Индивидуальный план самообразования преподавателя дополнительного образования ГБ ОУ РК «КШИФ»
Бондаренко А.А.
Тема: «Роль тренера-преподавателя в воспитании личностных качеств спортсменов пешеходного туризма в Крыму ».
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения и воспитания в спортивной школе напрямую зависит от уровня подготовки тренеров-преподавателей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования тренера-преподавателя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия тренера-преподавателя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной
деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «самообразования~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование тренера-преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить тренировать других, нужно знать больше, чем все остальные. Тренер должен знать не только свой вид спорта, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Тренер-преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Цель:
Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения и развитие личности ребенка.
Задачи:
Планировать учебно-тренировочный и воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий образовательной организации.
Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебно-тренировочных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся.
Формировать интерес обучающихся к занятиям по технике спортивного и пешеходного туризма.
Организовать учебно-тренировочную и воспитательную работу с обучающимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.
Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, тренировочной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности обучающихся в соответствии с решаемыми задачами.
Формировать знания, умения и навыки, необходимые занимающимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, тренерами-преподавателями, администрацией образовательной организации.
Учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач.
Аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Разработать формы тренировочного занятия по туризму
Характеристика педагогической направленности тренера-преподавателя по спортивному туризму.
Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическая направленность тренера-преподавателя по пешеходному и спортивному туризму формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой « внимания к детям» и интереса к развитию техники спортивного туризмав школе и в Крыму.
Любовь к детям. Конечно, выражение « внимание к детям» не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Внимание к детям - это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Внимание к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно. Внимание к детям первый основной мотив, формирующий положительное отношение к педагогической деятельности. Не может быть хорошим тренером тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех тренеров, которые их не любят, или не любят педагогическую деятельность в целом.
Интерес к занятиям является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность тренера-преподавателя по ТПТ. Направленность тренера на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет тренера-преподавателя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, разрабатывать нетрадиционные формы проведения тренировочных занятий по ТПТ, развивая интерес к занятиям и развитие личности обучающегося, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, дети, если чувствуют, что занятия с ними являются для тренера не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью.
Этапы работы
1 этап 2017-2018 год
2 этап 2018-2019 год
3 этап 2019-2020 год
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное 1этап методического развития 2этап методического развития 3этап методического развития | Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области обучения ТПТ(техника пешеходного туризма). Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по обучению техники пешеходного туризма в Крыму, концепциями обучения, их оценками. Изучать новую литературу по методике преподавания. Своевременно повышать квалификацию на курсах преподавателей дополнительного образования Принимать активное участие в работе образовательной организации. Принимать участие на педагогических конференциях, конкурсах, соревнованиях различных уровней. Посещать тренировочные занятия коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Проводить открытые учебно-тренировочные занятия для анализа со стороны коллег. Организовывать внеурочную деятельность. Систематически просматривать спортивные видеоматериалы по туризму Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
Психолого-педагогическое 2017-2020 год. | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Изучать современные психологические методики. Создание пакета психолого-педагогических материалов для тренера-преподавателя. |
Методическое 2017-2018 год. 2018-2019 год 2019-2020 год | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - ФИС - Спорт в школе - Теория и практика ФК и спорта. - Учебно-методическое пособие по подготовке судей по туризму. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм учебно-тренировочных занятий по спортивному туризму. Разработать « формы проведения тренировочного занятия по спортивному туризму». Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. Проводить мастер-классы для коллег по работе, а также учителей и педагогов дополнительного образования города. Разрабатывать разные формы учебно-тренировочных занятий, внеклассных мероприятий, учебных материалов. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме «Духовно-нравственное развитие личности обучающегося». Внедрять в учебный процесс новые и нестандартные формы проведения учебно-тренировочного занятия и оценивания физического состояния обучающихся Разрабатывать методические пособия. Создавать комплект дидактики по спортивному туризму (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности обучающихся, контрольные тесты-упражнения). Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям. Проектировать личную методическую веб-страницу. Создавать пакет сценариев занятий, соревнований. |
Эстетическое 2018-2020 год. | Посещение выставок, проведение походов. Посещать соревнования по ТПТ с участием лучших спортсменов города. Участвовать в Крымском республиканском туристическом слете Профсоюза работников народного образования и науки Российской федерации |
2018 год. 2017-2020 год. | Пройти Республиканские курсы повышения квалификации Делать обзор в Интернете информации по соревнованиях спортивного туризма, психологии, педагогике и педагогических технологий. Расширить знания информационно-компьютерных технологий и внедрять их в учебно-тренировочный процесс. |
Охрана здоровья | Своевременно обновлять инструкции по ТБ на тренировочных занятиях и внеклассной деятельности. Внедрять в тренировочный процесс здоровьесберегающие технологии. Вести здоровый образ жизни. |
Психолого-педагогические умения.
Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по бучению ТПТ в Крыму.
Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического воспитания обучающихся и проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Анализировать передовой педагогический опыт.
Организовать себя, управлять своим состоянием.
II. Профессионально-личностные качества.
Потребность в самопознании.
Самостоятельность и самокритичность.
Трудолюбие и прилежание.
Дисциплинированность.
Забота о сохранении своего здоровья - (здоровый образ жизни).
Культура поведения и общения.
III. Частно-методические умения.
Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
Проводить и анализировать занятия, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать детей к занятиям в кружок «Спортивного туризма», находить детей одарённых в спортивном отношении.
Мобилизовывать и направлять обучающихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств.
Руководить действиями детей в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
Разрабатывать дидактический материал к занятиям по ТПТ(техника пешеходного туризма).
IV. Коммуникативно-организаторские умения.
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными обучающимися, командой.
Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе обучающихся.
Регулировать внутриколлективные отношения детей во время спортивных соревнований на тренировочном занятии, туристических походах и других соревнованиях
Ориентироваться в изменившихся условиях.
V. Исследовательские умения.
Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач обучения.
Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований. Находить нестандартные формы проведения учебно-тренировочного занятия.
Основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к детям. Но, одной любви, даже самой искренней, для тренерской профессии, конечно, мало. Итак, образ тренера-преподавателя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с обучающимися, желаемое «Я», самоуважение. Профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки тренера к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост тренера и может стать одной из методик для самонаблюдения и самоанализа и, в конечном счёте, содействовать профессиональному росту тренера-преподавателя.
Предполагаемый результат: 2017- 2020 года.
Повышение качества преподаваемого вида «Спортивный туризм» в школе
Разработанные методические пособия.
Проведение открытых тренировочных занятий муниципального уровня.
Проведение мастер-классов муниципального уровня.
Доклады и выступления.
Разработка дидактических материалов.
Разработка и проведение занятий по инновационным технологиям.
Создание комплектов педагогических разработок тренировочных занятий и внеклассных мероприятий.
Организация работы по ТПТ в школе.
Пакет педагогических материалов для тренеров-преподавателей.
Пакет материалов по различным педагогическим технологиям
Личный пример обучающимся, участвуя на спортивных соревнованиях.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом на школьном и муниципальном, уровне
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы на уровне школы. Выступления по обмену опытом работы на заседаниях МО школы .