Министерство образования Ярославской области.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
« Ярославский политехнический колледж № 24 »
Методическая разработка
урока « БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ « для обучающихся 2 курса по теме
«Средства индивидуальной защиты».
для всех специальностей
базовая подготовка
среднего профессионального образования
2023
Проект УВЗ
Специальность: 09.02.04 Информационные системы;
Курс обучения: 2;
Учебная дисциплина (УД): « Безопасность жизнедеятельности». Объем учебного времени: 68 часов аудиторной нагрузки;
Место УД в учебном плане: общеобразовательный;
Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный;
Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет;
Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме): Раздел 1 «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»; Подраздел к теме 1.5 «Средства индивидуальной защиты»
Место УВЗ в теме, межпредметные связи: история, химия;
9. Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК, ПК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;
ОК 5. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей;
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей;
10. Цели: Пропаганда мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Способствовать формированию таких психологических качеств как способность противостоять страху и панике, быстрота реакции, готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических ситуациях. Приобретение навыков и умений пользования средствами индивидуальной защиты, умение оказать помощь пострадавшему в чрезвычайных ситуациях развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
Образовательная: Знания об окружающей нас опасности и собственных возможностях. Способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
Развивающая: Совершенствование своих физических и психических возможностей, чтобы предвидеть и предотвратить опасности;
Воспитательная: Воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, внимания, взаимопомощи, быстроты, ловкости,
выполнение задачи в любых условиях обстановки;
Задачи: Продолжить формирование коммуникативных компетенций.
Критерии (показатели) достижения целей: Демонстрация применения индивидуальных средств защиты. Выполнение нормативов.
11. Тип урока: комбинированный урок.
12. Методы и формы оценки образовательного результата по теме:
Методы: Текущий контроль в форме: устного опроса, разгадывание кроссворда, тестовых заданий по темам учебной дисциплины.
Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные.
13. Учебный материал:
Учебники:
1) « Безопасности жизнедеятельности» : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Авторы: Н.В.Косолапова,Н.А.Прокопенко.-2-е изд.,стер.-М.: Издательский центр "Академия"2017,- 368 страниц.
2). «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей ред. Смирнова А.Т. Учебник для 10 класса. – М.: Изд.
«Просвещение» 2012 г.
3). «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей ред. Латчук В.Н.. Учебник для 10 класса. – М.: Изд.
«Дрофа» 2005 г.
Дополнительная литература: «Защита от оружия массового поражения», под ред. Мясникова, М:1989 г., Воениздат.
Источники:
Электронные ресурсы: http://www.mchs.gov.ru/
Видеотека МЧС: http://www.kbzhd.ru/fotovideo/video.php
Мультимедиа учебники: http://www.kbzhd.ru/library/
14. Учебно-материальное обеспечение:
- ноутбук, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;
- электронная презентация, созданная средствами программы-редактора презентаций;
- образцы различных моделей противогазов, фильтрующих коробок, ватно-марлевая повязка (ВМП), противо-пылевая тканевая маска
(ПТМ-1),респираторы ,средства защиты кожи (ОЗК,Л-1, фильтрующая защищающая одежда), медицинские средства защиты(АИ-2, ИПП -8,11) перевязочный пакет медицинский, муляжи «Гоша» и «Максим-3» ;
15.Ведущие методы, технологии, методики: Анализ источников, сравнение, обобщение, проблемная беседа; системно-деятельностный подход. МТБ, ТСО, расходные материалы.
Форма предъявления учебного материала учащимся: Рассказ, показ и отработка. Показ презентации, в слайды презентации включены основные определения, таблицы и схемы, фотографии и рисунки для иллюстрации рассказа преподавателя по всем изучаемым вопросам. Показ наглядного материала в натуре.
МТБ, ТСО, расходные материалы: Преподаватель может использовать плакаты «Гражданские противогазы ГП-5 и ГП-7», «Детские противогазы и защитные камеры», «Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи», «Новейшие СИЗОД», а также использовать образцы средств защиты для показа и рассказа по их пользованию в различных чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Для контроля подготовлены вопросы тестовой проверочной работы .
18.
Этапы и временные рамки УВЗ | Цель этапа (ожидаемый результат) | Показатели достижения ожидаемого результата | Деятельность учащихся (методы учения) | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля) |
1.Организацион-ный момент- 3 мин. | Организация готовности и внимания | Готовность всей группы к работе | Готовятся к уроку, настраиваются на работу | Фронтальная | Построение , проверка ,приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. Проверка готовности помещения и оборудования, выдача противогазов. |
2) Актуализация знаний 20 мин | Проверить полученные на предыдущем занятии знания и отработать умение анализировать источники | А) Выполненные индивидуальных заданий, Б) Устные ответы на вопросы по предложенным источникам. | А) Выполняют задание. Б) Анализируют информацию источников, отвечают на вопросы. | А) индивидуальная Б) фронтальная | Вопросы: Убежища и их характеристика. Назовите, что лучше, эвакуация населения или защита их в убежищах? Как приспособить помещения под убежище, что необходимо сделать? Где можно укрыться при приближающимся урагане, смерче? |
3) Мотивация учащихся 7 мин. | Пробудить интерес к теме занятия | Работа с кроссвордом и выделенным словом в кроссворде. | Дают определение термина «Противогаз». Что говорит о нём исторический словарь. | Фронтальная беседа | Предлагаются вопросы: Что такое «СИЗ», АХОВ. Расшифруйте значение этих слов. |
4) Усвоение новых знаний 35 мин. | Приводит примеры из истории 1-й мировой войны о применении немцами химического оружия, и о авариях на предприятиях хим. промышленности в городе (НПЗ и на ж.д.ст. Приволжье) | Выступления с докладами: - о работе ученого Зелинского Н.Д., - о предприятиях химической промышленности в г.Ярославле Выполнение нормативов по одеванию средств защиты. | Анализируют опасную экологическую ситуацию в городе. | Фронтальная беседа. | Показ образцов индивидуальных средств защиты, показ презентации, организация работы студентов в одевании средств защиты: противогазов, ОЗК, костюма Л-1. Действие по сигналу «Химическая тревога». |
5) Осмысление и закрепление знаний 20 мин. | Уметь анализировать аварийную ситуацию. | Обсуждение вопросов, поставленных в начале занятия | Заполняют карточки №1,2 тестов. | Индивидуальная | Опрос понятий по теме. Проверяет заполненные карточки. |
6) Домашнее задание, инструктаж по его выполнению 2 мин. | Работают с учебником, дорабатывают опорный конспект | | Выполняют задания. | индивидуальная | Во внеурочное время проведение тренировок по выполнению нормативов от ОМП. |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин. | Оценивает критически результат собственного труда | | Оценивает значимость знаний, умений, навыков деятельности, полученных на занятии | индивидуальная | Подведение итогов урока, обсуждение и выставление оценок. |
1).Организационный момент 3 мин.
2) Актуализация знаний 20 мин. Проверить полученные на предыдущем занятии знания и отработать умение анализировать источники.
Вопросы: Убежище, противорадиационные укрытия, приспособленные укрытия.
Разгадывание кроссворда.
Время выполнения– 20 минут (приложение 1).
3) Мотивация учащихся 7 мин.
Тема нашего занятия называется «Средства индивидуальной защиты »
- Дайте определение термину «СИЗ», «АХОВ».
4) Усвоение новых знаний 35 мин.
Ход урока
Построение группы , поверка и доклад старосты группы преподавателю о готовности к занятию, преподаватель ОБЖ принимает доклад и проверяет внешний вид, делает замечания по их устранению. Обучаемые при заходе в кабинет разбирают противогазы на столах, каждый своего размера, которые они определили дома, воспользовавшись интернетом и портновским сантиметром.
Проверка домашнего задания.
Преподаватель: Работаем мы в таком же ключе, как и работали и урок мы наш начнем с проверки домашнего задания по теме проходящей: « Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера». Домашнее задание будет проходиться в форме устного ответа на вопросы предыдущего подраздела темы: « Защитные сооружения гражданской обороны.» Убежище, противорадиационные устройства(ПРУ), приспособленные укрытия и виде разгадывания кроссворда. Кто пойдет к доске?
Вызываются обучающиеся, которые отвечают на вопросы и разгадывают кроссворд.
Вопросы к отвечающем: Какие бываю вентиляционные системы? Откуда берется воздух для
подпора в помещении и для чего это нужно?
Примерный ответ: За счет режимов вентиляции.
Какие режимы вентиляции существуют и отчего это зависит?,
Примерный ответ: Три режима. 1- чистой вентиляции, 2- фильтро-веентиляции, 3- полной изоляции.
Какая страна имеет опыт использования убежищ в мирное время чаще других ?
Примерный ответ: США.
Какие помещения можно использовать в качестве приспособленного к убежищу в деревне ?
Примерный ответ: Склад овощей, подвал, погреб.
Что лучше, эвакуация населения или укрытие в убежище?
Примерный ответ: Все зависит от ЧС, если ожидается затопление- то эвакуация, если ожидается ураган или смерч необходимо быстро спрятаться в убежище или в ближайшем подъезде, подвале, что ближе.
Вопросы кроссворда и ответы.
1.Поражающий фактор ядерного взрыва не оказывающий вредного воздействия на человека.
Ответ: Импульс. ( Электромагнитный импульс).
2.Инженерное сооружение для защиты населения от ЧС техногенного и природного характера?
Ответ: Убежище.
3.Участок местности подвергшейся радиационному заражению?
Ответ: Зона.
Обучающейся читает вопросы и ответы на вопросы.
Преподаватель находит в разгаданном кроссворде в помеченных клеточках красным цветом выделенное слово « СИЗ».
Вопрос к обучающимся: Что означает эта аббревиатура?
Ответ:
С - Средства;
И - Индивидуальные;
З -Защита.
Вопрос: Какие Вы , знаете есть средства защиты органов дыхания и лица?
Примерный ответ: Ватно-марлевые повязки , противо-пылевые тканевые маски , респираторы, противогазы.
Средства бывают: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства уже изучены сегодня,
был на него устный ответ.
Что относится к средствам индивидуальной защиты?
Примерный ответ: Противогазы , респираторы, те средства которые защищают у нас органы дыхания.
Преподаватель:
Противогазы – они у нас выходят корнями к временам 1-й мировой войны, когда немцы стали активно применять химическое оружие против стран Антанты на своих позициях.
Слушаем доклад. Посвященный изобретению активации угля русским ученым-химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским.
Противогаз является наиболее надежным средством защиты органов дыхания. Его появление связано с появлением нового вида оружия массового поражения - химического оружия. Отравляющие вещества впервые применили в первую мировую войну войска кайзеровской Германии против позиций англо-французских войск. Необходимо было в короткие сроки создать надежные средства защиты от отравляющих веществ. Химики, медики и другие специалисты многих стран трудились над этой задачей. Лучше других работа удалась русскому ученому-химику Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861-1953 гг.), который предложил использовать в защитном приборе в качестве поглощающего вещества древесный уголь. Предложенная конструкция оказалась настолько удачной, что стала прообразом современных фильтрующих противогазов. Противогаз Зелинского состоял из резиновой маски с очками и коробки, заполненной адсорбирующим веществом - активированным углем, в которой очищался зараженный воздух. Он надежно защищал лицо, глаза и органы дыхания человека от ядовитых газов. Постоянно совершенствуясь, противогаз дошел до наших дней и остается наиболее распространенным средством защиты органов дыхания.
Итак, сегодня, мы будем продолжать изучать тему раздела: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера». Урок 5. « Средства индивидуальной защиты».
Преподаватель включает ноутбук и запускает презентацию.
Пишет на доске число и тему занятия: Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Запишите дату и тему урока в тетрадях. И зарисуйте схему.
На экране демонстрируется слайд СИЗ. (Приложение 2, слайд 1.)
Тема, содержание и цель занятия.( Приложение 2, слайд 2.
Преподаватель объявляет тему, цель урока и учебные вопросы, доводит порядок его проведения.
Учебные вопросы:
Назначение и классификация средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Средства индивидуальной защиты кожи
Медицинские средства индивидуальной защиты.
Цель занятия:
1.Изучить назначение средств индивидуальной защиты, которые применяются для защиты населения при поражении радиоактивными , аварийно-химическими опасными веществами и бактериальными средствами.
2.Практически изучить комплектность и прядок пользования СИЗ.
Средства индивидуальной защиты делятся на 3 группы. Приложение 2, слайд 3.)
Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Средства индивидуальной защиты кожи.
Медицинские средства индивидуальной защиты.
Давайте разберём все эти средства защиты.
Противогаз изобретён русским ученым-химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским.
Запишите.
Портрет Н.Д.Зелинского и изобретенный им противогаз. Приложение 2, слайд 4.)
Что такое само слово противогаз, кто скажет или даст определение? Давайте посмотрим, что пишет толковый словарь о противогазе?
Зачитывается значение слова противогаз. Противогаз - это маска с фильтром служащая для защиты от отравляющих и радиоактивных веществ, вредных газов и дыма.
Кстати, противогаз можно использовать, не только для защиты от химического оружия в военное время, но и в мирное время. Противогазом можно защитить органы дыхания от опасных веществ, которые используются в химической промышленности. Это не боевые вещества, а химические, многие из них по своим свойствам даже можно отнести и боевым.
Такие химические вещества, которые используются в промышленности идут под аббревиатурой АХОВ. Запишите АХОВ. Сейчас мы расшифруем, что это такое? Кто знает, что такое АХОВ?
Правильный ответ: А – аварийные;
Х- химические;
О- опасные;
В- вещества;
Это аварийно-химические опасные вещества.
Какие в нашем городе есть предприятия у которых имеются АХОВ? И что будет, если произойдёт утечка или выброс этих веществ на землю или в атмосферу при аварии?
Правильный ответ: НПЗ, ЯМЗ,ОАО СК «Премьер»,ОАО НИИ» Ярсинтез», МП "Водоканал-ЦВС, Ярославский шинный завод, завод синтетического каучука, ОАО «Русские краски», Ярославский завод резинотехнических изделий, РТИ, нефтебаза, селикатный завод и др.
Послушаем доклад об экологии и авариях, которые были на предприятиях химической промышленности в нашем городе за прошедшие годы.
В мирное время на предприятиях химической промышленности широко применяются ядовитые опасные вещества для отбеливания тканей, а также при производстве бумаги, изготовлении резины, обеззараживания воды. Они используются в качестве холодогена в пивоварении , овощехранилищах, на мясокомбинатах, в производстве удобрений.
Синильная кислота используется для производства пластмасс, оргстекла, искусственного волокна, удобрений для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений , производстве лекарственных препаратов.
Демонстрируются слайды:
Знак «Химическая опасность».(Приложение 2, слайд 5)
Первенец химической промышленности - Ярославский НПЗ. (Приложение 2, слайд 6)
Схема места авария на ж.д. ст. Приволжье Северной железной дороги. (Приложение 2, слайд 7)
Разлив химически опасного вещества на ж.д. ст.Приволжье - гептила. (Приложение 2, слайд 8)
Ликвидация аварии на ст. Приволжье.(Приложение 2, слайд 9)
Первый вопрос.
Демонстрируется схема «Средства индивидуальной защиты (СИЗ)». Приложение 2, слайд 10.)
Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты организма человека от вредного воздействия АХОВ, OB, PB и БС, а также для снижения нежелательных эффектов светового, теплового и ионизирующего излучений.
По способу изготовления СИЗ разделяются на: Средства выпускаемые промышленностью (табельные) и изготавливаемые населением из подручных материалов.
По принципу защитного действия противогазы подразделяются на: Фильтрующие и изолирующие. (Приложение 2, слайд 11).
Давайте сначала разберём фильтрующие противогазы. Фильтрующие противогазы представляют собой наиболее универсальное средство защиты органов дыхания, так как они обеспечивают высокую степень очистки воздуха от вредных примесей, как в виде аэрозолей, так и паров (газов), пыли.
Принцип действия противогазов состоит в следующем:
Для дыхания используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из под шлем-маски наружу через специальный клапан.
Преподаватель показывает фильтр в разрезе, где в нижней части ФПК помещается длинноволокнистая бумага (целлюлоза) цвет её белый, а в верхней части помещается активированный уголь, цвет чёрный. По научному его называют "ШИХТА" .Смотрите...... Преподаватель дает 2 шт. ФПК в разрезе для осмотра обучающимся.
Что такое, активированный уголь или "ШИХТА"? Вопрос для всех?
Ответ: Это дважды обожжённый и обработанный специальным химическим составом берёзовый уголь.
Противогазы у нас подразделяются, также на гражданские противогазы.
Гражданские противогазы.(Приложение 2, слайд 12).
Более доступными для населения являются гражданские противогазы, которых в стране имеется в количестве, вполне достаточном, чтобы обеспечить все население, проживающее на территориях, подвергаемых риску возникновения ЧС в результате крупномасштабных выбросов АХОВ в окружающую среду, а также в случае применения ОМП. Имеются следующие виды гражданских противогазов: ГП-5 (ГП-5М) и ГП-7. Все гражданские противогазы комплектуются типовой противогазовой коробкой малого габарита, имеющей некоторые отличительные особенности по составу наполнителя. Главное же их отличие заключается в конструктивных особенностях и размерах лицевых частей.
Существуют сейчас более новые , совершенные противогазы ГП-7В и ГП-7ВМ
(Приложение 1, слайд 13)
Литер «В » означает, что вода. В них есть устройство по подачи воды в противогаз, которая используется для питья.
Подхожу к слайду и показываю указкой на флягу для воды, Она может быть полиэтиленовой или железной.
Общевойсковой противогаз. (Приложение 2, слайд 14).
Также существует общевойсковой противогаз который используется в рядах Вооруженных Силах РФ. Противогаз представляет улучшенную модель гражданского противогаза ГП-5 , но здесь отличие, в том, что используется более увеличенный воздушный фильтр и гофрированный шланг. Некоторые думают, что шланг, это не удобно, что он мешается болтается , но всё на оборот ,он позволяет выполнять более сложные боевые задачи. Если бы ФПК находилась непосредственно на маске, она мешала бы, так как она тяжела для головы и имеет большие размеры, здесь же противогазовая коробка с гофрированном шлангом находиться в противогазовой сумке на левом боку, она не мешает сковыванию в движениях, целиться при стрельбе, пользоваться измерительными приборами смотреть в диоптрический прицел или артиллерийскую буссоль, перископ, бежать, и т.п. выполнению своеобразной боевой работы.
Существуют детские противогазы.
Детские противогазы. .(Приложение 2, слайд 15).
Они подразделяются для защиты детей младшего и школьного возраста , здесь суть в анатомической особенности головы этого времени.
Для защиты детей младшего (начиная с 1,5 лет) и старшего возраста получил распространение противогаз ПДФ-7. Наиболее совершенными моделями являются детские противогазы ПДФ-2Д для дошкольного возраста и ПДФ-2Ш для школьного возраста. Проверка, сборка и подготовка детских противогазов практически не отличаются от аналогичных действий с противогазами для взрослых. Проведенные испытания показали, что время защитного действия детских гражданских противогазов примерно в два раза больше, чем у противогазов для взрослых. Для защиты младенцев до полутора лет от ОВ, радиоактивных йода и пыли, бактериальных средств предназначены камеры защитные детские КЗД-4 и КЗД-6 .
Преподаватель подходит с указкой к схеме «Детские защитные камеры» и рассказывает из чего состоят эти камеры.
Они состоят из оболочки, натянутой на металлический каркас, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку с двух сторон вмонтированы два диффузионных сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластина (окно), через которую следят за поведением ребенка. В верхней части оболочки предусмотрена рукавица из прорезиненной ткани для ухода за ребенком. Ребенка укладывают в камеру головой к окошку, туда же кладут бутылочку с детским питанием, запасные пеленки. После этого тщательно герметизируют входное отверстие, складывая кромку оболочки вдвое, затем каждую из половинок складывают еще раз и зажимают планками зажима. Камеру можно носить в руках, на тесьме через плечо, устанавливать на шасси детской коляски или на санки.
Отличительной особенностью детских противогазов, как не странно, по своим защитным свойствам детский противогаз приравнивается к общевойсковому противогазу, т.е. не к гражданским моделям, а именно к общевойсковому противогазу. Это говорит о том, что у него более увеличенный фильтр и позволяет боле лучше очищать ядовитые вещества.
Образцы коробок. (Приложение 2, слайд 16)
Несмотря на то, что гражданские противогазы комплектуются малогабаритными коробкам имеющими небольшой слой шихты (активированного угля ) однако в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными выбросами АХОВ, когда в атмосфере могут создаваться концентрации на несколько порядков выше, чем от ОВ в полевых условиях, время защитного действия противогазов весьма ограничено. А в ряде случаев оно равно нулю. Это обуславливается, во-первых, тем, что гражданские противогазы не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, таких как аммиак, деметиламин, метил хлористый, окислы азота, окись этилена, окись углерода. Во-вторых, на небольших расстояниях от постоянно действующего источника заражения в условиях высоких концентраций может произойти мгновенный проскок шихты противогазовой коробки. В целях расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ и повышения защитных свойств в настоящее время промышленностью изготавливаются специальные дополнительные гопкалитовые патроны ДП-1, ДП-2, ДПГ-1, ДПГ-3 и ПЗУ-ПК.
Дополнительный (гопкалитовый) патрон используется вместе с противогазовой коробкой (демонстрируется слайд «ДПГ-1, ДПГ-3»). Внутри патрона один (ДПГ-3) или два (ДПГ-1) слоя: специальный поглотитель и гопкалит. Наружный воздух, попадая в фильтрующе-поглощающую коробку (ФПК), предварительно очищается от аэрозолей и паров АХОВ. Поступая затем в дополнительный патрон, окончательно очищается от вредных примесей. Патрон имеет цилиндрическую форму и внешне похож на ФПК противогазов ГП-5, ГП-7 на дне его нарезана внутренняя резьба для присоединения к ФПК ГП-5 или ГП-7. Защитные свойства коробок промышленных противогазов от АХОВ существенно выше, чем у коробок гражданских противогазов (без дополнительного патрона). Поэтому промышленные противогазы могут использоваться в более широком диапазоне концентраций, т. е. возможно их использование на меньших удалениях от источника заражения по сравнению с гражданскими противогазами. Использование гражданских противогазов без дополнительного патрона возможно только на больших удалениях (сотни и более метров) от источника опасности.
Время действия по СДЯВ для гражданского противогаза ГП-7 без дополнительных патронов и с дополнительными патронами ДПГ-1 и ДПГ-З приведено в таблице:
|
Наименование СДЯВ | Конц., мг/л | без ДПГ | с ДПГ-1 | с ДПГ-З | |
Аммиак | 5.0 | 0 | 30 | 60 | |
Диметиламин | 5.0 | 0 | 60 | 80 | |
Хлор | 5.0 | 40 | 8050 | 100 | |
Сероводород | 10.0 | 25 | 30 | 50 | |
Соляная кислота | 5.0 | 20 | 50 | 30 | |
Тетраэтилсвинец | 2.0 | 50 | 500 | 500 | |
Двуокись азота | 1.0 | 0 | 30 | 0 | |
Этилмеркаптан | 5.0 | 40 | 120 | 120 | |
Окись этилена | 1.0 | 0 | 25 | 0 | |
Метил хлористый | 0.5 | 0 | 35 | 0 | |
Окись углерода | 3.0 | 0 | 40 | 0 | |
Нитробензол | 5.0 | 40 | 70 | 70 | |
Фенол | 0.2 | 200 | 800 | 800 | |
Фурфурол | 1.5 | 300 | 400 | 400 | |
УСТРОЙСТВО ФИЛЬТРУЮЩИХ ПРОТИВОГАЗОВ.
Преподаватель говорит, чтобы слушатели записали устройство противогаза.
Противогаз состоит из шлем маски, шлем маски разной конструкции. Есть закрытые шлем маски и есть открытые. Показывает образцы масок. Стекла, они входят в очковый узел. Фильтра, на разных моделях он разный. Узла клапана. Почти все противогазы устроены одинаково, но есть отличительные особенности на разных моделях. Например: переговорное устройство, для чего оно нужно? Ответ: Для переговоров по телефону и радио, в войсках он просто необходим. При общении команды командира должны быть внятны и понятны т.е притом и хорошо слышны, чтобы их выполнять, поэтому без переговорного устройства не обойтись.
Отвлекёмся. ( Пауза)
Существуют вот такие зарубежные образцы детских противогазов. (Приложение 2, слайд 17)
Дети бояться на себя надевать противогаз, пугаются иногда - плачут. А, вот такие образцы детских масок в виде слоненка, зайчика, волка, медведя и хомячка, как бы отвлекают детей и они охотно дают себя одевать.
Вот ещё, есть такие интересные модели, модели для животных.
Модели противогазов для домашних животных. Приложение 2, слайд 18)
Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средствами защиты , преподаватель подходит с указкой к стенду«Простейшие СИЗ органов дыхания» рассказывая показывает их. К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску ПТМ-1 и ватно-марлевую повязку. Эти средства могут использоваться населением так же, как и противопылевые респираторы. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Изготавливаются они либо по заказу органов управления по делам ГОЧС в швейных мастерских, либо самим населением по рекомендуемым органами ГОЧС образцам. Маска ПТМ-1 состоит из двух основных частей - корпуса и крепления ( показываю на стенде «ПТМ-1»). В корпусе прорезаны смотровые отверстия, в которые вставляются стекла или пластины из прозрачного материала (плексигласа, целлулоида). Корпус маски изготавливается из четырех-пяти слоев ткани: два-три внутренних слоя - из плотных тканей (фланель, байка), верхний - из неплотной - (штапель, трикотаж). Крепление делается из одного слоя любой ткани.
Ватно-марлевая повязка изготавливается следующим образом (показываю на стенде «Изготовление ВМП):
- берут кусок марли размером 100 на 50 см;
- на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см;
- марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату;
- свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок;
- завязки закрепляют стежками ниток (обшивают).
Если есть марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают пять-шесть слоев марли.
Одевание маски.
Ватно-марлевая повязка при использовании накладывается так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин (показываю на стенде). При этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние - на затылке за ушами, затем нижние - на темени. Для защиты глаз используют специальные противопыльные очки различного устройства. Очки можно сделать и самим.
В экстренных случаях при отсутствии противопыльной маски и повязки можно использовать подручные средства: любую ткань, сложенную в несколько слоев, одежду, полотенце, шарф, платок и т. п. Защитные свойства ПТМ, ВМП и подручных средств можно повысить, смочив их водой или специальным раствором. Для защиты органов дыхания в условиях химического заражения противопылевые респираторы и простейшие средства индивидуальной защиты используются лишь в исключительных случаях. Например, при эвакуации из зоны химического заражения после предварительной их пропитки 5-10-процентным раствором питьевой соды или 2-процентным раствором лимонной (уксусной) кислоты.
Следующая квалификация противогазов – изолирующие противогазы.
Изолирующие СИЗ органов дыхания.( Приложение 2, слайд 19).
Для работы на суше и под водой используются противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК.
Изолирующие противогазы такого типа , предназначены для выполнения аварийно-спасательных работ в условиях больших концентраций паров вредных примесей в воздухе, при недостатке или отсутствии кислорода в воздухе- это закрытые резервуары и ёмкости ,кабельные колодцы. Приложение 2, слайд 20). Приложение 2, слайд 21).
ИП-5 для работы под водой. .( Приложение 2, слайд 21).
Принцип их действия состоит в том, что наружный воздух для дыхания не используется. Человек, надевший противогаз, дышит смесью кислорода, находящегося в специальной емкости, и выдыхаемого воздуха после его очистки от влаги и углекислого газа. Недостатком изолирующего противогаза является ограниченное время пребывания в нем.Данные средства защиты работают на основе химически связанного кислорода. Кислород высвобождается в результате химической реакции, которая происходит в регенеративном патроне при взведении пускового механизма. В качестве регенерирующих препаратов наибольшее применение имеют соединения надперекиси натрия и калия. Все надперекисные соединения характеризуются наличием активного кислорода, который выделяется в молекулярном виде при реакции взаимодействия надперекиси с водой или углекислым газом. Все изолирующие противогазы на основе химически связанного кислорода состоят из регенеративного патрона с пусковым приспособлением, дыхательного мешка с клапаном избыточного давления, лицевой части (имеет три размера) с соединительной трубкой, каркаса и сумки с принадлежностями. Регенеративный патрон служит для поглощения углекислого газа и паров воды из выдыхаемого человеком воздуха и подачи во вдыхаемый воздух кислорода, необходимого для дыхания. Дыхательный мешок служит резервуаром для воздуха. Он снабжен клапаном избыточного давления, обеспечивающим поддержание в дыхательном мешке давления, не превышающего 40 мм вод. ст. Лицевая часть служит для изоляции органов дыхания, глаз и лица от окружающей среды и подвода воздуха к органам дыхания из дыхательного мешка через регенеративный патрон к органам дыхания. Каркас предотвращает дыхательный мешок от сдавливания в процессе работы, а также обеспечивает крепление регенеративного патрона.
В настоящее время широко используются также изолирующие противогазы и дыхательные аппараты, работающие на сжатом кислороде (КИП-8, КИП-9) (Приложение 2, слайд 22)
и на сжатом воздухе (АП-96, АП-98-7К, АП-2000, ИВА-24М, АСВ-2, АВХ-324НТ и др.) (Приложение 2, слайд 23)
В указанных выше изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха самыми высокими концентрациями химически опасных веществ. Стоимость этих противогазов существенно превышает стоимость фильтрующих противогазов. Поэтому согласно существующим нормам ими обеспечивается только тот производственный персонал химически опасных объектов, деятельность которого непосредственно связана с выполнением работ на особо опасных участках. Это, прежде всего, личный состав газоспасательных и диспетчерских служб химически опасных производств и личный состав формирований, предназначенных для выполнения работ непосредственно по месту пролива АХОВ (разведчики, спасатели и ликвидаторы последствий химических аварий).
Изолирующие противогазы являются средствами многоразового пользования. По мере отработки регенеративных патронов или баллонов они заменяются новыми. Для использования противогазов необходима заблаговременная специальная подготовка персонала, которому предстоит в них работать.
Кроме изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов к изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также самоспасатели типаСПИ-20 и ПДУ-3 ( подхожу беру СПИ-20 показывая , рассказываю его устройство и применения) и которые используются для кратковременной защиты от АХОВ на период экстренного выхода из зараженной зоны. В состав этих средств также входят регенеративные патроны и дыхательные мешки с клапаном избыточного давления. В отличие от изолирующих противогазов самоспасатели являются средствами защиты одноразового действия, их использование не представляет особых затруднений для необученного персонала.
Шланговые противогазы . (Приложение 2, слайд 24)
К изолирующим средствам защиты органов дыхания относятся также шланговые противогазы, которые обеспечивают органы дыхания чистым воздухом с помощью вентиляторов или компрессоров через соединительные шланги. Они используются главным образом при выполнении работ по ремонту и очистке различных емкостей, цистерн, коллекторов в подвальных и других замкнутых помещениях, где в больших концентрациях могут скапливаться опасные химические вещества. Допустим – метан. Преподаватель показывает дыхательный мешок от самоспасателя СПИ-20.
Практическая часть первого вопроса.
Преподаватель: Теперь на практическом примере оденем противогаз.
Обучающиеся готовят противогазы, дезинфицируют, протирая внутренние части шлем масок спиртом. Готовят противогазы в положение « Наготове». Крепят противогаз к левому боку.
Напоминает , что противогаз всегда должен быть рядом, под рукой. Противогаз надевается по команде «Газы» или самостоятельно, сообразуясь с обстановкой. Перед надеванием необходимо осмотреть противогаз, проверить состояние стекол, наличие клапанов вдоха и выдоха, снята ли пробка с фильтра, некоторые забывают про пробку.
И так. По команде « Газы» необходимо, снять головной убор, затаить дыхание, закрыть глаза , достать противогаз из противогазовой сумки и надеть его, сделать глубокий выдох, возобновить дыхание, открыть глаза и надеть головной убор. Обучающиеся ждут команду «Газы». Женщины перед надеванием должны подобрать со лба волосы и убрать гребенки, заколки, зажимы волос.
Преподаватель личным примером, показывает, как надо одевать противогаз на себе, указывает какие бывают ошибки при одевании, напоминает, что в войсках, это норматив № 1, из положения « Походное», на оценку «Отлично» его надо выполнить за 8 секунд, на «Хорошо» за 9 секунд, на «Удовлетворительно» за 10 секунд. В составе взвода (группы) за 11 секунд.
Все ждут команду «Газы».
Преподаватель включает сирену.
Звучит сигнал сирены, что означает «Химическая тревога».
Преподаватель подает команду « Газы», слушатели и преподаватель надевают противогазы одновременно.
После окончания тревоги, преподаватель, подает команду отбой команде «Газы».
Все снимают противогазы и укладывают в сумки.
Преподаватель указывает на типичные ошибки при выполнении норматива. Мы забыли посмотреть снята ли у фильтра пробка?
Преподаватель проверяет работу противогаза с переговорным устройством и без переговорного устройства.
Преподаватель меняет противогаз, где нет переговорного устройства, надевает его и в нем
подает команду «Газы», обучающиеся слышат плохо и он жестом руки указывает, что необходимо
надевать всем противогаз. Обучающиеся поняли его и надевают противогаз.
Преподаватель снимает противогаз, меняет его на противогаз с переговорным устройством, надевает его и подаёт команду отбой « Газам ». Обучающиеся слышат его хорошо разборчиво и выполняют команду « снять противогаз». разница в слышимости преподавателя в противогазе с переговорном устройстве ощутима.
Норматив № 2 .Надевание общевойскового противогаза ( ГП-5) на поражённого.
Условия. Учащейся сидит около поражённого у его головы. Противогаз у поражённого в походном положении. Норматив выполняется по команде преподавателя « Противогаз на поражённого надеть».
Последовательность выполнения норматива:
положить голову поражённого на бедро учащегося, расстегнуть клапан тпротивогазовой сумки у «поражённого»;
приложить нижнюю часть шлем-маски к подбородку «поражённого». Движением рук на себя натянуть шлем-маску на голову «поражённого. Проверить правильность надевания противогаза.
Время выполнения.
Норматив засчитывается с момента подачи команды до доклада учащегося: «Противогаз на поражённого надет».
Оценочные показатели: Норматив засчитывается с момента подачи команды до доклада
Оценочные показатели: «отлично»- 15 сек., «хорошо»-16 сек.,»удовлетворительно»-17 сек.
.Первый вопрос темы « Индивидуальные средства защиты органов дыхания» изучен и отработан практически, приступаем к изучению второго вопроса.
2.Идивидуальные средства защиты кожи.
Представлена схема видов индивидуальных средств защиты кожи и её классификация.(Приложение 2, слайд 25)
Своевременное и умелое использование СИЗ обеспечивает надежную защиту от отравляющих веществ (0В), светового излучения ядерных взрывов (СИЯВ), радиоактивной пыли (РП), радиоактивных веществ (РВ), бактериальных (биологических) аэрозолей (БА), оксида углерода и позволяет выполнять отдельные задачи под водой и в среде, лишенной кислорода. (Приложение 2, слайд 26)
Индивидуальные средства защиты кожи у нас представлены костюмами:
1 Общевойсковым защитным комплектом. (ОЗК).
2.Легким защитным костюмом Л-1.
3. Фильтрующей защитной одеждой.
Общевойсковой защитный комплект. (ОЗК). (Приложение 2, слайд 27)
Применяется для защиты от отравляющих веществ, а также от предохранения кожных
покровов, обмундирования, обуви и снаряжения от заражения радиоактивными
веществами и биологическими средствами.
В состав ОЗК входят:
защитный плащ, защитные чулки, защитные перчатки.
В «походном положении» защитный плащ переносят на спине в чехле поверх снаряжения.
При отсутствии чехла защитный плащ, свернутый в скатку, носят на спине с перекинутыми через плечи и закрепленными за поясной ремень тесемками. При снаряжении с полной выкладкой защитный плащ, хранится в вещевом мешке. Защитные чулки и защитные перчатки, уложенные в специальный чехол, носятся на поясном ремне, на правом боку.
При действиях и передвижениях на закрытых машинах и танках полностью комплектный ОЗК, укладывается каждым военнослужащим рядом с собой, под сиденьями или другие места указанные командиром.
В положении «наготове» при отсутствии чехлов плащ можно носить за спиной в развернутом виде.
В «боевом» положении защитный плащ ОЗК может быть использован в виде накидки, плащ в рукава, или в виде комбинезона. (Приложение 2, слайд 28)
Последовательность надевания ОЗК по команде «Защитный комплект одеть»:
-оружие положить на землю или прислонить к какому-либо предмету,
-снять сумку с противогазом, снаряжение и головной убор и положить рядом,
-заправить китель в брюки,
-надеть защитные чулки,
-освободить концы тесемок из полуколец на чехле, продеть их в полукольца по низу спинки плаща и закрепить,
-застегнуть центральный шпенек держатели шпеньков сначала правой, а затем левой полы плаща и закрепить их закрепкой,
-застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую, держатели закрепить застежкою,
-застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями,
-застегнуть борта плаща, оставив не застегнутыми два верхних держателя,
-надеть поверх плаща снаряжение и противогаз,
-привести противогаз в «боевое» положение,
-надеть головной убор, а затем капюшон, застегнуть остальные держатели плаща и хлястик капюшона,
-надеть перчатки,
-взять оружие.
Время одевания защитного плаща в рукава и противогаза на открытой
местности не должно превышать- 4 мин.,
в укрытиях или на машинах- 6 мин.,
а комбинезона - соответственно 6 и 12 мин.
Приемы снятия ОЗК:
-снять снаряжение,
-отстегнуть закрепки, расстегнуть полы плаща и хлястики защитных чулок, -расстегнуть боковые хлястики, -расстегнуть бора плаща,
-расстегнуть хлястик капюшона и стянуть капюшон назад, за спину, -расстегнуть хлястики рукавов,
-вытягивая руки из рукавов, одновременно снять перчатки,
-развязать тесемки у плаща,
сбросить плащ назад наружной стороной вниз,
-отвязать тесемки защитных чулок от поясного ремня и снять защитные чулки, -отойти в наветренную сторону и снять противогаз.
В виде накидки защитный плащ по команде «Газы, накидки» используется при внезапном применении противником ОВ и биологических средств или при выпадении радиоактивных осадков . поражения военнослужащих. ОЗК в виде плаща одевается по команде «Газы, чулки, плащ в рукава надеть». Надевают защитный плащ, защитные чулки, защитные перчатки, плащ при этом застегивается до пояса и надевается противогаз.
Предельно допустимыми сроками пребывания военнослужащих в герметичных средствах защиты кожи при воздействии солнечных лучей и слабом ветре могут быть:
при температуре 30 градусов и выше- 15-20 мин,
от 25 до 29 градусов- 30 мин.,
от 20 до 24 градусов - 40-45 мин,
от 15 до 19 градусов- 1.5-2 часа,
при температуре ниже 15 градусов - более 3 час.
Легкий защитный костюм ( Л-1).(Приложение 2, слайд 29)
Изготавливается из легкой прорезиненной ткани, состоит их рубахи с капюшоном, брюк, сшитых вместе с чулками, двупалых перчаток и подшлемника.
Выпускают костюм трех размеров: первый для роста до 165 см., второй от 165 до 172 см., третий свыше 172 см.
Комплект защитной фильтрующей одежды .(Приложение 2, слайд 30)
Комплект состоит из хлопчатобумажного комбинезона специального покроя, мужского нательного белья (рубахи и кальсон), хлопчатобумажного подшлемника и 2-х пар портянок.В качестве простейших средств защиты кожи может быть использована, прежде всего производственная одежда (спецовка) - куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшоном, сшитые из грубой ткани. Они способны защитить от попадания на кожу радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и не пропускать в течение некоторого времени капельно-жидкие ОВ. Брезентовые изделия, например, защищают от капельно-жидких ОВ зимой до 1ч.,
летом- до 30 мин.
Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для этого плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытой хлорвиниловой пленкой, зимние вещи- пальто из грубого сукна или драпа, ватники. Пальто из сукна или драпа вместе с другой одеждой от капельно-жидких ОВ защищают зимой до 1 час, летом- до 20 мин., ватник- до 2 час. Для защиты ног надо применять резиновые сапоги, боты, галоши. Можно воспользоваться обувью из кожи но тогда с галошами. Резиновые изделия способны не пропускать капельно-жидкие ОВ до 3-6 ч. На руки надо одевать резиновые или кожаные перчатки, рукавицы. Шерстяные, трикотажные, хлопчатобумажные перчатки защищают только от радиоактивных веществ и бактериальных средств, но не от ОВ. Обычную одежду можно пропитать специальным раствором, что не позволит проникать парам и аэрозолям ОВ. Для пропитки одного комплекта достаточно 2.5 л. раствора, который готовят на основе водных синтетических моющих средств, применяемых для стирки белья, или минеральных или растительных масел. Для чего берут 500 г. моющего средства и растворяют в 2.5 л. подогретой до 40-50 градусов воды. Смесь перемешивается в течении 2-3 мин. до получения однородного раствора светло-желтого цвета. Можно также взять 250-300 г. мыльной стружки или измельченного хозяйственного мыла, растворить в 2 л. нагретой до 60-70 градусов воды. Когда мыло полностью растворится, добавляют 0.5 л. минерального (растительного) масла; полученную смесь ' перемешивают в течении 5 мин. до получении эмульсии. Комплект одежды помещают в ведро, таз или корыто и заливают горячим пропиточным раствором. После того как одежда пропитается, ее выворачивают наизнанку. Затем слегка отжимают и высушивают.
Снятие средств защиты производится по распоряжению командиров подразделений, если по показаниям приборов радиационной и химической разведки не установлено опасности в воздухе и нет поражения военнослужащих. Приложение 2, слайд 31).
Практическая часть второго вопроса.
Практическое одевание средств защиты сводится к одеванию костюма Л-1, костюмов ОЗК в виде накидки, в виде плаща и комбинезона.
Вызываются 4-е обучающихся, преподаватель назначает, какой костюм кто надевает и в каком виде. По ходу одевания костюмов на обучающихся, преподаватель рассказывает и помогает им в одевании средств защиты кожи, рассказывая и показывая при этом, последовательность её надевания, рассказывает нюансы из своего опыта в надевании ОЗК и костюма Л-1. После того, как одежда будет надета на всех, преподаватель строит их в одну шеренгу, подает команду « Становись, Равняйсь, Смирно!» показывая всей группе обучающихся вид одевшихся, « Вид спереди».
Дальше командует, подает команду «Напра- ВО», показывая всем одевшую защитную одежду
« Вид сбоку».
Далее командует, подает ещё раз команду «Напра- ВО», показывая всем одежду « Вид сзади ».
Далее подает команду « Защитную одежду СНЯТЬ», рассказывая и показывая порядок снятия защитной одежды. Напоминая, что перчатки и чулки снимаются в последнюю очередь.
Норматив по надеванию ОЗК в войсках, не должен превышать 4-х минут, если более 4-х минут командир ставит за это солдату оценку «Два».
Напоминает, что защитная одежда одевается и снимается только на чистой территории. Затем одежда отправляется на санитарную обработку. После санитарной обработки и просушки она складывается.
Порядок складывания специальной одежды, для показа преподаватель из мультимедиа показывает отрывок видеофильма в течении 2- минут « Складывание специальной одежды».
Остальные обучающиеся выполнять нормативы по одеванию и складыванию защитной одежды
нормативы №3,3а,3б будут на 5-и дневных сборах в конце мая и начале июня месяце.
Третий вопрос.
3. Медицинские средства индивидуальной защиты. (Приложение 2, слайд 32)
Медицинские средства индивидуальной защиты представлены аптечкой медицинской
индивидуальной ( АИ-2) , индивидуальными противо-химическами пакетами ИПП-8,ИПП-9,ИПП-10,ИПП-11 , пакетом перевязочным медицинским.
Медицинские средства индивидуальной защиты - это медицинские препараты, материалы и специальные средства, предназначенные для использования в ЧС с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов и профилактики осложнений.
К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: Приложение 2, слайд 33)
Аптечка индивидуальная АИ-2. Приложение 2, слайд 34), Приложение 2, слайд 35)
Аптечка индивидуальная представляет собой набор лекарственных средств для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах (для снятия боли) и предупреждения или ослабления поражения фосфорорганическими ОВ, бактериальными средствами и радиоактивными веществами. Аптечка представляет собой футляр из пластика размером 90х100х20 мм, массой 130 г, в который вложены пластмассовые тюбики и пеналы с препаратами. Препараты вложены в семь гнезд.
Универсальная аптечка бытовая для населения, проживающего на радиационно-опасных территориях.
Индивидуальные противохимические пакеты - ИПП-8, ИПП-10. Приложение 2, слайд 36)
Пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10 предназначены для обеззараживания капельно-жидких отравляющих веществ и некоторых аварийно химически опасных веществ, попавших на тело и одежду человека, на средства индивидуальной защиты и на инструмент.
Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-11) Приложение 2, слайд 3)
Пакет заключённый в защитную оболочку увлажнённые салфетки, предназначены для дегазации и дезактивации открытых участков лица, шеи и рук. В полевых условиях пакет имеется в снаряжении каждого военнослужащего, в том числе каждого медика. Запас ППИ находится в сумке санитара и медицинской войсковой сумке (СМВ). Гарантийный срок хранения пакета -5 лет.)
Пакет перевязочный медицинский – ППМ. Приложение 2, слайд 38)
Применяется пакет перевязочный медицинский ( ППМ) для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровотечения. Представляет собой стерильный бинт с двумя ватно – марлевыми подушечками, заключенными в непроницаемую герметическую упаковку. Порядок пользования ППМ: разорвать по надрезу наружную оболочку и снять ее; развернуть внутреннюю оболочку; одной рукой взять конец, а другой – скатку бинта и развернуть повязку; на раневую поверхность накладывать так, чтобы их поверхности, прошитые цветной ниткой, оказались наверху.
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.(20 мин.)
Контрольные вопросы по первой части:
1. Простейшим средствами защиты органов дыхания являются:
- фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;
- ватно-марлевая повязка и противо-пылевая тканевая маска;
- фильтрующие детские противогазы и респираторы.
2. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз и защищает от :
- отравляющих веществ и высоких температур окружающей среды;
- отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств;
- радиоактивной пыли и бактериальных средств.
3. К какому типу противогазов относится ПДФ-2Ш:
- шланговый противогаз;
- промышленный фильтрующий противогаз;
- детский фильтрующий противогаз.
4. В этих средствах защиты можно пребывать в условиях заражения окружающего воздуха самыми высокими концентрациями химически опасных веществ:
- изолирующих противогазах;
- респираторах;
- промышленных фильтрующих противогазах.
5. Дополнительный (гопкалитовый) патрон предназначен:
- для использования противогаза под водой;
- расширения возможностей противогаза по защите от различных АХОВ;
- для применения противогаза в условиях высоких температур.
- защите от различных АХОВ;
- для применения противогаза в условиях высоких температур.
Контрольные вопросы по второй части:
-назвать средства защиты кожи,
-состав специального раствора для пропитки одежды;
-что входит в комплект Л-1;
-что входит в комплект общевойскового защитного комплекта;
-виды использования ОЗК.
Контрольные вопросы по третьей части:
6.Назовите медицинские средства защиты.
- что входит в аптечку АИ-2;
- как пользоваться ИПП-8;
- как пользоваться ИПП-11;
- как накладывается повязка из пакета перевязочного медицинского.(ППМ) на сквозную пулевую рану.
Тестовая проверочная работа (1 мин.) ( Приложение 3 ).
Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить работу. В нашем раздаточном материале вам выданы в первой части, номера вопросов с первого по двенадцатый и во второй части, номера вопросов с первого по пятый. Просьба поставить галочки, где считаете нужным.. Приступим!
.
5.ЗАДАНИЕ НА ДОМ. ( 2 мин.)
Повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом. Закончить опорный конспект. Учебник: «Основы безопасность жизнедеятельности». 10 кл.:. под общей ред. Латчук В.Н. перераб.-М. Стр. 125-132.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин.
Каждый оценивает критически результат собственного труда. Подведение итогов. Достигнуты ли цели урока. Обсуждение и выставление отметок за урок. Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств индивидуальной защиты и порядок их применения или использования . Спасибо за урок. До свидания!
.
Приложение 1
Кроссворд задание
Кроссворд решённый.
1 | И | М | П | У | Л | Ь | С | | | |
| | 2 | У | Б | Е | Ж | И | Щ | Е | |
| | | | | | 3 | З | О | Н | А |
Вопросы кроссворда и ответы.
1.Поражающий фактор ядерного взрыва не оказывающий вредного воздействия на человека.
Ответ: Импульс. ( Электромагнитный импульс).
2.Инженерное сооружение для защиты населения от ЧС техногенного и природного характера?
Ответ: Убежище.
3.Участок местности подвергшейся радиационному заражению?
Ответ: Зона.
Приложение 2
1 2
3 4
5 6
7 8
10
9
11 12 13
14 15
16 17
18 19
20 21
22 23
24 25
26 27
28 29
30 31
32 33
34 35
36 37
38
Приложение 3
Тесты
Карточка № 1 Из приведенного ниже перечня средств защиты выберите те, которые подходят под определение индивидуальных средств защиты органов дыхания: Ватно-марлевая повязка; Защитный костюм Л-1; Фильтрующий противогаз; Респиратор; Противорадиационное укрытие; Гражданский противогаз; Защитные очки; Общевойсковой противогаз; Убежище встроенное; Изолирующий противогаз; Специальные защитные перчатки; Общевойсковой защитный комплект. | Карточка № 2 Найдите ошибку, допущенную в приведенной цепочке. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз: От отравляющих веществ; От радиоактивных веществ; От бактериальных средств; От высоких температур внешней среды. |