СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя образовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севск






ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Развитие коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе




Работу выполнила:

Рассоленко Алина Геннадьевна,

ученица 11 класса

Руководитель проекта:

Батталова Любовь Михайловна






Работа допущена к защите: «___»________________________________2024г.

Подпись руководителя проекта: ____________/_________________________/





Г.Севск, 2024г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе………………………………………….…………………………………5

1.1. Сущность понятия коммуникативных способностей ……………………5

1.2. Условия формирования коммуникативных способностей у младших школьников...……………………………………………………………………..6

1.3. Способы формирования коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе …………………………………................7

Глава 2. Организация внеклассной работы младших школьников…….9

2.1. Разработка мероприятий по формированию коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе………………..9

2.2. Внедрение мероприятий по формированию коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе……………….9

Практическая часть……………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………….14

Приложение……………………………………………………………………..15














ВВЕДЕНИЕ


Краткое описание проекта: сегодня школа совмещает в себе две функции — образовательную и воспитательную. Задачей педагогического сообщества стало не только обеспечение достойного уровня среднего образования, но и воспитание подрастающего поколения. Опытные учителя знают, что достижение этих целей практически невозможно без сочетания учебного процесса с программой внеклассных мероприятий. Самую важную роль играют подобные занятия в системе воспитания младших классов. Однажды в жизни ребенка происходит знаковое событие — это поход в школу, в первый класс. Именно в начальной школе происходит знакомство с коммуникативными навыками, новыми правилами и новыми людьми. Ребенок учится выстраивать личностные контакты, отвечать не только за себя и свои поступки, но и за класс в целом. Внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции. Кроме того, все внеурочные занятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей, помогают им раскрепоститься, компенсирует проблемы учебной деятельности ребёнка и реабилитирует его в собственных глазах и глазах сверстников. Внеклассные мероприятия — это не дополнительный школьный урок. Подобные внеурочные занятия проводятся в более свободной форме, где ребенок может проявить свои творческие способности, развить креативное мышление и освоить навыки групповой работы.




Актуальность темы исследования: Для того, чтобы у младшего поколения были сформированы коммуникативные способности, и чтобы дети в будущем могли ими воспользоваться, то их необходимо закладывать им не только дома, но и в школе, особенно во внеклассной работе. Данная проблема актуальна тем, что у младших школьников происходит интенсивное формирование личности. Дальнейшая учебная деятельность школьника зависит от того, насколько легко ребенок будет общаться с окружающими людьми, налаживать контакт. В данный период ребенок учится брать на себя ответственность за свои действия и поступки, устанавливает отношения с окружающими людьми и организовывает свое общение. В младшем школьном возрасте у ребенка формируется умение организовывать свою деятельность, он осознает ценность сотрудничества и общения, также устанавливаются правила и нормы общения, которым школьник будет следовать в зависимости от обстоятельств.






Цель исследования: поиск и разработка внеклассных мероприятий для развития коммуникативных способностей у учеников начальной школы.


Задачи:


1.Охарактеризовать особенности формирования коммуникативных способностей у младших школьников.

2.Формировать у ребят навыки коллективной работы.

3.Развивать личностные качества и коммуникативные способности у детей.



Объект исследования: процесс формирования коммуникативных способностей у младших школьников во внеклассной работе.



Предмет исследования: формирование коммуникативных способностей младших школьников посредством игровой деятельности.



Методы исследования:


- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

- педагогическое наблюдение;

- практико - ориентированная работа;




Практическая значимость: заключается в том, что разработанный комплекс внеурочных занятий, направленный на развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, дает возможность полнее реализовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Положения и выводы, полученные в ходе практико-проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике учителей начальных классов.









ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Коммуникация является одной из важных форм активности личности,

без которой невозможны ее деятельность, познание. Этот процесс характеризуется взаимодействием между людьми. Продуктивность познавательной, мыслительной деятельности, общая жизнеспособность человека в значительной степени зависят от его способности к общению, от уровня сформированности коммуникативных способностей. В общем виде коммуникация (от communico– связь, общение) понимается как признак конструктивного взаимодействия людей в процессе получения информации. Тогда как общение – это тип отношений, который характеризуется отношением партнеров друг к другу как к равным и обязательно наделенными признаками субъективности. Общение - это обязательное взаимодействие, которое предполагает обратную связь, активность обеих сторон (диалог). Потребность в нем является жизненно важным для каждого человека и возникает уже у младенца, с возрастом постепенно дифференцируясь. В современной системе образования формирование коммуникативной культуры определяется как приоритетная задача: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста. Наша жизнь неотъемлемо зависит от коммуникативной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения.

Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

•формулировать высказывание, используя термины;

•допускать возможность существования у людей различных точек

зрения;

•учитывать разные мнения;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

•строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что

партнёр знает и видит, а что нет;

•задавать вопросы;

•контролировать действия партнера;


1.2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя. Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность. Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъектных взаимоотношений.

Выделяют 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникативной стороне общения, - это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рациональных и эмоциональных факторов в общении, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, общаться в конфликтных ситуациях.

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействием общения, можно опираться на следующие четыре критерия.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствует о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий: общение - это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

Третьим критерием: общения являются инициативные акты, направленные

на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием: общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.


1.3. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Существуют два вида формирования коммуникативных способностей: вербальные и невербальные.

К вербальным относятся:

• умение слушать и слышать собеседника;

• умение корректно задавать вопросы;

• умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;

• умение допускать разные точки зрения;

• установка на совместную деятельность;

• групповая и парная формы работы;

К невербальным относятся:

• визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),

• акустические (интонация, паузы и логические ударения),

• тактильные (дистанция, прикосновение).

Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Проанализировав взгляды исследователей на определение понятия «коммуникативные способности», мы будем употреблять данное понятие в значении: коммуникативные способности - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъектных взаимоотношений.

Таким образом, развитие коммуникативных умений во внеурочной деятельности у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.









ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением принимать точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Для развития коммуникативных умений педагоги используют: игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними.

Театральная студия: организуйте театральные занятия, где дети будут учиться играть роли, выражать эмоции, учить тексты и взаимодействовать друг с другом на сцене. Это поможет им развить уверенность в себе, изучить артикуляцию и выработать навыки общения.

Мастер-классы по публичным выступлениям: проведите занятия, на которых дети научатся говорить перед аудиторией, контролировать дыхание, использовать жестикуляцию и поддерживать внимание слушателей.

Образовательные игры: организуйте коммуникативные игры, такие как "Мафия", "Что? Где? Когда?", "Электронный твистер", которые помогут детям учиться выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и слушать других.

Проектные мероприятия: предложите детям работать над проектами в группах, где им нужно будет общаться, договариваться, доказывать свою точку зрения и принимать общие решения.

Дискуссионные клубы: создайте клуб, на котором дети будут обсуждать разные темы, высказывать свое мнение, слушать других и учиться уважать точки зрения собеседников.

Важно помнить, что успешная разработка мероприятий по формированию коммуникативных способностей требует индивидуального подхода к каждому ребенку и создания доверительной атмосферы, где дети чувствуют себя комфортно.



2.2. ВНЕДРЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование коммуникативных способностей у младших школьников играет важную роль в их развитии и социальной адаптации. Внеклассная работа может предоставить замечательную платформу для внедрения мероприятий по развитию коммуникативных навыков. Вот несколько идей, которые можно использовать.

• Игровые мероприятия: организуйте игры, которые требуют коммуникации, сотрудничества и обмена идеями. Например, ролевые игры, диалогические игры, творческие конкурсы и др.

• Групповые проекты: разделите учеников на команды и дайте каждой команде задание выполнить совместный проект, который потребует общения, договоренностей и обсуждения идей.

• Ролевые игры и импровизация: позвольте ученикам воплотиться в разные роли и сценарии, где им придется выражать свои мысли, убеждения и эмоции.

• Обучение навыкам активного слушания: проведите уроки по обучению учеников навыкам активного слушания, позволив им понимать важность внимательного восприятия собеседника.

• Развитие уверенности в выступлении: организуйте мероприятия, где ученики могут выступать перед аудиторией с рассказами, песнями или танцами, чтобы развить уверенность и навыки выступления.

Эти мероприятия помогут младшим школьникам развить умения общения, слушания, выступления и сотрудничества, что важно для их будущего успеха как личностей и учащихся.




























Практическая часть


Анкетирование «Коммуникативные способности»


Опрос проводился в целях выявления уровня коммуникативных способностей у младших школьников. Коммуникативные навыки у детей – это их способность взаимодействовать с окружающим миром, правильно понимая и передавая информацию. Среди них хорошо поставленная речь, связное выражение мыслей и чувств, эмпатия и умение вести диалог.Развитые коммуникативные навыки помогают ребенку социализироваться и стать успешным. Учебно-внеклассный процесс тесно связан с коммуникативными способностями. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в коммуникативных навыках возрастает роль учебно-внеклассного процесса. Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения. Основными задачами коммуникативных способностей являются:

1. формирование у ребят навыков коллективной работы;

2. развитие творчества и инициативы детей;

3. развитие личностных качеств.

Сходные склонности к коммуникации у всех людей разные. Некоторым общение даётся легко и непринуждённо, а у кого-то могут возникнуть сложности. Важно учитывать персональные психологические особенности ребёнка при развитии социальных навыков. Но при любых исходных способностях есть возможность улучшить коммуникативные черты с помощью специальных техник.


Детям предлагалось ответить на специально разработанные вопросы в анкете. Анкета представлена на рис.1.


Текст вопросов:


Вопрос № 1. Много ли у вас друзей?

Вопрос № 2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

Вопрос № 3. Трудно ли вам просить прощение у своих друзей?

Вопрос № 4. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

Вопрос № 5. Вы чувствуете себя уверенно среди малознакомых вам людей?

Вопрос № 6. Ты помогаешь своим одноклассникам?


На вопросы нужно было отвечать «Да» или «Нет»


Результаты анкетирования


Результаты были представлены следующими уровнями сформированности коммуникативных способностей у детей:

• низкий уровень – у ребенка сформировано неправильное, неточное представление о коммуникативных способностях;

• средний уровень – представление о коммуникативных способностях правильное, но недостаточно четкое и полное;

• высокий уровень – сформировано полное и четкое понятие коммуникативных способностей.


Результаты анкеты представлены на рис. 2.




Рисунок.2. Результаты анкетирования



По результатам анкетирования можно видеть что:

10 детей продемонстрировали высокий уровень коммуникативных способностей. Дети давали правильные ответы на указанные вопросы.

Средний уровень коммуникативных навыков показали 15 детей. У воспитанников отмечаются элементарные представления о том, что такое общение и коммуникация со сверстниками. Низкий уровень коммуникативных способностей показали 4 детей. У учащихся сформулировано нечеткое понимание коммуникативных способностей.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассматривая психолого-педагогическую характеристику младших школьников, я выделила для себя важные моменты. Младший школьный возраст – это этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 до 10 лет. Учебная деятельность – серьезный труд, требующий дисциплины, волевых усилий, организованности со стороны ребенка. В младшем школьном возрасте начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Анализируя понятие «коммуникативные способности», я выяснила , что коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений. Также, мной были рассмотрены формы (индивидуальная, групповая), методы (упражнения, поощрения), средства (художественные средства, собственная деятельность, общение и атмосфера, в которой находится ребенок) и направления (работа с детьми) выявление коммуникативных умений у младших школьников во внеклассной работе. Практико-ориентированная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №2 г.Севска. В школе созданы все благоприятные условия для развития коммуникативных способностей у младших школьников. При проведение первичной диагностики по выявлению коммуникативных способностей у младших школьников в школе № 2 г. Севска показало, что у большинства младших школьников преобладает средний уровень развития коммуникативных способностей . По данным результатам я решила разработать программу по формированию коммуникативных способностей у младших школьников. Разработка и проведение мероприятий в предложенной программе по формированию коммуникативных способностей у младших школьников показало положительные результаты. Таким образом цель исследования достигнута, задачи исследования решены.












Список литературы


1. Аралова М.А. – «Справочник психолога ДОУ» - М.: ТЦ Сфера , 2007.


2. Данилина Т.А. , В.Я. Зидянидзе «В мире детских эмоций» Айрис Пресс М.: 2004г.


3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М.: «Генезис» 2000г


4. Клюева Н.Ф., Филиппова «Общение дети 5-7 лет»- Я.: Академия развития 2007г.


5. Маралов В.Г. , Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольников» М.: творческий центр 2008г.


6. Немов Р.С. «Психология» М.: Владос 1999г.


7. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М.: творческий центр 2008г.


8. Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» М.: творческий центр 2008г.


9. Ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2,7,12. 2008г.


10. ФГОС ДО: практика реализации.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Анкета

«Коммуникативные способности»

Опрос проводится в целях выявления уровня коммуникативных способностей у младших школьников.

Часть 1.

Укажите ваш возраст ____ , пол____

Часть 2.

Ответьте на поставленный вопрос «Да» или «Нет»


Много ли у вас друзей ?


Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?


Трудно ли вам просить прощение у своих друзей?


Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?


Вы чувствуете себя уверенно среди малознакомых вам людей?


Ты помогаешь своим одноклассникам?



Спасибо за ответы! Ваше мнение нам очень важно!



ПРИЛОЖЕНИЕ 2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!