СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие в рамках недели литературы, посвященной 190-летию Л.Н.Толстого.

Просмотр содержимого документа
«Игра по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка

Иркутская область Катангский район





Игра для обучающихся 5-7 классов

по рассказу «Кавказский пленник»



























Учитель: Лищинская Е.О.









2018-2019 год.

Цели игры:

образовательные: закрепить знания текста художественного произведения;

развивающие: развивать мышление и общеучебные навыки; развивать познавательную самостоятельность; формировать умение анализировать предложенный материал;

воспитательные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуре учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Оборудование: презентация, проектор с экраном.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в команде.

Методы: словесный, поисковый, творческий.

Технология: деятельностного подхода с применением ИКТ технологии.

Ход игры:

I.Организационный момент

Формы, приёмы и методы работы: психологическая, практическая подготовка обучающихся к познавательной деятельности.

Учитель: Сегодня у нас игра, а игра-аукцион. Данная игра будет состоять из нескольких туров, то есть мини-аукционов. Победитель каждого из них (то есть тот, кто выполнит задание правильнее, точнее, образнее) получает фишку. Команда, в результате набравшая к концу игры большее количество таких фишек, объявляется победителем аукциона и получает и звание «Знатоки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Учитель : На приобретение выставлены лоты в обмен на знания текста рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Помогать вам будут знание текста, внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

Учитель: Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоток) каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать в аукционе.





II. Блиц-опрос:

1.Назовите время написания рассказа (70-е годы 19 века).

2. Где происходили события? (на Кавказе).

3. Какое оружие было при Жилине? (шашка)

4. Как называется татарская деревня? (аул).

5. Сколько денег заплатил Жилин за свою лошадь, когда она была жеребёнком? (100руб.)

6. Что в переводе обозначает слово «джигит»? («молодец»).

Учитель: Итак, команды доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.

III. Открытие аукциона знаний:

( Перед каждым туром звучит удар гонга.)

Тур 1. Истории создания рассказа «Кавказский пленник»

«Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году. Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе. Известно, что в середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война.

1.Что послужило причиной этой войны?

Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной. Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.

Тур 2. Реальный случай.

Однажды писатель далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен.

1.Кто выручил Льва Николаевича? Спас от плена?

Его выручил друг чеченец Садо. Незадолго до этого случая Садо купил отличного скакуна и подарил его писателю. Толстой отдал ему своего иноходца. Всё по кавказскому обычаю. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от погони на своём резвом коне, но он не мог бросить Садо в беде. У Садо было оружие, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближающихся преследователей, кричал. А те хотели взять Л.Н.Толстого и Садо живыми и поэтому не стреляли. Наконец друзья приблизились к крепости Грозной. Погоню увидел часовой и поднял тревогу. Подмога выехала из крепости, и чеченцы повернули обратно.

Тур 3. «Узнайте по портрету героя или героиню».

1. Мужчина грузный, толстый…(Костылин).

2. Барин, служивший офицером на Кавказе. Не велик ростом, да удал. (Жилин).

3. …Глаза у него черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое…Одет в бешмет шёлковый, синий, обшитый галунчиком; башмачки красные, сафьянные, обшитые серебром (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).

4. Тоненькая, худенькая девочка, лет тринадцати (Дина).

5. У него красная борода, одет в бешмет шёлковый, на ремне кинжал серебряный. На голове шапка высокая, баранья, чёрная… (красный татарин Кази-Мугамед).

6 …она в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, ( а на голове большой кувшин  жестяной с водой). (Молодая татарка).

7. Лицо у него скуластое. Рубаха на нём оборванная…вся грудь голая (работник ногаец).

8. ..Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые как пух; а лицо сморщенное и красное как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка. (Старик, проживающий уединённо).

Тур 4. Продолжи описание (словами близкими к тексту)
Задание 1:
«Пришло ему раз письмо из дома. (Пишет ему старуха-мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься»).
Задание 2:

«Ехать было 25 вёрст. Обоз шёл тихо…(то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят- дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь; ни деревца, ни кустика по дороге.)»
Задание 3: 

Спастись от погони Жилину не удалось. «Выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху. Навалилась Жилину на ногу…Хотел он подняться, а уж на нём два татарина сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали прикладами бить по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили – деньги, часы вынули. Платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами- до земли не достаёт; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь чёрная, на аршин кругом пыль смочила.)»
Задание 4:
Жилин пролежал в сарае всю ночь без сна. Когда наступил рассвет, он раскопал щёлку и стал смотреть. Что он увидел? («Видна ему из щёлки дорога – под гору идёт, направо сакля татарская, два дерева подле ней. Собака чёрная лежит на пороге, коза с козлятами ходит – хвостиками подёргивают. Видит - из-под горы идёт татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идёт, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведёт бритого, в одной рубашонке.»)
Задание 5:

«Пришёл Жилин в дом… (Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары…)
Задание 6:

За спинами у всех татар пуховые подушки подложены, а перед ними… «на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, а руки все в масле. …. Поели татары блины, пришла татарка… унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли.»)

Тур 5.Вопросы,вопросы,вопросы.

1.Какой сигнал служил сигналом к остановке обоза? (Рожок)

2.Почему Жилину не удалось приметить дорогу, когда его везли в горы? (Кровь запеклась над глазами, а руки крепко связаны).
3.Куда посадили Жилина татары? ( В сарай).

4.С какой просьбой обратился Жилин, когда утром его навестили красный и чёрный татарин? ( Попросил воды попить).

5.Кто принёс ему воду и смотрел на него ,как «на зверя какого»?(Дина).

6.Какое украшение носила не шее Дина? (монисто).

7. Из чего было оно было сделано ? (из русских полтинников).
8.Что висело на ленте, которая была вплетена в косу Дины? (бляхи и рубль серебряный).

9.Какое сравнение приводит писатель, когда Жилин подает ей кувшин? (Дина отпрыгивает прочь, как коза дикая).
10.Какой выкуп хотел получить Абдул-Мурат с Жилина? (три тысячи монет).

11.После чего Абдул-Мурат сказал: «Урус, джигит, джигит, урус!» (После того, как Жилин ответил решительным отказом платить три тысячи рублей.

Вскочил на ноги и говорит:

-А ты ему , собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак).

12. С каких пор пола про Жилина молва, что он мастер? (После того ,как он починил часы Абдулу).

13.Какой довод Жилин привел сыну своего хозяина, чтобы подняться на гору? (Надо найти траву, чтобы лечить жителей аула).

14.Что пообещал Жилин малому татарчонку за возможность сходить за аул на гору? (сделать лук и стрелы).
15.О чём пожалел Жилин, когда понял, что побег срывается? (Что взял с собой Костылина. «И чёрт меня дёрнул колоду эту с собой брать. Один бы я давно ушёл»).
16.Какие советы после побега Жилина и Костылина давали их хозяину татары? ( Дальше в горы услать. Старик настаивал убить русских).

17.Какой срок дал Абдул-Мурат на их выкуп ? (Две недели).

18.Куда их поместили после побега? (В яму. «..яма была аршин пяти»).

19.Где вяла длинный шест Дина? ( С крыши своего жилища).

20. Почему Костылин отказывается от второго побега? («Куда я пойду , когда и поворотиться сил нет?)

21.О чём думал герой , когда не смог сбить замок с колодки?(«Надо до месяца лощину пройти, до лесу добраться»).

22.Что на прощание дала девочка Жилину? (Лепёшки).

23.Какие слова благодарности сказал ей Жилин? (Назвал её Динушкой. «Век тебя помнить буду».

24.Сколько прямиком предстояло пройти герою?( восемь вёрст).

25.Почему татары не догнали Жилина, когда он вышел в чистое поле и увидел крепость? (Они испугались .Их было трое. А казаков, поспешивших на выручку Жилина, пятнадцать).

26.Какое решение принимает Жилин после своего спасения? (Остался служить на Кавказе).

Тур 6. Размышляем.

1.Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказываю об этой дружбе?

(Дина видела, что это веселый, добрый, мастеровой человек. Дина-девочка, ей хочется играть в куклы, но идет война. А Жилин делал ей игрушки.

Толстой хочет сказать, что людям разных национальностей нечего делить, не из-за чего воевать. Нужно жить в мире и согласии.)

2.Почему по имени в рассказе назван Жилин, а не Костылин? (Автор относится к нему с уважением, с любовью, как к родному).

3. Почему автор даёт героям такие фамилии? (жила, жилистый, сильный: костыль-палка для хромых, костыль)

4.Толстого считали и считают великим гуманистом. Какие нравственные уроки он нам преподносит в рассказе «Кавказский пленник» ?
(Только мирное сосуществование может помочь людям оставаться людьми).

III. Рефлексия

Учитель: Все лоты проданы. Аукцион завершён.Понравилась ли вам игра? Я благодарю всех участников аукциона за чёткую и быструю работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!