СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа развития педагога.АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа развития педагога, заключается прежде всего в – самообразовании (самосовершенствовании ).

«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа развития педагога.АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)»

Индивидуальная программа развития педагога

Индивидуальная программа развития педагога, заключается прежде всего в – самообразовании (самосовершенствовании ).

«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.


Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)


Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

МО учителей начальных классов способствует формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, побуждает его к изучению новой информации и опыта, учит самостоятельно приобретать знания, создает условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучает к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- библиотек,

- музеев, выставок,

- экскурсий,

- творческих, художественных, спортивных обществ,

- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

- общения с, интересными людьми,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:


1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.


2 этап – обучающий.

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.


3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.


4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях педагогических и методических советов, посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.


5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.


План самообразования педагога должен включать:

  • перечень литературы, которую планируется изучить;

  • формы самообразования;

  • срок завершения работы;

  • предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)


Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Формируется банк материалов:


Формы и методы работы с педагогами по самообразованию:

  1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом самообразования.

  2. Индивидуальные беседы руководителей с педагогами об основных направлениях самообразования.

  3. Совместное обсуждение завуча и педагога методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности занятий.

  4. Оказание помощи воспитателям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.

  5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

  6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

  7. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.


Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.















АЛГОРИТМ

работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)



  1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной работы:

- ознакомление с литературой;

- ознакомление с нормативно-правовыми документами;

- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

  1. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

- обоснование выбора темы;

- актуальность и новизна;

- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

- формулирование цели и задач работы;

- разработка плана на год индивидуальной работы.

  1. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

  2. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

  3. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над темой (проблемой), самосовершенствования формулирование выводов и предложений.

  4. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!