СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках истории. Личный опыт

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках истории. Личный опыт»

Игровые технологии на уроках истории. Личный опыт.

Игра – одно из самых загадочных и привлекательных явлений в нашей жизни. Исследователями были сделаны десятки попыток дать ему определение, понять – что же перед ними такое. Существует множество теорий игры – биологических и психологических, каждая из которых по-разному интерпретирует этот феномен, причины его возникновения и значение для человека. Само слово «игра» вызывает целый набор приятных ассоциаций: веселье, удовольствие, интерес, азарт, свобода, радость. Глядя на самозабвенно играющего ребенка, мало кто из педагогов не мечтал использовать эту силу в своей работе – в обучении.

Участие в интеллектуальной игре может повысить мотивацию к запоминанию важных фактов. Участие в ролевой игре поможет освоить новые модели поведения. участие в игре-модели – рассмотреть моделируемое явление с разных сторон, понять и осмыслить его. В игре ученик получает новый опыт – интеллектуальный, эмоциональный, опыт поведения и общения с товарищами и учителем. Игра – один из самых активных методов обучения она «ловит на интерес». Играть готовы практически все. Вопрос – во что же играть на уроке?

Психологи и педагоги описывают разные типы игр (или предлагают для них разные термины): деловые и ролевые, имитационные тренинги, организационно-деятельностные игры, организационно-обучающие игры...

Любой процесс работы с ролевой игрой или игрой-моделью состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения.

Эмоциональный вариант обсуждения: особое внимание уделяется чувствам играющих. учитель просит вспомнить (или же он заранее попросил отметить, записать) слова, действия, игровые ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные или отрицательные эмоции, а также дать эмоциональную оценку тех реальных явлений жизни, которым посвящается игра. Обобщения, которые делаются в результате игры, становятся эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель – заинтересовать детей проблемой, показать необходимость какого-то права, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации.

Смысловое обсуждение: главное в этом обсуждении – выявление проблем, проведение параллелей между игрой и действительностью на рациональном уровне, поиск путей решения конкретной проблемы. учащиеся должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на нее как на математическую задачу. во многих играх дети должны сформировать некую стратегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения. важно, чтобы дети отрефлексировали ее, и стратегия закрепилась в их в сознании.

«Конструкторское» обсуждение: это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой со старшеклассниками. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относящиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затронутые в игре, но и те, что предложены на следующих уроках), ребята вместе с учителем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в ней ставились, какие важные признаки явления моделировались. одна из целей работы – решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы модель более полно соответствовала жизни. или же – как изменить игру, чтобы затронуть какие-то новые проблемы? как упростить игру, чтобы повторить ее с младшими классами? как изменить «механизмы» игры, чтобы точнее выполнялись ее учебные цели? в любом случае этот вид работы может стать обобщением по всей теме и позволит ребятам еще раз вспомнить все изученное.

Виды игр.

  1. Игровые суды

Именно такие игры в западной литературе называют ролевыми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, в ней участвующих (роли). Ребята распределяют роли и разыгрывают сюжетное взаимодействие между персонажами.

Я провожу уроки – суды над великими личностями. Например, Иван Грозный, Петр Первый. Разыгрывание упрощенного судебного заседания. В такой сценке могут принимать участие – «судья», кто-то со стороны обвинения («следователь», «прокурор») и кто-то со стороны защиты («адвокат», «пострадавший»). Это самые сильные ученики класса, их роль очень значимая, потому что они доказывают виновность или невиновность подсудимого, допрашивают свидетелей. Свидетелями защиты или обвинения являются остальные ученики класса, которым даются роли приближенных великих личностей, представителей различных социальных слоев общества. Конечно, важную роль играет сама личность (Петр Первый или Иван Грозный). Вместе с классом учитель обсуждает увиденное и услышанное, оценивает речи и аргументы всех персонажей. Игры-драматизации помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения. В этой игре очень важна подготовка: распределение ролей, обсуждение с адвокатом и прокурором их стратегии.

  1. Игра по станциям

Играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут, по которому пойдут команды. На каждой станции ребятам предлагается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, может изменяться ее маршрут или следующие задания.

Проще всего использовать игру по станциям для проверки знаний и умений. Тогда мы последовательно предлагаем детям задания по отдельным вопросам изученной темы, постепенно усложняя их от станции к станции. в таком варианте собственно игровой сюжет не очень важен, дети понимают стоящую перед ними задачу и работают, как а обычном конкурсе. Гораздо интереснее попробовать использовать эту форму для того, чтобы участники в процессе игры добывали новые знания, учились что-то делать. в таком случае придется продумывать механизмы введения новой информации – неинтересно прямо давать на каждой станции какой-то текст и говорить: «Прочитайте и запомните». информацию можно получать, беседуя с ведущими этапов, выполняя какие-то практические задания, преодолевая неожиданно возникшие на пути препятствия. и здесь, чем больше Виды и правила организации учебных игр будет игровых моментов, тем с большим азартом дети будут стремиться вперед.

Планируя игру по станциям, важно не забыть тщательно продумать взаимодействие всех ведущих игры, точно рассчитать время пребывания команд на каждом этапе, подготовить варианты помощи команде, явно не справляющейся с проблемой. Игровая цель – раньше других групп пройти все этапы и собрать максимально полную информацию. При изучении культуры Древнего Египта учащиеся проходят такие станции как архитектура, скульптура, образование.

  1. Архитектура – пирамиды.

Расположить на карте, где они находились.

Выбрать из предложенных цифр (2600, 150, 50, 7) те, которые относятся к примерной дате их возведения, к высоте пирамиды, количеству чудес света.

Определить, что изображено на картинке. Пирамида, сфинкс, колонны, обелиски

  1. Скульптура – рельефы.

Собрать из кусочков картину с рельефом фараона или вельможи.

Исправить ошибки в тексте, который описывает, как изображали человека на рельефах.

Определить, что изображено на картинке: саркофаг Тутанхомона, рельеф.

  1. Образование

Написать по число египетскими иероглифами.

Исправить ошибки в тексте о особенностях египетской письменности.

Определить по картинкам, что это. Иероглиф, папирусный свиток, водяные часы.

Советы по организации учебных игр.

Чтобы игра прошла удачно, учитель должен точно и исчерпывающе объяснить правила, а дети должны их услышать и осознать. Это требование звучит достаточно просто, но не всегда просто выполняется, особенно вторая часть («дети должны...»). Что же можно сделать в этом случае? Американский педагог Мерилин Пейдж предлагает следовать такой процедуре:

1. изложить правила устно.

2. Показать их письменный вариант (плакат на стене, запись на доске, проекция слайдов/презентации на экране, печатные копии правил для каждого ученика или группы учеников).

3. Попросить двух учеников по очереди пересказать правила своими словами. Не воспроизвести сказанное учителем дословно, а переформулировать. выбрать этих учеников должен сам учитель, а не просить рассказывать желающих.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!