Тема: Духовные искания в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»
Цели:
Обучающая: анализировать духовные искания героев рассказа И.Бунина «Чистый понедельник», выявить авторскую позицию, дать собственную интерпретацию рассказа
Развивающая: развивать исследовательских умений и навыков учащихся, творческий потенциал учащихся через осознанное чтение художественного произведения.
Воспитательная: формировать умения внимательно относиться к мнению другого человека, принимать его позицию
Оборудование:
Ход урока.
Организационный момент
Слово учителя (на фоне колокольного звона)
Между временем и вечностью,
Как над брызнувшей водой,
К нам заброшен бесконечностью
Мост воздушно – золотой, -
Разноцветностью играющий,
Видный только для того,
Кто душою ожидающей
Любит Бога своего,
Кто, забыв своё порочное,
Победил громаду зол
И, как радуга непрочная,
Воссиял и превзошел
К. Бальмонт.
Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.
Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на необычном уроке, уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».
Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в «окаянные годы» эмиграции.
Сам писатель называл этот сборник своей лучшей книгой, а лучшим рассказом – рассказ «Чистый понедельник».
«Я благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник», - такова авторская оценка одного из самых сложных и загадочных произведений в творческом наследии писателя.
Рефлексия (1-ый этап) (Цель – зафиксировать первоначальное впечатление от рассказа, которое будет сопоставлено с данной учениками интерпретацией рассказа в конце урока, на 2-ом этапе рефлексии)
Дома вы познакомились с рассказом, сложилось свое мнение. На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный). 2-3 чел. дают свои варианты.
Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.
Постановка темы, целей урока, введение проблемного вопроса.
Объявляется тема урока.
Как понимаете выражение «духовные искания»? (поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни)
С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?
Сюжетная линия рассказа – история несчастной любви, а в чем глубинный смысл рассказа? Выскажите свое мнение: о чем этот рассказ? (варианты учащихся фиксируются на доске)
Например:
Любовь Разлука Трагедия Обретение …. | ? |
Учитель добавляет слово «обретение». Класс дает толкование слова через подбор синонимов.
Постановка проблемного вопроса: какое из понятий, отраженных на доске, является ключевым в рассказе? (добавляем к словам вопросительный знак).
Цель урока самостоятельно формулируют учащиеся, исходя из проблемного вопроса урока и темы урока (проанализировать духовные искания героев, выявить авторскую позицию, ответив на проблемный вопрос).
Словарная работа (проверка опережающего домашнего задания) – толкование опорных слов «духовность», «предназначение» через подбор синонимов.
Анализ рассказа.
Кто является главным героем рассказа? (на доске: ОНА – начало ассоциаграммы №1)
Проанализируйте портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа?
Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини? (усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек).
Проанализировать описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини? (соединение восточных и западных мотивов, портрет босого Толстого). Почему в комнате находится именно этот портрет? (портрет писателя в поздний период жизни, когда он отказывается от всех проявлений материального мира, духовные искания характеризуют этот период жизни писателя).
Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?
Учащиеся слушают фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена», отвечают на вопрос: почему именно это произведение взято Буниным? Какие грани характера героини открывает музыка?
Что является доминантным в характере героини? (учащиеся записывают самостоятельно, затем предлагают свои варианты, они выносятся на доску, заполняется ассоциограмма №1)
ЗАГАДОЧНОСТЬ | ОНА |
НЕПОХОЖЕСТЬ |
Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье? («Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»)
Как же изменяется героини во 2-ой части рассказа? (выполнение дифференцированных заданий)
Уровень 1. Смысл названия рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».
Ознакомьтесь с материалом о Чистом понедельнике и Прощеном воскресенье, выделите ключевые положения в предложенном материале, подготовьте ответ на следующие вопросы:
Каков смысл Чистого понедельника и Прощеного воскресенья в религиозном календаре?
Как воспринимаются эти дни в народном сознании?
Каков смысл названия рассказа? (см. материал карточки в приложении)
Уровень 2. «Две Москвы в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»
В рассказе упоминаются исторические места Москвы, которые посещают главные герои. Проанализируйте маршрут путешествий героев, на основе анализируемого материала составьте таблицу:
Современная Москва | Древняя Москва |
| |
Почему маршрут героев таков? Какие места Москвы ближе главной героине? Подтвердите сове мнение цитатами из текста. О каких чертах характера главной героини свидетельствует выбор маршрута путешествия?
Представление выполненных заданий начинается с уровня 2.
Итог: Посмотрите внимательно на таблицу, попробуйте выстроить диаграмму жизненного пути героини? Что получилось (метание между земным и духовным). В какой из этих сфер она «настоящая»?
Докажите примерами из текста, что ей ближе духовное?
Какой путь для себя выбирает героиня?
Какой день она выбирает для ухода в монастырь?
Ответы учащихся, работавших с дифференцированным заданием уровня 1.
В чем смысл названия рассказ: составление ассоциограммы №2
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК =… (продолжают учащиеся, возможно: очищение, порог в жизни, начало)
В Чистый понедельник человек причащается к тайне веры.
В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»:
таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни.
Участие, сродство, связь, прикосновение.
Какое значение ближе смыслу рассказа? Докажите свою точку зрения.
Ответ на проблемный вопрос, итог урока.
В чем же суть рассказа? Обратимся к записи, сделанной в начале урока:
Любовь Разлука Трагедия Обретение …. | ? |
Какое из данных слов, на ваш взгляд, отражает смысл рассказа?
Можно ли говорить об обретении в рассказе, ведь герои расстаются?
Что обретает героиня? (духовное успокоение). Чтение эпизода в церкви.
Марфо – Мариинская обитель – это обитель милосердия, реально существовавшая в Москве в начале 20 века. Она была создана для светских дам. Сестры обители давали обет служения ближним – бедным, темным, больным, они обслуживали больницу для бедных женщин, лазарет для воинов, приют для сирот.
Почему именно эту обитель выбирает писатель? Какие новые грани характера героини открываются?
Дозаполнение ассоциограммы №1.
Начало рассказа | ОНА | Конец рассказа |
ЗАГАДОЧНОСТЬ | ДУХОВНОЕ УСПОКОЕНИЕ |
НЕПОХОЖЕСТЬ | МИЛОСЕРДИЕ |
РАЗДВОЕННОСТЬ | СОСТРАДАНИЕ |
Как вы думаете, обретение состоялось только для главной героини?
Что изменяется для главного героя?
Подводя итог, можно сказать, что в рассказе есть и любовь, и разлука, но главным является обретение человеком своего места на земле, осознание своего предназначения.
В искусстве 20 века тема духовности занимает особое место.
Сравнение рассказа Бунина с эскизом М.Врубеля «Ангел со свечой и кадилом» и стихотворением А.Блока «Девушка пела в церковном хоре».
8. Рефлексия (2-ой этап)
Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения на данном этапе, после анализа рассказа.
Что изменилось в вашем восприятии, понимании рассказа?
О чем побудил вас задуматься этот урок?
9. Д/З сочинение – рассуждение «Смысл названия рассказа «Чистый понедельник».
Приложение.
Карточка дифференцированного задания. Уровень 1.
Смысл названия рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».
Познакомьтесь с материалом о Чистом понедельнике и Прощеном воскресенье.
Выделите ключевые положения в предложенном материале, подготовьте ответ на следующие вопросы:
Каков смысл Чистого понедельника и Прощеного воскресенья в религиозном календаре?
Как воспринимаются эти дни в народном сознании?
Каков смысл названия рассказа?
Материал для анализа.
Прощеное воскресенье - день приготовления верующих к светлому празднику Пасхи (Молитвослов)
Великому посту, заканчивающемуся одним из основных православных праздников – Пасхой – предшествует Масленица. Последний день масленичной недели – воскресенье – называется Прощеным воскресеньем. В это день «православные благочестивые люди ходят по монастырям, посещают соборы, кланяются святым мощам, святыням. В монастырях, в церквях совершается обряд прощения».
В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга за все совершенные и несовершенные, только помысленные грехи.
Великий пост, длящийся 40 дней, - это время строгости, святости, воздержания, он начинается с Чистого понедельника, который является днем перехода к новой жизни, очищения от греховного, суетного.
«…Да, сегодня Великий пост… Сегодня у нас Чистый понедельник, и все у нас в доме чистят. Радостное что – то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», - Горкин вчера рассказывал, - «душу готовить надо». Поститься, к светлому дню готовиться.
Отец не уехал по своим делам: особенный день сегодня, строгий.
…Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, надо готовиться к чему – то новому.
Горкин объясняет:
- Масленицу – жируху мы выгоним… Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня (Пасхи) дождаться. И не помышляй, понимаешь. Про земное не помышляй!…»
(И.Шмелев «Лето Господне»)
7