СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе

Цели урока. развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование навыков чтения «цепочкой»; снижение уровня тревожности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе»

Урок № 22 _________________

И.С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе

Цели урока. развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование навыков чтения «цепочкой»; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа по теме урока

- Дома вы прочитали рассказ «Хорь и Калиныч», давайте побеседуем по данному произведению.

- От какого лица ведется повествование?

- О чем говорит автор в начале произведения?

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера.

Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.

- В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь - платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.

Барщина - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Разница в социально-экономических условиях по-своему сказывалась и  в характерах крестьян черноземных, где существовала барщина, и нечерноземных губерний, где был распространен оброк.

«И на запаханной земле высек его же бабу». Границы помещичьих владений, не установленные строгими законодательными актами, были постоянным поводом для дворянских междоусобиц, от которых страдали в первую очередь лишавшиеся земли крепостные крестьяне. Богатые помещики, используя свое положение, беззастенчиво урезывали землю  у мелких соседей.

В произведении мы встречаемся с двумя крестьянами: Хорем и Калинычем.

Работа в группах:

Первая группа: образ Хоря (по алгоритму)

Вторая группа: образ Калиныча (по алгоритму)

  1. Внешний вид

  2. Хозяйство (изба….)

  3. Прошлое

  4. Работа на барина

  5. Отношение к женщине

  6. Характер (отношение к действительности, к людям, к жизни)

  7. Отношение к природе

  8. Отношение друг к другу

  9. Отношение к барину

Третья группа: сравнить героев, в чем сходство и чем отличие. Какой прием использует автор, изображая героев?

Вывод 1-й группы: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина.

Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.

Вывод 2-й группы: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа

Вывод 3-й группы : Сопоставление героев построено на антитезе. В образе Хоря нашел отражение определенный тип русского

национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

4. Подведение итогов урока Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа:

они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного

5. Рефлексия

6. Домашнее задание: Пересказ данного рассказа















Год написания — 1847; Публикация отдельным изданием — 1852.

История создания: писатель весь 1946 год ничего не писал, жил в своем поместье и много охотился. В 1947 году приятели Некрасов и Панаев предложили ему написать что-то для первого номера журнала «Современник», который они решили издавать. Так появился рассказ, давший основу сборнику «Записки охотника».

Жанр — рассказ, очерк.

Направление — реализм.

Основная идея: У русского человека сильный характер и красивая душа, а это огромный потенциал для роста и развития.

Тема — Трудная жизнь русского народа.

Проблема: Русскому обществу того периода была настолько чужда мысль о том, что простой человек тоже имеет чувства, переживания и потребности, что высшее сословие не понимало, какой вред наносит крепостное право.

Композиция:

Завязка — герой встречает помещика-соседа, знакомится с ним.

Развитие сюжета — оба помещика едут на охоту, посещают дома двух крестьян Полутыкина.
Кульминация — герой ночует у Хоря, осознает важные вещи, чувствует сближение с этими людьми.
Развязка — барин уезжает к себе, думая о тех, с кем познакомился.


п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Тяжелая жизнь русского крестьянства.

Проблема: Описывая жителей двух соседних губерний, рассказчик удивляется разнице между ними. Но зачастую это зависело от того, какой помещик управляет в конкретном регионе. В целом в начале рассказа описана нелегкая жизнь, разве что в Калужской губернии люди жили получше. Но даже почти независимый Хорь тоже печалился о своей доле.

2. Тема: Неспособность дворянского сословия увидеть в мужике человека.

Проблема: Беседуя с Хорем, барин удивляется тому, что он не знал многих вещей о русской деревне. Полутыкин, хоть и живет в тесной близости с мужиками, все равно не видит в них людей, равных себе.

3. Тема: Огромный потенциал к развитию у русского человека.

Проблема: В беседе с барином проявляется истинный характер простого человека: мужики с удовольствием слушают рассказы о жизни за границей, хотят поучиться чему-нибудь толковому у других народов. Но все эти порывы и прекрасные качества характера сдерживает крепостное право, жизнь в рабстве.

4. Тема: Несправедливое отношение к русской женщине.

Проблема: Проблема прав человека только начала подниматься в литературе середины 19 века, поэтому о проблемах женщин тогда почти совсем не думали. Но писатель чувствовал: то, что в самой крестьянской среде женщина воспринимается как глупое существо или только рабочие руки, – неправильно, устарело морально.

5. Тема: Разносторонний, многогранный характер русского человека.

Проблема: Зачастую принято было типизировать русского мужика, приписывая ему определенные качества. Писатель описывает двух совершенно разных людей из народа, которые и показывают разные прекрасные качества русского характера.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В рассказе присутствует сентиментальный пафос, проявляющийся через фигуру рассказчика. Тот умиляется главным героям, сочувствует им, становится свидетелем их непростой жизни. В то же время переживания барина и его осознание, что мужики – тоже люди, не выходит за рамки простой чувствительности. Не звучит активной позиции по крепостному праву, нет понимания, как помочь людям. Герой ненадолго соприкасается с крестьянами, восхищается ими, романтизирует русский народ – и уезжает.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Рассказчик (фигура автора) — барин, заехавший ради охоты в Калужскую губернию. Ездит на охоту с Полутыкиным, знакомится с двумя его мужиками. Живет четыре дня у Хоря, много разговаривает с ним и Калинычем, рассказывает о жизни в других странах.
• Полутыкин — местный помещик, любитель охоты, словоохотливый дружелюбный человек. В его доме останавливается рассказчик, с ним же ездит на охоту. Приводит своего нового знакомого в дом Хоря, а потом и в дом Калиныча. Достаточно комичный персонаж (из-за этого реальный человек, с которого он был списан, обиделся на писателя).
• Хорь — крестьянин, попросившийся у барина жить отдельно от всех, в лесу. Имеет усадьбу в несколько домов за крепким забором. Платит самый большой оброк: сначала было 50 рублей, теперь 100 рублей в год. Растит 10 сыновей, младшему около 20 лет. Все сыновья с женами живут при нем. Хозяйственный, практичный, умеющий торговать и извлекать выгоду из своего положения. Умный мужик, осознающий особенность своего положения. Друг Калиныча, подтрунивает над ним, но и уважает его.
• Калиныч — крестьянин, постоянно помогающий на охоте своему барину, Полутыкину, присматривающий за ним, как за ребенком. Местный целитель, собиратель трав, пасечник. Любитель природы. Умеет ладить с животными лучше, чем с людьми. Поет, играет на балалайке. Поэтичный, мечтательный человек. Когда-то был женат, но детей у него нет. Друг Хоря.

п.4. Литературные приёмы

Фигура автора — прием «наблюдения» за героями с целью переместить фокус с рассказчика на тех, кто с ним рядом. Помогает выразить авторскую позицию, но отстраненно.

Антитеза — противопоставление героев по характеру, образу жизни, отношению к одним и тем же вещам (Хорь и Калиныч). Эти герои воплощает в себе две стороны русского характера.
• Эпитеты: сладкая лень; тощие избы; барское чрево; прохожая свинья; гнилая солома; сокрушенное сердце; задумчивые тараканы; отличный человек; господский дом; невыносимый зной; кроткий нрав; ключевая вода.

Сравнение: ряд белых, как снег, зубов; любовался лицом, кротким и ясным, как вечернее небо; борода-трава; бабы угадывают чутьем; склад его лица напоминал Сократа.
• Метафора: пруссаки (тараканы), молодые великаны; хлопотунья-куропатка; сырые произведения своего сада; хорьки (сыновья Хоря); болтливый лепет деревьев.

п.5. Конфликт произведения

В рассказе нет явно выраженного внешнего конфликта, присутствует внутренний: барин, разговаривая с мужиками, осознает, что перед ним умные люди с богатым внутренним миром. Он ставит себя с ними наравне, даже останавливается в доме у простого мужика, а не у помещика. Барин смотрит на крестьян как на людей, изучает их жизнь с интересом и вниманием. В этом новом взгляде на народ и читается внутренний конфликт: рассказчик понимает, что люди должны быть свободными. В рассказе звучит порицание крепостного строя, пусть и не прямо, а косвенно.

Сравнительная характеристика героев рассказа «Хорь и Калиныч»


Хорь

Калиныч

Дом, предметы обихода

Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба; состояла из нескольких сосновых срубов, вокруг забор; главная изба: чистые бревенчатые стены, лампадка в серебряном окладе; выскобленный, вымытый липовый стол; нет ни прусаков, ни тараканов; хороший квас, огромный пшеничный ломоть; сытый пегий жеребец, корова, свинья; имеется прислуга

Низенькая изба. На пасеке у него чисто.

Семья

Большое семейство, покорное и единодушное: шесть молодых великанов, похожих друг на друга и ещё Федя, Потап и Сидор; здоровая баба- невестка; живут все вместе

Была когда-то жена, которой он боялся, а детей не бывало вовсе

Портрет, описание внешности, исключительные черты

Старик, лысый, низкого роста, плечистый и плотный; высокий шишковатый лоб, маленькие глазки, курносый нос, курчавая борода. Носит сапоги, скроенные из мамонтовой кожи. Особенной чистоты не придерживался: «надо-де избе жильём пахнуть».

Говорил мало, посмеивался и разумел про себя . Многое видел, много знал. Его познания были обширны, но читать не умел.

Отношение к женщинам презрительное.

Лет сорока, высокого роста, худой с небольшой загнутой головкой, добродушное смуглое лицо; был человек самого весёлого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, светло-голубые глаза, жидкая клиновидная борода. Объяснялся жаром; умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчёлы ему дались, рука у него была лёгкая. Слепо верил всему.

Калиныч читать умел. Пел довольно приятно и поигрывал на балалайке.

Род деятельности

Торговля маслом и дёгтем

Пасечник

Отношение героев к хозяину, к своему положению

Барин хороший. Для чего мне откупаться? Я своего барина знаю и оброк свой знаю.

Ладил с барином и прочими властями.

Насквозь видел г-на Полутыкина

Каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, ружьё, доставал воды, устраивал шалаши, бегал за дрожками. За барином наблюдал, как за ребёнком. Благоговел перед своим господином: «Уж ты, Хорь, у меня его не трогай»

Мнение Полутыкина о мужиках

«…зайдёмте сперва к Хорю». «…он у меня мужик умный». « Я ему не раз говорил: Откупись, Хорь. А он, бестия, меня уверяет, что нечем. Да, как бы не так!»

Добрый мужик, усердный и услужливый, но хозяйство исправно содержать не может: я его всё оттягиваю

Авторское отношение к героям (его мнение о них)

Напоминал Сократа; мне становилось совестно; чувствовал, что говорил не то; крепок ты на язык и человек себе на уме; старый скептик. Был человек положительный, практический, административная голова, рационалист: понимал действительность.

Хорь стоял ближе к людям, к обществу. Возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь (от него я многому научился). Жаль было расставаться.

Мне понравился с первого взгляда, долго любовался его лицом кротким ясным, как вечернее небо; с изумлением поглядел, не ожидал таких «нежностей» от мужика;

принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных.

Калиныч стоял ближе к природе: «Нет, дождь пойдёт, утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет».

Отношение героев друг другу

Радушно приветствовал Калиныча; любил и оказывал покровительство ему.

Вошёл в избу с пучком полевой земляники, которую нарвал для своего друга; любил и уважал Хоря; с добросовестною важностью исполнил просьбу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!