I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Кому-то сказки надоели, А кто-то сказками пленен. И самый лучший наш урок Начнем с знакомых нам имен | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день. – Прочитайте с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, радости; скороговоркой | Читают стихотворение наизусть. Выполняют задание | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | | – Послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать. Две горошины – глаза, Ножки – грабелькой, Хвостик – сабелькой, Крылья – бантиком. (Стрекоза.) В лесу у пня беготня, суетня, Народ рабочий весь день хлопочет, Себе дом строит. (Муравьи.) | Отгадывают загадки | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
IV. Работа по теме урока | 1. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» учителем (аудиозапись). 2. Словарная работа | Удручена – огорчена. Вешних – весенних. Оглянуться не успела – прошло всё очень быстро. Помертвело чисто поле – урожай собран. Как под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла найти себе приют. И кому же в ум пойдёт – никто не подумает | Слушают учителя, дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Анализ художественного произведения (беседа по содержанию произведения). 2. Работа с пословицами (с. 107). 3. Работа по вопросам и заданиям учебника (с. 107) | – Кто из героев басни вам понравился и почему? – Как жила Стрекоза летом? Прочитайте. – Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы? – К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? – Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? Что нам хотел сказать И. А. Крылов своей басней? – На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? – Соотнесите пословицу и мораль басни. – Какие еще пословицы подходят к этой басне? Обобщает, корректирует ответы учащихся | Отвечают на вопросы учителя. Читают пословицу в учебнике. Выполняют задания и отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Игра «Кто лучше понял басню И. Крылова “Стрекоза и Муравей”». – Как называется басня? – Кто написал басню? – Как жила Стрекоза летом? – Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы? – К кому пошла Стрекоза за помощью? – С какой просьбой она обратилась к Муравью? – Что ей сказал Муравей? – Как следует понимать слова Муравья: «Ты всё пела…» | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Чтение по ролям басни (задание 6, с. 107) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |