СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Индивидуальные средства защиты" Методическая разработка к открытому уроку.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа к открытому уроку " Индивидуальные средства защиты " по предмету "Безопасность жизнедеятельности"  2 курс обучения. Цель разработки приобретение навыков и умений в использовании индивидуальных средств защиты , умения  оказывать помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, выработке черт необходимых для безопасного поведения в ЧС, бдительности по предотвращению актов терроризма.

Просмотр содержимого документа
«" Индивидуальные средства защиты" Методическая разработка к открытому уроку.»

Министерство образования Ярославской области.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

« Ярославский политехнический колледж № 24 »




Методическая разработка


урока « БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ « для обучающихся 2 курса по теме


«Средства индивидуальной защиты».


для всех специальностей



базовая подготовка

среднего профессионального образования








2023


Проект УВЗ


  1. Специальность: 09.02.04 Информационные системы;

  2. Курс обучения: 2;

  3. Учебная дисциплина (УД): « Безопасность жизнедеятельности». Объем учебного времени: 68 часов аудиторной нагрузки;

  4. Место УД в учебном плане: общеобразовательный;

  5. Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный;

  6. Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет;

  7. Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме): Раздел 1 «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»; Подраздел к теме 1.5 «Средства индивидуальной защиты»

  8. Место УВЗ в теме, межпредметные связи: история, химия;

9. Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК, ПК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития;

ОК 5. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции

общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,

межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и

социальных групп;

ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей;

ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей;



10. Цели: Пропаганда мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Способствовать формированию таких психологических качеств как способность противостоять страху и панике, быстрота реакции, готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических ситуациях. Приобретение навыков и умений пользования средствами индивидуальной защиты, умение оказать помощь пострадавшему в чрезвычайных ситуациях развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

Образовательная: Знания об окружающей нас опасности и собственных возможностях. Способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;


Развивающая: Совершенствование своих физических и психических возможностей, чтобы предвидеть и предотвратить опасности;

Воспитательная: Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, внимания, взаимопомощи, быстроты, ловкости,

выполнение задачи в любых условиях обстановки;

Задачи: Продолжить формирование коммуникативных компетенций.

Критерии (показатели) достижения целей: Демонстрация применения индивидуальных средств защиты. Выполнение нормативов.

11. Тип урока: комбинированный урок.

12. Методы и формы оценки образовательного результата по теме:

Методы: Текущий контроль в форме: устного опроса, разгадывание кроссворда, тестовых заданий по темам учебной дисциплины.

Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные.

13. Учебный материал:

Учебники:

1) « Безопасности жизнедеятельности» : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Авторы: Н.В.Косолапова,Н.А.Прокопенко.-2-е изд.,стер.-М.: Издательский центр "Академия"2017,- 368 страниц.

2). «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей ред. Смирнова А.Т. Учебник для 10 класса. – М.: Изд.

«Просвещение» 2012 г.

3). «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей ред. Латчук В.Н.. Учебник для 10 класса. – М.: Изд.

«Дрофа» 2005 г.


Дополнительная литература: «Защита от оружия массового поражения», под ред. Мясникова, М:1989 г., Воениздат.


Источники:

Электронные ресурсы: http://www.mchs.gov.ru/

Видеотека МЧС: http://www.kbzhd.ru/fotovideo/video.php

Мультимедиа   учебники: http://www.kbzhd.ru/library/

14. Учебно-материальное обеспечение:

- ноутбук, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;

- электронная презентация, созданная средства­ми программы-редактора презентаций;

- образцы различных моделей противогазов, фильтрующих коробок, ватно-марлевая повязка (ВМП), противо-пылевая тканевая маска

(ПТМ-1),респираторы ,средства защиты кожи (ОЗК,Л-1, фильтрующая защищающая одежда), медицинские средства защиты(АИ-2, ИПП -8,11) перевязочный пакет медицинский, муляжи «Гоша» и «Максим-3» ;

15.Ведущие методы, технологии, методики: Анализ источников, сравнение, обобщение, проблемная беседа; системно-деятельностный подход. МТБ, ТСО, расходные материалы.

  1. Форма предъявления учебного материала учащимся: Рассказ, показ и отработка. Показ презентации, в слайды презентации включе­ны основные определения, таблицы и схемы, фо­тографии и рисунки для иллюстрации рассказа преподавателя по всем изучаемым вопросам. Показ наглядного материала в натуре.

  2. МТБ, ТСО, расходные материалы: Препо­даватель может использовать плакаты «Граждан­ские противогазы ГП-5 и ГП-7», «Детские проти­вогазы и защитные камеры», «Простейшие сред­ства защиты органов дыхания и кожи», «Новейшие СИЗОД», а также использовать образцы средств защиты для показа и рассказа по их пользованию в различных чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Для контроля подготовлены вопросы тестовой проверочной работы .

18.

Этапы и временные рамки

УВЗ

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся


Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1.Организацион-ный момент-

3 мин.

Организация готовности и внимания

Готовность всей группы к работе

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

Фронтальная

Построение , проверка ,приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. Проверка готовности помещения и оборудования, выдача противогазов.

2) Актуализация знаний

20 мин

Проверить полученные на предыдущем занятии знания и отработать умение анализировать источники

А) Выполненные индивидуальных заданий,

Б) Устные ответы на вопросы по предложенным источникам.

А) Выполняют задание.

Б) Анализируют информацию источников, отвечают на вопросы.




А) индивидуальная


Б) фронтальная

Вопросы:

Убежища и их характеристика.

Назовите, что лучше, эвакуация населения или защита их в убежищах?

Как приспособить помещения под убежище, что необходимо сделать?

Где можно укрыться при приближающимся урагане, смерче?



3) Мотивация учащихся

7 мин.

Пробудить интерес к теме занятия

Работа с кроссвордом и выделенным словом в кроссворде.

Дают определение термина «Противогаз».

Что говорит о нём исторический словарь.



Фронтальная беседа








Предлагаются вопросы: Что такое «СИЗ», АХОВ. Расшифруйте значение этих слов.

4) Усвоение новых знаний

35 мин.



Приводит примеры из истории 1-й мировой войны о применении немцами химического оружия, и о авариях на предприятиях хим. промышленности в городе (НПЗ и на ж.д.ст. Приволжье)

Выступления с докладами:

- о работе ученого Зелинского Н.Д.,


- о предприятиях химической промышленности в г.Ярославле




Выполнение нормативов по одеванию средств защиты.







Анализируют опасную экологическую ситуацию в городе.



Фронтальная беседа.







Показ образцов индивидуальных средств защиты, показ презентации, организация работы студентов в одевании средств защиты: противогазов, ОЗК, костюма Л-1. Действие по сигналу «Химическая тревога».





5) Осмысление и закрепление знаний

20 мин.


Уметь анализировать аварийную ситуацию.

Обсуждение вопросов, поставленных в начале занятия






Заполняют карточки

№1,2


тестов.

Индивидуальная




Опрос понятий по теме.

Проверяет заполненные карточки.



6) Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Работают с учебником,

дорабатывают опорный конспект


Выполняют задания.

индивидуальная

Во внеурочное время проведение тренировок по выполнению нормативов от ОМП.


7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 мин.


Оценивает критически результат собственного труда


Оценивает значимость знаний, умений, навыков деятельности, полученных на занятии

индивидуальная

Подведение итогов урока, обсуждение и выставление оценок.





1).Организационный момент 3 мин.

2) Актуализация знаний 20 мин. Проверить полученные на предыдущем занятии знания и отработать умение анализировать источники.

Вопросы: Убежище, противорадиационные укрытия, приспособленные укрытия.

Разгадывание кроссворда.

Время выполнения– 20 минут (приложение 1).


3) Мотивация учащихся 7 мин.

Тема нашего занятия называется «Средства индивидуальной защиты »

- Дайте определение термину «СИЗ», «АХОВ».

4) Усвоение новых знаний 35 мин.

Ход урока



Построение группы , поверка и доклад старосты группы преподавателю о готовности к занятию, преподаватель ОБЖ принимает доклад и проверяет внешний вид, делает замечания по их устранению. Обучаемые при заходе в кабинет разбирают противогазы на столах, каждый своего размера, которые они определили дома, воспользовавшись интернетом и портновским сантиметром.

Проверка домашнего задания.

Преподаватель: Работаем мы в таком же ключе, как и работали и урок мы наш начнем с проверки домашнего задания по теме проходящей: « Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера». Домашнее задание будет проходиться в форме устного ответа на вопросы предыдущего подраздела темы: « Защитные сооружения гражданской обороны.» Убежище, противорадиационные устройства(ПРУ), приспособленные укрытия и виде разгадывания кроссворда. Кто пойдет к доске?

Вызываются обучающиеся, которые отвечают на вопросы и разгадывают кроссворд.

Вопросы к отвечающем: Какие бываю вентиляционные системы? Откуда берется воздух для

подпора в помещении и для чего это нужно?

Примерный ответ: За счет режимов вентиляции.

Какие режимы вентиляции существуют и отчего это зависит?,

Примерный ответ: Три режима. 1- чистой вентиляции, 2- фильтро-веентиляции, 3- полной изоляции.

Какая страна имеет опыт использования убежищ в мирное время чаще других ?

Примерный ответ: США.

Какие помещения можно использовать в качестве приспособленного к убежищу в деревне ?

Примерный ответ: Склад овощей, подвал, погреб.

Что лучше, эвакуация населения или укрытие в убежище?

Примерный ответ: Все зависит от ЧС, если ожидается затопление- то эвакуация, если ожидается ураган или смерч необходимо быстро спрятаться в убежище или в ближайшем подъезде, подвале, что ближе.

Вопросы кроссворда и ответы.

1.Поражающий фактор ядерного взрыва не оказывающий вредного воздействия на человека.

Ответ: Импульс. ( Электромагнитный импульс).

2.Инженерное сооружение для защиты населения от ЧС техногенного и природного характера?

Ответ: Убежище.

3.Участок местности подвергшейся радиационному заражению?

Ответ: Зона.

Обучающейся читает вопросы и ответы на вопросы.

Преподаватель находит в разгаданном кроссворде в помеченных клеточках красным цветом выделенное слово « СИЗ».

Вопрос к обучающимся: Что означает эта аббревиатура?

Ответ:

С - Средства;

И - Индивидуальные;

З -Защита.

Вопрос: Какие Вы , знаете есть средства защиты органов дыхания и лица?

Примерный ответ: Ватно-марлевые повязки , противо-пылевые тканевые маски , респираторы, противогазы.

Средства бывают: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства уже изучены сегодня,

был на него устный ответ.

Что относится к средствам индивидуальной защиты?

Примерный ответ: Противогазы , респираторы, те средства которые защищают у нас органы дыхания.

Преподаватель:

Противогазы – они у нас выходят корнями к временам 1-й мировой войны, когда немцы стали активно применять химическое оружие против стран Антанты на своих позициях.

Слушаем доклад. Посвященный изобретению активации угля русским ученым-химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским.

Противогаз является наиболее надежным сред­ством защиты органов дыхания. Его появление связано с появлением нового вида оружия массового поражения - химического ору­жия. Отравляющие вещества впервые применили в первую мировую войну войска кайзеровской Гер­мании против позиций англо-французских войск. Необходимо было в короткие сроки создать надеж­ные средства защиты от отравляющих веществ. Химики, медики и другие специалисты многих стран трудились над этой задачей. Лучше других работа удалась русскому ученому-химику Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861-1953 гг.), который предложил использовать в защитном приборе в качестве поглощающего вещества древесный уголь. Предложенная конструкция оказалась на­столько удачной, что стала прообразом современ­ных фильтрующих противогазов. Противогаз Зе­линского состоял из резиновой маски с очками и коробки, заполненной адсорбирующим веще­ством - активированным углем, в которой очищал­ся зараженный воздух. Он надежно защищал лицо, глаза и органы дыхания человека от ядовитых га­зов. Постоянно совершенствуясь, противогаз до­шел до наших дней и остается наиболее распрост­раненным средством защиты органов дыхания.

Итак, сегодня, мы будем продолжать изучать тему раздела: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера». Урок 5. « Средства индивидуальной защиты».

Преподаватель включает ноутбук и запускает презентацию.

Пишет на доске число и тему занятия: Средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Запишите дату и тему урока в тетрадях. И зарисуйте схему.

На экране демонстрируется слайд СИЗ. (Приложение 2, слайд 1.)

Тема, содержание и цель занятия.( Приложение 2, слайд 2.

Преподаватель объявляет тему, цель урока и учебные вопросы, доводит порядок его проведения.

Учебные вопросы:

  1. Назначение и классификация средств инди­видуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

  2. Средства индивидуальной защиты кожи

  3. Медицинские средства индивидуальной защиты.

Цель занятия:

1.Изучить назначение средств индивидуальной защиты, которые применяются для защиты населения при поражении радиоактивными , аварийно-химическими опасными веществами и бактериальными средствами.

2.Практически изучить комплектность и прядок пользования СИЗ.

Средства индивидуальной защиты делятся на 3 группы. Приложение 2, слайд 3.)

  1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

  2. Средства индивидуальной защиты кожи.

  3. Медицинские средства индивидуальной защиты.



Давайте разберём все эти средства защиты.

Противогаз изобретён русским ученым-химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским.

Запишите.

Портрет Н.Д.Зелинского и изобретенный им противогаз. Приложение 2, слайд 4.)

Что такое само слово противогаз, кто скажет или даст определение? Давайте посмотрим, что пишет толковый словарь о противогазе?

Зачитывается значение слова противогаз. Противогаз - это маска с фильтром служащая для защиты от отравляющих и радиоактивных веществ, вредных газов и дыма.

Кстати, противогаз можно использовать, не только для защиты от химического оружия в военное время, но и в мирное время. Противогазом можно защитить органы дыхания от опасных веществ, которые используются в химической промышленности. Это не боевые вещества, а химические, многие из них по своим свойствам даже можно отнести и боевым.

Такие химические вещества, которые используются в промышленности идут под аббревиатурой АХОВ. Запишите АХОВ. Сейчас мы расшифруем, что это такое? Кто знает, что такое АХОВ?

Правильный ответ: А – аварийные;

Х- химические;

О- опасные;

В- вещества;

Это аварийно-химические опасные вещества.

Какие в нашем городе есть предприятия у которых имеются АХОВ? И что будет, если произойдёт утечка или выброс этих веществ на землю или в атмосферу при аварии?

Правильный ответ: НПЗ, ЯМЗ,ОАО СК «Премьер»,ОАО НИИ» Ярсинтез», МП "Водоканал-ЦВС, Ярославский шинный завод, завод синтетического каучука, ОАО «Русские краски», Ярославский завод резинотехнических изделий, РТИ, нефтебаза, селикатный завод и др.

Послушаем доклад об экологии и авариях, которые были на предприятиях химической промышленности в нашем городе за прошедшие годы.

В мирное время на предприятиях химической промышленности широко применяются ядовитые опасные вещества для отбеливания тканей, а также при производстве бумаги, изготовлении резины, обеззараживания воды. Они используются в качестве холодогена в пивоварении , овощехранилищах, на мясокомбинатах, в производстве удобрений.

Синильная кислота используется для производства пластмасс, оргстекла, искусственного волокна, удобрений для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений , производстве лекарственных препаратов.

Демонстрируются слайды:

Знак «Химическая опасность».(Приложение 2, слайд 5)

Первенец химической промышленности - Ярославский НПЗ. (Приложение 2, слайд 6)

Схема места авария на ж.д. ст. Приволжье Северной железной дороги. (Приложение 2, слайд 7)

Разлив химически опасного вещества на ж.д. ст.Приволжье - гептила. (Приложение 2, слайд 8)

Ликвидация аварии на ст. Приволжье.(Приложение 2, слайд 9)

Первый вопрос.

Демонстрируется схема «Средства индивидуальной защиты (СИЗ)». Приложение 2, слайд 10.)

Средства индивидуальной защиты предназна­чены для защиты организма человека от вредного воздействия АХОВ, OB, PB и БС, а также для сни­жения нежелательных эффектов светового, теплового и ионизирующего излучений.

По способу изготовления СИЗ разделяются на: Средства выпускаемые промышленностью (табельные) и изготавливаемые населением из подручных ма­териалов.

По принципу защитного действия противогазы подразделяются на: Фильтрующие и изолирующие. (Приложение 2, слайд 11).

Давайте сначала разберём фильтрующие противогазы. Фильтрующие противогазы представляют собой наиболее универсальное средство защиты органов дыхания, так как они обеспечивают вы­сокую степень очистки воздуха от вредных при­месей, как в виде аэрозолей, так и паров (газов), пыли.

Принцип действия противогазов состоит в следующем:

Для дыхания используется на­ружный зараженный воздух, который очищает­ся от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из под шлем-мас­ки наружу через специальный клапан.

Преподаватель показывает фильтр в разрезе, где в нижней части ФПК помещается длинноволокнистая бумага (целлюлоза) цвет её белый, а в верхней части помещается активированный уголь, цвет чёрный. По научному его называют "ШИХТА" .Смотрите...... Преподаватель дает 2 шт. ФПК в разрезе для осмотра обучающимся.







Что такое, активированный уголь или "ШИХТА"? Вопрос для всех?

Ответ: Это дважды обожжённый и обработанный специальным химическим составом берёзовый уголь.

Противогазы у нас подразделяются, также на гражданские противогазы.

Гражданские противогазы.(Приложение 2, слайд 12).

Более доступными для населения являются гражданские противогазы, которых в стране имеется в количестве, вполне достаточном, чтобы обеспечить все население, проживаю­щее на территориях, подвергаемых риску воз­никновения ЧС в результате крупномасштаб­ных выбросов АХОВ в окружающую среду, а также в случае применения ОМП. Име­ются следующие виды гражданских противо­газов: ГП-5 (ГП-5М) и ГП-7. Все гражданские противогазы комплектуются типовой противогазовой коробкой малого габари­та, имеющей некоторые отличительные особенно­сти по составу наполнителя. Главное же их отли­чие заключается в конструктивных особенностях и размерах лицевых частей.

Существуют сейчас более новые , совершенные противогазы ГП-7В и ГП-7ВМ

(Приложение 1, слайд 13)

Литер «В » означает, что вода. В них есть устройство по подачи воды в противогаз, которая используется для питья.

Подхожу к слайду и показываю указкой на флягу для воды, Она может быть полиэтиленовой или железной.

Общевойсковой противогаз. (Приложение 2, слайд 14).

Также существует общевойсковой противогаз который используется в рядах Вооруженных Силах РФ. Противогаз представляет улучшенную модель гражданского противогаза ГП-5 , но здесь отличие, в том, что используется более увеличенный воздушный фильтр и гофрированный шланг. Некоторые думают, что шланг, это не удобно, что он мешается болтается , но всё на оборот ,он позволяет выполнять более сложные боевые задачи. Если бы ФПК находилась непосредственно на маске, она мешала бы, так как она тяжела для головы и имеет большие размеры, здесь же противогазовая коробка с гофрированном шлангом находиться в противогазовой сумке на левом боку, она не мешает сковыванию в движениях, целиться при стрельбе, пользоваться измерительными приборами смотреть в диоптрический прицел или артиллерийскую буссоль, перископ, бежать, и т.п. выполнению своеобразной боевой работы.

Существуют детские противогазы.

Детские противогазы. .(Приложение 2, слайд 15).

Они подразделяются для защиты детей младшего и школьного возраста , здесь суть в анатомической особенности головы этого времени.

Для защиты детей младшего (начиная с 1,5 лет) и старшего возраста получил распространение противогаз ПДФ-7. Наиболее совершен­ными моделями являются детские противога­зы ПДФ-2Д для дошкольного возраста и ПДФ-2Ш для школьного возраста. Провер­ка, сборка и подготовка детских противога­зов практически не отличаются от аналогич­ных действий с противогазами для взрослых. Проведенные испытания показали, что время защитного действия детских гражданских про­тивогазов примерно в два раза больше, чем у противогазов для взрослых. Для защиты младенцев до полутора лет от ОВ, радиоактивных йода и пыли, бактериальных средств предназначены камеры защитные детс­кие КЗД-4 и КЗД-6 .

Преподаватель подходит с указкой к схеме «Детские защитные камеры» и рассказывает из чего состоят эти камеры.

Они состоят из оболочки, натянутой на металлический каркас, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболоч­ку с двух сторон вмонтированы два диффузион­ных сорбирующих элемента и прозрачная плас­тмассовая пластина (окно), через которую следят за поведением ребенка. В верхней части оболоч­ки предусмотрена рукавица из прорезиненной ткани для ухода за ребенком. Ребенка укладыва­ют в камеру головой к окошку, туда же кладут бутылочку с детским питанием, запасные пелен­ки. После этого тщательно герметизируют вход­ное отверстие, складывая кромку оболочки вдвое, затем каждую из половинок складывают еще раз и зажимают планками зажима. Камеру можно но­сить в руках, на тесьме через плечо, устанавли­вать на шасси детской коляски или на санки.

Отличительной особенностью детских противогазов, как не странно, по своим защитным свойствам детский противогаз приравнивается к общевойсковому противогазу, т.е. не к гражданским моделям, а именно к общевойсковому противогазу. Это говорит о том, что у него более увеличенный фильтр и позволяет боле лучше очищать ядовитые вещества.

Образцы коробок. (Приложение 2, слайд 16)

Несмотря на то, что гражданские противога­зы комплектуются малогабаритными коробкам имеющими небольшой слой шихты (активиро­ванного угля ) однако в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными выбросами АХОВ, когда в атмосфере могут создаваться кон­центрации на несколько порядков выше, чем от ОВ в полевых условиях, время защитного дей­ствия противогазов весьма ограничено. А в ряде случаев оно равно нулю. Это обуславливается, во-первых, тем, что гражданские противогазы не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, таких как аммиак, деметиламин, метил хлористый, окислы азота, окись этилена, окись углерода. Во-вторых, на небольших расстояниях от постоянно действу­ющего источника заражения в условиях высоких концентраций может произойти мгновенный про­скок шихты противогазовой коробки. В целях расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ и повышения защит­ных свойств в настоящее время промышленностью изготавливаются специальные дополнительные гопкалитовые патроны ДП-1, ДП-2, ДПГ-1, ДПГ-3 и ПЗУ-ПК.

Дополнительный (гопкалитовый) патрон ис­пользуется вместе с противогазовой коробкой (де­монстрируется слайд «ДПГ-1, ДПГ-3»). Внутри патрона один (ДПГ-3) или два (ДПГ-1) слоя: спе­циальный поглотитель и гопкалит. Наружный воз­дух, попадая в фильтрующе-поглощающую короб­ку (ФПК), предварительно очищается от аэрозолей и паров АХОВ. Поступая затем в дополнительный патрон, окончательно очищается от вредных при­месей. Патрон имеет цилиндрическую форму и внешне похож на ФПК противогазов ГП-5, ГП-7 на дне его нарезана внутренняя резьба для присо­единения к ФПК ГП-5 или ГП-7. Защитные свойства коробок промышленных противогазов от АХОВ существенно выше, чем у коробок гражданских противогазов (без допол­нительного патрона). Поэтому промышленные противогазы могут использоваться в более широ­ком диапазоне концентраций, т. е. возможно их ис­пользование на меньших удалениях от источника заражения по сравнению с гражданскими проти­вогазами. Использование гражданских противога­зов без дополнительного патрона возможно толь­ко на больших удалениях (сотни и более метров) от источника опасности.

Время действия по СДЯВ для гражданского противогаза ГП-7 без дополнительных патронов и с дополнительными патронами ДПГ-1 и ДПГ-З приведено в таблице:


Наименование СДЯВ

Конц., мг/л

без ДПГ

с ДПГ-1

с ДПГ-З


Аммиак

5.0

0

30

60


Диметиламин

5.0

0

60

80


Хлор

5.0

40

8050

100


Сероводород

10.0

25

30

50


Соляная кислота

5.0

20

50

30


Тетраэтилсвинец

2.0

50

500

500


Двуокись азота

1.0

0

30

0


Этилмеркаптан

5.0

40

120

120


Окись этилена

1.0

0

25

0


Метил хлористый

0.5

0

35

0


Окись углерода

3.0

0

40

0


Нитробензол

5.0

40

70

70


Фенол

0.2

200

800

800


Фурфурол

1.5

300

400

400






УСТРОЙСТВО ФИЛЬТРУЮЩИХ ПРОТИВОГАЗОВ.

Преподаватель говорит, чтобы слушатели записали устройство противогаза.

Противогаз состоит из шлем маски, шлем маски разной конструкции. Есть закрытые шлем маски и есть открытые. Показывает образцы масок. Стекла, они входят в очковый узел. Фильтра, на разных моделях он разный. Узла клапана. Почти все противогазы устроены одинаково, но есть отличительные особенности на разных моделях. Например: переговорное устройство, для чего оно нужно? Ответ: Для переговоров по телефону и радио, в войсках он просто необходим. При общении команды командира должны быть внятны и понятны т.е притом и хорошо слышны, чтобы их выполнять, поэтому без переговорного устройства не обойтись.

Отвлекёмся. ( Пауза)

Существуют вот такие зарубежные образцы детских противогазов. (Приложение 2, слайд 17)

Дети бояться на себя надевать противогаз, пугаются иногда - плачут. А, вот такие образцы детских масок в виде слоненка, зайчика, волка, медведя и хомячка, как бы отвлекают детей и они охотно дают себя одевать.

Вот ещё, есть такие интересные модели, модели для животных.

Модели противогазов для домашних животных. Приложение 2, слайд 18)



Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средствами защиты , преподаватель подходит с указкой к стенду«Простейшие СИЗ органов дыхания» рассказывая показывает их. К простейшим СИЗ орга­нов дыхания относят противопыльную тканевую маску ПТМ-1 и ватно-марлевую повязку. Эти сред­ства могут использоваться населением так же, как и противопылевые респираторы. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоак­тивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Изготавливаются они либо по заказу ор­ганов управления по делам ГОЧС в швейных мас­терских, либо самим населением по рекомендуе­мым органами ГОЧС образцам. Маска ПТМ-1 состоит из двух основных час­тей - корпуса и крепления ( показываю на стенде «ПТМ-1»). В корпусе прорезаны смотро­вые отверстия, в которые вставляются стекла или пластины из прозрачного материала (плексигласа, целлулоида). Корпус маски изготавливается из четырех-пяти слоев ткани: два-три внутренних слоя - из плотных тканей (фланель, байка), верх­ний - из неплотной - (штапель, трикотаж). Креп­ление делается из одного слоя любой ткани.

Ватно-марлевая повязка изготавливается следу­ющим образом (показываю на стенде «Изго­товление ВМП):

- берут кусок марли размером 100 на 50 см;

- на его середину кладут ровный слой ваты раз­мером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см;

- марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату;

- свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок;

- завязки закрепляют стежками ниток (обши­вают).

Если есть марля, но нет ваты, можно изгото­вить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают пять-шесть слоев марли.

Одевание маски.

Ватно-марлевая повязка при использовании накладывается так, чтобы нижний край ее зак­рывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин (показываю на стенде). При этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы по­вязки завязываются: сначала верхние - на затыл­ке за ушами, затем нижние - на темени. Для за­щиты глаз используют специальные противопыльные очки различного устройства. Очки можно сделать и самим.

В экстренных случаях при отсутствии противопыльной маски и повязки можно использовать под­ручные средства: любую ткань, сложенную в несколь­ко слоев, одежду, полотенце, шарф, платок и т. п. Защитные свойства ПТМ, ВМП и подручных средств можно повысить, смочив их водой или специальным раствором. Для защиты органов дыхания в условиях хи­мического заражения противопылевые респира­торы и простейшие средства индивидуальной защиты используются лишь в исключительных случаях. Например, при эвакуации из зоны хи­мического заражения после предварительной их пропитки 5-10-процентным раствором питьевой соды или 2-процентным раствором лимонной (уксусной) кислоты.

Следующая квалификация противогазов – изолирующие противогазы.



Изолирующие СИЗ органов дыхания.( Приложение 2, слайд 19).

Для работы на суше и под водой используются противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК.

Изолирующие противогазы такого типа , предназначены для выполнения аварийно-спасательных работ в условиях больших концентраций паров вредных примесей в воздухе, при недостатке или отсутствии кислорода в воздухе- это закрытые резервуары и ёмкости ,кабельные колодцы. Приложение 2, слайд 20). Приложение 2, слайд 21).

ИП-5 для работы под водой. .( Приложение 2, слайд 21).

Принцип их действия состоит в том, что на­ружный воздух для дыхания не используется. Че­ловек, надевший противогаз, дышит смесью кис­лорода, находящегося в специальной емкости, и выдыхаемого воздуха после его очистки от влаги и углекислого газа. Недостатком изолирующего противогаза является ограниченное время пребы­вания в нем.Данные средства защиты работают на основе химически связанного кислорода. Кислород вы­свобождается в результате химической реакции, которая происходит в регенеративном патроне при взведении пускового механизма. В качестве реге­нерирующих препаратов наибольшее применение имеют соединения надперекиси натрия и калия. Все надперекисные соединения характеризуют­ся наличием активного кислорода, который вы­деляется в молекулярном виде при реакции взаи­модействия надперекиси с водой или углекислым газом. Все изолирующие противогазы на основе хи­мически связанного кислорода состоят из реге­неративного патрона с пусковым приспособлени­ем, дыхательного мешка с клапаном избыточно­го давления, лицевой части (имеет три размера) с соединительной трубкой, каркаса и сумки с при­надлежностями. Регенеративный патрон служит для поглощения углекислого газа и паров воды из выдыхаемого человеком воздуха и подачи во вдыхаемый воздух кислорода, необходимого для дыхания. Дыхательный мешок служит резервуа­ром для воздуха. Он снабжен клапаном избыточ­ного давления, обеспечивающим поддержание в дыхательном мешке давления, не превышающе­го 40 мм вод. ст. Лицевая часть служит для изоля­ции органов дыхания, глаз и лица от окружаю­щей среды и подвода воздуха к органам дыхания из дыхательного мешка через регенеративный патрон к органам дыхания. Каркас предотвраща­ет дыхательный мешок от сдавливания в процес­се работы, а также обеспечивает крепление реге­неративного патрона.

В настоящее время широко используются так­же изолирующие противогазы и дыхательные ап­параты, работающие на сжатом кислороде (КИП-8, КИП-9) (Приложение 2, слайд 22)

и на сжатом воздухе (АП-96, АП-98-7К, АП-2000, ИВА-24М, АСВ-2, АВХ-324НТ и др.) (Приложение 2, слайд 23)

В указанных выше изолирующих противога­зах и дыхательных аппаратах можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха са­мыми высокими концентрациями химически опасных веществ. Стоимость этих противога­зов существенно превышает стоимость филь­трующих противогазов. Поэтому согласно су­ществующим нормам ими обеспечивается только тот производственный персонал хими­чески опасных объектов, деятельность которо­го непосредственно связана с выполнением ра­бот на особо опасных участках. Это, прежде всего, личный состав газоспасательных и дис­петчерских служб химически опасных произ­водств и личный состав формирований, пред­назначенных для выполнения работ непосред­ственно по месту пролива АХОВ (разведчики, спасатели и ликвидаторы последствий химичес­ких аварий).

Изолирующие противогазы являются средства­ми многоразового пользования. По мере отработ­ки регенеративных патронов или баллонов они заменяются новыми. Для использования противо­газов необходима заблаговременная специальная подготовка персонала, которому предстоит в них работать.

Кроме изолирующих противогазов и дыхатель­ных аппаратов к изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также самоспасатели типаСПИ-20 и ПДУ-3 ( подхожу беру СПИ-20 показывая , рассказываю его устройство и применения) и которые используются для кратковременной защиты от АХОВ на период эк­стренного выхода из зараженной зоны. В состав этих средств также входят регенеративные пат­роны и дыхательные мешки с клапаном избыточ­ного давления. В отличие от изолирующих проти­вогазов самоспасатели являются средствами защи­ты одноразового действия, их использование не представляет особых затруднений для необучен­ного персонала.

Шланговые противо­газы . (Приложение 2, слайд 24)



К изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также шланговые противо­газы, которые обеспечивают органы дыхания чи­стым воздухом с помощью вентиляторов или компрессоров через соединительные шланги. Они используются главным образом при выполнении работ по ремонту и очистке различ­ных емкостей, цистерн, коллекторов в подвальных и других замкнутых помещениях, где в больших концент­рациях могут скапливаться опасные химические вещества. Допустим – метан. Преподаватель показывает дыхательный мешок от самоспасателя СПИ-20.

Практическая часть первого вопроса.

Преподаватель: Теперь на практическом примере оденем противогаз.

Обучающиеся готовят противогазы, дезинфицируют, протирая внутренние части шлем масок спиртом. Готовят противогазы в положение « Наготове». Крепят противогаз к левому боку.

Напоминает , что противогаз всегда должен быть рядом, под рукой. Противогаз надевается по команде «Газы» или самостоятельно, сообразуясь с обстановкой. Перед надеванием необходимо осмотреть противогаз, проверить состояние стекол, наличие клапанов вдоха и выдоха, снята ли пробка с фильтра, некоторые забывают про пробку.

И так. По команде « Газы» необходимо, снять головной убор, затаить дыхание, закрыть глаза , достать противогаз из противогазовой сумки и надеть его, сделать глубокий выдох, возобновить дыхание, открыть глаза и надеть головной убор. Обучающиеся ждут команду «Газы». Женщины перед надеванием должны подобрать со лба волосы и убрать гребенки, заколки, зажимы волос.

Преподаватель личным примером, показывает, как надо одевать противогаз на себе, указывает какие бывают ошибки при одевании, напоминает, что в войсках, это норматив № 1, из положения « Походное», на оценку «Отлично» его надо выполнить за 8 секунд, на «Хорошо» за 9 секунд, на «Удовлетворительно» за 10 секунд. В составе взвода (группы) за 11 секунд.

Все ждут команду «Газы».

Преподаватель включает сирену.

Звучит сигнал сирены, что означает «Химическая тревога».

Преподаватель подает команду « Газы», слушатели и преподаватель надевают противогазы одновременно.

После окончания тревоги, преподаватель, подает команду отбой команде «Газы».

Все снимают противогазы и укладывают в сумки.

Преподаватель указывает на типичные ошибки при выполнении норматива. Мы забыли посмотреть снята ли у фильтра пробка?

Преподаватель проверяет работу противогаза с переговорным устройством и без переговорного устройства.

Преподаватель меняет противогаз, где нет переговорного устройства, надевает его и в нем

подает команду «Газы», обучающиеся слышат плохо и он жестом руки указывает, что необходимо

надевать всем противогаз. Обучающиеся поняли его и надевают противогаз.

Преподаватель снимает противогаз, меняет его на противогаз с переговорным устройством, надевает его и подаёт команду отбой « Газам ». Обучающиеся слышат его хорошо разборчиво и выполняют команду « снять противогаз». разница в слышимости преподавателя в противогазе с переговорном устройстве ощутима.

Норматив № 2 .Надевание общевойскового противогаза ( ГП-5) на поражённого.

Условия. Учащейся сидит около поражённого у его головы. Противогаз у поражённого в походном положении. Норматив выполняется по команде преподавателя « Противогаз на поражённого надеть».

Последовательность выполнения норматива:

положить голову поражённого на бедро учащегося, расстегнуть клапан тпротивогазовой сумки у «поражённого»;

приложить нижнюю часть шлем-маски к подбородку «поражённого». Движением рук на себя натянуть шлем-маску на голову «поражённого. Проверить правильность надевания противогаза.

Время выполнения.

Норматив засчитывается с момента подачи команды до доклада учащегося: «Противогаз на поражённого надет».

Оценочные показатели: Норматив засчитывается с момента подачи команды до доклада

Оценочные показатели: «отлично»- 15 сек., «хорошо»-16 сек.,»удовлетворительно»-17 сек.

.Первый вопрос темы « Индивидуальные средства защиты органов дыхания» изучен и отработан практически, приступаем к изучению второго вопроса.

2.Идивидуальные средства защиты кожи.

Представлена схема видов индивидуальных средств защиты кожи и её классификация.(Приложение 2, слайд 25)

Своевременное и умелое использование СИЗ обеспечивает надежную защиту от отравляющих веществ (0В), светового излучения ядерных взрывов (СИЯВ), радиоактивной пыли (РП), радиоактивных веществ (РВ), бактериальных (биологических) аэрозолей (БА), оксида углерода и позволяет выполнять отдельные задачи под водой и в среде, лишенной кислорода. (Приложение 2, слайд 26)

Индивидуальные средства защиты кожи у нас представлены костюмами:
1 Общевойсковым защитным комплектом. (ОЗК).
2.Легким защитным костюмом Л-1.
3. Фильтрующей защитной одеждой.


Общевойсковой защитный комплект. (ОЗК). (Приложение 2, слайд 27)
Применяется для защиты от отравляющих веществ, а также от предохранения кожных
покровов, обмундирования, обуви и снаряжения от заражения радиоактивными
веществами и биологическими средствами.
В состав ОЗК входят:
защитный плащ, защитные чулки, защитные перчатки.
В «походном положении» защитный плащ переносят на спине в чехле поверх снаряжения.
При отсутствии чехла защитный плащ, свернутый в скатку, носят на спине с перекинутыми через плечи и закрепленными за поясной ремень тесемками. При снаряжении с полной выкладкой защитный плащ, хранится в вещевом мешке. Защитные чулки и защитные перчатки, уложенные в специальный чехол, носятся на поясном ремне, на правом боку.
При действиях и передвижениях на закрытых машинах и танках полностью комплектный ОЗК, укладывается каждым военнослужащим рядом с собой, под сиденьями или другие места указанные командиром.
В положении «наготове» при отсутствии чехлов плащ можно носить за спиной в развернутом виде.
В «боевом» положении защитный плащ ОЗК может быть использован в виде накидки, плащ в рукава, или в виде комбинезона. (Приложение 2, слайд 28)

Последовательность надевания ОЗК по команде «Защитный комплект одеть»:
-оружие положить на землю или прислонить к какому-либо предмету,
-снять сумку с противогазом, снаряжение и головной убор и положить рядом,
-заправить китель в брюки,
-надеть защитные чулки,
-освободить концы тесемок из полуколец на чехле, продеть их в полукольца по низу спинки плаща и закрепить,
-застегнуть центральный шпенек держатели шпеньков сначала правой, а затем левой полы плаща и закрепить их закрепкой,
-застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую, держатели закрепить застежкою,
-застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями,
-застегнуть борта плаща, оставив не застегнутыми два верхних держателя,
-надеть поверх плаща снаряжение и противогаз,
-привести противогаз в «боевое» положение,
-надеть головной убор, а затем капюшон, застегнуть остальные держатели плаща и хлястик капюшона,
-надеть перчатки,
-взять оружие.
Время одевания защитного плаща в рукава и противогаза на открытой
местности не должно превышать- 4 мин.,
в укрытиях или на машинах- 6 мин.,
а комбинезона - соответственно 6 и 12 мин.
Приемы снятия ОЗК:
-снять снаряжение,
-отстегнуть закрепки, расстегнуть полы плаща и хлястики защитных чулок, -расстегнуть боковые хлястики, -расстегнуть бора плаща,
-расстегнуть хлястик капюшона и стянуть капюшон назад, за спину, -расстегнуть хлястики рукавов,
-вытягивая руки из рукавов, одновременно снять перчатки,
-развязать тесемки у плаща,
сбросить плащ назад наружной стороной вниз,
-отвязать тесемки защитных чулок от поясного ремня и снять защитные чулки, -отойти в наветренную сторону и снять противогаз.

В виде накидки защитный плащ по команде «Газы, накидки» используется при внезапном применении противником ОВ и биологических средств или при выпадении радиоактивных осадков . поражения военнослужащих. ОЗК в виде плаща одевается по команде «Газы, чулки, плащ в рукава надеть». Надевают защитный плащ, защитные чулки, защитные перчатки, плащ при этом застегивается до пояса и надевается противогаз.
Предельно допустимыми сроками пребывания военнослужащих в герметичных средствах защиты кожи при воздействии солнечных лучей и слабом ветре могут быть:
при температуре 30 градусов и выше- 15-20 мин,
от 25 до 29 градусов- 30 мин.,
от 20 до 24 градусов - 40-45 мин,
от 15 до 19 градусов- 1.5-2 часа,
при температуре ниже 15 градусов - более 3 час.

Легкий защитный костюм ( Л-1).(Приложение 2, слайд 29)

Изготавливается из легкой прорезиненной ткани, состоит их рубахи с капюшоном, брюк, сшитых вместе с чулками, двупалых перчаток и подшлемника.
Выпускают костюм трех размеров: первый для роста до 165 см., второй от 165 до 172 см., третий свыше 172 см.

Комплект защитной фильтрующей одежды .(Приложение 2, слайд 30)

Комплект состоит из хлопчатобумажного комбинезона специального покроя, мужского нательного белья (рубахи и кальсон), хлопчатобумажного подшлемника и 2-х пар портянок.В качестве простейших средств защиты кожи может быть использована, прежде всего производственная одежда (спецовка) - куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшоном, сшитые из грубой ткани. Они способны защитить от попадания на кожу радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и не пропускать в течение некоторого времени капельно-жидкие ОВ. Брезентовые изделия, например, защищают от капельно-жидких ОВ зимой до 1ч.,
летом- до 30 мин.
Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для этого плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытой хлорвиниловой пленкой, зимние вещи- пальто из грубого сукна или драпа, ватники. Пальто из сукна или драпа вместе с другой одеждой от капельно-жидких ОВ защищают зимой до 1 час, летом- до 20 мин., ватник- до 2 час. Для защиты ног надо применять резиновые сапоги, боты, галоши. Можно воспользоваться обувью из кожи но тогда с галошами. Резиновые изделия способны не пропускать капельно-жидкие ОВ до 3-6 ч. На руки надо одевать резиновые или кожаные перчатки, рукавицы. Шерстяные, трикотажные, хлопчатобумажные перчатки защищают только от радиоактивных веществ и бактериальных средств, но не от ОВ. Обычную одежду можно пропитать специальным раствором, что не позволит проникать парам и аэрозолям ОВ. Для пропитки одного комплекта достаточно 2.5 л. раствора, который готовят на основе водных синтетических моющих средств, применяемых для стирки белья, или минеральных или растительных масел. Для чего берут 500 г. моющего средства и растворяют в 2.5 л. подогретой до 40-50 градусов воды. Смесь перемешивается в течении 2-3 мин. до получения однородного раствора светло-желтого цвета. Можно также взять 250-300 г. мыльной стружки или измельченного хозяйственного мыла, растворить в 2 л. нагретой до 60-70 градусов воды. Когда мыло полностью растворится, добавляют 0.5 л. минерального (растительного) масла; полученную смесь ' перемешивают в течении 5 мин. до получении эмульсии. Комплект одежды помещают в ведро, таз или корыто и заливают горячим пропиточным раствором. После того как одежда пропитается, ее выворачивают наизнанку. Затем слегка отжимают и высушивают.

Снятие средств защиты производится по распоряжению командиров подразделений, если по показаниям приборов радиационной и химической разведки не установлено опасности в воздухе и нет поражения военнослужащих. Приложение 2, слайд 31).

Практическая часть второго вопроса.


Практическое одевание средств защиты сводится к одеванию костюма Л-1, костюмов ОЗК в виде накидки, в виде плаща и комбинезона.

Вызываются 4-е обучающихся, преподаватель назначает, какой костюм кто надевает и в каком виде. По ходу одевания костюмов на обучающихся, преподаватель рассказывает и помогает им в одевании средств защиты кожи, рассказывая и показывая при этом, последовательность её надевания, рассказывает нюансы из своего опыта в надевании ОЗК и костюма Л-1. После того, как одежда будет надета на всех, преподаватель строит их в одну шеренгу, подает команду « Становись, Равняйсь, Смирно!» показывая всей группе обучающихся вид одевшихся, « Вид спереди».

Дальше командует, подает команду «Напра- ВО», показывая всем одевшую защитную одежду

« Вид сбоку».

Далее командует, подает ещё раз команду «Напра- ВО», показывая всем одежду « Вид сзади ».

Далее подает команду « Защитную одежду СНЯТЬ», рассказывая и показывая порядок снятия защитной одежды. Напоминая, что перчатки и чулки снимаются в последнюю очередь.



Норматив по надеванию ОЗК в войсках, не должен превышать 4-х минут, если более 4-х минут командир ставит за это солдату оценку «Два».

Напоминает, что защитная одежда одевается и снимается только на чистой территории. Затем одежда отправляется на санитарную обработку. После санитарной обработки и просушки она складывается.

Порядок складывания специальной одежды, для показа преподаватель из мультимедиа показывает отрывок видеофильма в течении 2- минут « Складывание специальной одежды».

Остальные обучающиеся выполнять нормативы по одеванию и складыванию защитной одежды

нормативы №3,3а,3б будут на 5-и дневных сборах в конце мая и начале июня месяце.

Третий вопрос.

3. Медицинские средства индивидуальной защиты. (Приложение 2, слайд 32)

Медицинские средства индивидуальной защиты представлены аптечкой медицинской

индивидуальной ( АИ-2) , индивидуальными противо-химическами пакетами ИПП-8,ИПП-9,ИПП-10,ИПП-11 , пакетом перевязочным медицинским.

Медицинские средства индивидуальной защиты - это медицинские препараты, материалы и специальные средства, предназначенные для использования в ЧС с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов и профилактики осложнений.

 К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: Приложение 2, слайд 33)

Аптечка индивидуальная АИ-2. Приложение 2, слайд 34), Приложение 2, слайд 35)

Аптечка индивидуальная представляет собой набор лекарственных средств для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах (для снятия боли) и предупреждения или ослабления поражения фосфорорганическими ОВ, бактериальными средствами и радиоактивными веществами. Аптечка представляет собой футляр из пластика размером 90х100х20 мм, массой 130 г, в который вложены пластмассовые тюбики и пеналы с препаратами. Препараты вложены в семь гнезд.

Универсальная аптечка бытовая для населения, проживающего на радиационно-опасных территориях.

Индивидуальные противохимические пакеты - ИПП-8, ИПП-10. Приложение 2, слайд 36)

Пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10 предназначены для обеззараживания капельно-жидких отравляющих веществ и некоторых аварийно химически опасных веществ, попавших на тело и одежду человека, на средства индивидуальной защиты и на инструмент.

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-11) Приложение 2, слайд 3)

 Пакет заключённый в защитную оболочку увлажнённые салфетки, предназначены для дегазации и дезактивации открытых участков лица, шеи и рук. В полевых условиях пакет имеется в снаряжении каждого военнослужащего, в том числе каждого медика. Запас ППИ находится в сумке санитара и медицинской войсковой сумке (СМВ). Гарантийный срок хранения пакета -5 лет.)

Пакет перевязочный медицинский – ППМ. Приложение 2, слайд 38)

Применяется пакет перевязочный медицинский ( ППМ) для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов  кровотечения. Представляет собой стерильный бинт с двумя ватно – марлевыми подушечками, заключенными в непроницаемую герметическую упаковку. Порядок пользования ППМ: разорвать по надрезу наружную оболочку и снять ее; развернуть внутреннюю оболочку; одной рукой взять конец, а другой – скатку бинта и развернуть повязку; на раневую поверхность накладывать так, чтобы их поверхности, прошитые цветной ниткой, оказались наверху.

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.(20 мин.)

Контрольные вопросы по первой части:

1. Простейшим средствами защиты органов дыхания являются:

- фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;

- ватно-марлевая повязка и противо-пылевая тканевая маска;

- фильтрующие детские противогазы и респи­раторы.

2. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз и защищает от :

- отравляющих веществ и высоких температур окружающей среды;

- отравляющих, радиоактивных веществ и бак­териальных средств;

- радиоактивной пыли и бактериальных средств.

3. К какому типу противогазов относится ПДФ-2Ш:

- шланговый противогаз;

- промышленный фильтрующий противо­газ;

- детский фильтрующий противогаз.

4. В этих средствах защиты можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха са­мыми высокими концентрациями химически опасных веществ:

- изолирующих противогазах;

- респираторах;

- промышленных фильтрующих противога­зах.

5. Дополнительный (гопкалитовый) патрон предназначен:

- для использования противогаза под водой;

- расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ;

- для применения противогаза в условиях вы­соких температур.

- защите от различных АХОВ;

- для применения противогаза в условиях вы­соких температур.

Контрольные вопросы по второй части:

-назвать средства защиты кожи,
-состав специального раствора для пропитки одежды;
-что входит в комплект Л-1;
-что входит в комплект общевойскового защитного комплекта;
-виды использования ОЗК.

Контрольные вопросы по третьей части:

6.Назовите медицинские средства защиты.

- что входит в аптечку АИ-2;

- как пользоваться ИПП-8;

- как пользоваться ИПП-11;

- как накладывается повязка из пакета перевязочного медицинского.(ППМ) на сквозную пулевую рану.

Тестовая проверочная работа (1 мин.) ( Приложение 3 ).

Для того чтобы проверить свои знания и за­крепить изученный материал, вам предстоит вы­полнить работу. В нашем раздаточном материале вам выданы в первой части, номера вопросов с первого по двенадцатый и во второй части, номера вопросов с первого по пятый. Просьба поставить галочки, где считаете нужным.. Приступим!





.

5.ЗАДАНИЕ НА ДОМ. ( 2 мин.)

Повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным кон­спектом. Закончить опорный конспект. Учебник: «Основы безопасность жизнедеятельности». 10 кл.:. под общей ред. Латчук В.Н. перераб.-М. Стр. 125-132.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин.

Каждый оценивает критически результат собственного труда. Подведение итогов. Достигнуты ли цели урока. Обсуждение и выставление отметок за урок. Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств индивидуальной защиты и порядок их применения или использования . Спасибо за урок. До свидания!




.



























Приложение 1

Кроссворд задание

1













2















3






Кроссворд решённый.

1

И

М

П

У

Л

Ь

С






2

У

Б

Е

Ж

И

Щ

Е








3

З

О

Н

А




Вопросы кроссворда и ответы.

1.Поражающий фактор ядерного взрыва не оказывающий вредного воздействия на человека.

Ответ: Импульс. ( Электромагнитный импульс).

2.Инженерное сооружение для защиты населения от ЧС техногенного и природного характера?

Ответ: Убежище.

3.Участок местности подвергшейся радиационному заражению?

Ответ: Зона.



 





Приложение 2

1 2





3 4





5 6



7 8







10

9

11 12 13







14 15



16 17







18 19





20 21





22 23





24 25







26 27





28 29





30 31

32 33



34 35









36 37

38





















Приложение 3

Тесты







Карточка № 1


Из приведенного ниже перечня средств защиты выберите те, которые подходят под определение индивидуальных средств защиты органов дыхания:

  1. Ватно-марлевая повязка;

  2. Защитный костюм Л-1;

  3. Фильтрующий противогаз;

  4. Респиратор;

  5. Противорадиационное укрытие;

  6. Гражданский противогаз;

  7. Защитные очки;

  8. Общевойсковой противогаз;

  9. Убежище встроенное;

  10. Изолирующий противогаз;

  11. Специальные защитные перчатки;

  12. Общевойсковой защитный комплект.

Карточка № 2


Найдите ошибку, допущенную в приведенной цепочке.



Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз:

  1. От отравляющих веществ;

  2. От радиоактивных веществ;

  3. От бактериальных средств;

  4. От высоких температур внешней среды.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!