Индивидуальный план работы социального педагога с ребёнком из семьи «группы риска»
Цель – обеспечение наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания ребёнка из семьи группы риска посредством поиска и использования всех имеющихся ресурсов для преодоления неблагоприятного воздействия негативных факторов развития и активизации позитивных факторов развития (педагогика успеха).
Задачи:
осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у ребёнка, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
осуществление индивидуального сопровождения обучающегося, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения;
проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающегося «группы риска» (взаимодействие классного руководителя, социального педагога и психолога);
обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения «проблемного» ребёнка;
реализация мероприятий, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах;
осуществление информационной поддержки обучающегося, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также по вопросам выбора профиля обучения.
Основные принципы работы с обучающимся из семьи группы риска:
«Всегда на стороне ребёнка!»;
опора и ориентация на сильные стороны личности обучающегося;
комплексный и мультидисциплинарный подход к проблеме ребёнка.
Основные направления работы:
помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения, помощь и поддержка на этапе профессионального самоопределения;
помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика проблем в учёбе;
профилактика и преодоление проблем поведения (несоблюдение правил и норм, агрессивное поведение и т. д.). Профилактика зависимого поведения (употребление ПАВ, интернет-зависимости);
сопровождение обучающихся из социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение обучающегося «группы риска».
Методы работы:
1 Методы диагностики - тесты, социометрия, личностные опросники;
2 Методы профилактики - социальная терапия, игровая коррекция, тренинг, проблемные ситуации, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания;
3 Методы психологического консультирования;
4 Социально-экономические - материально-вещевая помощь;
5 Организационно-распорядительные – инструктирование, контроль и проверка;
6 Методы воспитания – положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуаций успеха.