№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки |
1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа). |
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. | 1 | |
2 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
3 | Дифференциация понятий «звук» - «буква». | 1 | |
4 | Дифференциация гласных I – II ряда | 1 | |
5 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | 1 | |
6 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | 1 | |
7 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | 1 | |
8 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | 1 | |
9 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | 1 | |
10 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | 1 | |
11 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. | 1 | |
12 | Дифференциация букв А – Я на письме. | 1 | |
13 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. | 1 | |
14 | Дифференциация букв У – Ю на письме. | 1 | |
15 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е. | 1 | |
16 | Дифференциация букв Э – Е на письме. | 1 | |
17 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. | 1 | |
18 | Дифференциация букв О – Ё на письме. | 1 | |
19 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | |
20 | Разделительный мягкий знак. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | |
21 | Дифференциация смягчающей и разделительной функций мягкого знака. | 1 | |
22 | Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок. | 1 | |
23 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р – Л. | 1 | |
24 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М – Н. | 1 | |
25 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б – П. | 1 | |
26 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г – К. | 1 | |
27 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В – Ф. | 1 | |
28 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д – Т. | 1 | |
29 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З – С. | 1 | |
30 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж – Ш. | 1 | |
31 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Щ – Х – Ц – Ч. | 1 | |
32 | Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок. | 1 | |
2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова (8 часов). |
33 | Повторение понятий «слог», «открытый слог», «закрытый слог». Дифференциация слогов и слов. Слоговой анализ слов. | 1 | |
34 | Дифференциация понятий «буква» - «слог» - «звук». Слоговой анализ и синтез слов. | 1 | |
35 | Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов. | 1 | |
36 | Дифференциация односложных и двусложных слов. Слоговой анализ и синтез. | 1 | |
37 | Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. | 1 | |
38 | Слоговой анализ слов сложной слоговой структуры. | 1 | |
39 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие. | 1 | |
40 | Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок. | 1 | |
3 этап - коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста (20 часов). |
41 | Знакомство с понятием «ударения», «ударной гласной», «ударным слогом». | 1 | |
42 | Закрепление знаний об ударении. Знакомство с безударной гласной и правилами её правописания. Повторение понятия «однокоренные слова». | 1 | |
43 | Закрепление знаний о правописании слов с безударной гласной в корне. | 1 | |
44 | Закрепление знаний о предлоге, о его правописании с другими словами. | 1 | |
45 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | |
46 | Закрепление правописания предлогов и приставок. | 1 | |
47 | Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок. | 1 | |
48 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». | 1 | |
49 | Составление словосочетаний и предложений. Языковой анализ и синтез предложения. | 1 | |
50 | Анализ предложения. Работа с деформированным предложением. | 1 | |
51 | Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов. | 1 | |
52 | Построение сложносочинённых предложений. | 1 | |
53 | Установление в предложении причинно-следственных связей. Построение сложноподчинённых предложений. | 1 | |
54 | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. | 1 | |
55 | Анализ текста, определение границ предложений, расстановка знаков препинания в тексте. | 1 | |
56 | Составление текста с опорой на серию сюжетных картин. | 1 | |
57 | Составление текста с опорой на сюжетную картину. | 1 | |
58 | Составление описательного рассказа с опорой на схему. | 1 | |
59 | Составление описательного рассказа без опоры на схему. | 1 | |
60 | Составление текста на определённую тему. | 1 | |
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991.
Волина В.В. Праздник букваря. - М., 1991.
Волина В.В. Занимательная грамматика. - М., 1991.
Головоломки своими руками / сост. Н.Н. Докучаева. - СПб. : Кристалл, 1997.
Городкова Т.В., Елкина Н.В. Детские кроссворды. - Ярославль, 1998.
Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М., 1991.
Игры со спичками / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкая. -Минск : ВУАЛ, 1993.
Козак О.Н. Загадки и скороговорки. - СПб., 1997.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 -6 лет : Сценарии учебно-практических занятий. -М., 1998.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.,1999.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 1998.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.
Лопухина И.С. Логопедия. 550 упражнений для развития речи. - М., 1995.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. -2001.
Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1, №3. - М. ; Киев, 2004.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. -М., 1995.
Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития: Пособие для логопедов. - СПб., 1997.
Ткаченко ТА. Звуки и знаки. Подготовка дошкольников к чтению и письму. - Смоленск, 2002.
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М., 1991.
Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский - с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург, 1997.