СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план самообразования Учителя физической культуры Логуновой Наталии Георгиевны

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.  Это ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, культуры, политической жизни и т.п.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план самообразования Учителя физической культуры Логуновой Наталии Георгиевны»

Индивидуальный план самообразования


Учителя физической культуры

Логуновой Наталии Георгиевны

На 2016-2019 учебные годы

Тема  самообразования:


«Развитие  двигательных качеств учащихся через подвижные игры на занятиях физической культуры» или

Развитие двигательных качеств  учащихся через подвижные игры в соответствии   требований ФГОС».

«Воспитание, полученное  человеком, закончено,

                                                      достигло  своей  цели, когда  человек  настолько  

                                                          созрел, что  обладает  силой  и  волей  самого  себя

                                                      образовывать  в  течение  дальнейшей  жизни  и

знает  способ  и  средства, как  он  может  осуществить

                                               в  качестве  индивидуума, воздействующего

                                                                  на  мир».

А.Дистервег

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.  Это ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, культуры, политической жизни и т.п.

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом   педагогического ВУЗа.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Учитель должен учиться всему постоянно, должен знать не только свой предмет   и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в различных сферах общественной жизни, Эта способность определяется    психологическими  и  интеллектуальными  показателями  каждого  отдельного  учителя, эта  способность  вырабатывается  в  процессе  работы  с  источниками  информации, анализа  и  самоанализа, мониторинга  своей  деятельности. Совершенствование качества обучения и воспитания в общеобразовательной школе  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций   невелика без процесса самообразования учителя.

Цель: изучение развития  двигательных качеств учащихся через подвижные игры на занятиях физической культуры 

  • повысить профессиональное мастерство путем внедрения инновационной  технологии в процессе обучения и воспитания;

  • изучить формирование содержания программы и последовательность действий для использования на своих занятиях элементов ФГТ в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников.

В процессе физического воспитания разрешаются следующие основные задачи:

задачи:

  • Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.

  • Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

  • Разработать программу по  курсу "Физическая культура" для учащихся начальной школы, ориентированную на развитие  двигательных качеств с помощью подвижных игр;

  • Изучить методическую, научную, специализированную в области физической культуры литературу;

  • Планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, спортивно-оздоровительную работу с учетом инновационных условий;

  • Творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей  младших школьников;

  • Формировать у учащихся осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью средствами внеурочной деятельности: спортивные праздники, фестивали дружбы и спорта, спортивные марафоны и т.п.;

  • Воспитывать у учащихся  ценностное отношения к культуре других народов; проявление понимания и сотрудничества с людьми иной культуры,;

  • Формировать устойчивый интерес детей к занятиям физкультурой, активному образу жизни с помощью овладения ими новыми двигательными действиями;

  • овладение основными видами двигательных действий и выполнение их в различных по сложности условиях.

  • Учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;

  • Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы физкультурно-оздоровительной деятельности школьников в соответствии с решаемыми задачами.

Этапы  работы

1  этап           2016 -2017  годы  -  I. Диагностический

2  этап           2017-2018  годы  -   Практический

        3  этап           2018-2019  год           Обобщающий - Внедренческий

Основные  направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физическая  культура».

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физической  культуре, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  физической  культуре  и  методике  преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  физической  культуры, организованных  в  Институте  образования.

5. Принимать  активное  участие  в  работе  учителей  физической  культуры.

6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

9. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

10.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

11. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

12. Организовывать   кружковую  и  внеклассную  деятельность  по  предмету.

13. Систематически  просматривать  спортивные  телепередачи.

14. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

Методическое

1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания:

- ФИС

- Физическая  культура  в  школе

- Спорт  в  школе

- Теория  и  практика  физической  культуры.

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  физической  культуры.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе, учителей  

5. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

6. Проводить  научно-исследовательскую  работу  по  проблеме: «Создание  учебной  программы  по  изучению  игры  «Русская  лапта»  для  учащихся  4-5 классов  как  материал  по  выбору  из  вариативной  части  программы».

7. Внедрять  в  учебный  процесс  новые  формы  оценивания  физического  состояния  учащихся:

- оценка  физической  подготовленности  2  раза  в  течение  учебного  года;

- «Президентские  состязания».

8. Создавать  комплект  дидактики  по  предмету (индивидуальные  планы  тренировок, оптимально-минимальный  уровень (стандарт)  физической  подготовленности  учащихся, контрольные  тесты-упражнения).

9.Создавать  личную  методическую  веб-страницу

10. Проектировать  личную  методическую  веб-страницу.

12. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  информационных  технологий.

13. Создавать  пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

эстетическое

1. Посещение  выставок, музеев, проведение  экскурсий.

2. Участвовать  в  смотрах  художественной  самодеятельности.

3.Принимать участие в смотрах и строе.

4. Принимать участие в жюри

ИКТ

1. Пройти  курсы  повышения  квалификации  для  получения  пользовательских  навыков  работы  на  компьютере.

2. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

3. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

4.Использование ИКТ на открытые уроки.

5. применение презентаций.

Охрана  здоровья

1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физической  культуры, на  занятиях  на соревнованиях

2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

3. Вести  здоровый  образ  жизни, заниматься  спортом, физическими  упражнениями.

Интересы  и  хобби

1.Продолжать  заниматься  спортом    и  физическими  упражнениями.

2. Участвовать  на  соревнованиях  различных  уровней, вплоть  до  всероссийских.

3.продолжать путешествовать и заниматься туризмом для личного  общения и обмена опытом.

  1  этап           2016- 2017  годы  -                         Диагностический

                                                                       Прогностический

Содержание работы

Сроки выполнения

Виды деятельности

Форма отчета о проделанной работе

      Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

I-й год

Изучение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы

Список изученной литературы

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

I-й год

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Выступление по теме самообразования на заседании МО учителей ФК и ОБЖ

2  этап           2017, 2018  годы  -   Практический

Содержание работы

Сроки выполнения

Виды деятельности

Форма отчета о проделанной работе

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

II-й год

Посещение семинаров, конференций на базе ИПК ПРО и гимназии по теме

Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег

Конспекты уроков, внеурочных занятий, спортивно-оздоровительных мероприятий

        3 этап           2018-2019  год           Обобщающий - Внедренческий

Содержание работы

Сроки выполнения

Виды деятельности

Форма отчета о проделанной работе

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

III-й год

Организация кружковой и внеклассной деятельности

Участие в школьной Спартакиаде по видам спорта, фестивалях, конкурсах

Статьи, публикации в печатных изданииях

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Консультационная помощь

Организация и проведение занятий кружка

Программа внеурочной деятельности

Творческий отчет по теме самообразования на заседании МО

Предполагаемый  результат:

  1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  4,6, отсутствие  неуспевающих).

  2.  Повышение двигательной активности учащихся, их мотивации к спортивно-оздоровительной деятельности.

  3. Проявление у учащихся приоритетов ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.

  4.  Разработанные  программы   «Здоровье», «Подвижные игры народов ХМАО», «Подвижные игры народов России», «Подвижные игры» разработано анкетирование для учащихся по теме «подвижные игры»

  5. Разработанная рабочая программы кружка спортивно-оздоровительного направления.

  6. Разработка презентаций к урокам и внеурочным занятиям.

  7.  Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  физической  культуры  

  8. Проведенные   показательные открытые уроки со студентами Нижневартовского педагогического гуманитарного колледжа

  9.  Доклады  и  выступления на педагогическом совете.

  10. Разработка  дидактических  материалов.

  11. Разработка  и  проведение  открытых  уроков  на город по ФГОС У  «Подвижные игры народов ХМАО».

  12. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

  13. Организация  работы  спортивных  кружков  и  секций.

  14. Участие в судействе по пожарной безопасности.

  15. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям.

  16.  Создана Личная  методическая  веб-страница.

  17.  Пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности. (Губернаторские состязания,, грамоты, дипломы. Протоколы. Отчеты. Отчеты по качеству успеваемости, бланки повышения курсов квалификации, диски с записью открытых уроков.

  18. Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне по данной теме.

  19.  Подаю  личный  пример  учащимся, участвуя  на   спортивных  соревнованиях  различных  уровней; школьной спартакиаде::

- учитель - тренер  по гандболу, награждалась грамотами. Принимаю участие в спартакиаде города среди учителей.

-принимаю участие в конкурсе «Клуб семья»

-Награждена Почетной грамотой министра образования Калининградской области за

Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы

Презентация  результатов  работы  перед  педагогическим  коллективом,  на  заседании.  

Форма  отчета  по  проделанной  работе

 Обобщение опыта  работы  на  уровне  школы.

Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседании. Ассоциации  учителей  физической  культуры. Представление  администрации  школы  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  других  учителей.





Актуальность

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Определение и специфика подвижных игр

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Играм типа "ловишки" присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству.

Стоп - упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. В таких играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Разностороннее воздействие мяча на физическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений кисти руки, а следовательно, совершенствовании коры головного мозга.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах.

В играх типа "Жмурки", "Угадай по голосу" совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка

2. Классификации подвижных игр

Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Существуют следующие классификации подвижных игр: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Классификация игр осуществляется по разным параметрам:

- по принципу организации детей - игры одиночные и командные;

- возрастному принципу - для младшего, среднего и старшего возраста;

- видам движений - игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньем;

- двигательным способностям - развивающие, скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость;

- степени интенсивности движений - большой, средней и малой подвижности;

- особенностям содержания - подвижные игры с правилами, сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр.

Классификация подвижных игр по сложности.

Элементарные игры

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным.

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это: игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия), игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды; ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды), игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс). Эти игры требуют определенных условий; правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов.

Игры-забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») побуждают детей к двигательной активности.

Игры-аттракционы -- в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого

Сложные игры

Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Различают три основных класса игр: некомандные, переходные, командные.

В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо, только правилам игры. В переходных к командным играм появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. В начале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных задач приходится действовать согласованно.

В командных играх соревнования происходят между игровыми командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.

Возрастные степени согласованности действий требуют от участников не только психологической перестройки, но и владение навыками более сложных движений, необходимых в командной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от командных действий к командным играм. Чем элементарнее отношения между играющими, тем проще содержание игры

Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где, наряду с отличным владением двигательными навыками, необходима высокоорганизованная тактика действий всего коллектива.

Внутри некомандных игр принято выделять две группы: игры с водящими и без водящих.

На две группы подразделяются и командные игры: с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием - эстафеты.

В свою очередь, эти группы могут подразделяться на более мелкие - по такому, например, признаку, как форма организации. Так эстафеты подразделяются на линейные, встречные, круговые.

Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по содержанию двигательных действий.

Различают игры имитационные (с подражательными движениями), с перебежками, преодолением препятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховому и зрительному), с предметами.

Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действие под музыку (танцы, пение).

Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки. Они довольно сложны для проведения.

В наше время популярность приобрели разнообразные подготовительные (подводящие) игры, упрощенное содержание которых позволяет рано знакомить детей с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей и другие.

Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания обязательно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Классификация русских народных подвижных игр

По характеру использования фольклорного подкрепления. Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества) Народные игры без речевого сопровождения.

По способу распределения на роль. Игры с выбором водящего при помощи считалок. Игры с делением на группы при помощи оговорок и жеребьевок

С преимущественным проявлением двигательных качеств. Игры на развитие ловкости и точности движений Игры на развитие быстроты реакции Игры на развитие меткости, глазомера Игры на развитие ритмичности и пластики движений Игры на ориентировку в пространстве и коллективе

С преимущественным проявлением психических качеств. Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти Игры на развитие творческого воображения Игры на развитие наглядно-образного мышления Игры на развитие связной речи.

Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов:

игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);

игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки).

Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств:

игры на формирование ловкости;

игры на формирование быстроты;

игры на формирование выносливости;

игры на формирование силы.

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:

игры с ходьбой;

игры с бегом;

игры с лазанием;

игры с прыжками;

игры с метанием.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки

Игры большой подвижности Одновременно участвует вся группа детей; построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Игры средней подвижности Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

Игры малой подвижности

Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание).

3. Методика обучения детей среднего дошкольного возраста сюжетным подвижным играм (вид игр выбрать самостоятельно как и возраст)

Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов; беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры - изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ; развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение - зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

Значительное внимание следует, уделяет вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. Увеличение их двигательных возможностей позволяет подбирать игры с разнообразными видами основных движений: с метанием - «Кто дальше бросит?», прыжками - «Лягушка», бегом - «Перелет птиц» и др.; игры с простейшим соревнованием, как индивидуальным, так и коллективным, простые игры-аттракционы

В группе пятого года жизни воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Если ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: "Кот и мыши", "Котята и щенята", "Мышеловка" и др., несюжетные игры: "Найди себе пару", "Чье звено скорее соберется?" и др.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка пятого года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. Здесь велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру "Козлята и волк". Воспитатель рассказывает: "Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку: "Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: "Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молока принесла". Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. "Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!" Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла". Открыли козлята дверь маме и рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они во дворе бегать, прыгать и играть".

Педагог берет на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей волка, а остальные дети изображают козлят. Воспитатель напоминает детям, что "открывать дверь маме" можно только после того, как прозвучат последние слова песенки.

Такое объяснение сюжета занимает не более полутора минут. Оно снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность ребят игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.

В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке.

В средней группе после окончания игры обязательно отмечают тех, кто был наиболее активным и достиг определенных успехов. Это вызывает у дошкольников чувство уверенности в своих действиях. И обязательно нужно похвалить всех детей.

подвижный игра физический воспитание

Приложение

Библиографическое описание


Характеристика источника

Пример оформления


Книга, написанная одним автором

Степаненкова Эмма Яковлевна «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». Учебное пособие- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.


Книга, написанная одним автором

Эмма Яковлевна Степаненкова. «Методика проведения подвижных игр». Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" Под общей редакцией: М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой Электронная библиотека profilib © 2012-2015


Издание, выполненное коллективом авторов (книга, изданная под заглавием)

Кожухова Н.Н. И др. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях»: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия» 2002 - 320с.


Книга, написанная одним автором

Шебеко В.Н. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста учеб. Пособие Выш.шк., 2010 - 288 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!