СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданская оборона на предприятии.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гражданская оборона на предприятии.»

Гражданская оборона на предприятии.


Оценивая военно-политическую обстановку в современном мире, можно отметить позитивные сдвиги в международных отношениях. Однако не созданы достаточно надежные гарантии необратимости этих перемен, а перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрачный характер.

Во многих странах имеются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источники военной опасности. Они проявляются, в частности, в продолжающемся расширении НАТО на восток и в нарастающей агрессивности политики США, маскируемой лозунгами развития демократии во всем мире.

Негативное влияние на безопасность страны оказывают национальный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции в ряде ее регионов. Не устранена полностью опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств. В связи с этим специалисты прогнозируют вероятность резкого обострения военнополитической обстановки в мире, существенный рост военных угроз для России. Этим обусловлена необходимость поддержания готовности к обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей на уровне, адекватном реальным угрозам.

Главное место в решении данной задачи отводится ГО.

История развития ГО.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в начале XX в. в Российской империи и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В России ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 г. «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона, которая организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подразделений местной противовоздушной обороны, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из гражданского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали невзорвавшиеся боеприпасы, возводили оборонительные укрепления, бомбо- и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура местной противовоздушной обороны, уточнены ее задачи. В 1961 г. она была преобразована в Гражданскую оборону СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Гражданская оборона была создана по территориально-производственному принципу, ее возглавлял начальник Гражданской обороны СССР. За время своего существования ГО страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961 —1972 гг.) за основу защиты населений при возможном массированном ядерном нападении противника, когда в соответствии со стратегическими планами США ожидалось несколько тысяч ударов по веем крупнейшим городам СССР и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята концепция о проведении массовой эвакуации в загородную зону из городов — вероятных целей нападения. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов — вероятных целях нападения, строились убежища. Проводилась активная подготовка к обеспечению крупномасштабных спасательных операций и мероприятий в очагах поражения. Для этого совершенствовались войска ГО, создавались массовые невоенизированные спасательные и аварийно-спасательные формирования.

На втором этапе (1972—1992 гг.) появились новые направления в ГО. Главное внимание уделялось быстрейшему накоплению средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось; убежищ на 1 млн чел. и противорадиационных укрытий на 3 — 4 млн чел. Активно приспосабливались под защитные сооружения метрополитены и подземные горные выработки. Создавался запас средств индивидуальной защиты (СИЗ), достаточный для обеспечения всего населения страны.

Особую актуальность в эти годы приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на ГО.

С 1992 г. начался третий этап развития ГО, характеризующийся несколькими особенностями.

1. Чернобыльская катастрофа в 1986 г. и землетрясение в Армении в 1988 г., принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место в этом ГО.

2. За прошедшие годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.

3. Изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах.

4. В условиях коренного политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды ГО в прежних объемах.

В этот тяжелый период основные усилия руководства страны были направлены прежде всего на сохранение существующей системы ГО и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей, на определенное совершенствование организации, сил и средств ГО, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

В январе 1992 г. ГО была выведена из структуры Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), Вооруженных Сил России и объединена с созданным в декабре 1991 г. Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). Органы управления и войска ГО нацеливали на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994 г. ГКЧС России был преобразован в МЧС России. На вновь образованное министерство возложили ряд дополнительных функций, включая ведение аварийно-спасательных работ на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики.

Организационные основы ГО. В Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

" Гражданская оборона страны — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами ГО являются:

• обучение населения способом защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и СИЗ;

• проведение мероприятий цо световой и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий' или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. Органы исполнительной власти субъектов РФ:

• организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения;

• осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

• организуют подготовку и обучение населения способам защиты от' опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты ГО;

• планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

• планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

• создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы местного самоуправления. Самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: Проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет территориальные органы, созданные в установленном порядке, — региональные центры. Границы регионов, в которых осуществляет свою деятельность региональные центры, практически совпадают с границами федеральных округов.

По согласованию между МЧС России и субъектами РФ повсеместно созданы органы, осуществляющие управление ГО на территориях республик, краев, областей, автономных округов, а также на территориях, отнесенных к группам по ГО. Этими органами являются министерства, государственные комитеты и комитеты по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также главные управления, управления и отделы по делам ГО и ЧС, созданные в составе или при соответствующих органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Они возглавляются и комплектуются военнослужащими войск ГО. Решением соответствующих органов местного самоуправления аналогичные управленческие структуры ГО образуются на территориях сельских районов, городов, не отнесенных к группам по ГО, и других населенных пунктов. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий Госконтроля за их выполнением по решению их руководителей создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Основными направлениями деятельности ГО по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени, являются:

• планирование мероприятий ГО;

• создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления ГО;

• накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений ГО для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему людей;

• создание необходимых запасов СИЗ, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

• подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуированного населения, развертыванию больничных баз, лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• развитие сил ГО и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;

• организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего и командно-начальствующего состава органов управления и сил ГО, подготовка формирований сил ГО;

• развитие научных исследований в области ГО, разработка и совершенствование технических средств, технологий и способов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Объемы и сроки осуществления мероприятий по ГО в городах, других населенных пунктах и на объектах экономики определяются с учетом их военно-политического, оборонного и экономического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по ГО в целях защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» основным планирующим документом является «План гражданской обороны и защиты населения», где расширен перечень планируемых мероприятий ГО в сторону увеличения мер защиты для населения страны с учетом всего спектра современных угроз, как в мирное, так и в военное время.

Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ, что соответствует указам Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структур федеральных органов исполнительной власти» в части, касающейся осуществления руководства деятельностью МЧС России непосредственно Президентом РФ.

В целях реализации государственной политики в области ГО федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Силы ГО в соответствии с законодательством включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО (войска ГО) и нештатные аварийно-спасательные формирования. Также в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаются Вооруженные Силы России, другие войска и воинские формирования и аварийно-спасательные формирования. Войска ГО объединены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, вертолетные отряды и другие части и подразделения. Управляет войсками министр МЧС России.

Нештатные аварийно-спасательные формирования. Самая массовая часть сил ГО — нештатные аварийно-спасательные формирования. В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний, а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы России.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.

Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О гражданской обороне» и Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, их перечень и примерные норму оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами определены приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать нештатные аварийно-спасательные формирования и организовывать их деятельность для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (см. прил. 1). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования. Их оснащают в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

• проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

• санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

• участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

• обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач ГО и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России, специально уполномоченными решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ.

Нештатные аварийно-спасательные формирования действуют по планам ГО и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, исходя из ст. 7 Федерального закона «0 гражданский обороне», в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

1) определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

2) создавать, готовить и оснащать нештатные аварийно-спасательные формирования;

3) вести реестры организации, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

4) планировать использование нештатных аварийно-спасательных формирований;

5) контролировать создание, подготовку, оснащение и применение по предназначению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправлений, исходя из ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе:

1) определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

2) создавать, готовить и оснащать нештатные аварийно-спасательные формирования;

3) вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;

4) планировать применение нештатных' аварийно-спасательных формирований;

5) осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования, выполняют следующие функции:

1) разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

2) укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

3) готовят нештатные аварийно-спасательные формирования и руководят их деятельностью;

4) осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

5) поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности.

При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

• по подчиненности — на территориальные и принадлежащие организациям;

• составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации, — посты, группы, звенья, команды;

• предназначению — радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать в мирное время —24 ч, военного время — 6 ч.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными. Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, комплектуется в первую очередь аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийновосстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Нештатные аварийно-спасательные формирования обеспечиваются специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Финансирование Мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих эти формирования, с учетом ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне».

Готовят и обучают личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач ГО и защиты населения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС, населения РФ в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:

• обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N° 1479;

• обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований;

• обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;

• участие формирований в учениях и тренировках по ГО и защите от ЧС, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение). Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах — командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.

Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации. На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.

Занятия по темам специальной подготовки можно проводить также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:

1) характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;

2) особенности ЧС природного и техногенного характера;

3) поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно-хймически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);

4) предназначение формирования и функциональные обязанности;

5) производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от содержания паспорта безопасности объекта;

6) порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;

7) место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;

8) назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, включенных в оснащение формирования;

9) порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен уметь:

1) выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;

2) поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;

3) оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;

4) работать на штатных средствах связи;

5) проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;

6) незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;

7) выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструментария, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также применение других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).

Организация формирований ГО. Спасательная команда — это объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте.

В своем составе спасательная команда имеет три спасательные группы по 25 чел. в каждой и одну санитарную дружину, в которую входят 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.). Всего в спасательной команде находятся 105 чел., один автомобиль и один мотоцикл. В снаряжение включены приборы радиационной и химической разведки и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1 ООО чел. и оказать пострадавшим первую помощь. В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-спасательная команда — это объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей. В составе аварийно-спасательной команды находятся три группы по 13 чел.: электротехническая, водопроводно-канализационных и газовых сетей. Всего в ней 45 чел.

В команде имеются бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция. Обычно при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ аварийно-спасательная и спасательная команды, работая вместе, дополняют друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

Сводная команда — это основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного комплекса. Она предназначена для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города). В состав сводной команды входят звено связи и разведки — 6 чел., две спасательные группы по 25 чел. в каждой, группа механизации — 26 чел. (четыре звена специалистов) и санитарная дружина — 24 чел. (шесть звеньев по 4 чел.); всего 108 чел.

Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, две электростанции, два сварочных аппарата, радиостанцию, приборы радиационной и химической разведки, шесть грузовых автомобилей, из них один — в звене связи, один в санитарной дружине, остальные в группе механизации. Ориентировочно за 10 ч работы сводная команда может:

• устроить проезд по завалу шириной 3,0—3,5 м — до 1 км;

• откопать и вскрыть три-четыре заваленных убежища;

• извлечь до 500 пострадавших и оказать им помощь;

• отключить 5—10 участков разрушенных коммунально-энергетических сетей;

• установить в 10 колодцах пробки (заглушки);

• возвести до 10 защитных сооружений.

Перечисленные силы и средства РСЧС, как показывает практика, успешно справляются с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Контрольные вопросы

1. Какие нормативно-правовые документы составляют законодательную основу защиты населения России от ЧС?

2. Какую ответственность несут виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС?

3. Какие права имеют граждане РФ в области защиты населения от ЧС?

4. Какие обязанности возлагаются на граждан РФ в области защиты от ЧС?

5. Для чего предназначена РСЧС? Назовите ее основные задачи.

6. Перечислите режимы функционирования РСЧС и основные мероприятия, осуществляемые в каждом режиме.

7. Какие руководящие и рабочие органы имеет РСЧС?

8. Какие задачи решает ГО РФ?

9. Назовите организационные основы ГО РФ (принципы организации, руководящие органы).

10. Каковы назначение, порядок комплектования и примерная организация нештатных аварийно-спасательных формирований ГО?

11. Как организованы и какими возможностями обладают спасательные команды?

12. Как организована и какими возможностями обладает сводная команда?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!