов).
  • Пропорциональная – политические партии выдвигают списки своих кандидатов, избиратель голосует за один из этих списков.
  • Смешанная избирательная система.
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ При выборах президента ( каждые 6 лет ) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Каждые 5 лет – выборы депутатов в Государственную Думу. С 2016 года 1/2 депутатов (225) избирается по одномандатным округам по мажоритарной системе, а 2/2 – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5% Карта распределения избирательных округов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

При выборах президента ( каждые 6 лет ) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Каждые 5 лет – выборы депутатов в Государственную Думу. С 2016 года 1/2

депутатов (225) избирается по

одномандатным округам

по мажоритарной системе, а

2/2 – по единому

избирательному округу по

пропорциональной системе с

процентным барьером в 5%

Карта распределения избирательных округов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ Избирательный процесс –деятельность по подготовке и осуществлению выборов. Стадии избирательного процесса: назначение даты выборов, определение избирательных округов, установление избирательных участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, период выдвижения кандидатов, агитационный период, голосование. подсчёт голосов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Избирательный процесс –деятельность по подготовке и осуществлению выборов.

Стадии избирательного процесса:

  • назначение даты выборов,
  • определение избирательных округов,
  • установление избирательных участков, создание избирательных органов,
  • регистрация избирателей,
  • период выдвижения

кандидатов,

  • агитационный период,
  • голосование.

подсчёт голосов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В СУБЪЕКТАХ РФ Федеративное государственное устройство современной России скреплено в Конституции. В каждом из субъектов РФ сложилась своя система государственного управления. Все субъекты (85) взаимодействуют с федеральными органами власти, обладают своими правами и обязанностями: Республика – 22 Край – 9 Область – 46 Город федерального значения – 3 Автономная область – 1  Автономный округ – 4 Флаг Новосибирской области

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ РФ

Федеративное государственное устройство современной России скреплено в Конституции. В каждом из субъектов РФ сложилась своя система государственного управления. Все субъекты (85) взаимодействуют с федеральными органами власти, обладают своими правами и обязанностями:

  • Республика – 22
  • Край – 9
  • Область – 46
  • Город федерального

значения – 3

  • Автономная область – 1
  • Автономный округ – 4

Флаг Новосибирской области

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В СУБЪЕКТАХ РФ Российская Федерация и ее субъекты решают совместно: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка; общественная безопасность; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и другими природными ресурсами; охрана окружающей среды; общие вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта. Новый корпус НГУ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ РФ

Российская Федерация и ее субъекты решают совместно:

  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение законности и

правопорядка;

  • общественная безопасность;
  • вопросы владения, пользования

и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и

другими природными ресурсами;

  • охрана окружающей среды;
  • общие вопросы

здравоохранения, образования,

науки, культуры, спорта.

Новый корпус НГУ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В СУБЪЕКТАХ РФ Законодательная власть – местные парламенты (законодательные собрания, краевые и областные думы), избираемых населением. Исполнительную власть возглавляют президенты автономных республик, губернаторы, главы администраций областей, мэры городов федерального значения. Субъекты Федерации имеют свои уставы (в республиках – конституции), законодательство, официальные символы, бюджет. Администрации Новосибирской обл.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ РФ

  • Законодательная власть – местные парламенты (законодательные собрания, краевые и областные думы), избираемых населением.
  • Исполнительную власть возглавляют президенты автономных республик, губернаторы, главы

администраций областей, мэры городов

федерального значения.

  • Субъекты Федерации

имеют свои уставы (в

республиках –

конституции),

законодательство,

официальные символы,

бюджет.

Администрации Новосибирской обл.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  В СУБЪЕКТАХ РФ Область: 30 районов и 7 городов Законодательная власть: Законодательное собрание НО состоит из 76 депутатов. Срок полномочий — 5 лет. Исполнительная власть: Правительство области Основной закон — Устав области (принят 5 апреля 2001г., действует с изменениями).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ РФ

Область: 30 районов и 7 городов

  • Законодательная власть: Законодательное собрание НО состоит из 76 депутатов. Срок полномочий — 5 лет.
  • Исполнительная власть: Правительство области
  • Основной закон — Устав области (принят 5 апреля 2001г., действует с изменениями).
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: От активности избирателей, от их грамотного, продуманного выбора зависит то, кто будет ими управлять. У каждого гражданина есть шанс изменить свою жизнь к лучшему, участвуя в местных выборах, референдумах, работе местного самоуправления.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

От активности избирателей, от их грамотного, продуманного выбора зависит то, кто будет ими управлять. У каждого гражданина есть шанс изменить свою жизнь к лучшему, участвуя в местных выборах, референдумах, работе местного самоуправления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!