Приложение 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № _____»
РАССМОТРЕНО Психолого-педагогическим консилиумом МБОУ СШ № ___ (протокол от _____2021 № __) | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ № ___ (подпись) И.О. Фамилия Дата ____________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося с задержкой психического развития
(обозначить нозологию)
9 – б класс
на 2023-2024 учебный год
Составители:
Заместитель директора по УВР/ старший воспитатель
Классный руководитель/ воспитатель Козловаа Л.И.
Учитель-логопед__________________________________________________
Учитель-дефектолог _______________________________________________
Педагог – психолог
Социальный педагог_______________________________________________
Тьютор__________________________________________________________
С ИОМ ознакомлен (согласован на этапе разработки)
(подпись) И.О. Фамилия родителя ______________ Дата 8.12.2023
1. Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ребенка | |
Дата рождения | |
Группа здоровья | Третья группа |
Класс | 9 -б |
Программа обучения (вариант и срок обучения) | Обучение по АООП НОО ЗПР, вариант 7.2. (пятый год обучения) |
Заключение ПМПК №/дата | Нарушение нормального темпа психического развития резидуально-органического генезиса. Сниженный психический тонус. Смешанное расстройство школьных навыков. №129 от 16.10.2023г |
Наличие инвалидности (есть/нет) | отсутствует |
Сведения о семье: | Полная благополучная семья |
2. Основные особенности обучающегося (на основе коллегиального обсуждения результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка):
- развернутая психолого-педагогическая характеристика ребенка, его индивидуальные особые образовательные потребности (ООП), в том числе трудности, ресурсы и интересы, готовность к освоению программы, социальной адаптации, особенности поведения;
Ученик посещает учебное заведение с 1 класса. На протяжении всего времени обучения отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность. В связи с этим недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире ограничены.
Внимание неустойчивое. Ученик не способен к длительной концентрации внимания на выполняемом задании. Активность речевого общения снижена, избегает речевого контакта. Объем кратковременной памяти недостаточный, нуждается в многократном и поэтапном повторении инструкции с показом образца. Не умеет самостоятельно сравнивать понятия, классифицировать, определять закономерности.
У ребенка бедный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве ошибок: пропуски букв и слогов. Не умеет применять на практике изученные орфографические правила.
Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, испытывает сложности при написании творческих письменных работ. Не сформированы формы контроля и самоконтроля.
Вычислительные навыки у ученика не сформированы. Арифметические действия выполняются с опорой на калькуляторе, вспомогательные таблицы. При выполнении заданий, требующих анализа и сравнения, нуждается в помощи учителя. Так при решении задач затрудняется установить логическую последовательность действий.
В классе у ученика достаточный круг общения со сверстниками. На уроках, и во время перемен медлителен. всегда спокойный (эмоций не выражает). По отношению к сверстникам агрессию не проявляет. Внешний вид опрятный, все школьные принадлежности аккуратны.
3. Определение специальных условий обучения (выбрать из перечисленных и дополнить при необходимости)
Специальные условия | Условия, необходимые для данного ребенка |
Временной режим | гибкий график (дополнительный выходной) – по медицинским показаниям; щадящий режим обучения (сокращенное количество уроков) – в рамках ИУП; соответствует режиму класса; адаптационный период - сентябрь. Постепенное увеличение времени в классе в течение адаптационного периода, начиная с 2-х уроков; организация сенсорных перерывов. Прочее |
Организация пространства класса | выбор оптимального места в классе (1 парта); индивидуальная маркировка мебели и личных вещей ребенка (цвет, картинки и пр.); наличие игровой зоны, зоны для сенсорной разгрузки или зоны релаксации; Прочее |
Организация рабочего места | организация пространства для обучения (боковые ширмы, отдельная парта, наклонная поверхность и т.д.); цветовая маркировка парты и личных вещей ученика; визуальные подсказки на рабочем месте (указать какие именно, на каких уроках); визуальные инструкции (указать какие именно, на каких уроках); визуальные правила поведения (коррекционного воспитания детей с ограниченными возможностями является, выработка базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни |
Вспомогательные средства | визуальный план урока: план с указанием страниц и номеров упражнений, прописываемый на доске или индивидуальный план урока использование схемы «сначала - потом» на письменных уроках; подбор письменных принадлежностей (трехгранная изогнутая ручка и карандаш, насадка на ручку, ограничители строки, наконечник для жевания); опорные схемы и таблицы по предметам, алгоритмы действий. Прочее |
Технические средства обучения | таймер (указать, с какой целью); часы, песочные часы (указать, с какой целью); планшет (указать с какой целью); диктофон (указать с какой целью); микрофон (указать с какой целью); коммуникатор (указать с какой целью); калькулятор (указать с какой целью; планшет/ ноутбук/ компьютер. Прочее |
Специальный дидактический материал и адаптация учебных материалов | специальные учебные пособия (Нумикон, линейка АБАК, числовая прямая и пр.); адаптированные учебные задания (указать какие, на каких уроках, в чём адаптация) Прочее |
Создание специальных условий для проведения промежуточной и текущей аттестации | Форма оценки: возможность альтернативной формы задания; адаптированные тесты (указать в чем адаптация); адаптированные контрольные работы и диктанты (указать в чем нужна адаптация; например, только вписывание определённых букв на определенные правила, возможность опоры на образец и т.д.) Организационные условия (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки): увеличение времени (указать оптимальное время); изменение обстановки (отдельно от класса, дистанционно, с тьютором и пр.); особые приёмы организации процесса оценки достижений (наглядные опоры в виде расписания, алгоритма выполнения отдельных, наиболее сложных видов заданий и пр.); Прочее |
4. Направления деятельности специалистов и организация психолого-педагогического сопровождения в соответствии с выявленными актуальными трудностями обучающегося
Актуальные трудности ребенка (по учебным предметам и направлениям коррекционной работы) | Возможные причины | Ресурсы, необходимые для преодоления трудностей в обучении ребенка с ОВЗ | Результативность (конкретная динамика) |
специальные условия, которые создают педагоги и специалисты | сильные стороны обучающегося | 1 полугодие | Окончание года |
Русский язык и литература Нарушение учебно-познавательной деятельности. Выполняет списывание текстов, но с самостоятельными и контрольными работами не справляется без помощи педагогов В различении признаков текста и типов текстов (повествование, описание, рассуждение) Пересказ происходит только по наводящим вопросам | Внимание неустойчивое. Не способен к длительной концентрации внимания на выполнение задания Особенности академической, познавательной (учебной) сферы | Персональное доброжелательное обращение. Дозировка заданий, оптимальное чередований видов работ, сокращение объема заданий | Речевой запас обогатился. Легко вступает в общение с одноклассниками, младшими учениками из других классов, знакомыми взрослыми. В общении проявляет эмоции, чаще положительные | 1 | |
Математика Не владеет математическими действиями, не может воспользоваться изученными правилами, пересказ происходит только по наводящим вопросам Знания на уровне начальной школы | Уровень знаний, умений и навыков ниже программных требований. Программа предыдущего класса не усвоена | Урочный и внеурочный совместно с другими детьми в классе по адаптированным основным общеобразовательным программам. Устная похвала, даже если справилась с небольшим заданием | Спокойно реагирует на изменения в классе, школе (перестановка уроков, смена обстановки и пр.) . В классе чувствует себя комфортно. Охотно выполняет самые простые общественные поручения, помогает одноклассникам (дежурство) | 0 | |
Литература Составлении плана (делении текста на части, называние каждой части); Пересказе текста по плану; составлении рассказа о герое прочитанного произведения по плану; определении темы и главной мысли произведения. | Как правило, безразличен к отметке, не понимает систему поощрений, однако эпизодически может излишне эмоционально реагировать на отметку | Для переноса усвоенных знаний требуется несколько повторений с новым материалом и в новых условиях | С удовольствием выполняет те задания, в которых чувствует себя успешным Физически развит, , подвижен Эмоции развиты,, преобладают положительные эмоции. | 1 | |
История Темп деятельности низкий/ неравномерный; повышенная отвлекаемость на внешние раздражители низкая продолжительность продуктивной деятельности и утомляемость возникает на фоне какого-либо одного вида деятельности | Эмоционально-волевое развитие Нарушена направленность на сферу межличностных отношений, снижен эмоциональный фон Волевая сфера слабо развита | Формы: беседы, экскурсии, просмотр видео, сюжетно-ролевых игры, творческие конкурсы, фестивали, праздники, встречи, участие в проектах, изучение учебных дисциплин | К одноклассникам относится дружелюбно, не проявляет агрессию. Выполняет поручения (дежурство в классе) | 1 | |
География Без помощи учителя учащийся не способен пользоваться и ориентироваться в тексте и иллюстрациях учебника, сравнивать и обобщать материал темы, ,не способен пересказать, не понимает причинно-следственную зависимость явлений | Уровень знаний, умений и навыков ниже программных требований. Программа предыдущего класса не усвоена | Индивидуальные беседы, вовлечение в сюжетно-ролевые игры, конкурсы, театральные постановки, спортивные мероприятия | Гигиенические навыки сформированы, навыки культурного поведения присутствует навык содержания в порядке вещей личного пользования | 1 | |
Биология Скудный словарный запас, предложения односложные, ответы краткие, пересказ выполняется по наводящим вопросам учителя Не выражает интереса к групповым играм, к заданиям относится нейтрально | | Создание благоприятного микроклимата общения Установление тесного контакта с учащимся. Внимательное отношение, включая упражнения на развитие эмоций | Владеет чувством ритма, может продублировать показанные движения, мелкая моторика развита. В большинстве случаев самостоятельно ориентируется в пространстве класса. Нуждается в постоянной помощи взрослого при передвижении по школе | 1 | |
Физическая культура За год прибавил в развитии физических качеств, силу. Вызывают затруднения в игре с мячом, технике безопасности. | | | | 1 | |
| | | | | |
5. Индивидуальное расписание занятости обучающегося
Отражает занятость обучающегося с ОВЗ/инвалидностью в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в том числе направления коррекционной работы. Родители участвуют в разработке индивидуального расписания.
Индивидуальное расписание занятости обучающегося
№ урока/ занятия/ время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | 8.15 -9..00 | В.д. Разговор о важном | Русский язык | . Химия | География | Родной язык (русский) |
2 | 9.10 - 9.55 | Иностранный язык | Биология | Физическая культура | Русский язык | Биология |
3 | 10.15-11.00 | Физическая культура | Информатика | География | Алгебра | Алгебра |
4 | 11.20-12.05 | Физика | Литература | Иностранный язык (английский) | Иностранный язык (английский) | Геометрия |
5 | 12.15-13.00. | Химия | Основы безопасности жизнедеятельности | Алгебра | История | История |
6 | 13.25 -14.10 | Обществознание | Литература | Геометрия | Физика | Русский язык |
7 | 14.10– 14.55 | История | Алгебра | Физика | Родная литература (русская) ЛИТЕР | Литература |
Направления коррекционно-развивающей работы
Специалист | Направления коррекционно-развивающей работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Учитель-логопед | | Индивидуально | В течение года |
Педагог-психолог | Формирование: коммуникативных, социально-бытовых навыков, навыков адекватного учебного поведения | Индивидуально | В течение года |
Учитель-дефектолог | | | |
Тьютор | | |
6. Мониторинг эффективности реализации ИОМ (анализ достижения планируемых результатов за первое полугодие и в конце учебного года).
-– коротко каждый специалист описывает результативность по направлению работы в произвольной форме
Математика.
Затрудняется при:
- понимании инструкций со сложными лексикограмматическими конструкциями;
- понимании условия задачи (необходимо её иллюстрирование, подробный разбор);
- решении задач
- выполнении краткой записи задачи, схематического рисунка;
- составлении текстовых задач по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи;
- при оперировании математическими терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, произведение, множитель, делимое, делитель, частное, выражение, значение выражения
Знания по математике на уровне начальной школы
География
Без помощи учителя учащийся не способен пользоваться и ориентироваться в тексте и иллюстрациях учебника, сравнивать и обобщать материал темы, ,не способен пересказать, не понимает причинно-следственную зависимость явлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В результате оказания обучающемуся комплексной помощи учителями и специалистами сопровождения отмечается стойкая положительная динамика по всем запланированным результатам. Но у обучающегося сохраняются трудности, обусловленные специфическими речевыми нарушениями (см. Анализ достижения обучающимся планируемых результатов). Рекомендована корректировка АОП на следующий учебный период с учётом вышеописанных трудностей