СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация в неживой природе Человек и информация Информационные процессы в технике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация в неживой природе

Человек и информация

Информационные процессы в технике

Просмотр содержимого документа
«Информация в неживой природе Человек и информация Информационные процессы в технике»

Урок № 2

8 класс


Информация в неживой природе

Человек и информация

Информационные процессы в технике

Цели:

  • Обратить внимание учащихся на различные виды информации в зависимости от органов восприятия;

  • Познакомить учащихся с информацией в неживой природе;

  • Познакомить учащихся с информацией в живой природе;

  • Установить связь между человеком и информацией.


Педагогические цели:

  • Начать целенаправленное формирование информационной культуры и умение работать с информацией;

  • Развивать любознательность учащихся и инициировать склонность к исследованию;

  • Формировать элементарные приемы исследования.


Требования к уровню освоения материала на конец урока:

Знать:

1. Понятие информация.

2. Назначение информации.

3. Иметь представление о методах поиска информации.

4. Иметь представление об информационных основах процессов управления.

Вспомогательные понятия: информация, мир информации, восприятие информации, системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Характеристика урока: эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся; проведения опыта, фронтальная работа – решение информационных задач в РТ; компьютерный практикум;

Тип урока: комбинированный, с использованием развивающих, игровых, исследовательских и иных педагогических технологий;

Стратегия: развивающая, исследовательская с опорой на эмпирический опыт.

Обеспечение урока:

Учебник

РТ № 1

Письменные принадлежности ( ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши).

Презентация по теме.

План урока:

  1. Организационный момент, знакомство с оборудованием на уроках информатики, сообщение правил поведения на уроке.

  2. Обобщение сведений, известных учащихся по теме урока.

  3. Компьютерный практикум.

  4. Анализ полученных знаний

  5. Обобщение и подведение итогов.

  6. Комментарии учителя к домашнему заданию.


Ход урока

  1. Организационный момент. Знакомство с классом. Проверка всех учащихся на уроке.

  2. Информация в неживой природе.


Сообщения - знания - информация. К слову "информация" люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего, вы вспомните газеты, радио, телевидение, т. е. все то, что называют средствами массовой информации. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как "информационное сообщение" или "оперативная информация". Цель таких сообщений - довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.

Все, что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Учеба в школе - это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой перечень:

* Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
* Я знаю, что Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро.
* Я знаю, как собрать радиоприемник.
* Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.
* Я знаю, как перемножить две простые дроби.
* Я знаю, как выращивать помидоры.
* Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

Классификация знаний. Всю эту "кучу" знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов "Я знаю, что...". Такие знания принято называть декларативными (от слова " декларация ", что значит " утверждение ", " сообщение "). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).

Знания второй группы, начинающиеся со слов "Я знаю, как...", называются процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).

Классификация знаний - очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единственным.

Информативность сообщений. Уже говорилось о том, что информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т. п. Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями.

Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Вот, например, вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение: "Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах".

Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому неинформативен. Быть понятным - значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека. Для того чтобы понять китайский текст, надо знать китайский язык; для того чтобы понять, что такое определенный интеграл, нужно закончить изучение элементарной математики и знать начала высшей математики.

Отсюда можно сделать вывод: сообщение информативно, если оно понятно принимающему его человеку. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для вас сообщений:

* Москва - столица России;
* Дважды два - четыре.

Пополняют эти сообщения ваши знания? Конечно, нет! Данные факты вам давно известны. Следовательно, если сообщение содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека оно тоже будет неинформативным. Сообщение "2*2 = 4" информативно для первоклассника и неинформативно для семиклассника. Чтобы быть информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего его человека. Теперь можно сделать окончательный вывод:

Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека. На этом должно быть основано всякое обучение.

Вопросы и задания

1. Что такое "информация" для каждого из нас?
2. Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.
3. Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.
4. В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком - нет? Приведите примеры обоих случаев.

Восприятие и представление информации

Восприятие информации. Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
через слух воспринимается информация в звуковом виде;
через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
через вкус - информация от вкусовых ощущений;
через осязание - информация в виде тактильных ощущений.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность. Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т.е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов - фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Ведь сначала появилась речь, а уже потом - письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания - паузы, интонацию.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма - это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение (рис. 1.2). Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки - это пиктограммы.

Языки естественные и формальные



Рис. 1.1. Иероглифы



Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием "язык". Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту - формальным языком музыки.

Язык - знаковый способ представления информации. Общение на языках - это процесс передачи информации в знаковой форме.

Рис. 1.2. Пиктограммы



Формы представления информации. Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

Подведем итог разговору о формах представления информации.

Формы представления информации человеком:

o текст на естественном языке в устной или письменной форме;
o графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
o символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Подведение итогов

1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.
2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?
3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?
4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?
5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.
6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?
7. Что такое естественные языки, формальные языки?
8. Какие существуют формы письменности?
9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне.


Сегодня мы работали на уроке с информацией в форме устной речи (беседа). Разные виды информации зрительная информация, звуковая, вкусовая, тактильная, обонятельная – представляют собой часть огромного и многообразного мира информации.


Домашнее задание

  1. $1 «Человек и информация» стр 9-19


Оценивание


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!