СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока занятия

Систематизация и обобщение знаний

Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)

 (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [ж – ш] изолированно,  в слогах, словах, предложениях и правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами.

Задачи:

1. Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • ​ развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развивать мелкую моторику рук;

 «Животные», «Одежда»; «Ягоды».

    ·формировать навык работы по инструкции;

  • предупредить ошибки на письме,  при  написании слов с буквами ж и ш.

2. Образовательные:

  • вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [ж – ш];
  • учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами;

​                    ·закреплять навык составления предложений с данными словами.

 

3. Воспитательные:

  • ​ вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;

​       ·воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать культуру коммуникации;

Оборудование у обучающихся:

​ ·зеркала;

​ ·индивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»;

  • логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»;
  • ​ цветные карандаши, простые карандаши.

Место занятия в системе занятий, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями

Занятие проводится после изучения на логопедических занятиях тем: «Звук и буква Ш», звук и буква «Ж», «Автоматизация звука [ш]», « автоматизация звука [ж]» на логопедических занятиях. При соотнесении звуков с буквами опираемся на печатные буквы. Письменные буквы «жэ» и «ша» на уроках обучающиеся будут изучать позже.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж»

Проничкиной Екатерины

Технологическая карта логопедического занятия на тему: «Дифференциация согласных звуков [Ж-Ш]»


Тип урока занятия

Систематизация и обобщение знаний

Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [ж – ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях и правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами.

Задачи:

1. Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;

  • ​ развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  • развивать мелкую моторику рук;

«Животные», «Одежда»; «Ягоды».

формировать навык работы по инструкции;

  • предупредить ошибки на письме, при написании слов с буквами ж и ш.

2. Образовательные:

  • вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [ж – ш];

  • учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами;

​  закреплять навык составления предложений с данными словами.


3. Воспитательные:

  • ​ вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;

​  воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать культуру коммуникации;

Оборудование у обучающихся:

​ зеркала;

​ индивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»;

  • логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»;

  • ​ цветные карандаши, простые карандаши.

Место занятия в системе занятий, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями

Занятие проводится после изучения на логопедических занятиях тем: «Звук и буква Ш», звук и буква «Ж», «Автоматизация звука [ш]», « автоматизация звука [ж]» на логопедических занятиях. При соотнесении звуков с буквами опираемся на печатные буквы. Письменные буквы «жэ» и «ша» на уроках обучающиеся будут изучать позже.

Список учебной и дополнительной литературы


  1. Баскакина И. В., М. И. Лынская. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш. – Москва.: Айрис-пресс, 2008.

  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

  3. «Копилочка активных методов обучения», http://www.moiuniversitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

  4. Мазанова Е. В.Коррекция акустической дисграфии. – Конспекты занятий для логопеда/ Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

  5. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.6 Детство-Пресс, 2010


























Этап, время

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Методы

1. Организа-

ционный

момент



Здравствуй, меня зовут Екатерина Алексеевна

-Какое у нас сейчас занятие?

Что мы будем делать на индивидуальном занятии?


Что помогает нам правильно и красиво говорить?


Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем наше утро с улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и улыбнитесь мне.

Представьте дети, что вы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш-ш-ш. Прилетели шмели на поляну. Покажите, как низко летают шмели. Летают шмели, жужжат ж-ж-ж-ж-ж-. Ветер стих, не шелестят больше листочки. Не жужжат шмели.




индивидуальное

Учиться правильно и красиво говорить

Язык, губы, зубы


Обучающиеся улыбаются друг другу, учителю и гостям.

Дети стоят около своих парт, затем поднимают руки вверх, быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ш-ш-ш-ш-ш. Дети опускают пальцы рук вниз и быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ж- ж -ж –ж-ж

Словесный метод(беседа)

2. Введение в тему занятия.

1 мин.

Как шумела листва от тёплого ветерка?

А когда прилетели шмели на поляну, как они жужжали? Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать на сегодняшнем занятии?

Дети произносят ш-ш-ш-ш-ш, затем - ж-ж-ж-ж-ж. Отвечают: «Над звуками [ж], [ш]».


3. Артикуляцион-

ная гимнастика

3 мин.

Обрати внимание на это деревце. Смотри как много на нем жучков. Давай поможем деревцу, тебе необходимо сдуть как можно больше жучков с дерева.

Выполняем упражнения перед зеркалом:

  1. «Трубочка – улыбка»

  2. «Почистим верхние зубки изнутри»

  3. «Парус»

Ученики выполняют упражнение»Росток» на компьютерном тренажёре, делают упражнения артикуляционную гимнастику


4. Артикуляция звуков занятия

3 мин.

Произнесите ещё раз звук [ш] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный?

Произнесите звук [ж] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный?

Звуки [ж] и [ш] очень похожи по произношению, и поэтому на сегодняшнем занятии мы будем учиться их различать.

Ученики отвечают:

-Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос не участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия.

-Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия.


5. Игра «Поймай звук»

5 мин.

Сегодня на занятие к нам пришли гости – Жужжалочка и Шипелочка. Они живут в том самом лесу, о котором мы говорили в начале занятия. Догадайтесь, какой любимый звук у Шипелочки, а какой любимый звук у Жужжалочки?

Учитель-логопед показывает изображения Шипелочки и Жужжалочки.

Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть в разные игры. И сегодня мы с вами поиграем в игру « Поймай звук».

Учитель – логопед читает стихотворение:

Мыши жадные шуршали,

 Шоколад в шкафу жевали,

И всю ночь потом чихали,

Нашей кошке спать мешали.


Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен,

Мёд ему дадим на ужин,

Потому что мы с ним дружим.


А теперь ловим слоги со звуками [ж] - [ш].

Ловим слог «шу»

Су, шу, жу, зу, шу, ку, жи, шу, щу, шу.

Ловим слог «жа»

Жи, жа, жу, зу, ша, жа, ща, жо, жа.


Ловим слова со звуком [ш]. Показывам букву «ша», если в слове есть звук [ш].Определяем место звука в слове.

Магазин, шапка, жук, полоса, кошка, ужи, карандаш, жаба, машина.

Ловим слова со звуком [ж]. Показывам букву «жэ», если в слове есть звук [ш]. Определяем место звука в слове.

Мыши, сахар, кожа, шапка, жук, коза, зайка, ежи


Дети отвечают:

любимый звук у Шипелочки [ш], а у Жужжалочки звук [ж]?

Хлопают, если услышат нужный звук.



7. Игра «Паровозик»


4 мин.

Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть. Поиграем вместе с ними в игру «четвертый лишний»

Дети по очереди подходят и выполняют упражнение.


8. Упражнение « Споём песенку»

2 мин.

В нашем лесу растёт много разных ягод, а особенно много ежевики и шиповника. Как вы думаете, кто из героев нашего занятия любит собирать ежевику? А кто шиповник? Шипелочка любит собирать ягоды и напевать свою любимую песенку ши-ши-ши. А Жужжалочка собирает ягоды и поёт жи-жи-жи. Давайте споём вместе с ними их любимые песенки. Сначала поём песню шипелочки ши-ши-ши, а потом поём песню жужжалочки – же-же-же. А потеем – их общую песню – прыгаем сначала на шиповник и поём «ши», а потом на ежевику и поём «же».

Дети «прыгают» пальцами по изображениям ягод и напевают ши-ши-ши, же-же-же.


10. Физкультми-

нутка «Медведь и ёжик»


2 мин.

Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в гости к медведю и к ёжику, которые живут неподалёку. А у медведя в лесу дом какой – большой или маленький? А у ежа? Встаём из-за парт и грубым, как у медведя голосом говорим: « А у медведя в лесу дом большой». Затем опускаем руки вниз и показываем, какой у ежа маленький дом и говорим тоненьким, как у ёжика голосом: «А у ежа дом маленький».

Дети выполняют упражнение по инструкции учителя.


11. Игра «Третий лишний»

3 мин.

Героини нашего занятия предлагают вам игру «Третий лишний». У вас на партах лежат картинки. В названии двух из них есть один звук нашего занятия, а в названии третьей – другой. Эта третья картинка и является лишней. Назовите её и определите, какой звук в её названии и где он находится – в начале, середине или конце слова.

Жираф-баклажан-карандаш

Ёжик-шляпа-жёлудь

Мышь-жук-шапка

Лягушка-кошка-флажок

Обучающиеся отвечают:

-лишние слова карандаш (ш в конце слова), шляпа (ш в начале слова), жук (ж в начале слова), флажок (ж в середине слова)


13. Итог занятия


1 мин.

Дети, наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились различать на занятии? Тот, кому понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске смайлик, тот кому занятие не очень понравилось- прикрепите просто магнитик – без смайлика. Пароль на выход – произнести слова со звуками [ж-ш]

Ученики отвечают:

Учились различать звуки

[ж-ш].







Приложение 1

Карточки с изображением шиповника и ежевики









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!