СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный лист "Влияние физкультминутки и отдельных упражнений, на зрение"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

самых распространенных проблем современного мира. Наблюдаются негативные последствия развития

технологий, особенно в условиях после пандемии, вынудившей ввести в программы образовательных учреждений дистанционное обучение, предполагающее еще более частое использование техники.

В то же время нарушения зрения оказывают влияние и на общее физическое развитие человека. Может наблюдаться отставание от сверстников в весе, росте, жизненной емкости легких. Кроме того, зрение является одним из наиболее важных источников информации о внешнем мире. Исследователи отмечают, что около 90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор и частичное или глубокое нарушение его функции становится возбудителем ряда осложнений в физическом и даже психологическом состоянии человека.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист "Влияние физкультминутки и отдельных упражнений, на зрение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г. Данилов, Ярославской области










Реферат «Влияние физических упражнений на зрение школьников.

Физминутки для глаз»










Подготовил

Ученик 10 класса

Жибарев Иван
















Ухудшение зрения является одной из самых распространенных проблем современного мира. Наблюдаются негативные последствия развития

технологий, особенно в условиях после пандемии, вынудившей ввести в программы образовательных учреждений дистанционное обучение, предполагающее еще более частое использование техники.

В то же время нарушения зрения оказывают влияние и на общее физическое развитие человека. Может наблюдаться отставание от сверстников в весе, росте, жизненной емкости легких. Кроме того, зрение является одним из наиболее важных источников информации о внешнем мире. Исследователи отмечают, что около 90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор и частичное или глубокое нарушение его функции становится возбудителем ряда осложнений в физическом и даже психологическом состоянии человека.

Зачастую при выборе дополнительных спортивных занятий школьники не учитывают состояние зрения. Так, если борьба и плавание допустимы при слабом зрении, то художественная гимнастика, фигурное катание, стрельба и даже некоторые виды легкой атлетики могут быть опасны и допустимы только при наличии очков или линз.

С другой стороны, правильная физическая нагрузка может способствовать развитию глаза и помочь в борьбе с заболеванием. Так, физические упражнения являются средством повышения качества работы функций организма и работоспособности цилиарной мышцы, а также укрепляют склеру глаза. Правильно подобранные упражнения оказывают положительное воздействие на организм в целом и глаза в частности – выступают как восстанавливающее, поддерживающее и профилактическое средство.

Исследователи отмечают, что регулярные физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности благоприятно влияют на работу глаза: вызывают усиление кровоснабжение и повышают работоспособность глазной мышцы.

Физические упражнения, предполагающие сильную динамику, являются средством понижения внутриглазного давления в среднем на 4,5 мм рт.ст. независимо от его исходного уровня и степени тренированности. После выполнения регулярных упражнений высокой интенсивности (пульс 175 ударов в минуту), упражнений на гимнастических снарядах, прыжков через скакалку и т.д. отмечается выраженная ишемия глаз, которая сохраняется долгое время, что влечет ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Так, при выборе физических упражнений необходимо ознакомиться с особенностями их влияния на зрение. Особенности выбора физических нагрузок зависят от состояния зрения.

При слабой степени близорукости у человека нет практически никаких ограничений в выборе вида спорта, исключая лишь те, где присутствуют удары по голове. Совместно с общеразвивающими, дыхательными, корригирующими применяют упражнения, направленные на укрепление цилиарных мышц глаза, которые должны быть строго дозированы.

При средней степени близорукости выбор вида спорта и физических упражнений сужается: следует избегать упражнений, предполагающих резкие движения головой. Степень частоты выполнения упражнений человек должен регулировать в зависимости от своего физического состояния.

При высокой степени близорукости занятия спортом не рекомендуются, но могут быть заменены утренней гимнастикой длительностью 8-10 минут (обязательно включение комплекса упражнений, укрепляющих мышцы глаза).

Специалистами в области ЛРК широко применяются комплексы лечебных и корригирующих упражнений, способствующих упражнению мышц глаз:

1. Закрыть глаза на 2-3 секунды, затем откройте и расслабьте – необходимо сделать 7-10 подобных подходов. Упражнение направлено на укрепление мышц глаза и повышению кровоснабжения.

2. Сначала посмотрите в левый верхний угол, затем направьте взгляд в правый нижний угол, и наоборот (мысленно делаем крест) – выполнить 6-8 подходов.

3. Необходимо вытянуть руки и следить за кончиком среднего пальца, одновременно медленно приближая руку к лицу до момента, пока палец не начнет двоиться в глазах – сделать 4-5 подходов.

4. Слегка надавливайте на закрытые веки массажными движениями – сделать 6- 8 подходов.

Существуют еще более простые упражнения, способствующие улучшению качества работы глаза: быстрое моргание 15 секунд, круговые движения с открытыми и закрытыми глазами.

Многие исследователи отмечают положительное влияние на зрение дыхательных упражнений. Они помогают улучшить окислительно- восстановительные процессы, способствуют укреплению дыхательных мышц. Учитывая тот факт, что сетчатка глаза имеет высокую чувствительность к нехватке кислорода, мы можем сделать вывод о благоприятном воздействии дыхательных упражнений на органы зрения.

Так, мы можем сделать вывод, что люди с нарушением зрения имеют более низкие показатели физического развития, чем люди с отсутствием зрительных отклонений.

Важно отметить, что использование исключительно упражнений для глазных мышц или, напротив, только общеразвивающих не даст хорошего результата в процессе улучшения зрения. Необходимо грамотное сочетание специальных упражнений и общеразвивающих.




Специальные упражнения для глаз




  1. Исходное положение (И. п ) сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению и улучшению кровообращения глазных мышц.

  2. И.п. ˗ сидя. Быстро моргать 15 сек., 3-4 серии. Улучшает кровообращение.

  3. И.п. ˗ стоя. Смотреть прямо перед собо1 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см и от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-4 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

  4. И.п. ˗ стоя. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет “двоиться”. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

  5. И.п. ˗ сидя. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

  6. И.п. ˗ стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть

  1. ладонью правой руки правый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

  2. И.п. ˗ стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец

  3. полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове смотреть на палец. Медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за ним. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.

  4. И.п. ˗ сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать 1-2 сек. на верхнее веко обоих глаз, затем снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  5. И.п. ˗ сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг.

  6. Медленно закрыть глаза, пальцы, удерживая кожу, оказывают сопротивление мышце. Повторить 8-10 раз.


Упражнения для наружных мышц глаз


  1. И.п. ˗ сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно 8-10 раз (голова неподвижна).

  2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно 8-10 раз.

  3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении 4-6 раз.

  4. Частые моргания в течение 15-30сек.





Упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаза


  1. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать 7.8 раз

  2. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя) 8-10 раз.

  3. Бросить мяч сильно об пол и поймать одной или двумя руками 6-7 раз.

  4. Передача мяча (баскетбольного, волейбольного, набивного) от груди партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м 12-15 раз.

  5. Передача мяча партнеру из-за головы 10-12 раз.

  6. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча 7-10 раз каждой рукой.

  7. Броски теннисного мяча в стену на расстоянии 5-8 м 6-8 раз каждой рукой.

  1. Броски теннисного мяча в мишень 6-8 раз каждой рукой.

  2. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он от пола отскочил к стене, и затем поймать его. Повторить каждой рукой по 6-8 раз.

  3. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3-5 м 12-15 раз.

  4. Верхняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять 5-7 мин.

  5. Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя) 10-12 раз.

  6. Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять 5-6 мин.

  7. Игра в бадминтон через сетку или без нее в течение от 15-20 мин.

  8. Игра в настольный теннис 25-30 мин.

  9. Игра в большой теннис у стенки и через сетку 15-20 мин.

  10. Удары футбольным мячом в стенку и в квадраты на расстоянии 8-10 м. Повторять 10-12 раз.

  11. Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м. Повторить 10-12 раз.

  12. Броски обруча вперед, придав ему вращение с таким расчетом, чтобы он вернулся назад. Повторить 8-10 раз.

Упражнение “метка на стекле”

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30-35 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 см. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25-30 дней. Если за это время не наступит стойкая нормализация аккомодационной способности, то упражнения выполнять систематически с перерывом 10-15 дней. Первые два дня продолжительность занятия 3 мин., последующие два дня ˗ 5 мин., а в остальные дни ˗ 7 мин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!